Научная статья на тему 'Основные направления политики противодействия распространению наркозависимых и ВИЧ'

Основные направления политики противодействия распространению наркозависимых и ВИЧ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркозависимость / ВИЧ / противодействие / drug dependence / HIV / counteraction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Ережепов

В статье приводятся обзорные сведения, касающиеся основных направлений политики противодействия распространению наркозависимости и ВИЧ в современном мире. В частности обращается внимание на полярность принципов такого рода противодействия, и отсутствие консенсуса в использовании репрессивных и гуманистических принципов. Между тем достижение такого консенсуса необходимо с целью эффективной профилактики распространения наркозависимости и ВИЧ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е В. Ережепов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the clause the survey data, politicians of counteraction concerning the basic directions to distribution of drug dependence and HIV in the modern world are resulted. In particular the attention is paid to the polarity of principles of such counteraction, and absence of a consensus in the use of repressive and humanistic principles. Meanwhile the achievement of such consensus is necessary with the purpose of effective preventive maintenance of distribution of drug dependence and HIV.

Текст научной работы на тему «Основные направления политики противодействия распространению наркозависимых и ВИЧ»

Е.В. Ережепов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НАРКОЗАВИСИМЫХ И ВИЧ

РГКП «Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании», г. Павлодар

In the clause the survey data, politicians of counteraction concerning the basic directions to distribution of drug dependence and HIV in the modern world are resulted. In particular the attention is paid to the polarity of principles of such counteraction, and absence of a consensus in the use of repressive and humanistic principles. Meanwhile the achievement of such consensus is necessary with the purpose of effective preventive maintenance of distribution of drug dependence and HIV.

Keywords: drug dependence, HIV, counteraction.

1. Политика противодействия наркозависимости - международный опыт

Рост распространения наркозависимости вынуждает государства, и мировое сообщество в целом, формировать и развивать общемировые и национальные стратегии, влияющие на уровень потребления наркотиков в обществе

- антинаркотическую политику. Основными направлениями такой политики являются: 1) борьба с нелегальными рынками наркотиков и уменьшение наркопреступности; 2) контроль за легальным рынком наркотиков; 3) профилактическая работы с группами риска и населением в целом; 4) лечение и реабилитация лиц, зависимых от наркотиков. Т.е. речь идет о стратегиях снижения предложения, спроса, потребления и вреда от употребления наркотических веществ. При этом обсуждаются следующие конкурирующие модели социального контроля за распространением наркотиков: 1) либеральная (незапретительно-поощряющая); 2) репрессивная (запретительно-ограничительная); 3) рациональная (сбалансированная), каждая из которых имеет свои недостатки, преимущества и очерченную идеологическую платформу [1, 2]. Основанием для стигматизации и репрессивной политики к наркозависимым являются установки идеологических лидеров в отношение того, что немедицинское употребление наркотиков

является сознательным отходом от социальных норм. И поэтому общественные меры в

отношение этих людей не могут быть такими же, как принципы оказания медицинской помощи другим категориям пациентом [3]. Другая,

более либеральная идеология в отношении

наркозависимых лиц находит подтверждение в недавно принятых международных документах -акте об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший достижимый

уровень здоровья); принятых замечаниях к

данному документу, касающихся стандартов в отношение лечения наркотической зависимости [4]. Следует отметить отсутствие заметного прогресса в продвижении к сбалансированной политике у приверженцев вышеобозначенных

крайних позиций. Напротив, такая «средняя» точка зрения ожесточенно критикуется с обеих сторон. В качестве главного аргумента для такого рода критики выдвигается тезис о недопустимости двойного сигнала для общества: любой представитель социума должен быть четко ориентирован - наркотик в обществе является либо допустимым, либо абсолютно нетерпимым явлением [5, 6, 7, 8]. Между тем, в международных документах и обзорах практического характера, посвященных современным методам лечения наркоманий, приводятся многочисленные данные об успешной реализации многоуровневых и вариативных моделей оказания наркологической помощи, опирающихся на сбалансированную позицию и здравый смысл. Т.е. речь идет о том, что различным категориям наркопотребителей следует оказывать разные виды наркологической помощи, не обязательно предусматривающие полную абстиненцию [9, 10, 11]. Все более пристальное внимание уделяется приоритетам Нового Общественного Здоровья (НОЗ), экономической эффективности и оправданности используемых стратегий противодействия. А также - предметному анализу качества оказываемой помощи, оцениваемому в системе адекватных конечных индикаторов [12, 13, 14, 15].

2. Политика противодействия ВИЧ -международный опыт

В основополагающих международных документах, принятых в последние годы и посвященных делу профилактики распространения ВИЧ-Позиционном документе ЮНЭЙДС по вопросам политики в сфере усиления профилактики ВИЧ; Политической декларации о Приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом; Оперативном руководстве ЮНЕЙДС по установлению национальных целей для продвижения к всеобщему доступу - основной акцент делается на необходимость реализации такого компонента наркологической помощи, как программы снижения вреда вследствие употребления наркотиков. Т.е. речь идет о развитии сектора третичной профилактики и активности по реализации четвертой стратегии

противодействия распространению наркозависимости в общем перечне [16, 17, 18, 19].

В других позиционных документах ЮНЭЙДС, ВОЗ, УНПООН, наряду с мероприятиями по снижению вреда, уделяется внимание возможностям сокращения ВИЧ-инфицирования за счет эффективности лечения наркотической зависимости. В частности УНПООН в документе «Инициативы в соответствии с областью вмешательств» рекомендуется проведение следующих мероприятий, эффективно профилак-тирующих распространение ВИЧ в среде инъекционных потребителей наркотиков: 1)

поддержка стран в разработке законодательства, политики и стандартов лечения, необходимых для эффективной реализации услуг для потребителей наркотиков; 2) укрепление сотрудничества между органами здравоохранения, организациями гражданского общества, другими заинтересованными агентствами и ведомствами; 3) предоставление аутрич-услуг, покрывающих не менее 35% всех пИн, для обеспечения их информацией по ВИЧ/СПИДу и методам снижения риска передачи ВИЧ; 4) развитие и расширение услуг по лечению наркозависимых, включая специальные программы для отдельных контингентов потребителей наркотиков, и, при необходимости, введение широкомасштабной заместительной терапии; 5) повышение осведомленности служб по лечению наркозависимости о необходимости профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа; 6) предупреждение перехода от неинъекционного к инъекционному потреблению, в особенности среди молодежи. В этом же документе обосновывается

необходимость следующих инициатив по эффективной профилактике ВИЧ/СПИДа в пенитенциарных учреждениях: 1) право на

получение медицинских услуг, равных по объему и качеству услугам, предоставляемым всему населению; 2) конфиденциальное и добровольное консультирование, тестирование и психосоциальная поддержка, повышение осведомленности по ВИЧ/СПИДу и обеспечение средств профилактики для лиц, отбывающих сроки лишения свободы: 3) организация действенной реабилитации в тюрьмах, включая программы социальной реинтеграции перед освобождением из заключения; 4) предоставление АРВТ-терапии и соответствующих условий содержания ВИЧ-инфицированным заключенным; 5) активное вовлечение гражданского сообщества в процессе предоставления профилактических и реабилитационных услуг в тюрьмах; 6) лечение наркозависимых как альтернатива наказанию [20,

21, 22]. Не только авторитетные международные организации, но и крупные ассоциации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, такие как «Глобальная сеть людей, живущих в ВИЧ/СПИДом», «Международное сообщество женщин, живущих с ВИЧ/СПИдом», «Ассоциации секс-работников», все чаще заявляют о своих правах на заботу о своем здоровье, на свободный доступ к профильным профилактическим и медицинским услугам, таким как заместительная терапия, медикаментозная терапия, поведенческое воздействие, включая психотерапию, психосоциальную поддержку и консультирование. Т.е. тем услугам, которые могут и должны предоставляться на этапе первичной наркологической помощи [23, 24].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Т.Б., Клименко Т.В. Деятельность международных и общественных организаций в профилактике немедицинского употребления ПАВ и зависимости от них // На пути к профессиональной наркологии (аналитические очерки и статьи). - М., 2008. - С. 59-65.

2. Мейлахе П.А. Идеологические дебаты вокруг наркотизма на Западе и в России // На пути к профессиональной наркологии (аналитические очерки и статьи). - Москва, 2008. - С. 66-83.

3. Полонская Я. Стратегия снижения вреда в глобальной политике в отношении употребления нелегальных наркотиков // На пути к профессиональной наркологии (аналитические очерки и статьи). - М., 2008. -С. 201-214.

4. Утяшева Л., Пирсхауз Р., Чете Д., Эллиотт Р. Зависимость от... права? Оценивая лечение наркотической зависимости с позиций международных стандартов прав человека // Сб. тезисов Второй конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии. - Москва, 2008. - С. 267.

5. Фейзи С.С.Дж. Комиссия по наркотически средствам и Программа Организации Объединенных Нацией по контролю над наркотиками: политика, ее воплощение и перспективы изменений // Международный журнал по наркополитике. Специальный выпуск на русском языке. 1 (2006). - С. 93-108.

6. Голуб Э., Джонсон Б.Д. Злоупотребление

«теорией трамплина» в политике Соединенных Штатов по контролю за употреблением наркотическими веществами: вторичный

анализ запутанных выводов // Международный журнал по наркополитике. Специальный выпуск на русском языке. 1 (2006). - С. 45-61.

7. Коста А.М. XIV конференция мэров городов -членов ECAD // Ж. Наркология. - М., 2007. - № 6. - С. 25-28.

8. Декларация Всемирного форума против наркотиков // Ж. Наркология. - М., 2008. - №

12. - С. 39-41.

9. ООН, Управление по наркотикам и преступности, Материалы по вопросам лечения наркомании. Инвестиции в лечение

наркомании: документ для обсуждения на уровне лиц, ответственных за разработку политики // Ж. Вопросы наркологии Казахстана.

- Павлодар, 2003. - Т. III, № 2. - С. 8-27.

10. ООН, Управление по наркотикам и преступности, Материалы по вопросам лечения наркомании. Современные методы лечения наркомании: обзор фактических данных // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2003. - Т. III, № 2. - С. 27-45.

11. Управление ООН по наркотикам и преступности. Лечение наркомании и реабилитация: практическое руководство по планированию и осуществлению // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2004. - Т. IV, № 1. - С. 19-114.

12. Второй доклад за двухгодичный период о выполнении решений двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков. План действий по осуществлению Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики (Сорок шестая сессия Комиссии по наркотическим средствам ООН, Вена, 8-17 апреля 2003 года) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2003. - Т. III, № 4. - С. 61-78.

13. Совместное заявление министров и дальнейшие меры по осуществлению планов действий, принятых на двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи (Сорок шестая сессия Комиссии по наркотическим средствам ООН, Вена, 8-17 апреля 2003 года) // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2003. - Т. III, № 4. - С. 41-45.

14. Доклад Директора-исполнителя сорок шестой сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (Вена, 8-17 апреля 2003 года) Оптимизация систем сбора информации и выявление наилучшей практики сдерживания спроса на незаконные наркотики. Руководящие

принципы в отношении наилучшей практики в области сокращения спроса на наркотики // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2003. - Т. III, № 4. - С. 27-40.

15. Доклад Директора-исполнителя сорок шестой сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (Вена, 8-17 апреля 2003 года). Обнадеживающий прогресс в достижении все еще отдаленных целей // Ж. Вопросы наркологии Казахстана. - Павлодар, 2003. - Т.

III, № 4. - С. 79-87.

16. Усиление профилактики ВИЧ // Позиционный документ ЮНЭЙДС по вопросам политики. -27 с.

17. Проект Политической Декларации от 26 апреля 2006 г.

18. ЮНЭЙДС. Установление национальных целей для продвижения к всеобщему доступу: Рабочий документ, октябрь 2006 г. - 25 с.

19. Обеспечение универсального доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ-инфекции // Региональное совещание стран Содружества Независимых Государств (Москва, Российская Федерация, 1-2 марта 2006 г.).

20. УНП ООН. Планы на 2006-2007 г.г.

21. УНП ООН. Решение проблемы ВИЧ/СПИД.

22. ВОЗ, ЮНЭЙДС, ООН. Краткая информация для выработки политики: Сокращение ВИЧ-инфицирования путем лечения наркотической зависимости // Данные для противодействия ВИЧ/СПИДу и употреблению инъекционных наркотиков. - ВОЗ, 2004

23. GNP+ / ICW. Потребители инъекционных наркотиков и доступ к лечению ВИЧ / Заявление о позиции. - Амстердам / Лондон, октябрь 2005 г.

24. Декларация прав Секс-работников Европы // разработана и одобрена на Европейской Конференции по секс-работе, правам человека и миграции, которая состоялась 15-17 октября 2005 года в Брюсселе, Бельгия.

ТУЖЫРЫМ

Макалада казіргі элемде есірткіге тзуелділіктіц жэне АКТК таралуына карсы туру саясатыныц негізгі баFыттарына катысты, шолу мэліметтері келтіріледі. Атап айтканда, мундай карсы туру принциптерініц кереFарлыFына жэне репрессивтік жэне гуманистік принциптерді пайдалануда консенсусні^ жокть^ына

назар аударылады. Арасынша есірткіге тэуелдтктщ жэне АКТК таралуыныц тиімді алдын алу максатымен мундай консенсуска жету кажет.

Негізгі сездер: есірткіге тэуелдтк, АКТК, карсы

туру.

РЕЗЮМЕ

В статье приводятся обзорные сведения,

касающиеся основных направлений политики

противодействия распространению наркозависимости и ВИЧ в современном мире. В частности обращается внимание на полярность принципов такого рода противодействия, и отсутствие консен-

суса в использовании репрессивных и гуманистических принципов. Между тем достижение такого консенсуса необходимо с целью эффективной профилактики распространения наркозависимости и ВИЧ.

Ключевые слова: наркозависимость, ВИЧ,

противодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.