ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подсорин В.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа.
Шаталов С.А., старший государственный налоговый инспектор ИФНС России № 36 по г. Москве, референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
В статье рассмотрены основные направления налогового стимулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговое стимулирование, налогообложение инновационных предприятий, налоговые льготы, налоговое администрирование.
MAIN AREAS OF TAX IN INNOVATION
Podsorin V., Ph.D., associate professor of the economics and management of transport chair, MIIT, Shatalov S., a senior state tax inspector IFTS Russia № 36 of Moscow, Assistant State Civil Service Code 2 class
In the article the main directions of tax innovation were discussed.
Keywords: innovation, tax incentives, taxation, innovative enterprises, tax exemptions, tax administration.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области био-, нанотехнологий, информационного обеспечения деятельности и т.п. Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:
- обеспечения технологического лидерства;
- формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
- увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
- модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.
В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. В этих условиях необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производство. С позиции экономической науки управление научно-техническим развитием страны, отрасли, предприятия осуществляется посредством инструментария инновационного менеджмента, воздействие которого направлено на инновацию как средство достижения стратегических его целей развития и решения текущих задач.
Под инновацией следует понимать систему технических, технологических и организационных новшеств, доведенных до стадии практического использования и обеспечивающих коммерческую эффективность в условиях рыночной экономики. Ей присущи такие признаки как научная новизна, практическая реализуемость и коммерческая эффективность. Инновации дифференцируются по степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная), инновационному потенциалу (радикальный, комбинированный, модифицированный), по степени сложности инновационного продукта (простой, сложный, модифицированный и т.п.), сферам разработки (производственная, социальная, финансовая и т.п.), уровням иерархии управления общественным производством (федеральный, региональный, отраслевой, внутрифирменный), областям применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные).
При этом, инновационная деятельность - это деятельность по преобразованию научного знания в инновацию, которая состоит из совокупности последовательно и параллельно выполняемых действий с момента зарождения перспективной идеи до создания и коммерческого использования новых продуктов, услуг, технологий или техники (инноваций) в условиях рыночной конкуренции.
Основные отличия осуществления инновационной деятельности от деятельности на основе традиционных технологий заключаются в следующем:
1. Целью реализации инновационных проектов является воспроизводство производственного потенциала на базе передовых и прогрессивных технологий. Инновационные техника и технологии направлены на получение дополнительных преимуществ перед конкурентами за счет улучшения использования производственных ресур-
2. Продолжительность жизненного цикла инноваций имеет большую величину, так как представляет собой цикл, за который идея трансформируется в новшество, способное удовлетворить вновь возникающие и уже существующие требования потребителей. При этом возникают дополнительные временные затраты на разработку инноваций, их освоение и продвижение на рынок.
3. Цена на инновационную продукцию должна найти признание на рынке. Цены на традиционную продукцию получили свое подтверждение на рынке и с течением времени имеют тенденцию к снижению за счет действия объективных экономических законов.
4. Количество параметров при определении показателей эффективности инноваций больше в сравнении с традиционными техникой и технологией. Показатели эффективности должны учитывать не только общую величину полезного результата от реализации инноваций, который возможно получить за весь срок полезного использования, но и его прирост в сравнении с аналогами. Таким образом, помимо показателей абсолютной эффективности, рекомендованных Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, необходимо использовать показатели сравнительной эффективности (срок окупаемости дополнительных инвестиций, сравнительная величина интегрального эффекта, приведенные затрат, в т.ч. стоимость жизненного цикла).
5. При оценке эффективности инноваций существует проблема выбора наилучшего варианта из числа возможных для оценки его экономических преимуществ. При отборе проектов в качестве базы сравнения могут быть использованы: показатели лучших образцов техники, спроектированной в России или за рубежом, показатели лучших образцов продукции, произведенной в России, показатели продукции конкурентов, показатели заменяемой продукции.
6. Показатели эффективности инновационного проекта в большей степени подвержены влиянию неопределенности информации и риска. Информация по оценке риска должна использоваться при принятии решения по реализации проекта, анализе со стороны руководства для определения количественных характеристик риска и его потенциальных последствий, разработке рекомендаций по экономически эффективным предупреждающим и корректирующим действиям.
Роль налоговой системы в поддержке инновационной активности заключается в создании условий повышения спроса на инновационную продукцию для коренной модернизации на основе продуктовых и процессных инноваций, а также минимизации препятствий производства инновационной продукции за счет стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских работ, способствующих повышению эффективности использования производственных ресурсов. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать существующий механизм налогообложения с учетом современных тенденций, а также потребностей инновационных предприятий, а уже, во вторую, - предоставлять новые налоговые льготы.
Основными инструментами поддержки инновационной деятельности в странах с развитой экономикой являются следующие:
- вычет с повышающим коэффициентом расходов на НИОКР и аналогичных расходов из базы корпоративного налога на прибыль;
- предоставление налогового кредита на сумму затрат на проведенные НИОКР;
- ускоренная амортизация (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;
- перенос убытков в прошлое и в будущее для всех налогоплательщиков или отдельных инновационных компаний;
- освобождение от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР;
- налоговые каникулы по налогу на прибыль и (или) социальным платежам для отдельных налогоплательщиков (по деятельности, связанной с НИОКР, либо для компаний, осуществляющих НИОКР);
- инвестиционные налоговые кредиты (отсрочка уплаты налога на прибыль на сумму осуществленных инвестиций) для инвестиций в высокотехнологичное оборудование.
Все эти инструменты в той или иной степени используются в России. Однако для эффективного применения этих инструментов необходима идентификация как налогоплательщиков (для отнесения осуществляемой ими деятельности к инновационной), так и отдельных видов расходов, обеспечивающих инновационный процесс, для обоснованного применения налоговых льгот. При отсутствии идентификации по этим направлениям возможны как дискредитация самой идеи налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий из-за отсутствия желаемого результата, так и злоупотребления, связанные с применением налоговых льгот и преференций налогоплательщиками, для которых они изначально не были предназначены.
Действующее законодательство о налогах и сборах содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР). Среди мероприятий по поддержке инновационной деятельности следует отметить следующие:
- сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль организаций;
- увеличен до 1,5% от выручки (втрое по сравнению с действовавшим ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов;
- введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено; при этом утвержден перечень из более чем 120-ти направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом;
- введена возможность ускоренной амортизации основных средств посредством немедленного списания на расходы до 10% (30% - для 3 - 7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств;
- предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;
- освобождено от НДС и таможенных пошлин ввозимое технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
- действуют льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам, в том числе для резидентов особых экономических зон;
- существует возможность применения инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности;
- расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников.
Таким образом, стимулирование инновационной деятельности в России с помощью инструментов налоговой политики реализуется по двум направлениям:
- формирование спроса на инновации (стимулирование предприятий к модернизации действующей производственной базы и потреблению инноваций и научных разработок);
- развитие предложения на рынке инноваций (стимулирование эффективной деятельности предприятий, создающих инновационную продукцию).
Важным элементом системы налогового стимулирования является механизм мониторинга и контроллинга ранее установленных налоговых льгот и оценки эффективности их действия, что позволит принимать решения об их продлении или отмене.
Основными направлениями стимулирования инновационной деятельности с помощью методов налоговой политики являются следующие:
1. Уточнение порядка учета расходов на НИОКР.
Применяемые в настоящее время нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок налогового учета расходов на НИОКР в целях исчисления налога на прибыль организаций, не всегда дают возможность однозначного толкования.
После внесения изменений в Налоговый кодекс некоторые его нормы утратили актуальность. Так, отличается определение расходов на НИОКР, давшие положительный результат и не давшие положительный результат, что приводит к сложностям для налогоплательщиков с принятием для целей налогообложения прибыли соответствующих расходов. На наш взгляд, следует уточнить условия, согласно которым расходы на НИОКР, завершившиеся положительным результатом, принимаются к вычету из налогооблагаемой базы налога на прибыль. В настоящее время они признаются таковыми только после начала использования результатов НИОКР в деятельности организации. Такое условие было актуальным при наличии различного порядка учета для целей налогообложения расходов на НИОКР в зависимости от их результата. При одинаковом порядке учета расходов на НИОКР вне зависимости от их результата создается неверная мотивация налогоплательщиков, так как учет расходов на НИОКР, не давших положительный результат, происходит быстрее, чем списание расходов на НИОКР, давших положительный результат, с учетом данного условия.
Целесообразно определить в Налоговом кодексе перечень статей расходов по элементам затрат, относимых к расходам на НИОКР в целях налогообложения прибыли. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с предоставлением возможности с 1 января 2009 г. применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с ней.
Отдельным вопросом налогового учета расходов на НИОКР является создание резервов предстоящих расходов на инновационную деятельность. Механизмы создания и использования резервов предусмотрены действующим Налоговым кодексом. Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на НИОКР включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного периода. При этом резерв, не полностью использованный предприятием в течение запланированного периода, должен включаться в состав внереализационных доходов текущего отчетного периода.
2. Совершенствование амортизационной политики.
В Налоговом кодексе закреплена возможность использования налогоплательщиками нелинейного метода начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка не пообъектно, а исходя из всей стоимости амортизационной группы. На наш взгляд, следует пересмотреть принципы построения амортизационных групп. Это объясняется тем, что состав амортизационных групп, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», основан на физическом сроке службы объекта основных средств. Однако обоснование сроков полезного использования активов является сложной экономической задачей. Проблема заключается в том, что скорость отнесения стоимости объекта основных средств на расходы предприятия должна определяться рыночными условиями ведения хозяйственной деятельности, а не физическим сроком его службы.
Существующая классификация основных средств по амортиза-
ционным группам основана на действовавших еще в Советском Союзе нормах амортизации, исчисленных линейным способом, что в условиях рыночной экономики снижает ее значимость. При этом не учитываются диффузия инноваций, скорость развития технических систем и технологий, заставляющие обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы.
Использование нелинейного метода начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль организаций в настоящее время сдерживается сохраняющимися различиями в подходах к учету основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. В системе бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства необходимо вести пообъектный учет основных средств и определение их балансовой стоимости. При этом в системе налогового учета может использоваться нелинейный метод начисления амортизации в целом по амортизационной группе. В связи с этим для мотивации применения прогрессивных норм и активизации инвестиционного и инновационного процессов необходимо гармонизировать требования законодательства к ведению бухгалтерского и налогового учета.
3. Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Политика в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», предусматривающий отказ от уплаты единого социального налога и переход к страховому принципу формирования доходов системы обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования с увеличением совокупного тарифа страховых взносов на эти цели с 26 до 34 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 415 тыс. рублей в год (предельная граница по начислению за 2010 год).
Инструментом поддержки инновационного сектора является снижение на продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий - до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14% в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета. Это позволит повысить конкурентные преимущества инновационных организаций.
4. Создание благоприятных условий функционирования предприятий посредством эффективного налогового администрирования.
Под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов по осуществлению мониторинга и контроллинга соблюдения налогового законодательства РФ предприятиями, правильности исчисления ими, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и сборов.
Повышение качества налогового администрирования, в частности устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, обеспечение эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов, позволяет повысить его эффективность за счет обеспечения баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. При этом, с одной стороны, налогоплательщики должны быть избавлены от излишнего административного воздействия, с другой - налоговые органы должны иметь достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. Например, сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях по приобретению инновационных средств и предметов труда, а также прогрессивных технологий позволит активизировать вовлечение иностранных прогрессивных зарубежных технологий в экономику страны.
Совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, повышения уровня ответственности налоговых органов за принимаемые решения в долгосрочной перспективе. Со-
здание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для инновационных предприятий. С учетом высокой мобильности капитала в этой сфере важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении их развития. Для решения этой задачи необходимо внедрение новых инструментов налогового администрирования: создание специальных инспекций для инновационных предприятий, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, организация единого окна постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам, формирование гибкого графика работы налоговых инспекций, формирование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах и т.д.).
5. Освобождение от налогообложения налогом на имущество оборудования, используемого для инновационной деятельности или являющееся продукцией инновационной деятельности.
Вступление в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет классифицировать оборудование в зависимости от его энергетической эффективности для освобождения от налогообложения налогом на имущество предприятий его использующих. Введение такой льготы будет способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности на основе прогрессивных технологий.
С целью мотивации инновационной деятельности следует предоставить подобную льготу по налогу на имущество для имущества, переданного образовательным организациям и инновационным предприятиям. В частности, предполагается освобождение от уплаты налога на имущество машин, оборудования, опытных образцов, макетов и других основных средств, которые были переданы для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставлены заказчиком в пользование образовательным организациям и инновационным предприятиям. Следует отметить, что налог на имущество организаций является региональным налогом, поэтому введение дополнительных федеральных льгот должно компенсироваться другими источниками поступлений в региональные бюджеты. На наш взгляд, снижение налогооблагаемой базы для образовательных организаций и инновационных предприятий повысит их мотивацию обновления существующего производственного потенциала и создания нового.
6. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита субъектам Российской Федерации.
В настоящее время Налоговым кодексом урегулированы основные положения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в форме, инвестиционного налогового кредита. Однако, как показывает практика, этот инструмент недостаточно используется с учетом его предназначения. В целях обеспечения более широких масштабов использования инвестиционного налогового кредита необходимо повышение оперативности принятия решений и координации их исполнения с бюджетной политикой регионов путем делегирования полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным предприятиям по налогам на прибыль и имущество субъектам РФ, а также увеличение его размера с 30 до 100% стоимости приобретенного инновационного оборудования.
7. Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.
В настоящее время, если у предприятия после окончания действия договора гранта остается имущество, приобретенное или созданное за счет средств гранта, возникает обязанность увеличить доходы предприятия на его остаточную стоимость на момент окончания договора гранта. Для обновления основных средств посредством договоров гранта следует освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20 процентов первоначальной стоимости. Для определения остаточной стоимости такого имущества можно использовать данные бухгалтерского учета, т.к. по имуществу, приобретенному за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, амортизация для целей налогообложения не начисляется.
8. Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях.
Для стимулирования инновационной деятельности в социально значимых областях следует установить особый порядок налогообложения доходов некоммерческих организаций, в том числе бюджетных
учреждений, при соблюдении ими ограничений и условий, касающихся связи осуществляемой предпринимательской деятельности с их основной деятельностью. Ограничения формируют организационно-правовую форму, осуществляемые виды деятельности, виды получаемых доходов и производимых расходов. С учетом подобных ограничений некоммерческие организации должны иметь возможность осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно связанную с теми целями, для достижения которых они были созданы.
Одной из основных задач налога на прибыль организаций является налогообложение доходов собственников предприятия, которые распределяют между собой ее прибыль или инвестируют полученные средства в социально значимые области. Большинство организационно-правовых форм некоммерческих организаций не предусматривают возможность распределения прибыли между учредителями. При этом они осуществляют капитальные вложения за счет средств, полученных в виде доходов от предпринимательской деятельности, которые являются объектом налогообложения налога на прибыль. В связи с необходимостью активизации инновационных процессов в некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в социально значимых областях, следует предоставить льготу по освобождению прибыли от налогообложения в том случае, если эта прибыль была получена за счет доходов от деятельности, напрямую связанной с основными целями создания организации, а организация не осуществляет никаких иных видов предпринимательской деятельности, приносящей доход.
Освобождение некоторых некоммерческих организаций от налога на прибыль не предполагает их освобождения от отчетности, связанной с ведением уставной деятельности, поступлением и использованием получаемых средств, что сохранит возможности контроля со стороны налоговых органов как за правомерностью применения освобождения, так и с целью предотвращения правонарушений.
Для привлечения частных инвестиций в социально значимые виды деятельности, рассмотренный выше особый режим налогообложения налогом на прибыль некоммерческих организаций, следует распространить и на коммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и здравоохранения. Для применения нулевой ставки налога на прибыль коммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и здравоохранения, будут обязаны выполнить все законодательно закрепленные условия и ограничения, предъявляемые к некоммерческим организациям, за исключением требований к их организационно-правовой форме.
9. Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам
В настоящее время существует неопределенность отнесения расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации в части принятия для целей налогообложения прибыли.
Уточнение соответствующих положений Налогового кодекса позволит учитывать расходы в виде платежей по лицензионным (субли-цензионным) договорам при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом суммы единовременного платежа по лицензионным (сублицензионным) договорам могут приниматься для целей налогообложения либо единовременно, либо равными долями в течение срока действия договора по выбору налогоплательщика, который закрепляется в учетной политике предприятия.
10. Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам.
В настоящее время Налоговый кодекс представляет право на применение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части перечисленной налогоплательщиком сумм платы за свое обучение. При этом подобный вычет не применяется в части уплаты процентов по образовательному кредиту. Изменение правовых норм, регулирующих порядок предоставления образовательных кредитов, позволяет распространить налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, предоставляемый в настоящее время на сумму платы за обучение, на уплату процентов по образовательным кредитам, что позволит активизировать финансовые инструменты в образовательном секторе экономики.
11. Прочие направления поддержки инновационной активности:
- освобождение от налогообложения доходов от реализации
ценных бумаг, необращающихся на организованных рынках и находящихся в собственности лица не менее 5 лет, что позволит небольшим инновационным предприятиям привлекать долгосрочные инвестиции на более выгодных условиях;
- предоставление возможности беспрепятственного перехода на упрощенную систему налогообложения создаваемых при вузах малых внедренческих предприятий для активизации научно-технической деятельности необходимо обеспечить;
- создание технопарка «Сколково» и разработка специальных мер, связанных с налогообложением и обложением страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, для инновационных предприятий, осуществляющих в нем свою деятельность. В соответствии с планами Правительства РФ участники технопарка получат возможность использования следующих преимуществ в области налогообложения: предоставление льгот по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога; уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование по совокупному тарифу 14 % с компенсацией региональному бюджету разницы до 34% за счет федерального бюджета; применение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость по выбору налогоплательщика.
- совершенствование механизма налогообложения операций с нематериальными активами и уточнение правил налогообложения при осуществлении операций поставки нематериальных активов;
- совершенствование системы налогообложения операций в рамках электронной торговли.
Таким образом, совершенствование действующего законодательства в сфере налогообложения деятельности инновационных предприятий позволит активизировать инновационные процессы в области создания и освоения продуктовых и процессных инноваций, повысить конкурентоспособность инновационных предприятий, за счет реализации экономических преимуществ инноваций по сравнению с существующими аналогами, а также использовать экономические методы управления экономикой для достижения общегосударственных целей и задач.
Литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. -382 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р. Официальный сайт компании «Консультант плюс» www.consultant.ru.
3. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России./ М.Н. Карасев. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 224 с.
4. Налоговый кодекс РФ, части I и II. Официальный сайт компании «Консультант плюс» www.consultant.ru.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренные Правительством Российской Федерации 20.05.2010 г. Официальный сайт компании «Консультант плюс» www.consultant.ru.
6. Подсорин В.А. Экономическая оценка капитализации транспортной компании. - М.: МИИТ, 2007. - 239 с.
7. Подсорин В.А. Экономические проблемы воспроизводства капитала, воплощенного в основных средствах ОАО «РЖД»// Мир транспорта - № 4, 2007.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. от 27.11.06). Официальный сайт компании «Консультант плюс» www.consultant.ru.
9. Терешина Н.П., Подсорин В.А., Брусиловский М.Э. Комплексная оценка стоимости жизненного цикла новых технических систем с использованием алгоритмов верификации надежности // Экономика железных дорог, - № 1, 2011.
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
11. Экономика железнодорожного транспорта: Электронный учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ, 2006. - 801 с.