Осуществлять анализ и контроль психологической безопасности образовательной среды в ДОУ можно по-разному, используя разные подходы [5]. Важно понимать, какова эта среда, в чем ее особенности, каковы наиболее значимые характеристики, те, без которых невозможно ее оценивать или утверждать сам факт психологической безопасности ребенка в ДОУ. Представляется, что разработка модели экспертизы безопасности образовательной среды ДОУ не только позволит, но и заставит выделить те характеристики, без которых невозможно оценить или с достаточной достоверностью утверждать сам факт наличия или отсутствия этой безопасности ребенка в любом ДОУ.
Примечания
1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. проф. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. С. 27.
2. Там же. С. 166.
3. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002; Мириманова М. С., Ковров В. В. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды сквозь призму проектного подхода // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень ГЭП второго уровня / ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. № 1. С. 39-43; Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1999.
4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1999. С. 51.
5. Мириманова М. С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень. М., 2009. № 3. С. 12.
УДК 159.99
О. В. Вихристюк
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обсуждается проблема подросткового и молодежного суицида в контексте создания программы профилактики суицидального поведения в системе образования; раскрываются основные направления профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних и молодежи.
The article discusses the problems of adolescent and youth suicide in the context of building up a suicidal behavior prevention program in the educational system; the main trends of adolescent and youth suicidal behavior prevention are exposed.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, профилактика суицидального поведения, ауто-агрессивное поведение подростков и молодежи.
Keywords: suicide, suicidal behavior, suicidal behavior prevention, autoaggressive behavior of adolescents and young people.
Одна из острейших проблем современного российского общества - проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи.
По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского за 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает каждый 12-й подросток. По данным американских исследователей [1] на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток [2].
Основные причины суицида молодежи: неразделенная любовь, конфликты со сверстниками, близкими, родителями, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема молодежных суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками и моло-
10. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (№ 12-06-00719).
© Вихристюк О. В., 2012
дежью интернет-ресурсов. Кроме того, растет распространенность и легкодоступность алкоголя, наркотических средств среди молодежи, которые нередко являются составной частью суицидальной попытки, притупляя чувство самосохранения.
Среди подростков в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома и чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства. Попытки суицида также часто связаны с испытанным унижением, например неудачи в школе или на работе, или межличностный конфликт с романтическим партнером. С диагнозом «расстройство личности» совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза [3], и порядка 80% совершивших самоубийство подростков можно было бы поставить диагноз постравматического стресса или проявления симптомов насилия и агрессии [4].
Мощным фактором, влияющим на молодого человека, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков и молодежи все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т. п.). Спецификой подросткового и юношеского возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации молодой человек может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило, вызывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе.
Проблема подросткового и молодежного суицида является комплексной и требует полипрофессионального подхода с участием различных ведомств. Вместе с тем, поскольку большая часть жизни современных подростков и молодежи связана с образовательными учреждениями, то именно система образования может стать реальной площадкой для работы по раннему выявлению и профилактике суицидального поведения учащихся. Решение этих задач можно существенно продвинуть через деятельность общеобразовательных и высших учебных учреждений.
П. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в своем письме о суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву отмечает, что «в стране отсутствует система суицидологической помощи как
таковая» [5]. Службы, оказывающие суицидоло-гичекую помощь, не укомплектованы профессиональными кадрами, отсутствует межведомственное взаимодействие, остро ощущается нехватка психологов в образовательных учреждениях. В качестве предложений по совершенствованию деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних П. Астахов предлагает разработать и принять федеральную целевую программу «Охрана психического здоровья детского населения страны на 2012-2016 годы».
По мнению отечественных исследователей, система профилактики суицидального поведения должна иметь три звена в зависимости от степени развития суицидальных тенденций. Первичное звено направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика - это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска [6].
Хотя по данным ЮНИСЕФ Россия занимает первое месте по количеству суицидов среди подростков и молодежи (например, в США бьют тревогу в связи с тем, что каждый год там предпринимают попытки самоубийства примерно 2000 подростков, у нас же это число в два раза больше), в нашей стране до сих пор отсутствуют масштабные программы профилактики суицидального поведения у подростков и молодежи [7]. Важнейшей частью таких программ должны стать профилактика и своевременное выявление уровня психического здоровья у школьников и студентов. Не менее важно наличие специальных служб и профессионалов, которые способны оказать высококвалифицированную помощь детям, находящимся в состоянии дезадаптации, а также (что нередко еще более важно) провести необходимую работу с родителями и педагогами [8].
Программа профилактики суицидального поведения в системе образования может реализовы-ваться по ряду направлений - медицинскому; психологическому; психолого-педагогическому и образовательному; информационно-просветительскому; социальному.
Реализация медицинского направления в системе образования подразумевает, прежде всего, укомплектование образовательных учреждений общего и высшего образования медицинскими кабинетами, обеспечение кадровым составом, прошедшим соответствующую подготовку.
Психологическое направление связано, во-первых, с комплексной модернизацией психологической службы системы общего и высшего образования, которая должна включать:
- укомплектование образовательных учреждений общего и высшего образования психологами как обязательными специалистами;
- введение в спектр приоритетных направлений психологической службы образования работы по антикризисному сопровождению участников образовательного процесса;
- модернизацию/создание антикризисных подразделений на базах городских (региональных) Центров психолого-педагогического медико-социального сопровождения (Центров диагностики и коррекции), курирующих образовательные учреждения по территориальному признаку.
Во-вторых, необходимо на федеральном уровне разрабатывать и реализовывать систему регулярных скрининговых исследований (мониторин-гов), направленную на оценку антивитальных тенденций и аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних и молодежи; личностных особенностей детей и подростков, склонных к суицидальному поведению; эффективности стратегий оказания кризисной психолого-психиатрической помощи детям и подросткам; «суицидальной бдительности» специалистов образовательных учреждений различного вида и типа (учителя, преподаватели вузов, преподаватели дополнительного образования, социальные педагоги, психологи).
В настоящее время межведомственная разобщенность в вопросах раннего выявления суицидального поведения среди подростков и молодежи ведет к размыванию ответственности, потере времени в ситуациях, требующих активного вмешательства с целью превенции суицидального поведения. Следовательно, необходимо поддерживать и развивать единую систему экстренной медико-психологической помощи (очной, заочной) несовершеннолетним, молодежи и их семьям на основе межведомственного взаимодействия. Практика показывает, что сегодня уже недостаточно только поддерживать работу «телефонов доверия» (анонимной экстренной психологической помощи по телефону), необходимо создавать единый алгоритм работы специалистов разных ведомств по выявлению, предупреждению, профилактике суицидального поведения, а в целом антивитальных настроений и аутоагрессивного (саморазрушающего) поведения среди детей, подростков, молодежи.
Следующее направление профилактики суицидального поведения в системе образования - психолого-педагогическое, образовательное направление, которое включает в себя разработку и реализацию программ переподготовки, повышения квалификации, стажировок для психологов, педагогов-психологов, классных руководителей, преподавателей высших учебных заведений, социальных педагогов, наставников образовательных учреждений в области профилактики развития антивитальных тенденций и аутоагрессивного поведения у
детей, подростков и молодежи, оказания им первичной кризисной психологической помощи. Практика показывает, что готовность психологов образовательных учреждений к работе с молодым человеком, нуждающемся в экстренной психологической помощи, декларируется, но не всегда имеет под собой основание в виде теоретических, а тем более практических знаний и умений. Внедрение обязательных вариативных программ повышения квалификации для специалистов, работающих в системе образования с подростками и молодежью, позволит повысить компетентность работников сферы образования в вопросах раннего выявления и предупреждения суицидального поведения среди подростков и молодежи.
Кроме того, представляются необходимыми создание в образовательных учреждениях программ профилактики антивитальных тенденций и аутоагрессив-ного поведения среди подростков и молодежи: оптимизация внеурочной учебно-воспитательной работы через дополнительное образование (в т. ч. клубы выходного дня) и организацию коллективно-творческих дел, поддержка социальных инициатив учащихся, развитие школьного ученического самоуправления, привлечение родительской общественности к решению текущих вопросов образовательного учреждения, проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на снижение учебного стресса в предэкзаменационный и экзаменационный периоды, развитие системы школьной медиации. Вместе с тем, в ряде образовательных учреждений имеется опыт реализации образовательного модуля под условным названием «Школа жизнестойкости» для подростков, молодежи и их родителей, направленного на профилактику суицидального поведения, антивитальных настроений, деструктивных форм поведения в стрессовых ситуациях.
В настоящее время средства массовой информации играют огромную роль, оказывая значительное влияние на отношения, убеждения и поведение людей. Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть восприимчивого человека к суициду, может стать неграмотное освещение самоубийств в прессе. Напротив, вовремя обнародованные тревожные предупредительные признаки суицидального поведения могут помочь общественности осознать маркеры суицидального поведения, развеять мифы о самоубийстве, одновременно подать надежду тем, кто потенциально суицидален и нуждается в переосмыслении стоящих перед ним (нею) альтернатив [9]. Информационно-просветительское направление профилактики суицидального поведения должно предусматривать разъяснительную работу среди представителей СМИ, освещающих трагические события (подростковые, молодежные суициды), в целях принятия внутренних этических норм, направленных на предупреждение излишне подробного освещения деталей совершения суицидов в инфор-
мационных сообщениях, вызывающих нездоровый интерес к данным событиям у подростков и приводящих к риску увеличения количества суицидов среди несовершеннолетних.
Кроме того, необходимо вести отдельную работу, связанную с противодействием пропаганде детских, подростковых и молодежных суицидов в интернет-среде. Такой работе могло бы способствовать создание и продвижение интернет-портала кризисного психологического консультирования для подростков и молодежи («Антикризисный интернет-портал», нацеленный на профилактику суицидальных намерений в молодежной среде), целью которого стало бы оказание комплексной психолого-педагогической и информационной помощи в кризисных ситуациях подросткам, молодежи, родителям, работникам сферы образования. В рамках работы антикризисного портала станет возможной реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб экстренной психологической помощи, развенчание мифа «романтики и героизации» уходов от трудных ситуаций путем суицида.
Следующее направление профилактики суицидального поведения в системе образования связано с реализацией направлений социальной помощи семье в кризисной ситуации, в т. ч. организация системы профилактики суицидального поведения через работу с социальным окружением подростков, молодежи из семей, находящихся в социально опасном положении, по запросам образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и т. д. Подобного рода работу могли бы осуществлять структурные подразделения социального сопровождения и помощи в городских (региональных) Центрах психолого-педагогического медико-социального сопровождения (Центрах диагностики и коррекции). Вместе с тем необходимо создавать государственные подразделения (например, реабилитационные центры (на базе детских оздоровительных лагерей круглогодичного действия), специализирующиеся на оказании психолого-медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию (в том числе склонным к суицидальному поведению). Основными направлениями деятельности подобных подразделений могут являться:
- разработка профильных смен для психолого-медико-социального сопровождения отдельных категорий несовершеннолетних, а также детей, переживших психотравмирующие ситуации:
- реабилитация детей и подростков, переживших психотравмирующие ситуации;
- сопровождение детей и подростков, жизнедеятельность которых объективно нарушена в ре-
зультате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- профилактика девиантного и суицидального поведения подростков и молодежи.
Проблема суицидального поведения требует от всех работников сферы образования понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, тесного сотрудничества с психиатрами (кабинетами социально-психологической помощи при кризисных состояниях), организации профилактической работы, в том числе по обучению детей, подростков и молодежи навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций. Профилактика здорового образа жизни, развитие личности каждого ребенка, формирование положительных ценностных жизненных установок, сохранение и развитие психологически здоровой взрослеющей личности являются приоритетными задачами в профилактике суицидального поведения детей, подростков и молодежи [10].
Примечания
1. Исследование проведено в Center for the Study of Suicide, University of South Carolina, Columbia, SC 29208, USA.
2. Maris RW. Suicide. Lancet 2002. C. 320.
3. Blumenthal S. Youth suicide: Risk factors, assessment, and treatment of adolescent and young adult suicide patients. Psychiatric Clinics of North America, 1990. P. 12.
4. Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств: справочное пособие для работников СМИ. Женева, 2006. C. 9.
5. Письмо «О суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних» на имя Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахова (от 03.06.2011).
6. Тулин К. А., Морев М. В. Суицидальное поведение населения: факторы риска и возможности управления // Материалы XI международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом ВШЭ, 2011. С. 227.
7. Холмогорова А.Б, Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 19.09.2012).
8. Там же.
9. Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. Женева, 2000. С. 5.