УДК 339.137.2 ББК 65.291 Л 88
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(Рецензирована)
Лысенко Татьяна Александровна,
соискатель кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Тел.: (905) 519 58 48, e-mail: [email protected]
Аннотация. Транспортная отрасль - одна из важнейших отраслей хозяйства, а также крупнейшая составляющая экономической инфраструктуры страны. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России. Из-за огромной территории России, процент транспортного покрытия территории очень низкий. Суровый климат и необходимость длительных перевозок грузов на большие расстояния обуславливают определенные требования к характеристикам транспорта. Регулярность движения в любое время года, высокая скорость, способность осуществлять перевозку массовых потоков грузов и пассажиров, по относительно низкой себестоимости долгое время являлись ключевыми преимуществами железнодорожного вида транспорта. Поэтому целью настоящей статьи является обозначение существующих проблем управления конкурентоспособностью субъектов транспортного рынка, и выявление основных тенденций в конкурентной борьбе. Одним из главных рисков для транспортных компаний, как на внутреннем, так и на внешних, рынках является снижение объемов перевозимых грузов, которое может привести к снижению операционной прибыли и реинвестиций, а также неравномерная загруженность магистралей. Можно предположит, что одним из самых очевидных мероприятий, направленных на повышение эффективности и уровня конкурентоспособности является логистика транспортных и денежных потоков. Целесообразны также экономические тандемы для коммерциализации технико-технологических инноваций, в том числе и с государственными средствами. Со стороны государства необходимо принять некоторые меры по дерегулированию транспортной отрасли и расширить форму и спектр услуг.
Ключевые слова: транспортная отрасль, конкурентоспособность, государственное регулирование, транспортные тарифы, государственно-частное партнерство, инвестиции, подвижной состав.
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF JSC "RUSSIAN RAILWAYS»
(Reviewed)
Lysenko Tatyana Aleksandrovna,
candidate of the Department of financial management of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow. Ph.: (905) 519 58 48, e-mail: [email protected]
Summary. The transport sector is one of the most important sectors of the economy, as well as the largest component of the country's economic infrastructure. Rail transport is the main mode of transport in Russia. Due to the huge territory of Russia, the percentage of transport coverage is very low. The harsh climate and the need for long-term longdistance transportation of goods cause certain requirements to the characteristics of transport. The regularity of traffic at any time of the year, high speed, the ability to carry out the transportation of mass flows of goods and passengers at a relatively low cost for a long time were the key advantages of rail transport. At present, it is necessary to expand competitive positions.
Therefore, the purpose of this article is to identify the existing problems of management of competitiveness of the transport market, and identify the main trends in competition. One of the main risks for transport companies, both domestic and foreign, is a decrease in the volume of goods transported, which can lead to a decrease in operating profit
and reinvestment, as well as uneven load of highways. It can be assumed that one of the most obvious measures aimed at improving efficiency and competitiveness is the logistics of transport and cash flows. Economic tandems for commercialization of technical and technological innovations, including with state funds, are also expedient. On the part of the state, it is necessary to take some measures to deregulate the transport sector and expand the form and range of services.
Keywords: transport industry, competitiveness, state regulation, transport tariffs, public-private partnership, investments, rolling stock.
Определение основных направлений повышения конкурентоспособности ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») необходимо для повышения результатов деятельности данной организации, а также для совершенствования инфраструктуры и сервиса транспортной системы в России. Эффективная деятельность организаций, функционирующих в транспортной отрасли, способствует росту экономики страны. Поэтому целью настоящей статьи является обозначение существующих проблем управления конкурентоспособностью субъектов транспортного рынка, и выявление основных тенденций в конкурентной борьбе в транспортной отрасли. В качестве репрезентативных предприятий рассматривались ОАО «Российские железные дороги» и ПАО Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», которые представляют собой субъекты естественной монополии, относящиеся к транспортной отрасли. Создание конкурентных преимуществ естественными монополиями это почти феномен, и чаще всего можно услышать о лидерстве в издержках. Поэтому, повышение уровня конкурентоспособности естественных монополистов транспортной индустрии является важной задачей не только руководства данной компании, но и государства в целом.
Транспортная отрасль определяет инфраструктуру любого государства. Из-за огромной территории России процент транспортного покрытия территории очень низкий. В связи с суровым климатом и необходимостью длительных перевозок грузов на большие расстояния возникают определенные требования к видам транспорта. Эти проблемы в настоящее время решает ПАО Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», конструируя новые вагоны, автомобили и прочие виды транспорта, способные осуществлять перевозки в любую погоду, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в России. Хотя по объему грузооборота лидирует трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт является универсальным. Регулярность движения в любое время года, высокая скорость, способность осуществлять пере-
возку массовых потоков грузов и пассажиров, относительно низкая себестоимость перевозок являются ключевыми конкурентными преимуществами железнодорожного вида транспорта. Транспортная отрасль характеризуется межвидовой конкуренцией. Так, конкуренция между автомобильным, речным и воздушным транспортом требует специфического анализа конкурентных позиций организаций, работающих в транспортной отрасли. В этом аспекте конкурентоспособность характеризуется, прежде всего, надежностью и безопасностью [1, с. 285-288].
Для выявления основных направлений повышения уровня конкурентоспособности ОАО «Российские железные дороги», необходимо проанализировать существующие риски, способные снизить конкурентоспособность корпорации. Так, одним из главных рисков для ОАО «РЖД», как на внутреннем, так и на внешних, рынках является снижение объемов перевозимых грузов, которое может привести к снижению операционной прибыли и реинвестиций, что угрожает эффективности развития производственной базы. Доля ОАО «РЖД» на рынке пассажирских перевозок в общем транспортном балансе постепенно снижается за счет роста доли перевозок автомобильным и воздушным транспортом. В настоящее время при осуществлении пассажирских перевозок в дальнем следовании ОАО «РЖД» конкурирует на «длинных» маршрутах - с авиаперевозчиками, на «коротких» - с автоперевозчиками [2].
Для управления конкурентоспособностью и ее поддержания на удовлетворительном уровне у естественных монополистов с постоянной избыточной мощностью был создан инструмент, предполагающий работу в тандеме нескольких компаний. Поэтому одно из направлений развития сервиса это тарификация перевозок и создание мультивалютных транспортных документов1.
Другое предприятие, ПАО Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», занимается проектированием, производством, лизингом, сервисным обслуживанием грузовых вагонов и их перевозками. В 2016 г. она выпустила 16 тыс. штук грузовых магистральных вагонов из общего выпуска 37 тыс. штук в России.
1 Федеральная служба по тарифам Российской Федерации - Режим
доступа: http://www.fstrf.ru/about/reglaments
Таблица 1
Консолидированный структурный портфель 2
Ценные бумаги, из которых состоит портфель: Формирование портфеля на дату 06.02.2015 Состояние портфеля на дату 19.02.2018
№ Тикер кУРс акций, ру<5. Кол-во акций, млн шт. Стоимость акций и портфеля, млн руб. Курс акций, ру< Стоимость акций и портфеля, млн руб. Годовая доходность, % Wi
1 ПАО ВТБ VTBR 0,068 730, 67 50 0,0517 37, 812 -24,38 0,1
2 ПАО РУСПОЛИМЕТ RUSP 0,508 98,425 50 0,475 46, 751 -6,50 0,1
3 ПАО ЛЕНЭНЕРГО LSNG 5,63 17,761 100 5,34 94, 849 5,15 0,2
4 ПАО СЕВЕРСТАЛЬ CHMF 909,8 0, 164 150 936 154,31 2,88 0,3
5 ГРУППА ЧТПЗ CHEP 124,9 1,200 150 150 180, 144 20,10 0,3
Всего 500 513,87 -2,61 1
Таблица 2
Расчет показателей инвестиционной эффективности3
Период (год), T Денежный поток Денежный поток нарастающим итогом
0 (-788 403 000) 0
1 110 370 000 110 370 000
2 145 200 000 255 570 000
3 180 320 000 435 890 000
4 207 940 000 643 830 000
5 228 860 000 872 690 000
6 256 348 000 1 129 038 000
срок окупаемости 4,63
длительность проекта 6
IRR 10%
NPV 340 635 000
Доходность 10%
2 Расчет произведен на основе информационной базы Рейтере
3 Расчет произведен на основе информационной базы Рейтере
Акции обоих холдингов входят в первый уровень списка ценных бумаг. По результатам SPO free-float компаний увеличился до 21,05% за последний отчетный период. Также компания сформировала портфель, который в долгосрочной перспективе обеспечит доходность реальных инвестиций, хотя в текущий момент многие позиции являются убыточными.
Анализ консолидированного структурного портфеля (табл. 1) показал, что доходность ценных бумаг пока отрицательна, но у этих компаний есть будущее. ПАО «НПК ОВК» запустил проект по запуску производства вагонов содержащих комплектующие из высокопрочного чугуна с изотермической закалкой. Планируемый объем производства
- 30 000 шт. вагонокомплектов в год. Показатели эффективности инвестиций, представлены в таблице 2. Для повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД» необходимы действия не только руководства данной компании, но и сотрудничество в тандеме с другими компаниями и государством, поскольку государство регулирует тарифы.
Прирост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в 2016 году повысился на 5,5 %, в 2017 году - на 4,5 %4. Хотя темпы роста превышают инфляцию, компании вынуждены, использовать неценовую конкуренцию. Можно дать возможность компании снижать тарифы для повышения конкурентоспособности или по-
4 Расчет произведен на основе информационной базы Рейтере
вышать их в случае необходимости покрытия эксплуатационных издержек. Государство оставляет за собой право установления размера максимальных тарифных ставок. Также государству будет необходимо принимать меры для предотвращения сговора перевозчиков по коллективному завышению тарифов.
Конкурентная борьба стала настолько дорогостоящей, что даже ПАО не в состоянии, часто справляться с конкурентным прессингом в одиночку. Рост прибыли даст возможность инвестировать средства в развитие железнодорожной сети, что повысит качество и безопасность предоставления услуг рассматриваемой компании.
Еще одной проблемой, не позволяющей повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, является действующая система ценообразования, основанная на использовании единых среднесетевых тарифных ставок в различных регионах России. В связи с этим, необходимо введение территориально-дифференцированных тарифов. Однако реализовать данные идеи раньше не было возможным из-за технической сложности решения подобной задачи. В настоящее время, в условиях информатизации задача дифференциации тарифов в зависимости от направления перевозок, региональных особенностей и других параметров существует возможность решить данную задачу. Дифференцировать тарифы можно не только на основании условий эксплуатации и коэффициентов интенсивности использования, железных дорог в регионах, но и в зависимости от предъявляемого клиентом требований качества транспортного обслуживания [3, с. 133-141,4].
Тем не менее, ОАО «РЖД» может улучшить свои финансовые результаты при одновременном снижении тарифов благодаря административному ресурсу и перераспределению работ, созданию совместных структурных продуктов. Известно, что одной из самых острых проблем, которая снижает конкурентоспособность ОАО «РЖД», является выявление случаев нецелевого использования федеральных средств, направленных на модернизацию инфраструктуры. В связи со значимостью деятельности, которую ведет ОАО «РЖД», государство оказывает финансовую поддержку данной организации в виде субсидий на развитие инфраструктуры, на покрытие убытков от содержания малодеятельных участков железной дороги и т.д. Так, к примеру, в марте 2015 года из Фонда Национального Благосостояния были выделены средства в сумме 50 млрд. руб. на реализацию инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием про-
возных и пропускных способностей». Однако на 01.01.2016 г. кассовый расход составил лишь 7% от предоставленной суммы, то есть 3,7 млрд. руб.5
На остаток средств по заключенному между ОАО «РЖД» и банком «ВТБ» договору были начислены процента в размере 4,2 млрд. руб. Полученные проценты, по словам аудитора Счетной Палаты Российской Федерации Валерия Богомолова, учтены обществом в составе доходов от финансовой деятельности и расходуются в целях обеспечения текущей деятельности. При этом на 30 из 88 объектах работы не велись вообще, а на 9 участках, где были приняты и оплачены работы, отсутствовала утвержденная проектная документация и разрешение на строительство6.
Более того, аудиторами Счетной Палаты РФ были выявлены факты неисполнением требований статьи 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, руководством ОАО «РДЖ» принимались решения, влекущие убыточную деятельность, получение меньшей, чем возможно прибыли, неэффективное использование имущества. Например, работы по инвестиционному проекту «Реконструкция и развитие Малого кольца московской железной дороги» ведутся в соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» от 15 сентября 2008 г. № 77-367/1071. Согласно пункту 3 Соглашения по МК МЖД работы по проекту «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги» ведутся в несколько этапов. Однако по состоянию на 26 ноября 2014 года работы реализованы не были7.
Таким образом, эффективное и целевое расходование средств, полученных из бюджетов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, можно рассматривать как инструмент конкурентной борьбы.
Еще одной существенной проблемой, стоящей перед ОАО «РЖД», является недостаток пропускных и провозных способностей на основных магистралях, высокий уровень износа основных производственных фондов, а также использование устаревших технологий. Перечисленные проблемы не позволяют компании предоставлять грузовладельцам высокое качество транспортного обслуживания и высокий уровень сервиса, что повлекло
5 Соглашение между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» от 15 сентября 2008 г. № 77-367/1071
6 Соглашение между Правительством Москвы и ОАО «РЖД» от 15 сентября 2008 г. № 77-367/1071
7 Результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности размеров потерь в доходах, возникающих в результате оказываемых открытым акционерным обществом «Российские железные дорог» услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 04.02.2015 - Режим доступа: http://www.acg.gov.ru/activities/control/20645
за собой «уход» высокодоходных грузов на другие виды транспорта.
Отсталость в технологическом развитии и техническом оснащении российского железнодорожного транспорта также является препятствием на пути повышения его конкурентоспособности. Однако повышение конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта напрямую связано с внедрением новых технологических систем и устройств, обновлением устаревших и сильно изношенных основных фондов, расширением инфраструктурного комплекса, что требует значительных объемов инвестиций.
Пропускная способность железных дорог в России на отдельных участках приблизилась к критической отметке (на Транссибе, БАМе, полигонах от Кузбасса в Центральный и Южный регионы, через Урал на Северо-запад, а также на подходах к портам). Поэтому в целях повышения эффективности работы российских железных дорог необходимо, в первую очередь ликвидировать узкие места [4,5].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что одним из самых очевидных мероприятий, направленных на повышение эффективности и уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» является снижение нагрузки по основным и наиболее загруженным магистралям и логистика транспортных потоков.
Таким образом, транспортные компании при стремлении повысить свою конкурентоспособность сталкивается, прежде всего, с организационными и экономическими проблемами - распределение больших денежных потоков и контроль их использования. Эти проблемы затрагивают не только железнодорожную отрасль, но и весь транспортный комплекс России. Так, для повышения уровня конкурентоспособности рассматриваемой компании целесообразны экономические тандемы для коммерциализации инноваций, в том числе и с государственными средствами. Со стороны государства необходимо принять некоторые меры по дерегулированию транспортной отрасли и позволить компании регулировать тарифы на свои услуги. Со стороны транспортных компаний востребованы логистические инновации по перераспределению денежных средств и транспортных потоков.
ИСТОЧНИКИ:
1. Грызунова Н.В. Управление финансами хозяйствующих субъектов: современные технологии кредитования рыночных субъектов в условиях дефицита ликвидности // Статистика и Экономика.
- 2014. - №6-2. - С. 285-288.
2. Кузнецов А.Н. Мониторинг внешней среды как аспект стратегического управления // Стратегии бизнеса. - 2015. - №4.
3. Грызунова Н.В., Киселева И.А. Определение параметров инфраструктуры туристских дестинаций // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II международной научно-практической конференции в 2-х частях. - 2016.
- С. 133-141.
4. Грызунова Н.В. Управление проектом, использование теории графов для регулирования распределения потока ресурсов в туризме // Логистика.
- 2013. - №3 (76). - С. 50-53.
5. Круглик В.М., Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч. пос. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 285 с.
6. Крюкова О.Г. Система предупреждения рисков как инструмент антикризисного управления // Проблемы развития современных социально-экономических систем. Материалы Международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. - 494 с. - с. 220-234.