юридические науки
основные направления преодоления административных барьеров в деятельности органов внутренних дел
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ТЫРЫШКИН,
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Ипакян А.П.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассматриваются направления преодоления административных барьеров в правоохранительной деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: государственные услуги, административные барьеры, правоохранительная деятельность.
Annotation. The article considers the ways of overcoming of administrative barriers in the law enforcement activities of the internal Affairs bodies.
Keywords: public services, administrative barriers, law enforcement.
Для того, что бы достичь высокого качества предоставляемых услуг с минимальным уровнем административных барьеров, необходимы действенные организационно-правовые средства, с помощью которых возможно достижение указанной цели.
Организационно-правовые средства по сути являются элементами, составляющими направления преодоления административных барьеров, имеющие организационно-правовую природу. Данные направления, взаимосвязанные между собой, составляют механизм преодоления административных барьеров. Соответственно, этот механизм представляет собой совокупность организационно-правовых средств, состоящих из установлений и технологий, с помощью которых происходит выявление и преодоление административных барьеров в процессе предоставления госуслуг органами внутренних дел.
Изучение процесса предоставления госуслуг органами внутренних дел, позволило определить следующие основные организационно-правовые направления преодоления административных барьеров, отвечающие современным технологическим достижениям:
1. Автоматизация процесса предоставления госуслуг, службами и подразделениями МВД России;
2. Совершенствование процесса предоставления госуслуг в электронном виде посредством Портала го-
сударственных услуг Российской Федерации и повышение их количества;
3. Предоставление госуслуг по линии МВД России в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Внедрение мониторинга качества предоставления госуслуг органами внутренних дел.
Одним из основных направлений преодоления административных барьеров является автоматизация процесса предоставления госуслуги, ведущая к сокращению количества посещения гражданином госоргана и количества непосредственных контактов гражданина с сотрудником ОВД, ответственным за предо став-ление госуслуги.
Внедрение автоматизированной системы предоставления государственных услуг позволит устранить ряд причин возникновения административных барьеров объективного и субъективного характера. В частности, организация деятельности по предоставлению госуслуг претерпит существенные изменения, которые, как уже упоминалось выше, сократят количество непосредственных контактов гражданина с сотрудником ОВД. Соответственно, те субъективные причины, которые могли проявиться при общении гражданина и сотрудника сводятся к минимуму и ни личная неприязнь, ни корпоративные или корыстные
174
Вестник Московского университета МВД России
№ 11 / 2014
юридические науки
интересы сотрудника не повлекут для гражданина обуславливаемых этими причинами барьеров, которые могли бы возникнуть в ходе обращения к сотрудникам ОВД. Организация процесса предоставления госуслуг с использованием автоматизированных систем, повлечет также сокращение времени осуществления административных процедур, а соответственно уменьшит время предоставления гражданину госуслуги, что увеличит пропускную способность подразделения, предоставляющего госуслуги.
Следующим направлением преодоления административных барьеров является совершенствование процесса предоставления государственных услуг в электронном виде. В настоящее время МВД России посредством Портала госуслуг в электронном виде предоставляется 35 государственных услуг, что значительно превышает количество госуслуг, предоставляемых в электронном виде другими министерствами и ведомствами. Однако процессу предоставления госуслуг в электронном виде должно уделяться и критическое внимание, так как в процессе экспериментального использования Портала госуслуг были выявлены существенные недостатки, такие как отмененные нормативные акты, устаревшие бланки заявлений на получение госуслуг, технические недоработки, не позволяющие направить заявление посредством Портала.
Достаточно актуальным организационно-правовым направлением преодоления административных барьеров является предоставление государственных услуг посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Хотя в настоящее время по линии МВД России ни одной госуслуги посредством МФЦ не оказывается, положительный опыт предоставления госуслуг по другим ведомствам показывает, что данное направление возможно реализовать и в МВД России.
Основное преимущество предоставления госуслуг посредством МФЦ — это территориальная доступность для граждан и возможность в одном месте получить государственные и муниципальные услуги по различным направлениям. А также разветвленная сеть МФЦ (территориальная доступность) позволит избежать очередей и нарушений сроков предоставления госуслуг.
Важным направлением преодоления административных барьеров является также разработка и внедрение мониторинга качества предоставления госуслуг
органами внутренних дел. Для того, чтобы механизм преодоления административных барьеров работал на опережение, необходимы обратная связь и другие инструменты, позволяющие еще до появления административного барьера выявлять сведения о причинах и условиях способствующих их появлению. В этом случае возможно будет устранять причины и условия до появления административного барьера, а при выявлении уже сформированного административного барьера соответствующие средства будут направлены на немедленное его устранение.
Оценить гражданину получившему госуслугу качество ее предоставления можно двумя способами: непосредственно в органе, где госуслуга была представлена и путем направления письма на электронную почту гражданина, если заявление на получение госуслуги он направлял в электронной форме со ссылкой на сайт вашконтроль.ру, где гражданин может оставить свой отзыв на полученную госуслугу и оценить ее по предложенным показателям. В органе, где гражданин получил госуслугу, можно организовать сбор талонов электронной очереди в специальные контейнеры, на одном из которых будет обозначено, что гражданину понравилось получение госуслуги, на втором — не понравилось. Таким образом, на первом этапе в органе, предоставившем госуслугу, можно будет в целом оценить ситуацию по количеству положительных и отрицательных отзывов, на втором этапе уже можно проанализировать более подробные отзывы граждан о полученной госуслуге, на основе анализа заполненных гражданами анкет. Конечно же не каждый гражданин пожелает оставить свой отзыв и тратить время на заполнение анкеты о предоставлении ему госуслуги, но времени это будет отнимать немного и по нашему мнению, если предоставление госуслуги оставит у гражданина положительное или отрицательное впечатление, то скорее всего он согласится оставить свой отзыв с благодарностью или с указанием тех моментов, которые ему не понравились в процессе получения госуслуги, тем более, если предложение оставить отзыв будет приходить гражданину на электронную почту с указанием сайта, где это можно сделать.
Рассмотренные направления применимы в ходе устранения административных барьеров по всем видам предоставляемых государственных услуг территориальными органами МВД России.
№ 11 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
175