УДК 343.8
Сам. Т. Ахмедханова, Саб. Т. Ахмедханова
а
0
H
1
s *
С
АХМЕДХАНОВА Самира Телхатовна Старший преподаватель кафедры таможенного дела а
Дагестанского государственного технического университета, кандидат юридических наук к
Адрес: Россия, 367015, Республика Дагестан, Махачкала, пр. Имама Шамиля, д. 70 E-mail: [email protected]
н
AKHMEDKHANOVA Samira Telhatovna б
Senior lecturer of the Department of Customs Affairs of the Dagestan State Technical University, у
Candidate of Juridical Sciences г
Address: Russia, 367015, Republic of Dagestan, Makhachkala, Imam Shamily av., 70 к
E-mail: [email protected] °
о
АХМЕДХАНОВА Сабина Телхатовна g
Доцент кафедры информационных технологий и прикладной информатики в экономике в
Дагестанского государственного технического университета, кандидат экономических наук р
Адрес: Россия, 367015, Республика Дагестан, Махачкала, пр. Имама Шамиля, д. 70 g
E-mail: [email protected] е
AKHMEDKHANOVA Sabina Telhatovna М
Associate professor of the Department of Information Technologies and Applied Informatics В
in Economics of the Dagestan State Technical University, Candidate of Economical Sciences О
Address: Russia, 367015, Republic of Dagestan, Makhachkala, Imam Shamily av., 70 p E-mail: [email protected]
о
Основные направления предупреждения преступлений, совершаемых женщинами в обществе The main directions of prevention of crimes committed by women in society
В настоящее время как зарубежными, так и отечественными криминологами разработана целая система направлений социально-криминологической профилактики и предупреждения преступлений, совершаемых женщинами в обществе. Основными направлениями данной программы должны являться: целенаправленное воздействие на структуру, динамику роста преступности, причины, способствовавшие совершению преступлений женщинами, разработка мер воздействия в отношении отдельных физических лиц, совершивших или намеревающихся совершить преступления.
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, женская преступность, государственная политика, противодействие терроризму, социальная справедливость, нравственность, нейтрализация преступности.
Currently, both foreign and domestic criminologists have developed a whole system of socio-criminological prevention and prevention of crimes committed by women in society. The main areas of this program should be: focused impact on the structure and dynamics of rising crime, the causes contributed to the Commission of crimes by women, develop measures against individuals committing or intending to commit a crime.
Keywords: prevention, prevention, female crime, public policy, counter terrorism, social justice, morality, neutralization of crime.
о
Предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых женщинами на протяжении тысячелетий, является основой трудов многих учёных. С тех пор как существует государство, его структуры принимали активное участие в разработке правовых концептуальных, стратегических основ и методических обеспечений предупреждения преступлений. Важнейшим направлением деятельности многих отечественных криминологов в советское время (60-80-е гг.) была разработка практических и теоритических моделей профилактических мероприятий противоправного поведения женщин в обществе, к тому же данное направление находило практическую реализацию.
В этот период возникает множество общественных организаций по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений: на предприятиях, в учреждениях и организациях - советы по профилактике, товарищеские суды и народные дружины, в системе МВД - служба, специально занимающаяся предупреждением и профилактикой преступлений. Работниками данной службы в МВД проводились профилактические мероприятия в учебных заведениях. «В советское время имелась продуманная и хорошо работающая во всех структурах система по предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений. Она работала очень эффективно: внимание многих зарубежных деятелей привлекало то, что мы делаем, они пытались перенять и реализовать у себя всё положительное, хотя не все иностранные специалисты соглашались с этим, и видели советскую систему предупреждения преступлений как проявление тоталитаризма, с чем нельзя согласиться», - отмечает Ю.М. Антонян [1].
Однако в последние десятилетия прошлого века отечественные криминологи придерживались мнения, что «основательно просчитанной и хорошо работающей, глу-
боко проникшей во все сферы и в то же время юридически обоснованной стратегии противодействия преступности» в нашей стране нет. «На первых стадиях проведения реформ была допущена ошибка, осуществлён отказ от идеи перво-степенности системы предупреждения в работе структур, направленных на борьбу с преступностью, на социальную и криминологическую профилактику». «В нынешнее время предупредительная работа проводится хаотично и в ограниченных рамках». «В нашей стране на современном этапе развития отсутствует единая концепция уголовной политики государства, и это отрицательно в последующем сказывается на характере формирования уголовно-правовых мер предупреждения и борьбы с преступностью с 1993 г.»
В настоящее время приоритетное место в борьбе с преступностью силы государства, направленные на противодействие терроризму. Именно терроризм является центром тяжести борьбы с преступностью. Это направление было выбрано Россией после кровавых событий в московском метро, после захвата террористами заложников в школе № 1 в городе Беслан 1 сентября 2004 г., после крушений самолетов при срабатывании взрывных устройств, после теракта в Грозном в день победы нашего государства во Второй мировой войне. Неотъемлемой частью государственной политики стала борьба с терроризмом, целью которой являются обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны [2].
Борьба с так называемыми малозначительными преступлениями и правонарушениями теперь бесполезна и не требует особого внимания. Такие рассуждения, на первый взгляд, кажутся вполне обоснованными. Напрашивается вывод, что в новых условиях России не нужно восстанавливать профилактические институты и организации: хорошо
Уголовное право и уголовный процесс
^ работавшие в советское время в условиях тоталитарного 2 режима, вряд ли сегодня они будут жизнеспособны. Однако ^ полностью отказываться от преемственности в условиях развития новых направлений, на наш взгляд, не стоит. Ведь ^ профилактическая работа, как и меры предупреждения, ^ нуждаются в соблюдении преемственности, но в тоже ^ время с сочетанием обновления отдельных её направле-^ ний. Учёные современной России справедливо отмечают: у «Правовая преемственность является основой общественно ной жизни. Отвергаться и отбрасываться стереотипы прошлого, которые хорошо служили советскому обществу, ^ не должны. Новые формы, новое правовое государст-^ во должно воспринимать правовой уклад каждой эпохи не а как музейный экспонат, который должен находиться в не-5 прикосновенности и для всеобщего обозрения, а как основу д для формирования мощной современной правовой системы ¡^ со своими первостепенными приоритетами». ^ Поэтому для последующей нейтрализации женской
8 насильственной преступности как одного из специфических ^ видов в современном обществе, для её предупреждения и о профилактики необходима система мер государственного и ° общественного воздействия на причины и условия появле-^ ния и существования преступности в целях её дальнейшего ^ пресечения. Планирование, реализация мероприятий предке упредительного воздействия на женскую преступность осу-&1 ществляются субъектами органов государственной власти 5 и местного самоуправления, должностными лицами, пред-^ ставителями различных общественных сообществ и объеди-^ нений на различных уровнях и в различных масштабах [3]. Я Современная политика государства в области безопас-
ен ности нации, борьбы с преступностью и терроризмом имеет « свои цели: 1) сдерживание и сокращение количества женских Я преступлений путём противодействия различным кримино-о генным процессам; 2) стремление к созданию и укреплению в д атмосфере относительного спокойствия и стабильности для того, чтобы женщины чувствовали себя в современном мире комфортно и ощущали себя нужными; 3) с переходом некоторых лиц на преступный путь появляется угроза правам, свободам и законным интересам членов общества и их слабой стороне - женщинам, которую необходимо устранять соответствующим государственным структурам; 4) обеспечить исправление лиц, вступивших на преступный путь, мерами предупредительного воздействия, и их ресоциализацию.
Однако реальность показывает, что органы прокуратуры, юстиции и внутренних дел в связи с отсутствием правовой регламентации предупредительной и профилактической работы приостанавливают процесс выработки единого подхода к использованию норм права и законодательства. Материальные средства играют также свою роль в решении данного вопроса, с экономическими факторами должно считаться любое государство, тем более в условиях кризиса и санкционных ограничений. Однако политика любого государства и общества должна быть направлена на разработку мощной антикриминальной структуры. На территории Северного Кавказа социальная политика нуждается в существенной коррекции, усилия государства должны быть направлены на решение социальных вопросов по бытовому устройству населения и обеспечению его рабочими местами. Такая политика существенно ограничит стремления работодателей терроризма пополнять свои ряды новыми смертниками и убийцами [4].
Решение глобальных политических, нравственных, социальных, экономических, а также правовых проблем и проблем, которые определяют само существование насильственной женской преступности в семье, является основой разработки программы по предупреждению преступлений, совершаемых слабым полом. Возникает необходимость пересмотреть место и роль женщины в современном обществе, способствовать повышению её статуса и оказывать ей поддержку и помощь в этом для того, чтобы она могла реализовать основные функции женщины как в обществе, так и в семье. Если говорить о современном обществе, то у женщины почти нет выбора: либо она занимается семьёй и полностью себя посвящает дому и воспитанию детей, либо реализуют свой потенциал в деловом мире. Но в любом случае её положение унизительно, в отличие от противоположного пола. Если говорить о первом случае, она лишает семью заработка, материальных благ и в то же время не может реализовать свои способности в производстве, в научной среде, в бизнесе. Во втором случае она посвящает себя работе, отдаёт на это все свои силы, а семья, её потребности уходят на второй план. Домашний труд женщины необходимо компенсировать как
морально, так и материально, освободить её от конкуренции и насилия над собой, компенсировать создавшуюся несправедливость лаской и тёплым отношением родных и близких: ведь женщина должна воспитывать детей, быть хозяйкой, быть деловым человеком, но не за счёт напряжения собственных сил, а на основе государственной поддержки и программы, направленной на обеспечение именно этой роли женщин.
Именно здоровая экономика страны должна быть направлена на решение сложной и важной социальной задачи, предоставить право женщине свободно выбирать или работать и заниматься общественной деятельностью, или воспитывать детей и быть домохозяйкой, либо совмещать эти занятия. При этом во всех сферах работы для них должны быть созданы соответствующие условия [5].
Политика современного государства должна быть направлена на улучшение положения женщин в обществе. Для борьбы с таким злом, как преступное насилие, первостепенное значение имеет рост экономического благосостояния людей и решение проблем повседневного существования. Нужно обеспечить равный доступ женщин - так же, как и мужчин - к таким важным социальным услугам, как образование, питание, здравоохранение, включая охрану репродуктивного здоровья, иммунизацию и защиту от болезней. Все эти меры профилактики являются способом защиты от действительных и мнимых опасностей, способствуют снижению тревожности людей, которая порождает агрессивность. Государству в этих целях необходимо подготовить национальную программу, направленную на улучшение всех сфер жизнедеятельности женщин. Семья, её ценности и приоритеты, нравственное воспитание подрастающего поколения, гендерное равенство во всех областях жизнедеятельности мужчин и женщин, включая семью, сферу производства, делового общения должно быть положено в основу национальной программы.
Основной социально-экономической и правовой политикой современного государства, способствующей повышению эффективности борьбы с насильственной преступностью женщин, является признание семьи основной ячейкой общества и главным его приоритетом. Именно эта политика будет направлена на преодоление негативных тенденций и улучшение материального положения семьи, оказанию помощи нетрудоспособным, нуждающимся членам семьи, создание условий для сочетания трудовой деятельности женщин и выполнением семейных обязанностей. Прежде всего, семья несёт ответственность за нормальное воспитание и развитие будущего поколения, за охрану их здоровья и устройство в современном мире, поэтому при разработке программы необходимо основываться на признании ведущей роли семьи. В настоящее время здоровая и полноценная семья, социальное благополучие, участие гражданского общества в улучшении и преобразовании жизни семьи и детей, обеспечение для них хорошего будущего - вопросы общегосударственной важности. Именно семья становиться основным субъектом предупреждения и профилактики женской преступности [6].
Дети и молодёжь должны быть в центре внимания государства и общества, т.к. именно они являются нашими представителями в будущем. Политика государства должна включать в себя заботу о детях до их рождения и после, оказывать помощь родителям в воспитании детей, открывать новые детские учреждения, которые направлены на обучение детей. Главная цель такой политики - с самого раннего возраста удерживать детей и подростков от противоправных действий, что оградит их от преступного поведения в будущем. Для реализации этих профилактических программ необходимо финансирование со стороны государства, нужно выбрать приоритеты государственной политики: если мы сейчас не остановим малолетнюю преступницу, то в будущем можем получить взрослую рецидивистку [7].
Молодёжь - наше будущее, и поэтому необходимо: 1) вовлекать молодёжь в активную общественную жизнь, разъяснять им их права и обязанности, устанавливать соответствующие гарантии, поощрять деятельность, которая будет воспитывать в них чувство гражданской ответственности; 2) вовлекать в мероприятия по предупреждению и профилактики правонарушений и преступлений, решать с ними вопросы, касающиеся семейной жизни, здравоохранения, профессиональной подготовки, что поможет им в будущем выбрать правильное занятие и направление в жизни; 3) обеспечивать профессиональную подготовку, рабочие места, склонять работодателей к тому, чтобы те проводили профессиональную подготовку будущих кадров, оказывать по-
мощь тем, кто не смог справиться со школьной программой и покинул школу, открывать для них соответствующие образовательные учреждения, где проводилась бы их подготовка как будущих специалистов и обладателей востребованной профессии; 4) приложить усилия для установления более тесных связей между поколениями, воспитывать будущие поколения, чтя традиции и устои семьи, прислушиваться к про фессиональному опыту старшего поколения, ведь жизнь им придется строить путем проб и ошибок, но при этом они всегда должны ощущать естественные поддержку и различные формы родительского наставничества [8].
В целях совершенствования профилактической и предупредительной деятельности насильственной женской преступности в образовательных учреждениях приоритетное место в школе должно быть отведено образованию и воспитанию, ведь главная задача любого образовательного учреждения - подготовка детей к жизни. По словам Л.С. Выготского, «школьная система основана на европейских традициях, поэтому процесс обучения и воспитания учеников сводится к пассивному восприятию поучений учителя и предначертаний учебников, а это является несуразным педагогическим подходом, поскольку в основу воспитательного процесса ученика должна быть положена именно его деятельность, а искусство учителя направлено на то, чтобы направлять эту деятельность в правильное русло и регулировать её». Многие учителя и родители детей говорят сегодня о необходимости перестройки работы школы именно в этом направлении. Именно это направление нужно поддерживать и осознавать, что школа является главным этапом социализации молодой личности и в школе у неё формируется взгляд на всё окружающее. Изъяны неправильного семейного воспитания должна компенсировать школа, и в то же время оказывать помощь родителям. Школьное воспитание является основным фактором социализации и гуманизации несовершеннолетних из неблагополучных семей. Именно школа прививает детям чувство гордости за все свои успехи, мотивирует ответственность и подготавливает их к трудовой жизни [9].
Совместное обучение мальчиков и девочек в образовательных учреждениях России является общепринятым. Во всех регионах Российской Федерации дети обучаются по одной программе, учебникам, ведут занятия одни и те же преподаватели, ведь педагогический состав большинства школ России состоит из женщин. В некоторых аспектах наше образование нацелено на психологические особенности детей и подростков мужского пола, образование является «мужским», что в дальнейшем способствует достижению ими более высокого социального статуса. Это способствует тому, что лица женского пола попадая в специальные учреждения или колонии в несовершеннолетнем возрасте, теряют необходимость в приобретении навыков положительной социальной действительности. Современная образовательная
система не должна снижать уровень профессиональных и щ
социальных стремлений большинства девушек. Причиной с
порождения нравственных отклонений и антисоциальных ^
проявлений является отсутствие в школах специальной и
программы полового воспитания, неподготовленность С
родителей и педагогов к решению проблем полового вос- р
питания детей. Всё это способствует их отклонению от к
целесообразного педагогического влияния [10]. -
Приоритетным направлением государственной Я
политики, идеологии, согласно общественному мнению, е
должна стать защита женской культуры и женственности, тз
поскольку женственность означает не слабость, а приобре- у
тение права на своё женское мироощущение и восприятие г
действительности. к
Совершенствование межгосударственных, межлич- г
ностных, межэтнических взаимоотношений оказывает у
разрушающее воздействие на насильственную женскую пре- к
ступность, тем самым является, на наш взгляд, глобальным в
направлением в отечественной криминологии. Государству р
необходимо приступить к разработке и реализации про- и
граммы, направленной на поддержание малоимущих слоёв е
населения, оказание помощи многодетным семьям и семьям а
с детьми-инвалидами, разрешать проблемы, связанные м
с трудоустройством женщин, с получением ими соот- щ
ветствующего образования. Всё это будет способствовать &
утверждению общечеловеческих ценностей, реализации р
принципов социальной справедливости и возникновению с
здорового климата в семье [11]. И
Правовое воспитание женщин также будет способ- 3
ствовать принятию правильных решений, позволит им 3
соизмерять свои права и обязанности с законными интере- (
сами общества и государства. Лишь в условиях социальной 5
стабильности и экономического благополучия возможно 3
воспитание правопослушных граждан. Для полноценной 0
жизнидеятельности женщин необходима стабильная соци- 7 альная база, поскольку именно такая база является первоосновой для существования и развития нравственных начал. Это подчеркнула В.Н. Волкова: «Под воздействием тяжелых социальных условий нравственность женщин деформируется и преломляется». В настоящее время социальная психологическая и материальная помощь уязвимым слоям населения, таким как женщины, старики, дети, является главным условием выживания в современном обществе [12]. Как политика нашего государства, так и работа общественных структур должна быть направлена на воспитание правовой нравственности у молодежи. Ю.М. Антонян отметил: «Необходимо принять закон о защите нашей нравственности, в нём должны быть предусмотрены способы борьбы с опаснейшим злом: экономическими кризисами, социальным неблагополучием, аморальным воспитанием, правовой отсталостью, медицинской некомпетентностью работников, идеологической отсталостью».
Список литературы
1. Демина, К. А. Криминологическая характеристика и детерминанты современной женской преступности: по материалам Кемеровской, Новосибирской и Томской областей : дис. ... канд. юрид. наук / Демина Ксения Александровна. - Томск, 2011. - 194 с.
2. Качаева, М. А. Гендерные аспекты особенностей агрессивных преступлений, совершенных женщинами // Российский психиатрический журнал. - 2010. - № 6. - С. 4-10.
3. Кирсанова, О. С. Об особенностях криминальной мотивации женщин // Уголовно-исполнительная систем : право, экономика, управление. - 2010. - № 4. - С. 9-13.
4. Осипян, Н. Б. К вопросу об актуальности исследования психологических особенностей женской насильственной преступности // Юридическая психология. - 2010. - № 3. - С. 32-35.
5. Подолюк, М. Л. Социально-демографическая характеристика личности убийцы женского пола // Российский следователь. - 2010. - № 14. - С. 33-35.
6. Рейнгардт, Н. В. Женщина перед судом уголовным и судом истории / изд. 3-е, [репр.]. - М. :URSS : [Либроком, 2011]. - 118 с.
7. Синьков, Д. В. Некоторые социально-экономические детерминанты женской преступности // Российский следователь. - 2009. - № 18. - С. 28-30.
8. Соловьева, Н. А. Выученная беспомощность женщин в структуре криминалистической характеристики насильственных преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2011. - № 2 (17). - С. 124-131.
9. Степанян, Ш. У. Алкоголизм и наркомания - причины женской преступности // Юрист-правовед. - 2009. -№ 5. - С. 123-126.
10. Степанян, Ш. У. Особенности женской преступности в современной России // Гражданин и право. - 2009. -№ 11. - С. 89-96.
11. Степанян, Ш. У. Современная женская преступность в России и пути её предупреждения // Российский следователь. - 2011. - № 8. - С. 27-33.
12. Щербакова, Л. М. Женская насильственная преступность в современной России: криминологические проблемы : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Щербакова Людмила Михайловна. - М., 2008. - 59 с.
© Ахмедханова Сам. Т., Ахмедханова Саб. Т., 2017