Научная статья на тему 'Основные направления подготовки специалистов сферы дизайна'

Основные направления подготовки специалистов сферы дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
подготовка специалистов-дизайнеров / виды дизайн-образования / индустриальный дизайн / компьютерный дизайн / дизайн выставочных экспозиций / дизайн одежды и аксессуаров / арт-дизайн / графический дизайн / підготовка фахівців- дизайнерів / види дизайну-освіти / індустріаль- ний дизайн / комп’ютерний дизайн / дизайн виставкових експозицій / дизайн одягу та аксесуарів / арт-дизайн / графічний дизайн

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заргарян Ирина Владимировна

В статье представлена характеристика основных видов современного отечественного дизайн-образования. Особое внимание уделено разработке вопроса о колористической подготовке будущих дизайнеров, осуществляемой в украинском образовательном пространстве высшими учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заргарян Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

У статті надано характеристику основних видів сучасної вітчизняної дизайн-освіти. Особлива увага приділено аналізу питання про колористичну підготовку майбутніх дизайнерів, здійснювану в українському освітньому просторі вищими учбовими закладами.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки специалистов сферы дизайна»

6. Сидоренко В. Модель професшно! компетентноси вчителя укрансько! мови i лгтератури в контекстi впровадження компетентнiсно зорieнтованого пiдходу / В. Сидоренко // Наукова скарбниця освiти Донеччини. -2011. - № 1. - С. 72-77.

7. Слюсаренко О. Квалфшацшна крите-рiальнiсть компетентностi : понятшно-методолопчт аспекти / О. Слюсаренко // Фiлософiя освiти. - 2009. - 1-2. - С. 287-299.

И.В. Заргарян

УДК 378. 147:7.05

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ДИЗАЙНА

егодня дизайнерское искусство -важная часть системы художественного образования. Согласно с точкой зрения С. Шумеги, профессия дизайнера соединяет в себе предметное творчество, техническую эстетику, художественное конструирование и промышленное искусство. Однако, основная роль в этой профессии принадлежит художнику, который должен синтезировать все эти направления в соответствии с конкретной специализацией [8].

В. Даниленко подчеркивает необходимость активного развития профессии «дизайнер», тщательного контроля над качеством подготовки специалистов-дизайнеров в Украине, предоставления на государствен-

ном уровне поддержки для развития дизайнерского профиля в технических и других нехудожественных высших учебных заведениях [3, с. 18].

Особое место в решении вопроса о специфике подготовки дизайнеров отводится анализу процесса становления профессии в исторической перспективе. Этому аспекту посвящены исследования В. Аронова [1], В. Даниленко [3], А. Лаврентьева [4], Р. Шма-гало [7]. Эти исследователи предлагают анализ процесса создания и развития крупнейших дизайнерских школ в странах мира, прежде всего, в центрально-европейском и западно-европейском регионах.

В контексте проблемы целью статьи является анализ основных направлений подготовки специалистов-дизайнеров.

Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть особенности подготовки дизайнеров, формы организации учебно-педагогического процесса в ведущих государственных высших учебных заведениях Украины, которые готовят специалистов-дизайнеров. Это, прежде всего, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Львовская академия искусств, Национальный университет технологии и дизайна (г. Киев), Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М. Бойчука.

В Харьковской государственной академии дизайна и искусств развивались серьезные теоретические концепции дизайна, дизайна среды, графического дизайна, которые способствовали оптимальному соотношению художественных, эстетических, инженерных, социальных факторов обучения специалиста. Как отметил В. Даниленко, сильной стороной академии является графика -как станковая и плакатная, так и дизайн-графика, которая способствует формированию изобразительного графического языка у студентов [3, с. 74]. Также к особенностям в основных направлениях подготовки специалистов можно отнести монументально-декоративное и изобразительное искусство и

специальность «дизайн». Существующие специализации (промышленный дизайн, графический дизайн, интерьер и оборудование, дизайн мебели, дизайн интерактивных средств визуальной коммуникации, художественное моделирование тканей, художественное моделирование одежды) формируют дополнительные знания и умения у будущих дизайнеров. Циклы подготовки циклы подготовки - бакалавр, специалист, магистр. Можно выделить группу специальных дисциплин, входящих в блок подготовки студентов-дизайнеров Харьковской академии: рисунок, живопись, композиция, история искусств, шрифт, основы композиции, основы проектирования, работа в пластических материалах.

Основным направлением подготовки специалистов-дизайнеров в Львовской национальной академии искусств является полиграфический и мультимедийный дизайн, рекламы. Кафедра дизайна разработала собственный комплекс учебных программ в разделах естественнонаучного (фундаментального) цикла и цикла профессиональной и практической подготовки специалистов. Одной из старейших кафедр вуза является кафедра моделирования костюма. Сегодня она находится в авангарде создания новой украинской моды. На формирование школы модельеров во Львове повлиял ряд факторов: с одной стороны, полиэтнический феномен региона с богатыми традициями художественных ремесел, с другой стороны, сложившаяся система профессиональных мастерских, которые развивались в контактах с польскими, австрийскими художественными школами.

В основу подготовки студентов-дизайнеров в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М. Бойчука его ректор Р. Салимов положил идею о том, что художественное образование базируется на национальных традициях народного творчества в органическом объединении с новейшими поисками в области декоративно-прикладного искусства

[2]. Институт специализируется на выпуске бакалавров и специалистов в сферах графического, промышленного, средового дизайна. В этом учебном заведении на основе эффективного использования этнокультуры и народных традиций создана методика обучения, обеспечивающая междисциплинарные связи, взаимообогащение учебного процесса, что положительно влияет как на развитие дизайна, так и на состояние прикладного искусства в Украине. Особое место в национальной системе подготовке дизайнеров занимает Национальный университет технологии и дизайна (г. Киев), где в процессе обучения специалистов дизайна активно используются рыночные, информационные и инновационные технологии.

Выделенные общие и специальные особенности национальных дизайн-школ позволяют связать их деятельность с основными видами современного образования в сфере дизайна.

В процессе изучения специальных дисциплин в области индустриального дизайна у студентов-дизайнеров формируются знание о цвете как об органической составляющей среды, способность к колористическому мышлению и профессиональному изложению цветовой концепции. Как утверждает С. Шумега, цветовое решение предмета зависит от его роли, места и значения в общем технологическом процессе, от размеров окружающего пространства [8]. Следовательно, при ознакомлении будущих дизайнеров с элементами визуального языка, такими, как линия и пятно, нужно учитывать основы колористической грамоты; овладение первоначальными навыками работы с цветом.

Компьютерный дизайн в настоящее время постепенно переходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества. Он включает в себя направление, связанное с Web-site в Интернете. В профессионально-художественных учебных учреждениях этот вид дизайна обеспечивается подготовкой

20/3/2

дизайнеров компьютерной графики. Изучение колористического восприятия в компьютерном дизайне предполагает овладение такой информацией, как цвет и цветовое пространство в электронной цветопередачи. Это требует анализа таких основных цветовых моделей: 1) цветовая модель RGB воспроизводит любой цвет путем объединения (сложения) трех главных цветов: красного (red colour), зеленого (green colour) и голубого (blue colour) цветов; 2) цветовая модель CMYK используется для стандартной печати триадными красками: Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый, Key или Black - черный. По сравнению с моделью RGB цветовой охват CMYK относительно небольшой, Lab - цвет модели определяется яркостью (L) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого). Цвет в рекламе характеризуется особенностью и тонкостью колористики, при этом используются знания цветового круга, колорита. Колорит участвует в создании элементов фирменного стиля, рекламного плаката, некоторых видов наружной, социальной рекламы.

Еще один вид дизайна, находящийся на стыке графического дизайна и дизайна архитектурной среды, - дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности. Колористическое восприятие в дизайне выставочных экспозиций является важнейшим элементом стенда, мощным средством воздействия на посетителей. Именно цвету зачастую принадлежит решающая роль в привлечении внимания к стенду. При разработке и утверждении оформления стенда, нужно помнить, что цветом следует считать каждый оттенок основной цветовой линейки.

Современного использования материалов и технологий, методов проектирования требует дизайн одежды и аксессуаров. Визуальный облик человека в восприятии другого представляется как «сочетание линий, цветов

и фактур», которые оказывают на него определенное эмоциональное воздействие.

Цвет определяет не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение. В системе профессиональной подготовки конструкторов-дизайнеров одежды необходимо максимально учитывать колористическое восприятие в контексте культурных, этнических и национальных традициях. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики. Обычно в своей работе дизайнеры используют теорию цветоделения, разработанную немецким ученым В. Оствальдом [6].

Арт-дизайн - это синтез художественного и архитектурного формообразования на базе философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды. Цвет становится составляющей стиля - сложного и очень индивидуального способа самовыражения. Обретение собственного стиля включающего умение анализировать и компилировать уже существующие стили.

Продолжением многовековых традиций выступает графический дизайн, являющийся одним из распространенных видов дизайнерского творчества. Прикладное графическое искусство определяет все сферы жизни общества. По определению В. Лесняка, цвет в графическом дизайне выполняет три основных функции: коммуникативную, познавательную, выразительную. Графический дизайн стремится к колористическому сочетанию содержания и цветовой образности формы [5, с. 9]. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, влияет на эмоциональное состояние покупателя.

Сравнительный анализ специальных дисциплин, преподаваемых в указанных выше высших учебных заведениях, показывает, что обучение специалиста-дизайнера обеспечивается соединением нескольких направлений профессиональной подготовки - фунда-

ментального, гуманитарного, социально-экономического, специально-профессионального. Анализ направлений современного дизайна показывает, что для успешной деятельности в каждом из них необходима основательная колористическая подготовка.

Таким образом, дизайн не просто объединяет точные и гуманитарные науки, но выполняет несколько важных функций: творческую, воспитательную, познавательную, эстетическую, коммуникативную, что дает возможность рассмотреть его как школу творческого и делового мышления. Значение продуктов дизайна определяется тем, что они оптимизируют связь дизайна с предметной средой, которая в современных условиях почти полностью состоит из продуктов индустриального производства. Предметная среда влияет на характер, привычки, вкусы человека, это отображается и на восприятии искусства. Для творчества дизайнеров большое значение имеет уровень эстетической культуры, что и определяет воспитательное влияние изделий дизайна на потребителя. В эстетической культуре дизайнера важную роль играет усвоение художественного опыта. Именно поэтому подготовка дизайнеров в условиях современности требует не только высокого уровня технического мастерства, но и сознательного творческого отношения к своей деятельности, высокого уровня общей культуры и образованности, способности ориентироваться в вопросах современного украинского и мирового искусства.

В то же время заметим, что в области теории и практики преподавания дизайна назрела необходимость расширения образовательного диапазона в области колористики. Осознание этого определяет направления в продолжении исследования.

АННОТАЦИЯ

В статье представлена характеристика основных видов современного отечественного дизайн-образования. Особое внимание уделено разработке вопроса о колористической подготовке будущих дизайнеров,

осуществляемой в украинском образовательном пространстве высшими учебными заведениями.

Ключевые слова: подготовка специалистов-дизайнеров, виды дизайн-образования, индустриальный дизайн, компьютерный дизайн, дизайн выставочных экспозиций, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн, графический дизайн.

АНОТАЦ1Я

У статп надано характеристику основних видiв сучасно! впчизняно! дизайн-освгги. Особлива увага придшено аналiзу питання про колористичну пiдготовку майбутшх дизайнерiв, здiйснювану в укра!нському освгтньому просторi вищими учбовими закладами.

Ключовi слова: тдготовка фахiвцiв-дизайнерiв, види дизайну-освпи, шдус^аль-ний дизайн, комп'ютерний дизайн, дизайн виставкових експозицiй, дизайн одягу та аксесуарiв, арт-дизайн, графiчний дизайн.

SUMMARY

In the article the basic types of design-education are exposed on the modern stage. The special attention is spared development of question about color perceptionof future designers, carried out in Ukrainian educational space higher educational establishments.

Key words: preparation of specialistsdesigners, types of design-education, industrial design, computer design, design of exhibition displays, design of clothes and accessories, artdesign, graphic design.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века : [монография] / В. Р. Аронов. - М. : Советский художник, 1987. - 232 с., ил.

2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин - М. : Наука, 1973. - 269 с.

3. Даниленко В. Я. Дизайн Укра!ни у свгтлому контекст художньо-проектно! культури / В. Я. Даниленко. - Харюв : ХДАДМ - Колорит, 2005. - 243 с.

4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учебн. пособие / А. Н. Лаврентьев. - М. : Гардарики, 2007. - 303 с. : ил.

5. Лесняк В. И. Графический дизайн (основы профессии) / В. И. Лесняк - К. : Биос дизайн Букс, 2009. - 416 с.

6. Освальд В. Цветоведение / В. Освальд - М., Л. : Промиздат, 1926.- 76 с.

7. Шмагало Р. Т. Мистецька освгга в Украш середини XIX - середини XX ст.: структурування, методолопя, художт позици / Р. Т. Шмагало - Льв1в : Украшсью технологи, 2005. - 528 с. : 742 ш.

8. Шумега С. С. Дизайн : iсторiя зародження та розвитку дизайну : навч.-метод. посб. / С. С. Шумега - К. : Центр навчально! ттератури, 2004. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.