Инвестиции социальной сферы
основные направления инвестиционной политики в системе предоставления социальных услуг
в.а. бескровная,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Великолукской государственной академии физической культуры и спорта
Инвестиции в современной экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны государства позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию развития национальной экономики. Механизм управления инвестиционными ресурсами в нашем понимании предназначен для максимизации инвестиционного эффекта (в том числе дохода), минимизации инвестиционных издержек и рисков. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная политика на государственном и региональном уровнях, ее анализ является целью настоящего исследования.
При исследовании инвестиционной политики необходимо выделять субъект политики, что обусловлено разграничением управленческой и неуправленческой деятельности. Источник инвестиционных ресурсов также имеет существенное значение, так как именно он определяет экономическое поведение инвестора и инвестируемого. Помимо этого нужно принимать во внимание особый характер ресурсов, возникающих в результате синергии (кооперации, частно-государственного партнерства) или реорганизации (смене формы собственности, ликвидации т. п.).
Теоретические исследования различных экономических школ и учений, начиная с конца XVII в., проведенные российскими и зарубежными учеными, позволяют сделать вывод, что фактор инвестиций в системе экономических отношений характеризует развитие воспроизводственного
процесса, а также является основным элементом, воздействие на который со стороны государства позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию развития национальной экономики.
Обобщая действующую нормативную практику, зарубежный и отечественный опыт регулирования инвестиций, можно выделить следующие виды стимулов инвестиционной деятельности: льготы, поощрения, декларации. Мы расположили названные виды по мере сокращения стимулирующего воздействия.
Льготы могут быть налогового и бюджетного характера: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит; специальный налоговый режим; бюджетные ассигнования; бюджетный кредит юридическим лицам; субвенции или субсидии; размещение государственного заказа, инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; государственные или муниципальные гарантии.
Под поощрением понимается форма одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Примером этого может служить приказ Госстроя России от 10.10.2000 №226 «О ежегодном конкурсе на лучшие «инвестиционно-строительные проекты». Конкурс проводится в целях внедрения высоких стандартов качества инвестиционно-строительных проектов, повышения инвестиционной привлекательности строительной отрасли. Он активизировал при-
влечение средств институциональных и частных российских и иностранных инвесторов, выход на международные рынки капитала, совершенствование инвестиционных проектов. Награждение победителей конкурса производится в Госстрое России в торжественной обстановке.
Декларации играют стимулирующую роль в развитии инвестиционных отношений, поскольку обеспечивают стабильность инвестиционной деятельности, формируют положительный инвестиционный климат. К таким видам поддержки относится информационная политика администраций регионов. Так, например, в Новгородской области проводится активная рекламная политика по продвижению информации об условиях, созданных для инвесторов в области. Например, среди региональных преимуществ называются: великолепное географическое положение между Москвой и Санкт-Петербургом, поблизости от границ со странами Балтии, Белоруссией и Скандинавией; легкий доступ по автомобильным и железным дорогам к морским портам Санкт-Петербурга и Финляндии, московскому речному порту, аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга; высокая концентрация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, промышленности средств связи; наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы, ранее занятой на предприятиях ВПК; современная система средств связи. По уровню и объему предоставляемых услуг телекоммуникаций Новгородская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга; сложившаяся система обслуживания бизнеса; наличие вторичного рынка земли.
Органами власти декларируется, что экономическая политика региональных властей обеспечена следующими составляющими:
• последовательный и непрерывный характер экономических преобразований;
• постоянное применение закона о неухудшении стартовых условий для работающего на новгородском рынке инвестора;
• расчет периода окупаемости вложенных средств осуществляется в соответствии с утвержденной в качестве областного закона методикой, разработанной всемирно известной консалтинговой фирмой «Артур Андерсен»;
• активное использование Координационным советом товаропроизводителей области и Ассоциацией предприятий с иностранными инвестициями делегированного им администрацией области права законодательной инициативы;
• существование на территории области четырех зон экономического благоприятствования с самыми льготными условиями ведения бизнеса. Основным и наиболее существенным стимулом инвестиционной деятельности является льготное налогообложение. Налоговый кодекс РФ предусматривает ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.
По налогу на добавленную стоимость предусмотрены следующие льготы для инвесторов. В перечне операций, не подлежащих налогообложению, названа реализация на территории РФ долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок. Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций. Инвесторы имеют право на налоговые вычеты. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе предъявить к вычету эти суммы налога. Точно так же налогоплательщик может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении объектов незавершенного капитального строительства и товаров (работ, услуг), приобретенных им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные им при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Все перечисленные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет указанных объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.
Налоговый кодекс РФ предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов); в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства.
Регулирование налогообложения инвестиционной деятельности осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. В налоговом законодательстве субъектов Российской Федерации содержатся нормы, связанные с налогообложением инвестиций. Так, например, Закон Вологодской области «Об инвестиционной деятельности на территории Вологодской области» приводит подробный перечень категорий налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы в части, зачисляемой в областной бюджет. Среди них — юридические лица, созданные для реализации инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу, юридические лица, осуществляющие инвестиции в форме капитальных вложений в собственные производственные основные фонды (за исключением основных фондов филиалов, расположенных за пределами области); банки и иные финансово-кредитные организации, выделяющие кредитные ресурсы на реализацию инвестиционных проектов. Налоговые льготы предоставляются Законами области «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на имущество предприятий (организаций)», «О территориальном дорожном фонде».
Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Допускается предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Существует ряд оснований для получения инвестиционного налогового кредита. Первое основание — проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется
на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей.
Другое основание — осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Третье основание — выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Во втором и третьем основаниях инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
В экономической теории принято выделять пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников экономической деятельности об условиях воспроизводства, реализации и потребления продукции в экономике страны; обоснование перспектив социально-экономического развития государства в целом и регионов; определение стратегии и приоритетов инвестиционной деятельности. Активные методы связаны с формированием благоприятной инвестиционной среды, участием государства в наиболее значимых проектах для обеспечения «локомотивного» характера государственных инвестиций, а также активная роль в создании инфраструктуры объектов как основы для частного инвестирования.
Целесообразность активной государственной политики в области инвестирования диктуется условиями, реально сложившимися в хозяйственной системе нашей страны, особенно в ее социальной сфере. При этом дискутируемым является вопрос о степени вмешательства государства в инвестиционный процесс. Можно выделить две противоположные модели. В одном случае государство принимает на себя большую часть инвестиционных функций, обеспечивая необходимую концентрацию ресурсов, определяя принципы и механизмы инвестирования, а также контролируя эффективное использование средств. Такой подход является в настоящее время наиболее приемлемым с позиции наличия ресурсов (имеется в виду Стабилизационный фонд и проводимая профицитная бюджетная политика финансовых властей), однако имеется ряд недостатков в контексте механизма
выявления приоритетных объектов вложений и контролирования эффективности использования средств.
Вторая модель связана с предоставлением частным инвесторам значительной свободы действий при осуществлении государством функций регулирования в сфере макроэкономических инвестиционных процессов. В ситуации наличия серьезных структурных диспропорций в хозяйственном комплексе России его использование не отвечает задачам развития. Таким образом, нужна соответствующая состоянию хозяйственной системы, постоянно корректируемая комбинация административных и косвенных методов регулирования инвестиционной деятельности.
Рассмотрим, каким образом государство использует названные методы и модели при реализации инвестиционной политики.
Правительство РФ определило, что политика государственного инвестирования ориентирована на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку развития тех ее секторов, которые способны стать «катализатором» ускорения развития всех сфер экономики, обеспечение инновационной деятельности, рост эффективности производства и производительности труда. В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования являются:
• модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);
• модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий;
• инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения;
• адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил РФ;
• инвестирование в инфраструктуру судебной системы;
• формирование и развитие технологической базы секторов «новой экономики», в первую очередь науки;
• осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.
Остановимся на политике инвестиций в социальную сферу, или социальных инвестициях. Социальные инвестиции — вложения в объекты социальной сферы в целях получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. В силу преимущественно государственного финансирования социальных инвестиций особенно значима проблема оценки их эффективности. Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:
1) социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни. Он определяется экономическими, статистическими и социологическими показателями: изменением соотношения бюджетов домохозяйств от потребления к сбережению, ростом количества детей в семьях, повышением образовательного уровня населения, удовлетворенностью социальным статусом или финансовым положением. Основной показатель — повышение качества жизни людей в результате социальной инвестиционной деятельности. Методика оценки данного показателя разработана ООН и считается приемлемой;
2) социальная эффективность — показатель, определяющий повышение уровня жизни людей, дающий характеристику количественной стороне достигнутых социальных целей. Например, возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности;
3) социально-экономическая эффективность — показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта. Он определяется через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений социальных мероприятий, снижение выплат по безработице, т. д.;
4) экономическая эффективность — показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов и затрат. Расчет основывается на минимизации затрат по разработке и осуществлению инвестиций. Выделяют абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой их результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат) и временные (период возврата инвестиций) показатели.
На наш взгляд, целесообразно все перечисленные показатели включать в систему мониторинга государственных мероприятий в социальной сфере.
Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования. Анализ прогнозных и плановых документов Правительства РФ позволяет заключить, что выполнение названных функций затруднено и осуществляется с разной степенью эффективности, в том числе по причине отсутствия описанного механизма их реализации.
Государственное финансирование социальных инвестиций должно осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно косвенного государственного регулирования. Основной акцент в государственном финансировании социальной инвестиционной деятельности необходим на выборе показателей эффективности, например снижение заболеваемости, увеличение рабочих мест, уменьшение выплат из социальных фондов и т. п., и принятии решений на основе их достижения.
Переходя к рассмотрению региональной практики инвестирования, опишем действующие процедурные составляющие инвестиционной деятельности. В первую очередь — это работы, связанные с размещением объекта инвестиционной деятельности (выделение участка, получение разрешения на строительство, подключение к коммуникациям, получение разрешений на эксплуатацию сооружений). Регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя по действующему законодательству носит заявительный характер. Завершают процедурные составляющие моменты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (взаимоотношения с налоговой, таможенной службами и внебюджетными фондами, сертификация и лицензирование продукции, проверки государственных органов и т. п.).
Развитие региональных инвестиционных про-
цессов зависит от системы факторов, важнейшим из которых является активность государственных органов власти в управлении инвестиционной привлекательностью региона. Под инвестиционной привлекательностью в этом контексте понимается объем инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает целенаправленное воздействие региональных органов власти на критерии, повышающие надежность и эффективность инвестиций. Это требует комплексного регулирования основных моментов инвестиционного процесса с его ориентацией на конечные результаты, начиная от расчета и обоснования стимулов инвестиционной деятельности и до формирования в регионе среды, благоприятной для инвестирования.
Проанализируем практику регулирования инвестиционной деятельности на уровне региона, акцентируя внимание на региональное инвестиционное законодательство, административный режим субъекта РФ, формы финансовой поддержки инвестиций и механизм ее предоставления.
Законотворческая деятельность региональных властей имеет целью создание благоприятного правового режима для инвестиционной деятельности. Необходимым, но не достаточным условием для этого является непротиворечивость региональных норм действующему федеральному законодательству. Региональные государственные структуры зачастую вмешиваются в функционирование регионального рыночного механизма, рассматривая такое вмешательство как метод инвестиционной политики. Наиболее распространены ограничения на движение товаров между территориями или прямой запрет вывоза продукции (эти действия объясняются требованиями экологической или продовольственной безопасности либо являются условием дотирования определенных видов продукции). Исследователи* выделяют также следующий обобщенный перечень условий, ограничивающих инвестиционную деятельность в регионах:
• ограничение на создание новых предпринимательских структур или на функционирование существующих (лицензионные требования и процедуры);
* Рисин И. Е., Харитон С. В. Общее и особенное в подходах к разработке региональной инвестиционной политики в Российской Федерации. //Вестник ВГУ: серия «Экономика и управление». 2005. № 1. С. 55.
• навязывание бизнесу определенных поставщиков товаров и услуг;
• ограничивающее конкуренцию привилегированное по отношению к другим предприятиям положение определенных предпринимательских структур;
• совмещение функций предпринимательских структур и государственных учреждений (совмещение бизнеса и регулирующих функций в одном учреждении);
• нестабильное законодательство, недостаточный доступ к информации;
• препятствия на пути взыскания долгов одним предприятием с другого и др.
При этом отдельные регионы в последние годы принимают законодательные акты, ориентированные на создание благоприятных условий для инвестирования. Так, а Республике Карелия государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется обеспечением стабильности условий инвестирования и защиты интересов инвесторов по инвестиционным проектам, и предоставлением режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с инвестиционным соглашением. Защита интересов инвесторов предполагается и от незаконных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. В случаях незаконных действий органов власти, должностных лиц этих органов, ограничивающих права инвесторов, обусловленные этими действиями убытки инвестора подлежат возмещению в судебном порядке.
В Ленинградской области режим наибольшего благоприятствования включает следующие меры в отношении приоритетных направлений экономического развития Ленинградской области: предоставление инвесторам льгот; поддержка ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы власти РФ, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов со своей стороны режима наибольшего благоприятствования; установление для инвесторов дополнительных государственных гарантий прав инвесторов; предоставление инвес-
торам субвенций из бюджета области. Правительство Ленинградской области гарантирует инвесторам, что к ним не будут применяться действия, обязывающие инвесторов производить дополнительные финансовые вложения, не связанные с реализацией инвестиционного проекта. Инвестиционная политика властей Новгородской области строится на постоянном применении закона о неухудшении стартовых условий для работающего на новгородском рынке инвестора.
При нормативном регулировании инвестиционной деятельности большинства субъектов РФ предусматриваются льготы и гарантии тем инвестиционным проектам, которые включены в число приоритетных, прошли экспертизу и поддержаны администрацией регионов (инвестиционный договор). Однако, как и на федеральном уровне, не существует формализованных критериев получения статуса «приоритетный». Например, в законе «Об инвестиционной деятельности на территории Вологодской области» просто перечислены приоритетные направления деятельности: экономическая поддержка предприятий, независимо от форм собственности, принимающих участие в реализации областных программ; создание производства общественно значимой продукции и услуг на территории области; разработка, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
Административный режим субъекта РФ в аспекте содействия инвестиционной деятельности в большинстве регионов характеризуется работой соответствующих департаментов или инвестиционных агентств. Основными функциями таких структур являются реклама региона, формирование списка приоритетных инвестиционных проектов, администрирование мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. К мерам администрирования относится контроль. Например, в Псковской области его осуществляет Инвестиционная комиссия Администрации области. Комиссия соответственно осуществляет следующие функции: рассматривает заявки инвесторов, поступившие для утверждения инвестиционных проектов и предоставления государственной гарантии в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом области об областном бюджете; принимает решения об объявлении на очередной финансовый год конкурса инвестиционных проектов; рассматривает заявки, поступившие на конкурс инвестиционных проектов, определяет победителей конкурсов инвестиционных проектов в соответствии
с установленными критериями и подводит итоги проведения конкурсов инвестиционных проектов; рассматривает годовую отчетность по предоставленной инвесторам государственной поддержке; принимает решения о подаче искового заявления в суд для отмены государственной поддержки.
Анализ нормативных актов субъектов РФ позволяет заключить, что основными мерами прямой поддержки инвестиционной деятельности в регионах являются: гарантии, инвестиционные кредиты, налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты, предоставление субвенций, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, развитие инфраструктуры региона и реализация целевых программ.
Так, в Псковской области государственная поддержка инвесторам предоставляется в следующих двух формах:
1) применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций по осуществленным инвестициям в части вновь созданного, модернизируемого или приобретенного имущества (заявительный порядок);
2) установление льготных ставок в целом по организации по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, и налогу на имущество организаций по инвестиционным проектам, утвержденным Администрацией области (разрешительный порядок), или предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств областного бюджета.
Инвестор имеет право воспользоваться одним из вариантов поддержки. Выбор варианта пользования налоговыми льготами должен быть осуществлен инвестором самостоятельно.
В Калининградской области виды государственной поддержки определены более лаконично: предоставление налоговых льгот; предоставление инвестиционных налоговых кредитов по налогу на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в местный бюджет; субсидирование части процентных ставок по привлеченным кредитам; безвозмездное предоставление в собственность земельных участков; предоставление инвесторам на возвратной, срочной и платной основе кредитных ресурсов, а также государственных гарантий в обеспечение возврата привлекаемых на инвестиционные цели средств за счет средств бюджета Калининградской области; сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.
Помимо указанных мер, например, в Новгородской области на территории муниципальных образо-
ваний могут создаваться зоны экономического благоприятствования. В соответствии с нормативными актами областной Думы коммерческие организации (за исключением занимающихся торговлей), зарегистрированные и осуществляющие на территории вышеуказанных образований свою деятельность, освобождаются от уплаты всех налогов, по которым право льготирования принадлежит областной Думе. В связи с возмещением из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, на территории которых образованы вышеназванные зоны, сумм выпадающих доходов указанные организации не являются плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций, налога на имущество предприятий, сбора на нужды образовательных учреждений. платы за недра, лесного дохода, платы за воду, земельного налога, зачисляемых в бюджеты соответствующих муниципальных образований, а также им возмещается из областного бюджета налог на прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
В Санкт-Петербурге к формам государственной поддержки инвестиционной деятельности, не упомянутым выше, отнесены: предоставление инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств для осуществления инвестиционной деятельности в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели; предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества; предоставление инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более пяти лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности, и прав на них на инвестиционных условиях.
В связи с вышеизложенным основными принципами инвестиционной политики в социальной сфере должны быть следующие. В области создания благоприятного инвестиционного климата: усиление роли федеральных и региональных органов власти как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности инвесторов; публичность проводимой инвестиционной политики; введение иммунитета инвесторов в отношении изменений, ухудшающих условия инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством; предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования; отказ от практики избыточного (не прописанного в
нормативно-правовых актах) вмешательства в дела инвестора; либерализация рынка инвестиционных социальных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»).
В сфере государственного инвестирования необходимо усиление социальной направленности инвестиционной деятельности, безусловный приоритет инвестиций в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки; открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития регионов; повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики; безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках утвержденного бюджета; расширение сферы конкурсного размещения государственных инвестиционных заказов, так как последняя шире возможностей реализации социально значимых, бесприбыльных инвестиционных программ.
Литература
1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» //www. expert. ru
2. Об итогах социально-экономического развития РФ за 2005 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2006 год. — Министерство экономического развития и торговли РФ. — Москва. — Февраль 2006.
3. Рисин И. Е., Харитон С. В. Общее и особенное в подходах к разработке региональной инвестиционной политики в Российской Федерации. // Вестник ВГУ: серия экономика и управление. 2005. №1. С. 54 - 63.
4. Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента М: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
5. Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. — М.: Изд-во «День Серебра», 2000. — 208 с.
6. Штульберг Б. М, Котелко В. В. Полынев А. О., Левитская Е. Н. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики М: Наука. 1993. — 235 с.
Подписка eLIBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.