УДК 159. 9: 316. 6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© 2016 Г. М. Козимирова
ассистент кафедры теории и методики физической культуры e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию совместной деятельности отечественными психологами. В центре внимания статьи находится проблема эффективности совместной деятельности и влияния социально-психологических характеристик совместной деятельности в спорте на ее эффективность.
Ключевые слова: совместная деятельность, малая группа, спортивная группа, совместная спортивная деятельность.
Социально-психологическое исследование феномена совместной деятельности в отечественной психологии связано, как правило, с анализом проблемы психологии малой группы, с ее образованием и функционированием.
Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х гг. ХХ в. Результаты некоторых исследований, выполненных в эти годы, были опубликованы позднее. Не только внутреннее развитие социальной психологии, психологии труда и управления привело к постановке данной проблемы, но прежде всего она была вызвана практическими потребностями соответствующего исторического периода. Причем зарождались эти исследования независимо друг от друга в трех важнейших сферах практической деятельности.
Во-первых, «... интенсивное развитие авиации и особенно космонавтики в те годы (в первую очередь готовящиеся групповые полеты в космос) поставило перед психологами практическую задачу комплектования малых групп (летных и космических экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека» [Журавлев 2005: 16]. Это научное направление представлено исследованиями таких специалистов в области инженерной психологии и психологии труда, как Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков, которые внесли огромный вклад и в развитие отечественной социальной психологии (см.: [Здравомыслов 1995]).
Во-вторых, фактически в тот же период была поставлена практическая задача подготовки (обучения и воспитания) молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, а позднее учебно-производственных и других коллективов. И достаточно быстро выяснилось, что психологический отбор и подготовка молодежных лидеров может осуществляться только через их непосредственное включение в процесс организации совместной деятельности группы. В начале 60-х гг. прошлого века это направление исследований в психологической науке разрабатывалось прежде всего социальными психологами Курского госпединститута Л.И. Уманским и его учениками А. С. Чернышевым, Л.И. Акатовым и др.
В-третьих, в это же время начинает выполняться работа социальных психологов Ленинградского госуниверситета на промышленных предприятиях города и области. Эти исследования проводились в первичных и вторичных трудовых коллективах (бригадах, отделах, участках, цехах) и были направлены на изучение таких
психологических феноменов, как отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в трудовом коллективе, взаимоотношения с руководителями и т. д. Цель этих исследований заключалась в оптимизации межличностных отношений и повышении различных показателей эффективности совместной трудовой деятельности коллективов, прежде всего первичных. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С. Кузьмина, исследователям Н.В. Голубевой, Н.Н. Обозова, А.А. Русалиновой, Э.С. Чутуновой и др. [Журавлев 2005].
На рубеже 60-70-х гг. и особенно в 70-е гг. ХХ в. интенсивно исследовались многочисленные психологические феномены в различных группах, выполняющих совместную деятельность, например: организованность (А.С. Чернышев), эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И. Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И. Тимощук), сработанность (Н. Н. Обозов) и др. Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности и сохранившие свою актуальность до настоящего времени.
Характеризуя в целом рассмотренный выше период психологических исследований совместной деятельности, можно выделить следующие его особенности.
1. Исследования совместной деятельности были в высокой степени вызваны практическими потребностями и так называемым социальным заказом.
2. Доминирование эмпирических и экспериментальных исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные в 60-е гг. ХХ в. курскими психологами аппаратурные методики и до сих пор активно используются социальными психологами;
3. Были подробно изучены принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения в группе, психологические типы лидерства, взаимоотношения с руководством и многие другие [Журавлев 2005].
Судя по публикациям, анализ проблемы совместной деятельности был выполнен Б.Ф. Ломовым в нескольких важнейших направлениях ее исследования, однако в самом начале 70-х гг. ХХ в. совместная деятельность была им рассмотрена в контексте работ по психологии организации и управления трудовой деятельностью малых групп. Основной вопрос данного цикла исследований - это выявление психологических условий продуктивного выполнения совместной трудовой деятельности. По мнению Б. Ф. Ломова, к ним относятся численность рабочих групп, характер функциональных связей членов трудовой группы, их внутригрупповая психологическая совместимость, формы организации трудовой деятельности, обеспечивающие высокий уровень позитивных взаимоотношений членов группы, эффективные управленческие воздействия на трудовую группу и др. (см.: [Там же]).
Среди важнейших теоретических проблем Б. Ф. Ломов рассматривает ставшую классической проблему соотношения индивидуальной и совместной деятельности: «индивидуальная деятельность не существует сама по себе, а вплетена в деятельность общества», «любая индивидуальная деятельность является составной частью деятельности совместной». Отсюда следует, согласно теории Б.Ф. Ломова, что в изучении совместной деятельности и процесса формирования совокупного субъекта психология должна опираться на законы развития социальных групп и общества в целом.
Вопрос о структуре совместной деятельности, по мнению Б.Ф. Ломова, является также одним из основных в процессе ее психологического анализа. Несомненная заслуга Б. Ф. Ломова состоит в том, что он один из первых отвечает на этот сложнейший вопрос, изложив свое понимание структуры совместной деятельности. К ее психологическим составляющим относятся общая цель, спецификация задач, мотивы участников совместной деятельности, планирование, принятие решений, оценка результатов. Б.Ф. Ломов хорошо понимал, что структура совместной деятельности рассмотрена им в том же аспекте, что и индивидуальной, так как им были выделены те же составляющие. Именно это понимание побудило Б. Ф. Ломова дополнительно рассмотреть ряд специфических процессов и факторов совместной деятельности, а именно: подражание, внушение, эмоциональное взаимозаражение, сопереживание, сотрудничество и соперничество, межличностные отношения и др.
В настоящее время в социальной психологии развиваются структурный и динамический (или процессуальный) подходы к анализу совместной деятельности, которые фактически дополняют друг друга.
Представители структурного подхода концентрируют внимание на анализе таких ее составляющих компонентов, как групповые цели и задачи, общие мотивы, совместные действия (способы приемы выполнения), групповые результаты и т. п. Этот подход позволяет выделить общие элементы как индивидуальной, так и совместной деятельности. При этом индивидуальные их формы, возвращаясь к положению Б. Ф. Ломова, можно только условно рассматривать как относительно самостоятельные, тогда как реально они всегда включены в совместную деятельность, которая не является, как известно, их простой суммой, а существует как такое целое, которое больше суммы своих частей [Ломов 1984].
Основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности обычно используются для анализа структуры совместной деятельности. Это следует из принципа изоморфизма функциональных систем, который был сформулирован П.К. Анохиным, считавшим, что принципиально функциональная система дает универсальную архитектуру для любой деятельности, универсальный принцип функционирования (см.: [Абульханова-Славская 1980]). В соответствии с этим принципом структуры индивидуальной и совместной деятельности являются изоморфными, что позволяет выделить и рассматривать такие их компоненты, которые для них общи. Данный подход при анализе структуры совместной деятельности фактически реализован в работах Б.Ф. Ломова
Структурный подход к анализу совместной деятельности был дополнен динамическим подходом, сущность которого развертывается в различных групповых процессах, определенная совокупность и последовательность которых позволяет описывать психологические особенности содержания и разных форм организации совместной деятельности [Багрецов и соавт. 1999].
Если ранее изучалась совместная деятельность первичных групп и коллективов, то в 90-е гг. прошлого века, наряду с традиционными исследованиями совместной деятельности, имеющей четко очерченные «границы», стал изучаться также более общий социально-психологический феномен совместности, характеризующий и межличностное взаимодействие, и малые группы, и внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, и самые разные другие общности. Это было необходимым именно потому, что содержание понятия «совместная деятельность» становилось «узким» и недостаточным для описания и тем более объяснения результатов исследований, например: совместной жизнедеятельности семьи (В .П. Левкович), жизнедеятельности малых групп в экстремальных условиях (Е. В. Журавлева, С. В. Сарычев, В. А. Хащенко, А.С. Чернышев и др.), жизнедеятельности людей, длительно проживающих на
радиоактивно загрязненных территориях (М.И. Бобнева, А. Л. Журавлев, Ю.А. Лунев, И.Н. Логвинов, В.А. Сумарокова, Н.Н. Хащенко, А.С. Чернышев и др.), и т. д., где адекватнее было использовать более общие и емкие понятия «совместная жизнедеятельность» и «совместность» [Журавлев 1999; Чернышев 1990; Рубцов 1998; Лунев 1998; Логвинов 2015].
Согласно мнению А.К. Белоусовой, совместная деятельность и совокупный субъект могут быть представлены в качестве разных компонентов более общей совмещенной психологической системы в совместной мыслительной деятельности.
Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности и о взаимодействии индивидуально- и социально-нормативных условий совместного процесса [Рубцов 1989].
Итак, совместная деятельность — это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, информацией, а также взаимной перцепции;
2) наличие единой цели предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;
3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;
4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены, специализированы и иерархизированы, поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;
5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты.
Исследования совместной деятельности А.Л. Журавлевым показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой - неполная совместная деятельность. Деятельность с неполной структурой, по его мнению, остается при этом разновидностью совместной деятельности. Причем отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой совместной деятельности, например:
• совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности;
• процесс совместной деятельности может проходить без достижения общего конечного результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, поэтому не осознается;
• совместная деятельность может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участниками, интегрируясь на относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных длительностях через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты [Психология совместной жизнедеятельности... 2001 ].
А.И. Донцов, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская в исследованиях, проведенных в 90-е гг. ХХ в., разработали критерии анализа совместной деятельности [Донцов и соавт. 1998].
Таким образом, исследования в области психологии совместной деятельности, осуществленные отечественными психологами, позволили сформулировать концепцию совместной деятельности, позволяющую успешно объяснить психологию трудовых коллективов, детских, учебных групп, а также психологические характеристики их членов. Кроме того, представляется продуктивным использовать концепцию совместной деятельности в изучении психологии спортивных коллективов.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В М., Наумов В.В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999. 639 с.
Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: дис. ... докт. психол. наук. Ростов н/Д, 2003, 473 с.
Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 61-71.
Журавлев А.Л. Проблема совместной трудовой деятельности в социально-психологическом исследовании коллектива // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Ч. 3. М., 1983. С. 508-510.
Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дис. в виде научного доклада ... д-ра психол. наук. М., 1999. 132 с.
Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 640 с.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. 317 с.
Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/039-034.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124-135.
Матис Т.А. Психологические особенности организации совместной учебной
деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 1977. С. 126-132.
Организаторские способности и их развитие / отв. ред. И.А. Френкель. Курск, 1967. 191 с.
Психологические аспекты совместной деятельности и общения / под ред. А.С. Чернышева. Курск: КГПИ, 1990. 124 с.
Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя / под ред. Я.Л. Коломинского. Мн: Нар. асвета, 1987. 239 с.
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Социум; Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.
Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 79-89.
Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3. С. 7-16.
Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 49-59.
Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 142 с.
Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. Курск: КГПУ, 1998. 90 с.