зарубежных стран поддержкой государственной власти. Так, в Польше была создана специальная государственная Программа по внедрению в органы данных стандартов. С момента запуска данной программы более 100 органов местного самоуправления внедрили системы менеджмента на основе модели стандарта ISO 9001, часть из них была сертифицирована. В России, особенно в течение последних 5 лет, интерес к моделям систем менеджмента качества на основе стандартов ISO 9001 начинает расти.
Ниже представлен перечень ряда органов местного самоуправления, внедривших систему менеджмента качества (часть информации была получена в Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», крупнейшем российском органе по сертификации и одном из основных партнеров отечественных органов местного самоуправления в области сертификации, часть была получена в сети Интернет):
• 26 органов местного самоуправления Чувашской Республики,
• администрация города Ростов-на-Дону,
• администрация города Тюмень,
• администрация города Ярославль,
• администрация города Шахты Ростовской области,
• Городская дума города Шахты Ростовской области,
• администрация города Батайск Ростовской области,
• администрация г. Ишим Тюменской области.
Следует отметить, что не всегда внедрение систем менеджмента качества в органах местного самоуправления происходит эффективно, поэтому некоторые органы, внедрившие систему, разочаровываются в ней, не достигнув поставленных целей, и отказываются от её поддержания и дальнейшего развития. Также на отказ от данной системы могут повлиять политические решения - смена руководства органа местного самоуправления, регионального правительства и т. д.
Подводя итог настоящей статье, можно сказать, что модель системы менеджмента качества, основанная на стандартах ИСО 9001, является одной из наиболее используемых в мире моделей, применяемых для развития органов местного самоуправления. В России растет популярность данной модели - многие органы или уже внедрили данную модель, или обдумывают возможность проведения подобной работы. Однако повсеместного распространения данная модель среди российских органов не получила. Причинами этого являются, на взгляд автора, недостаточная осведомленность руководителей органов о современных моделях управления, отсутствие мотивации со стороны региональных и федеральных властей и т.д. Необходима популяризация современных моделей управления среди органов местного самоуправления.
1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс. 2006. №1. С.120.
2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
3. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
4. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.
5. ГОСТ Р 10017-2005 Статистические методы Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Перевод Госстандарт России, 2005. 50 с.
Библиографический список
6.МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2006. 47 с.
7.МС ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2008. 64 с.
8. IWA 4:2009, Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2008 in local government- ISO, 2009. 54 p.
УДК 338.45:669(571.53)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
А.В.Николаева1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Приведены основные инвестиционные проекты по развитию черной металлургии в Иркутской области. Разработаны инерционный, сырьевой и обрабатывающий сценарии развития отрасли в регионе. Для реализации обрабатывающего сценария обоснована необходимость формирования прогрессивной инвестиционной политики. Предложены целевые значения факторов рыночного, сетевого и бюрократического типов координации инвестиционных решений в черной металлургии Иркутской области. Ил. 1. Библиогр. 1 назв.
Ключевые слова: инвестиционная политика; черная металлургия; прогресс; координация.
Николаева Ангелина Валентиновна, аспирант, тел.: (3952) 517323, е-mail: [email protected] Nikolaeva Angelina, Postgraduate Student, tel.: (3952) 517323, e-mail: [email protected]
MAIN COURSES OF INVESTMENT POLICY IN IRKUTSK REGION FERROUS METALLURGY A.V. Nikolaeva
Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin St., Irkutsk, 664003.
The article presents the main investment projects on the development of ferrous metallurgy in the Irkutsk region. The author develops inertial, raw materials and manufacturing scenarios for the industry development in the region. For the implementation of the manufacturing scenario she proves the need to form a progressive investment policy. The article proposes target values for the factors of market, network and bureaucratic types of investment decision coordination in the ferrous industry of the Irkutsk region. 1 figure. 1 source.
Key words: investment policy; ferrous metallurgy; progress; coordination.
Иркутская область является преимущественно сырьевым регионом России. В пореформенный период произошло углубление специализации региона на добыче и экспорте сырья и импорте продукции с высокой степенью переработки. В этих условиях насущной необходимостью является возрождение в области перерабатывающих производств, что позволит увеличить добавленную стоимость продукции, создать новые рабочие места и снизить зависимость от ввоза товаров из других регионов.
Черная металлургия является одной из важных отраслей экономики, в которой производится сталь -важнейший конструкционный материал, используемый в строительстве, машиностроении и других обрабатывающих отраслях. История развития черной металлургии в Иркутской области свидетельствует о регрессе отрасли, от развитого для своего времени обрабатывающего производства в XIX в. - начале XX в., когда в отрасли производился широкий спектр металлопродукции, обеспечивающий потребность всей Сибири и Дальнего Востока, до сырьевого уровня развития производства в настоящее время. Что же необходимо для возрождения обрабатывающей черной металлургии в области?
Отметим, что тщательные предпроектные разработки создания в Иркутской области крупного металлургического производства велись начиная с 1930-х гг. Строительство металлургического завода было рекомендовано специалистами ведущих научных и проектных институтов страны. В переходный к рынку период бизнес также разрабатывал эффективные инвестиционные проекты по развитию отрасли в регионе. Приведем некоторые из них:
1. В течение 1990-х гг. Коршуновский ГОК свое развитие связывал со строительством металлургического мини-завода. Руководство ГОКа не раз заявляло, что организация производства прямого восстановления железа на комбинате позволила бы коллективу работать с прибылью, но для этого нужно построить свой металлургический мини-завод. На комбинате была разработана программа по привлечению иностранных инвестиций для строительства металлургического завода с годовой производительностью 300500 тыс. т металлизированных брикетов, которая вызвала интерес у иностранных партнеров: с ней знакомились представители японской «Марубени» и австрийской «Фест-Альпине». Коршуновский ГОК был намерен объявить тендер на лучшее технико-коммерческое предложение.
2. В 2004 г. группой промышленных предприятий под эгидой фонда «Потенциал Приангарья» был разработан проект строительства электрометаллургического завода в городе Братске Иркутской области. Ожидалось, что объем производства на первом этапе строительства составит 400 тыс. т литой заготовки в год. В дальнейшем на заводе планировалась организация полного производственного цикла по выпуску готовых для промышленного применения металлоизделий. Численность персонала на первом этапе строительства - 500 человек, на втором - 1500 человек, при полном развитии - до 5 тыс. человек. Цена продукции будущего завода планировалась на 20% ниже, чем цены на ввозимые в регион металлоизделия.
3. В 2006 г. в администрации Иркутской области состоялась презентация проекта строительства электрометаллургического мини-завода в Братске, представленная Восточно-Сибирской металлургической компанией. Первые строительные работы планировалось начать осенью 2006 г., завершить осенью 2008 г. Общая площадь отведенной под строительство земли составляла 40 га. Основное направление работы завода - заготовка и производство арматуры и катанки, до 600 тыс. т в год. Затраты на строительство - 335 млн рублей. Предложенный проект был включен в число приоритетных проектов Иркутской области до 2010 г.
4. В 2008 г. ЗАО «Сибирская металлургическая компания» опубликовала перспективный план развития холдинга на ближайшие 5 лет, в котором предусматривается строительство в Иркутской области целого комплекса металлургических предприятий, включающего производство 3 млн т железа прямого восстановления и 2,5 млн т стального проката. Общая стоимость строительства интегрированного металлургического комплекса в Иркутской области составляет 490 млн долл. Конечной продукцией станет стальной прокат для оборонной промышленности.
Строительство завода по производству железа прямого восстановления, завода по производству марганцевых ферросплавов и угольного разреза в Тайшетском районе, который будет обеспечивать производство железа прямого восстановления бурым углем, относится к первому этапу создания комплекса. Стоимость первого этапа - 2 млрд рублей.
На втором этапе планируется построить завод по выпуску листового проката в Черемховском районе Иркутской области. В качестве сырьевых добавок для
продукции будет использоваться марганец с Николаевского марганцевого месторождения.
5. В 2009 г. Иркутская горно-металлургическая компания объявила о планах создания с китайской компанией совместного предприятия, которое займется строительством в Тайшете горнометаллургического комплекса стоимостью 1,4 млрд долл. Инвестировать проект по созданию комплекса по выпуску железа прямого восстановления, а в перспективе - стали намерен китайский партнер, которому будет принадлежать 75% в новой компании. Для реализации проекта Иркутской горнометаллургической компании предстоит выиграть аукцион на право освоения Мало-Тагульского железо-титанового месторождения, которое должно стать базой для нового производства.
6. По информации пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области, на презентации Иркутской области в КНР (апрель 2010 г.) предприятия региона подписали ряд соглашений о сотрудничестве. Компании в области природопользования («Востсиб-уголь», «Высочайший», «Восточно-Сибирская металлургическая компания», «Иркутское электроразведочное предприятие», «СибТрансПетройл», «Янгелевский ГОК») подписали с китайскими коллегами соглашения по переработке минерального сырья и развитию металлургического производства. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы и министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области разработают предложения для китайских компаний по поставкам добавок для производства высоколегированных сталей и о возможном создании в Иркутской области металлургического комбината, подобного тому, который посетила делегация в городе Аньшан. В его состав входят железорудные предприятия, обогатительные и агломерационные фабрики, металлургический завод с устаревшими доменными и мартеновскими цехами, прокатным производством.
Несомненно, разработка множества инвестиционных проектов по строительству металлургического завода в Иркутской области вызвана его высокой экономической эффективностью: сравнительно невысокими затратами на производство, обусловленными наличием в регионе значительного количества первичного и вторичного сырья, самой низкой в РФ стоимостью энергетических ресурсов и высоким уровнем потенциального спроса на продукцию из-за неразвитости металлургической базы Сибири и Дальнего Востока, отсутствия предложения, способного удовлетворить спрос на металлопродукцию в регионе. Однако нового металлургического производства в регионе так и не появилось.
Инвестиционная политика в отечественной экономике должна быть, прежде всего, прогрессивной, то есть направленной на технологический прогресс в отрасли. В последние десятилетия в черной металлургии мира широкое распространение получили технологии производства металлопродукции на мини-заводах, заканчиваются исследования и разработки технологии микро-заводов; наиболее прогрессивными на сырьевом уровне развития черной металлургии
являются технологии прямого восстановления железа. В лидирующих экономиках черная металлургия становится компактнее, экологичнее и эффективнее на единицу вложений. В России же за период рыночных реформ производств по новым технологиям было создано крайне мало. С учетом этого автором были разработаны инерционный, сырьевой и обрабатывающий сценарии развития черной металлургии в Иркутской области:
1. Инерционный сценарий основывается на сохранении сложившихся тенденций развития отрасли. Согласно этому сценарию, в области будет производиться до 5 млн т железорудного концентрата в год, инвестиции направлены на поддержание текущего уровня добычи и обработки железной руды. Основной субъект отраслевой инвестиционной политики - ОАО «Мечел».
2. Сырьевой сценарий основан на развитии в области добывающего металлургического производства прогрессивных технологий. Согласно этому сценарию должно быть реализовано строительство завода по выпуску железа прямого восстановления. Завод может работать, во-первых, на базе Коршуновского ГОКа, используя в качестве сырья производимый на ГОКе железорудный концентрат. Около половины железорудного концентрата предприятие продает в Китай. Во-вторых, возможно строительство завода на базе привозного сырья. Например, известны планы Сибирской металлургической компании по производству в Иркутской области железа прямого восстановления из руд Качканарского ГОКа. Третий вариант - разработка новых месторождений железной руды на территории Иркутской области с переработкой в железо прямого восстановления на месте.
3. Обрабатывающий сценарий предполагает создание в области обрабатывающего металлургического производства с использованием прогрессивных технологий. Реализация данного сценария возможна путем строительства на территории региона металлургического мини-завода годовой мощностью не менее 600 тыс. т готового проката. Данный сценарий должен являться приоритетным.
Для реализации обрабатывающего сценария необходима прогрессивная инвестиционная политика, формирование которой возможно путем создания прогрессивной комбинации типов координации инвестиционных решений в отрасли. Для этого обозначим целевые значения факторов рыночного, сетевого и бюрократического типов координации:
1. Факторы рыночной координации.
1.1. Спрос на продукцию отрасли в регионе и близлежащих регионах.
По нашей оценке, в настоящее время потребность в металлопродукции в Иркутской области составляет порядка 400-600 тыс. т в год. В регионы, имеющие непосредственные границы с Иркутской областью (Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Красноярский и Забайкальский края), ввозится не менее 600 тыс. т проката черных металлов и порядка 100 тыс. т стальных труб из других регионов РФ; в регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - не менее 2200
годы
-РФ —В—Центральный —О—Северо-Западный —А—Южный —ЭК—Приволжский
-Уральский Л Сибирский > Иркутская область—|—Дальневосточный
Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения в 1990-2008 гг. по федеральным округам РФ в
сравнении с Иркутской областью [2,3]
тыс. т проката и 400 тыс. т стальных труб. Таким образом, потенциальный спрос на продукцию отрасли в близлежащих регионах можно оценить в пределах 600-2200 тыс. т проката черных металлов, 100-400 тыс. т стальных труб.
Однако спрос на металл мог бы быть существенно выше. Можно выделить, по крайней мере, две отрасли, в которых необходимо увеличение объемов производства и, следовательно, спроса на металлопродукцию.
Во-первых, строительство. За период реформ в регионе произошло значительное снижение объемов жилищного строительства. Как видно из рисунка, ввод жилых домов на душу населения после 1994 г. стал меньше, чем в среднем по всем федеральным округам РФ; в 2008 г. было введено 233 кв. м на 1000 человек населения, что практически в два раза ниже, чем в среднем по России (451 кв. м) и в 1,6 раза ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (367 кв. м).
Объемы жилищного строительства в Иркутской области сократились в 2,6 раз, с 1512 тыс. кв. м в 1990 г. до 585 тыс. кв. м в 2008 г. Это не соответствует потребностям населения в жилье. Так, россияне живут в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях - на одного человека приходится только 22 кв. м жилья. Например, в Швеции обеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США - 65 кв. м. Как отмечается в стратегии развития Фонда ЖРС на 20102014 гг., своими жилищными условиями не удовлетворены 60% российских семей. Для 32% семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие три года. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет в настоящее время 1,6 млрд кв. м.
По нашему мнению, необходимо значительное увеличение объемов строительной деятельности в регионе. Целевой показатель ввода жилых домов в Иркутской области следует установить не ниже уровня 1990 г., т.е. 1512 тыс. кв. м. Дополнительный объем
металлопродукции рассчитан нами на основе документа «Нормы расхода материалов и изделий на 1000 кв. м приведенной общей площади жилых зданий» (СН 445-77), для строительства в районах сейсмичностью 9 баллов. Исходя из норм расхода материалов для крупнопанельных 9-этажных домов в расчете на 1000 кв. м, для строительства дополнительного количества жилых домов (927 тыс. кв. м) необходимо следующее количество металлоизделий: стали 78387 т, труб стальных 3735,8 т, труб чугунных 2818,1 т.
Таким образом, спрос на металлопродукцию в Иркутской области должен составлять не менее 700-800 тыс. т.
Поскольку в среднем по Сибири и Дальнему Востоку ввод жилых домов на душу населения значительно меньше, чем в остальных федеральных округах РФ, резервы повышения спроса в близлежащих к Иркутской области регионах со стороны строительных компаний, несомненно, есть. Приблизительный расчет количества металлопродукции, необходимого для строительства жилых домов в объемах 1990 г.:
1) дополнительный объем ввода жилых домов:
- в регионах, имеющих непосредственные границы с Иркутской областью, 1787 тыс. кв. м;
- в Сибирском федеральном округе 3020 тыс. кв.
м;
- в Дальневосточном федеральном округе 2487 тыс. кв. м;
2) дополнительный объем металлопродукции в регионах, имеющих непосредственные границы с Иркутской областью: стали 151108,7 т, труб стальных 7201,6 т, труб чугунных 5432,5 т.
3) дополнительный объем металлопродукции в Сибирском федеральном округе: стали 255371,2 т, труб стальных 12170,6 т, труб чугунных: 9180,8 т;
4) дополнительный объем металлопродукции в Дальневосточном федеральном округе: стали 210300,7 т, труб стальных 10022,6 т, труб чугунных 7560,5 т.
Таким образом, с учетом только увеличения строительства жилых домов в близлежащих к Иркут-
ской области регионах, потребность в металлопродукции в этих регионах составит не менее 751-2765 тыс. т проката и 107-522 тыс. т стальных труб.
Отметим, что отсутствие собственных сталеплавильных мощностей в некоторых регионах Восточной Сибири приводит даже к возникновению незаконных металлургических производств. Так, например, в Бурятии в конце 2009 г. был обнаружен нелегальный завод, выплавляющий из металлолома арматуру для строительных предприятий Иркутска и Улан-Удэ. Цена на продукцию завода была на 20% ниже, чем на сертифицированные металлические конструкции, поэтому отдельные строители охотно использовали ее для строительства многоэтажных домов.
Во-вторых, жилищно-коммунальное хозяйство. В кризисные периоды государство должно увеличивать инвестиции в инфраструктурные проекты. Так, по протяженности трубопроводов Россия занимает второе место после США, по степени изношенности - первое.
1.2. Эффективность предлагаемых инвестиционных проектов.
Предлагаемые инвестиционные проекты по развитию черной металлургии в Иркутской области являются эффективными; в то же время они до сих пор не реализуются. По нашему мнению, необходимо увеличение эффективности данных инвестиционных проектов путем улучшения условий их кредитования, в т.ч. за счет существенного снижения ставок по кредитам компаниям, которые намерены строить новые мощности. Так, с начала кризиса Центральный Банк России четырнадцать раз проводил снижение ставки рефинансирования; в настоящее время она составляет 7,75% годовых. Однако кредитные ресурсы для реального сектора доступнее не становятся, кредиты не удешевляют даже государственные банки. Кроме того, условия предоставления кредитов ужесточаются: если до кризиса соотношение собственного и заемного капитала составляло в среднем примерно 30% к 70%, то сейчас банки готовы финансировать не более 50% строительного бюджета. Таким образом, имеем парадокс: деньги в банках есть, но до реального сектора экономики они не доходят.
Считаем, что поскольку проекты строительства металлургических заводов являются крупными проектами мирового уровня, то и условия предоставления кредитов должны быть сопоставимы с мировыми. ФРС США в период кризиса сохраняет базовую ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% годовых, Банк Англии - 0,5%, Банк Японии - 0,1%, Европейский Центробанк - 1%. Необходимо существенное сокращение ставок по кредитам - кредиты в российских банках должны выдаваться под не более 5-6% годовых, при инфляции 5-6%.
2. Факторы сетевой координации.
В настоящее время инвестиционная деятельность в черной металлургии Иркутской области определяется интересами крупной металлургической компании «Мечел», расположенной за ее пределами. Заключение в апреле 2010 г. соглашений добывающих предприятий региона с китайскими компаниями свидетельствует об усилении влияния на инвестиционную дея-
тельность в черной металлургии области внешних субъектов инвестиционной политики, преследующих свои интересы.
Интересы металлургии Китая очевидны. Рост китайской металлургической промышленности требует все больших объемов железорудного сырья. Китай является крупнейшим производителем железной руды; запасы руды сосредоточены в основном на юге и юго-востоке страны, однако в большинстве случаев ее отличает низкое качество из-за низкого содержания железа и высокого содержания вредных примесей -алюминия и фосфора. Поэтому большое ее количество завозится в страну из-за рубежа. Так, австралийское государственное бюро ресурсов ABARE оценивает китайский импорт железной руды в 2009 г. в 568 млн т, на 28% больше, чем годом ранее, а в 2011 г. - в 637 млн т.
В условиях дефицита железорудного сырья китайские предприниматели вывозят железорудное сырье из России в любом виде. Так, например, в сентябре 2005 г. в прессе фигурировала информация о запуске цеха переплавки стального лома, создаваемого на базе ЗАО «Новомальтинский завод строительных материалов», расположенного в Усольском районе Иркутской области. Новое предприятие является совместным российско-китайским проектом и позволит вывозить в Китай сталь в чушках, в связи с запретом на вывоз из России металлолома.
В этих условиях китайские компании стремятся снизить зависимость от крупнейших поставщиков железорудной продукции, в т.ч. путем инвестирования в железорудные компании за рубежом. По некоторым оценкам, к 2015 г. китайские металлурги будут удовлетворять до 20% своих потребностей в руде за счет сырья из принадлежащих китайцам иностранных источников. Другое дело, что не все государства заинтересованы в продаже своих железорудных активов.
Таким образом, Китай заинтересован в получении из Иркутской области железорудного сырья; новый металлургический мини-завод на территории области будет конкурентом на рынке сырьевых ресурсов, поэтому вряд ли будет построен. Тем более, что в дальнейшем строительство на территории Иркутской области металлургического комбината с устаревшими доменными и мартеновскими цехами (а именно проект такого комбината, по информации пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области, будет разрабатываться региональными министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы и министерством природных ресурсов и экологии) вряд ли будет нужно и Китаю, и нам.
Считаем, что в Иркутской области необходима поддержка местных хозяйствующих структур, способных проводить собственную инвестиционную политику, направленную на ускорение строительства электрометаллургического мини-завода на территории региона.
В современный период развития черной металлургии основными субъектами инвестиционной политики в отрасли являются машиностроители, это общемировая тенденция. В Иркутской области субъек-
тами инвестиционной политики в отрасли должны стать, прежде всего, местные потребители металлопродукции. Во-первых, это крупные строительные холдинги региона, такие как «Востсибстрой», «Новый город», «Ангарское управление строительства» и другие, которые уже открывают некоторые сопутствующие производства. Например, в области введены новые технологические линии по производству сборного железобетона, стеновых материалов, нерудных материалов и др.
Во-вторых, другие крупные потребители металлопродукции. Это могут быть крупные нефте- и газодобывающие компании, реализующие в Иркутской области масштабные инвестиционные проекты. В этом случае строительство металлургического мини-завода в Иркутской области целесообразно реализовать с участием государства. Этот проект может быть ярким примером осуществления государством собственной инвестиционной политики с целью запуска процесса имитации частным бизнесом прогрессивного инвестиционного поведения.
Кроме того, интерес к строительству металлургического мини-завода может быть у иркутского «Втор-чермета». Так, например, в других регионах страны крупные предприятия вторичной металлургии (например, ОАО «Металлургический холдинг», город Екатеринбург), инициируют строительство ряда электрометаллургических мини-заводов в регионах России.
Роль региональной администрации - обозначение интересов Иркутской области в черной металлургии региона, с подробным описанием стратегий развития отрасли в регионе и созданием условий для их реализации, о которых речь пойдет ниже.
3. Факторы бюрократической координации.
3.1. Деятельность федеральных органов власти.
По нашему мнению, можно выделить две основные меры, осуществление которых федеральными органами власти необходимо для развития отечественной черной металлургии на новой технологической основе:
- поддержка отраслей-потребителей металлопродукции;
- создание конкурентной рыночной среды в черной металлургии.
Дадим пояснения. Крупные компании отрасли ориентированы на внешний рынок и экспорт продукции низких переделов, поскольку ее производство рентабельнее производства продукции более высоких переделов, к тому же последняя не может экспортироваться из-за высокой степени защиты внутренних рынков зарубежных стран. В этих условиях отечественные комбинаты приобретают зарубежные предприятия высоких переделов, чтобы иметь возможность расширения внешнего рынка за счет продаж американским и европейским машиностроителям. Это хорошая тенденция, поскольку способствует приобретению опыта и передовых технологий, но на российском внутреннем рынке этот опыт мало применяется.
Поэтому действия федеральных органов власти, в первую очередь, должны быть сосредоточены на поддержке отечественных отраслей-потребителей метал-
лопродукции - строительной, машиностроительной и других. Это возможно, во-первых, путем стимулирования спроса на продукцию данных отраслей. Так, например, Китай в 2008 г. запустил мощную антикризисную программу стимулирования внутреннего спроса с инвестициями 585 млрд дол. Объем инвестиций в железнодорожное строительство в КНР за 5 месяцев 2009 г. вырос на 120% по сравнению с прошлогодним аналогичным показателем и составил 24,8 млрд дол. До половины этой суммы уйдет на закупку у металлургов железнодорожных рельсов и прочего металла. В России также необходимы крупные инфраструктурные проекты с использованием металла отечественных металлургических компаний.
В сфере жилищного строительства, если учесть, что в жилье нуждается более 80% населения России, меры, направленные на повышение платежеспособного спроса, просто необходимы - это прежде всего развитие ипотечного кредитования, увеличение объема целевых программ обеспечения населения жильем и др. Так, российская ипотека за 2009 г. упала в 4,5 раза до 146,63 млрд рублей. При этом ее роль не была и не является определяющей - в общем объеме инвестиций в жилье в РФ с 2008 г. по 2009 г. доля этого способа финансирования снизилась с 14,3% до 3,98%.
Во-вторых, необходимы меры по повышению конкурентоспособности металлопотребляющих отраслей. Опять обратимся к опыту Китая, который, ограничив экспортные возможности отечественных металлургических компаний, способствовал снижению цен на металл внутри страны, что снизило издержки машиностроителей. В результате Китай стал мировым лидером по производству автомобилей. Так, в январе -мае 2009 г. объем сбыта автомобилей китайского производства вырос на 14% (к уровню прошлого года) и достиг 4,96 млн единиц. Это заметно больше, чем выпущено в США и, естественно, обеспечило рост регионального спроса на плоский стальной прокат.
Но здесь следует, и это очень важно, предпринять меры по созданию конкурентной рыночной среды в металлургической отрасли, чтобы исключить олиго-польное поведение поставщиков металлов. Необходима поддержка реализации проектов строительства мини-заводов путем снижения налоговой нагрузки или налоговые каникулы для компаний, занимающихся разведкой месторождений и строительством новых мощностей в черной металлургии, на срок окупаемости инвестиционного проекта. Следует ограничить возможности крупных металлургических комбинатов по лоббированию своих интересов в органах государственной власти. Это позволит перейти на выпуск продукции высоких переделов, повысить конкурентоспособность отечественной металлургии за счет внедрения и распространения новых технологий. Условием для ускоренного внедрения новых технологий может быть импорт технологий, которых нет на отечественном рынке.
Кроме того, для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики необходимо увеличение покупательской способности большей части населения России на продукцию отечественной
промышленности. Полностью согласимся с акад. РАН О.Т. Богомоловым, который отмечает: «Должна быть возвращена прогрессивная шкала подоходного налога, сглаживающая разрыв между богатством и бедностью. Кроме того, должен быть налажен процесс возвращения в Россию средств, выведенных за рубеж, в оффшоры. ...За счет полученных из этих двух источников доходов бюджета должны быть существенно повышены доходы и покупательская способность основной части российского населения. Это позволит населению предъявить платежеспособный спрос на отечественные товары, прежде всего на продукцию реального сектора. Этот спрос должен быть поддержан на государственном уровне инвестициями в модернизацию промышленности. Реализация этих мер позволит России не бояться следующих кризисов» [1, С.12].
3.2. Деятельность региональных органов власти.
Несмотря на то, что модернизация и развитие черной металлургии является одним из комплексных приоритетов развития Иркутской области до 2020 г., а проект строительства электрометаллургического завода в городе Братске включен в число приоритетных, этого недостаточно для реализации данного проекта.
По нашему мнению, региональным органам власти необходимо разрабатывать план развития черной металлургии в регионе. Во-первых, определить цель развития черной металлургии в регионе - это не продажа имеющихся на территории сырьевых ресурсов, а продажа железорудных месторождений с условием строительства в регионе металлургического мини-завода, привязанного к этому месторождению. Должна быть ликвидирована практика продажи месторождений неизвестным компаниям, как это было в марте 2010 г., когда победителем аукциона по продаже участка Мало-Тагульского месторождения железо-титановых руд стало ООО «Байкальская горнометаллургическая компания», зарегистрированное специально под аукцион.
Государство должно ставить определенные задачи и условия собственникам. При соответствии этим задачам и выполнении условий следует оказывать практическую комплексную поддержку инвестиционных проектов. Это сокращение налоговой нагрузки в части отчислений в региональный бюджет, устранение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов в отрасли при выдаче земельных участков под строительство, подключении к инженерным сетям и др.
Во-вторых, развитие черной металлургии в регионе необходимо согласовывать с деятельностью других отраслей экономики. Здесь уместным будет использование практики составления межотраслевых балансов.
В отношении металлопотребляющих отраслей, по нашему мнению, необходимо разработать комплекс
в условиях кризиса. В Иркутской области разрабатывается долгосрочная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования». Необходимо ускорить ее разработку и выйти на уровень строительства, достигнутого в 1990 г. - 1512 тыс. кв. м в год.
Обобщим сказанное. Для строительства электрометаллургического мини-завода в Иркутской области необходимо формирование прогрессивной комбинации типов координации инвестиционных решений, что предполагает:
1) усиление влияния факторов рыночной координации:
- установление целевых значений спроса на продукцию отрасли в регионе до 700-800 тыс. т металлопроката в год, в близлежащих регионах до 751-2765 тыс. т проката, 107-522 тыс. т стальных труб;
- увеличение эффективности инвестиционных проектов в отрасли за счет снижения ставок по кредитам российских банков компаниям, которые намерены строить новые мощности в черной металлургии региона, до 5-6% годовых;
2) создание новых региональных сетевых структур: поддержка крупных внутрирегиональных компаний или их объединений, способных проводить самостоятельную инвестиционную политику, результатом которой будет строительство мини-завода на территории Иркутской области. Это могут быть крупные строительные холдинги региона, предприятия втор-чермета, крупные потребители металлопродукции, реализующие в регионе масштабные инвестиционные проекты, а также металлотрейдеры, деятельность которых влияет на спрос и предложение, цены на металл в регионе;
3) улучшение качества работы государственных органов власти (бюрократии):
- на федеральном уровне: поддержка металлопо-требляющих отраслей путем стимулирования спроса (инфраструктурные проекты, ипотечное кредитование и др.) и повышения конкурентоспособности данных отраслей (экспортные пошлины); создание конкурентной рыночной среды в черной металлургии путем поддержки строительства мини-заводов (снижение налоговой нагрузки или налоговые каникулы на срок окупаемости инвестиционных проектов, устранение административных барьеров);
- на региональном уровне: разработка плана развития отрасли на основе межотраслевого баланса.
Таким образом, для возрождения обрабатывающей черной металлургии в Иркутской области необходимо строительство металлургического мини-завода. Без изменения сложившихся условий функционирования отрасли он вряд ли будет построен. Необходима реализация предложенных мер, направленных на создание прогрессивной комбинации типов координации инвестиционных решений в отрасли.
мер по развитию жилищного строительства в регионе
Библиографический список
1. Богомолов О.Т. Чего вы ждете от 2010 года? // Деньги. 3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. №1 (756). С. 10-12. 2009. С. 636-637.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели 2001. С.560-561.