ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕТОДИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ
1
Ю. Б. Мысина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Школьное обучение традиционно ставило своей основной целью вооружить учащегося определенной суммой знаний, умений и навыков. Но в настоящее время основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, научить учиться. Умение учиться особенно важно в современном мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным в его сфере деятельности, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни. То есть можно говорить о том, что современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Огромная роль в достижении этой цели отводится начальной школе, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие умственных способностей учащихся. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи, а также усвоения учащимися начальной школы "новой грамотности" эффективно применение информационных технологий.
В начальной школе ИКТ используются, главным образом, в двух направлениях: I) компьютер как объект изучения на уроках информатики; 2) использование ИТ на уроках других дисциплин (математики, русского языка, природоведения и др.).
Основная цель использования ИТ в начальной школе это пропедевтика информатики, то есть усвоение учащимися основных понятий информатики, приобре-
тение основных навыков работы с компьютером. Это позволяет говорить о том, что в организационных рамках, компьютер - объект изучения. Во втором направлении компьютер выступает в роли средства обучения.
Многие авторы публикаций отстаивают какое-то одно из направлений. Приведем примеры таких публикаций.
Информатика как отдельный предмет изучения учащимися начальных классов.
И. В. Левченко в своей статье утверждает, что до сих пор ведутся дискуссии о месте и роли школьного курса информатики. Имеются попытки отказа от информатики как от отдельного предмета. На взгляд автора, нельзя считать допустимым как исключение данной дисциплины из учебного плана школы, ее раздробление и растворение ее содержания в других предметах, так и уменьшение количества учебных часов, отводимых на курс. Начинать изучение информатики следует с I класса начальной школы [6].
Рассмотрение курса информатики как общеобразовательного предмета обосновано, поскольку, он направлен на формирование мировоззрения и информационной культуры школьника, овладение различными способами умственной деятельности и развития мышления учащихся, закладывает общенаучные знания, умения и навыки. Поэтому предмет "Информатика" - один из основных в системе школьного образования.
Интеграция предметов начального обучения на современном этапе школьного образования, как считает И.В. Левченко, вызывает сомнение. Организация процесса обучения грамоте, счету с одновременной пропедев-
© Мысина Ю.Б., 2008
тикой информатики на практике сводится к применению компьютеров на уроках родного языка, математики. Такой подход исключает целенаправленное овладение учащимися общекультурными умениями и навыками. Формировать элементы информационной культуры следует на уроках информатики в процессе использования игровых обучающих программ, направленных на отработку умений планировать структуру действий, организовывать поиск информации, строить информационные структуры, рационально и эффективно взаимодействовать с компьютером.
Школьному курсу информатики принадлежит ведущая роль в формировании системно-информационного представления о мире, понимании значения информационных технологий и вычислительной техники, овладении навыками сознательного и рационального использования компьютеров учащимися. Одной из основных содержательно-методических линий курса информатики является линия информационных технологий, которая реализуется в младшей школе при работе с готовыми программами. Подход к изучению информационных технологий как к целостной системе, а не беспорядочному набору операций позволит избежать стихийности в обучении, бездумного "кнопконажатия", дезориентации
школьника, в результате учащиеся должны понимать смысл операции, ее взаимосвязь с другими операциями; уметь конкретизировать и сформулировать задание, выделить этапы его выполнения; провести аналогию и осуществить перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности работы.
Согласно деятельностной теории учения (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), результатом обучения является формирование познавательной деятельности или отдельных ее элементов, в том числе различных действий. Как известно, процесс преобразования умения в навык проходит три этапа: обучение, тренировку и автоматизацию.
Курс предмета "Информатика", основанный на программно-методической системе Роботландия (Ю. А. Первин, А. А. Дуванов, Я. Н. Зайдельман, М. А. Гольцман), предназначен для начальной общеобразовательной школы. Цели курса - развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, практическое освоение компьютера как инструмента деятельности [3].
Основные направления:
I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ (ключевое слово - информация). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных
Элккгряпа лучшие мншпоры
НэвбрОКНК ВЫВОЛИН ПО "ЫрОЧКамЛ которые р11Су<1 ЭЛ<КТрОМ*Ш луч. ГфРОеги по ЭК|МНУ. Эти МОМНОрЫ ССГРЖ (ШбООПСС рй«П)>0«Т^4№Ш1 ЮН *Ор<Н1КТО КачеОТИ 1№й»Р»№мн и <рамви<пъно 1«®ыео*оЛ пены.
Пр-зсшрш рлюоаы з л е к гр ом к- ■ луче 1 I ос ■> иош пор;! покп'иэ« нп рмсугасс:
Олн т саьавд Оопышк н*д<к1*1ков гтучевыя центров — в|клно-$ I» -.и№|Н>иа^ чолокна. Г1|И1
дмкпьноЛ раб-от* н ндобиюдевнн правил кзнкл бсмпаснит ииенают головные 6олнк
бсссомвиа
Кадр из темы «Устройство компьютера» (Роботландия)
процессов (обработка, хранение и передача информации). В результате должно сформироваться умение видеть информационную сущность мира, распознавать и анализировать информационные процессы.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ (ключевое слово -компьютер). Здесь формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.
3. АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ (ключевые слова
- алгоритм, исполнитель, программа). В курсе не изучаются распространенные языки программирования. Программистская вершина Роботландии - язык управления исполнителями, хотя и содержит основные конструкции развитых языков, остается весьма примитивным. Путь к этой вершине лежит через решение алгоритмических задач, изучение "чёрных ящиков", программирование простейших исполнителей. В результате формируется представление об алгоритмах, способах их представления и выполнения.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ направление (ключевое слово - творчество). Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.
Главное, что отличает "Роботландию" от других программ, - комплексность, стремление познакомить ребенка с самыми разными возможностями вычислительной машины. Основными понятиями являются алгоритм и исполнитель. Однако система дает достаточно богатое представление и о неалгоритмических аспектах информатики (обработка текстов, рисование, музыка) [7].
Но в то же время можно отметить, что этот курс целиком сосредоточен на компьютерных аспектах информатики. "Внекомпьютерная" информатика выпадает из рассмотрения. Этот курс не информатики, а компьюте-рики.
Многие авторы публикаций считают, что предмет "Информатика" для детей младшего школьного возраста должен быть безмашинным. Например, курс "Информатика в играх и задачах", разработанный
авторским коллективом под руководством Александра Владимировича Горячева в
Центре довузовского образования Московского экономико-статистического института (в состав коллектива входят Т.О.Волкова, К.И.Горина, Н.И.Суворова; руководитель Центра - Марианна Анатольевна Лукашенко). В настоящее время разработан и апробирован учебно-методический материал для всей начальной школы по программе 2100 [I].
Названный курс - безмашинный. Его авторы считают, что за компьютер дети должны садиться не ранее седьмого класса.
Обсуждая курс "Информатика в играх и задачах", хочется четко разделить оформление курса, излагаемый в нем материал и форму изложения этого материала. Могу сразу сказать, что первый и третий аспекты - выше всяких похвал. Для первых двух лет курса подготовлены прекрасные методические материалы. Каждому ученику полагается книжка-раскраска (по одной на учебную четверть). Книжки прекрасно оформлены и очень хорошо изданы (к сожалению, чернобелые). Даже цвет и формат их имеют смысл. Цвет - свой для каждой учебной четверти, не перепутаешь. А формат подобран так, чтобы книжку-раскраску было удобно носить в портфеле, а книжку для учителя - в ... дамской сумочке (ведь учителя в подавляющем большинстве - женщины). Для каждой четверти заготовлены не менее красочно
оформленные листы-раскраски для контрольных работ. Для учителей разработаны подробнейшие поурочные планы. Урок может вести любой учитель, не имеющий специальной подготовки. При этом методика прекрасно учитывает особенности детской психологии. Например, урок может быть организован в форме детективного расследования. А потом оказывается, что мимоходом дети познакомились с классификацией, кодированием и т.д.
Строго говоря, это - не курс информатики, а курс развития способности, памяти, логического мышления, мышления вообще
[7].
Существует еще один безмашинный курс - "Информатика для малышей. Уроки развития", разработанный В.В. Дубининой.
Предлагаемый курс ориентирован прежде всего на развитие навыков и практических приемов мыслительной деятельности, т. е. на общее и интеллектуальное развитие. В идеале развивающие упражнения должны быть вплетены в процесс изучения конкретных наук, поскольку те операции и правила, которым они подчиняются, не оторваны от реального мышления. К сожалению, на практике это далеко не так. Преподаватель в первую очередь стремится передать определенный объем информации, не уделяя достаточного внимания развитию интеллекта.
В. В. Дубинина считает, что в школе нет предмета, который бы целенаправленно учил наблюдать, выделять существенные признаки, высказывать суждения, делать умозаключения, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учиться задавать вопросы и т. д. Роль такого предмета и могут взять на себя уроки развития, в которых используются системы заданий, направленные на формирование и совершенствование отдельных компонентов мышления и их связей. Дидактически это уроки-игры, уроки общения, на которых создаются ситуации, моделирующие реальность [2].
Курс "Уроки развития" - ознакомительный, поэтому ни в коем случае не следует
требовать от учащихся знания строгих определений - освоение понятий должно проходить на интуитивном уровне. Он представляет собой вариант интерактивной дисциплины, синтезирующей на системнологической основе фрагменты классических научных дисциплин - физиологии, психологии, эргономики, логики, теории управления и информатики. Легкая игровая форма уроков с большим количеством разнообразных упражнений, примеров и задач, вовлечение всех учащихся в полидиалог, предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным
- вот основные принципы подачи материала курса. Важнейшую роль играет умение учителя создать на уроке "ситуацию успеха", обстановку раскованности. Необходимо, чтобы учащиеся получали удовольствие от процесса "думания".
Как показывает опыт, такие занятия можно проводить в детских дошкольных учреждениях, а если они проходят в школе, то их целесообразно начинать со второго полугодия I класса. Это могут быть маленькие уроки-игры внутри обычных уроков, занятия в группах продленного дня или кружка, групповые и индивидуальные занятия со школьным психологом. Если есть возможность использовать компьютерную поддержку курса, то класс предпочтительнее разделить на две подгруппы, причем часть урока проводится со всем классом, затем одна половина класса работает за компьютерами, а вторая - с тренировочными тестами и дидактическими играми.
В качестве домашней работы или дополнительного задания, по мнению автора программы, можно предложить ученикам придумать задачи и игры, аналогичные тем, с которыми работают на занятиях (однако это лучше делать не раньше, чем через год обучения). Несмотря на кажущуюся легкость, эта работа совсем непростая. Уровень и качество выполнения учащимися таких заданий могут служить контрольным тестом: ведь ребенок при составлении задач вызывает в памяти определенные образы; выделяет необходимое и достаточное количество
данных для их решения; наконец, четко, красиво и, скажем так, "решабельно" формулирует условие. Если большинство учеников более или менее успешно справляются с такими заданиями, - значит, цель курса можно считать достигнутой. Кроме того, можно не сомневаться, что при хорошей подготовленности дети придумают прекрасные задачи, которые можно использовать в дальнейшем.
Можно сказать, что курс "Уроки развития" с информатикой роднит внимание, уделяемое информации. Но в целом направленность курса иная: не информатика, а развитие мышления.
В завершении хочется отметить, что каждый курс, представленный выше, имеет свои плюсы и минусы. Они давно апробированы и используются многими учителями в своей практике. Главное, выделить полезное в каждой программе и попытаться адаптировать в условиях своего класса, учитывая уровень развития, подготовленности детей к восприятию того или иного материала.
Не менее важно помнить о гигиенических нормах использования компьютера на уроках информатики. По правилам ассоциации "Компьютер и детство" (КПД) норма занятий ребенка с ЭВМ для детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют 1520 минут в неделю [5].
Интеграция информатики с другими предметами
Многие авторы публикаций считают, что компьютер может быть прекрасным средством обучения. На уроках математики, русского языка, естествознания компьютер становится отличным помощником учителю во многом.
Например, 3. А. Зарецкая уверена, что необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их
использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, начального образования, в частности. Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы "основам информатики", а комплексное преобразование "среды обитания" учащегося, создание новых средств для его развития, активной творческой деятельности [4].
Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Опыт показал реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности на всех предметах в начальной школе.
Компьютер в обучении младшего школьника является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Такое понимание использования компьютера приобретает гуманитарный развивающий характер. Развитие творческих способностей - не самоцель. Элементы классической информатики в обучении младших школьников, обучение получению информации, представленной на компьютерном экране, овладение техническими возможностями компьютера не могут рассматриваться вне развития логического и алгоритмического мышления (искусства правильно мыслить и планировать свои действия, способности предусматривать различные обстоятельства и поступать в соответствии с ними). Компьютерная среда значительно облегчает реализацию психо-лого-педагогически обоснованных методов с
использованием поэтапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению формирования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует формированию учебной деятельности.
К тому же санитарно-гигиенические требования к организации работы младших школьников на компьютерах не позволяют широко использовать компьютер для организации учебного процесса. А 15-20 минут работы за ЭВМ на обычных уроках математики, русского языка, естествознания будут достаточными.
Попытки создания интегрированного курса информатики с другими предметами в начальной школе уже существуют. Но нет еще единой программы, программного обеспечения поддержки обучения по гуманитарным и естественнонаучным предметам начальной школы, учебных пособий для учеников и методического пособия для учителей. Но работа в этом направлении началась, т.к. учителя понимают важность и полезность компьютера как средства обучения.
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Он находит применение в обучении самым разнообразным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения.
Технические возможности персонального компьютера огромны. Компьютер используется как обучающее средство, позволяющее:
а) активизировать учебный процесс;
б) индивидуализировать обучение;
в) повысить наглядность в предъявлении материала;
с) сместить акценты от теоретических знаний к практическим;
д) повысить интерес учеников к обучению.
Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера и с тем, что каждый ученик работает за своим
компьютером. Традиционное обучение в основном является пассивным - на уроке активно работают 20-30% учащихся. Если же обучение ведется в компьютерном классе, компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты.
Индивидуализация обучения при использовании компьютера также связана с интерактивным характером работы с ним и наличием на рабочих местах: каждый ученик теперь может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы. Более глубокий и тонкий учет индивидуальных особенностей учащихся может осуществлять компьютерная программа, посредством которой ведется обучение (педагогическое программное средство). С помощью начального теста программа может определить уровень обученности ученика и в соответствии с этим уровнем предъявлять теоретический материал, вопросы и задачи, а также подсказки и помощь.
Каждый ученик в процессе обучения сталкивается с трудностями индивидуального характера, связанными с наличием пробелов в знаниях или особенностями мышления. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях ученика, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.
Графические возможности дисплеев персональных компьютеров позволяют сделать компьютерное обучение очень наглядным. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.
Всегда остро стоит вопрос о соотношении теории и практики применительно к научному знанию, обучению и т.д. Традиционное обучение является преимущественно теоретическим. Классно-урочная форма обучения исподволь, незаметно подталкивает каждого педагога в отдельности и всю систему образования в целом к усилению
теоретической стороны обучения в ущерб практической. Если вести обучение с помощью компьютера, оно приобретает практический уклон: диалоговый характер работы с компьютером, его вычислительные моделирующие возможности предрасполагают к обучению в форме решения задач.
Важным условием успешного обучения является интерес учеников к изучаемому предмету, ходу обучения и его результату. Этот интерес связан со множеством факторов: содержанием изучаемого предмета, уровнем его сложности, организацией процесса обучения, системой поощрений и наказаний, применяемой учителем, личностными качествами самого учителя, системой ценностей ученика, его ближайшего окружения, родителей, взаимоотношениями в классном коллективе, социальным заказом в подготовке по направлению науки, представляемому данным предметом.
Компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам, не связанным с информатикой. Новое в организации учебного процесса с участием компьютера, само изменение характера работы ученика на уроке способствуют повышению интереса к учебе. В то же время более тонкое использование возможностей компьютера позволяет управлять мотивацией учеников во время компьютерного обучения. Важное значение имеют элементы игры, состязательности в компьютерном обучении или звуковые и зрительные эффекты.
Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе -неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие программы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер положительно влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изуча-
емого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе [4].
Безусловно, можно отметить, что компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление.
К тому же компьютер способствует формированию у учащихся своей деятельности. Во время работы компьютер позволяет учащимся наглядно представить результат собственной деятельности, что позволяет сделать соответствующие выводы и поставить учебные задачи на следующий этап урока.
Вот далеко неполный арсенал возможностей компьютера, делающих его очень перспективным для использования в учебном процессе обучающим средством.
Итак, компьютеры - эти уникальные по своим возможностям обучающие машины установлены в классе... И тут выясняется, что не понятно, как к этим компьютерам подступиться, т.е. говорить о компьютерном обучении еще рано. Как быть, с чего начать переход к компьютерному обучению?
Ответ таков: "С подбора обучающих программ и придумывания организационных форм их применения, с разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении". Нельзя рассматривать компьютер в обучении отдельно, сам по себе, в отрыве:
а) от программного обеспечения - педагогических программных средств;
б) организационных форм использования компьютеров.
В настоящее время существует огромное множество обучающих программ по самым
разным предметам, ориентированных на самые различные категории учащихся. Они профессионально оформлены, над ним работали специалисты: программисты, методисты, психологи, дизайнеры. Поэтому в них прекрасная графика, мультимедийные заставки, грамотная речь диктора. Можно найти различные варианты заданий и способы их выполнения.
Но не всегда в готовых программах учитель найдет для себя нужный материал, способ его подачи. Не все дети могут справиться с данной программой, т.е. не
учитывается уровень знаний и специфика конкретной школы или класса. Нет дифференциации и индивидуального подхода к каждому отдельному ребенку. А главное - учитель не может сам скорректировать готовую программу, внести в неё свои изменения, пояснения. Поэтому данная проблема решается самими учителями при создании собственных программ использованием различных инструментальных систем. Данный подход расширил возможности использования средств ИКТ при обучении детей младшего школьного возраста.
Библиографический список
1. Горячев A.B. Информатика в играх и задачах. 2-4 классы: методические рекомендации для учителя / A.B. Горяев, ТО. Волкова, К.И. Горина. М.: Баллас, 2003.
2. Дубинина B. B. Уроки развития, или пропедевтический курс для малышей / В.В. Дубинина // ИНФО. 1995. № 3. С. 61-71.
3. Дуванов A.A. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии / A.A. Дуванов, Ю.А. Первин. М.: Педагогика -Пресс, 1993.
4. Зарецкая 3.A. Информационная культура. Модуль 1 (пособие для учителя) / З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий, Ю.М. Горвиц, Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1995.
5. ИТО 2000: Информационные
технологии в образовании: сборник трудов, часть II. М.: МИФИ, 2000.
6. Левченко И. В. Обучение младших школьников работе с программным обеспечением / И.В. Левченко // Информатика и образование. 2000. № 10.
7. Молоков Ю.Г. Актуальные вопросы информатизации образования / Ю.Г. Молоков, А.В. Молокова //Образовательные технологии: сб. науч. ст. Вып.1 / под ред. И.М. Бобко. Новосибирск: СИОТ РАО, 1997. С.77-81.