Научная статья на тему 'Основные направления инновационного проекта развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению в школе'

Основные направления инновационного проекта развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / DEVELOPMENT OF POSITIVE MOTIVATION / GAME ACTIVITY / INTERACTION OF SUBJECTS OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Инна Сергеевна

Рассматриваются основные направления психолого-педагогической деятельности и психологические условия развития позитивной мотивации у дошкольников к предстоящему обучению в школе. Делается попытка оценить процесс развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на взаимодействие ребенка и взрослого. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of psychological and pedagogical activity on development of preschool childrens positive motivation for education at school

The main directions of psychological and pedagogical activity and psychological conditions of development of preschool children's positive motivation for forthcoming education are examined. The author attempts to evaluate the process of development of preschool children's positive motivation for education by means of psychological and pedagogical influence on a child and an adult's interaction.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного проекта развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению в школе»

1. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М., 1992.

2. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы // Учебно -научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России. М., 1995.

3. Борисова С.Е. Неадекватный стиль руководства как фактор развития профессиональной деформации сотрудников ОВД // Пути реализации концепции кадровой политики МВД России. Труды Академии управления. М., 2000.

Поступила в редакцию 5.09.2008 г.

Kuznetsova I.V., Tenyushev B.I. Psychological correction of professional deformation of employees of law enforcement bodies by means of business game and technology of biological feedback. The paper is devoted to studying and psychological correction of professional deformation of employees of the Department of Internal Affairs during their professional work. The factors leading to professional deformation are considered, and also results of use of role games and a technology of a biological feedback in their psychological correction are given.

Key words: professional deformation, factors of professional deformation, psychocorrection and precaution of professional deformation, role game, stability to stress, biological feedback.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ1

И.С. Муратова

Рассматриваются основные направления психолого-педагогической деятельности и психологические условия развития позитивной мотивации у дошкольников к предстоящему обучению в школе. Делается попытка оценить процесс развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на взаимодействие ребенка и взрослого.

Ключевые слова: развитие позитивной мотивации, игровая деятельность, взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.

В последние десятилетия в нашей стране наметилась тенденция интенсификации дошкольного обучения. Распад детской субкультуры, обеднение сюжетно-ролевой игры, личностная незрелость приводят к тому, что будущие первоклассники переносят дошкольные формы деятельности на учение, что способствует школьной дезадаптации, развитию дедаскологении, потере интереса к учебе и нежеланию идти в школу. Указанный факт мешает формированию гармонично развитой личности дошкольника и соответственно развитию позитивной мотивации к предстоящему обучению. В соответствии с данной проблемой в рамках реализации национального проекта «Образование» нами составлена программа развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению.

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

Под понятием «развитие позитивной мотивации» понимается закономерное изменение действий побуждений, ведущее к появлению положительного отношения к предстоящему обучению и продолжительному выполнению учебных обязанностей. Процесс развития позитивной мотивации можно считать эффективным, если за время пребывания в дошкольном образовательном учреждении ребенок овладевает основными ее компонентами: понимает, что и зачем делает; осознает, каким образом необходимо действовать, чтобы достичь цели; испытывает устойчивый познавательный интерес к выполняемой деятельности. Развитие данных качеств требует определенных условий. Эти психологические условия нами рассматриваются как методологические принципы для формирования позитивной мотивации к предстоящему обучению и развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Рассмотрим их:

1. Принцип кольцевой взаимосвязи между психическим развитием ребенка и его отношением с социальным окружением (субъектно-личностное взаимодействие взрослого и ребенка).

2. Включение в учебный процесс комплексной поэтапной психолого-педагоги-ческой диагностики.

3. Создание организационной базы (основы) для реализации индивидуально-дифференцированного обучения дошкольников.

4. Ощущение детьми собственной значимости и уверенности в своих способностях.

5. Включение в ведущую деятельность дошкольников элементов учения (учебных задач).

Выявленные психологические условия позволили сформулировать основные направления, по которым может осуществляться развитие позитивной мотивации к предстоящему обучению у детей старшего дошкольного возраста:

— оптимизация игровой деятельности дошкольников (педагогическое направление);

— совместная деятельность родителей и детей в период подготовки к систематическому обучению в школе;

— психологическое сопровождение воспитанников во время подготовки к школьному обучению.

Оптимизация игровой деятельности дошкольников. «Игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность» [1]. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие.

Специальные действия воспитателя, по нашему мнению, должны предусматривать вовлечение ребенка в активную игровую деятельность, формирование у него познавательного интереса, мотивации достижения успеха, развитие навыков самостоятельной работы. Применение отдельных игровых упражнений, активизирующих деятельность детей эпизодически, не решает проблемы становления и развития личности дошкольника. Формирование позитивной мотивации к обучению у детей должно осуществляться целенаправленно под непосредственным руководством взрослого и при его постоянном

участии в ведущей деятельности ребенка, т.е. во всех фазах игровой деятельности.

В связи с этим нами определены несколько структурных блоков реализации направления оптимизации игровой деятельности дошкольников.

I блок: Перевод игровой мотивации на познавательный уровень.

Задачи:

1. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, преодоление страхов и снижение уровня тревожности.

2. Формирование эмоционально положительного отношения к сверстникам и взрослым в ходе игровой деятельности, к своему «Я».

3. Развитие познавательной активности в игровой деятельности.

II блок: Перевод эмоционально-социальной мотивации на познавательный уровень.

Задачи:

1. Развитие и закрепление познавательной активности, инициативности, самостоятельности, творчества при решении игровых задач.

2. Формирование позитивного отношения к взаимосотрудничеству с педагогом.

3. Удовлетворение потребности ребенка в общении через социальное взаимодействие при решении игровых задач (со-деятель-ность, со-творчество, со-трудничество).

III блок: Формирование позитивной мотивации с использованием различных инновационных технологий.

Задачи:

1. Развитие и закрепление потребностей ребенка к самостоятельному познавательному поиску решений задач.

2. Формирование положительной мотивации к сотрудничеству с педагогом на занятиях при решении игровых и учебных задач.

3. Формирование мотивации достижения успеха, а в отдельных случаях неуспеха.

Совместная деятельность родителей и детей в период подготовки к систематическому обучению в школе. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение. Механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль для развития позитивной мотивации к предстоящему обучению у дошкольника. Взрослые в силу своей занятости фактически не

знакомы со своими детьми, потому что не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они есть на самом деле.

В связи с этим возникает вопрос, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на развитие позитивной мотивации у дошкольников к предстоящему обучению. Для этого родителям необходимо знать основные принципы построения взаимодействия с ребенком.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Родителям следует открывать мир вместе с ребенком.

2. Говорить с ребенком следует чаще, объясняя окружающий мир и формируя закономерности, рассуждая вслух и обосновывая свои суждения.

3. Задавайте ребенку старшего дошкольного возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»

4. Уважайте интеллектуальный труд ребенка. Всегда внимательно выслушивайте его рассуждения и никогда не иронизируйте над ним.

5. По возможности, ходите с ребенком в музеи, цирк, зоопарк, дендрарии, театры, на концерты, на природу.

6. Проводите совместные наблюдения и опыты в повседневной жизни за растениями, животными и т. д.

7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

В детстве ребенок узнает о себе только из вербального и действенно-практического отношения к нему близких. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку следующим образом.

1. Активно «слушать» его переживания и потребности.

2. Безусловно принимать ребенка таким какой он есть.

3. Проводить время вместе (читать, играть, лепить, рисовать).

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Оказывать психологическую помощь, когда просит.

6. Осуществлять психологическую поддержку для достижения успеха и хвалить за успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший...»

10. Чаще использовать тактильные приемы (прикосновение, поглаживание, обнимание).

Очень важно разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребенком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребенок); это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребенком намеченные действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его активности и других личностных качеств, потребностно-мотивационной сферы.

Психологическое сопровождение воспитанников на этапе развития позитивной мотивации к предстоящему обучению. Содержание работы в рамках данного направления заключалось в проведении психодиагностического исследования готовности воспитанников к школьному обучению, включении детей в коррекционно-развивающую деятельность с психологом, включении в целостный педагогический процесс разнообразных форм, методов, приемов и средств работы по ознакомлению дошкольников со школой и формированию позитивной мотивации к предстоящему обучению.

Психологу без тесного взаимодействия с педагогическим коллективом невозможно строить свою работу. Наблюдаются случаи,

когда педагог вкладывает в свои требования один смысл, а ребенок другой. Такое непонимание приводит к возникновению смыслового барьера (или барьера общения) и затрудняет процесс развития позитивной мотивации к обучению. В связи с этим воспитателям необходимо знать способы преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности, возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, технику и приемы оптимизации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами. Это возможно через лекции и беседы, проводящиеся на методических объединениях и педсоветах; групповые и индивидуальные консультации; подготовку памяток, подбор и распространение психологической литературы, организацию деловых игр, проведение семинаров-практикумов, круглых столов и др.

Психолого-педагогическая работа при подготовке детей к школе не будет эффективна без помощи и психологической поддержки родителей. Наша деятельность по развитию позитивной мотивации у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению была направлена на оптимизацию детско-родительских отношений в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством организации: устного журнала, в котором рассматривались проблемы, стоящие перед ребенком во время адаптации к школе; консультаций (индивидуальных и групповых); анкетирования; семинара — практикума; работы родительского клуба.

На наш взгляд, наибольшего успеха в развитии позитивной мотивации у дошкольников к предстоящему обучению можно добиться лишь в том случае, если будет достигнуто взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок, психолог, воспитатель, родитель).

Под взаимодействием ребенка, родителей, педагогов, психолога нами понимается не только восприятие, понимание, контроль, поддержка, дополнение, влияние их друг на друга [2—3], но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая реализовать общую цель деятельности по развитию позитивной мотивации детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению.

Реализация основных психолого-педаго-гических направлений по развитию позитив-

ной мотивации к предстоящему обучению осуществлялась в рамках национального проекта «Образование» на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дружба» п. Первомайский Тамбовской области. В инновационном проекте приняли участие дети, прошедшие отбор в ходе констатирующего этапа исследования, и взрослые (педагоги и родители). Участники были разделены на две группы: экспериментальную (40 детей) и контрольную (40 детей).

Далее рассмотрим логику влияния совокупности используемых методов и форм психологического воздействия на развитие у дошкольников позитивной мотивации к предстоящему обучению.

На первом этапе психологического воздействия велась работа по созданию атмосферы доверия и защищенности у всех участников эксперимента (детей, родителей и педагогов). Данная задача решалась в ходе групповых занятий и просветительской деятельности. Большая роль отводилась психотехническим упражнениям и приемам психогимнастики, позволяющей партнерам по взаимодействию испытывать чувство близости и единства, созданию положительного эмоционального фона. Просветительская деятельность позволила участникам получить необходимую теоретическую психологопедагогическую информацию о воспитании, развитии и обучении ребенка-дошкольника.

На втором этапе психологического воздействия основным становится введение «мотива выигрыша» в качестве доминирующего мотива каждого участника. Если дети и взрослые первоначально выполняли задания ради победы, то затем они получали удовольствие от качественного выполнения задания и от общения друг с другом. Теперь уже само задание стимулировало деятельность детей и становилось для них интересным. Психологическая поддержка на данном этапе способствовала изменению самооценки всех участников проекта: появлению у детей интереса попробовать свои возможности в новых видах деятельности и освоить их, а у взрослых осуществлению перехода ценности «взаимодействия с ребенком» на уровень внутренне значимого мотива.

Третий этап психологического воздействия для взрослого представлял собой этап

отработки и закрепления новых способов взаимодействия с ребенком на основе его адекватного восприятия. Дошкольники, добиваясь результативности в предложенных заданиях, развивали произвольность психических процессов, преодолевая ситуатив-ность поведения и начиная проявлять произвольность в учении. Таким образом, это позволило развивать познавательные мотивы, мотивы достижения, широкие социальные мотивы учения, что лежит в основе позитивной мотивации у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению.

Оценка эффективности проекта производилась при помощи диагностического среза с использованием методики «Определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург); методики «Внутренняя позиция школьника» (Н.И. Гут-кина); методики «Образец и правило» (А.Л. Венгер); методики «Определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения» (Н.А. Белопольская); методики «Нарисуй себя»; «Тест детской тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методики «Определения психосоциальной зрелости» по тестовой беседе С.А. Банкова (кафедра психологии НГПИ); «Оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе»; «Изучения эмоционального отношения к школе».

В условиях активного психолого-педаго-гического воздействия у дошкольников произошло развитие структурных компонентов позитивной мотивации к предстоящему обучению.

Как видно из данных табл. 1, главным изменением в иерархии мотивов учения детей экспериментальной группы оказывается развитие познавательного и социального мотивов, что свидетельствует о сформирован-ности внутренней позиции школьника и по-

ложительном отношении к предстоящему обучению. Зафиксировано и превосходство «позиционного мотива» над «оценочным», однако доля дошкольников, обладающих тем или иным мотивом, после эксперимента значительно уменьшается.

Кроме того, наблюдается сильно выраженное присутствие игрового мотива до эксперимента и его частичное отсутствие после. Исходя из этого, можно утверждать, что в экспериментальной группе мотивационная сфера детей старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного обучения становится более зрелой, способствуя положительному отношению к предстоящему обучению и продолжительному выполнению школьных обязанностей, т. е. развитию позитивной мотивации к предстоящему обучению.

Переходим к рассмотрению результатов контрольной группы.

Если на констатирующем этапе исследования у испытуемых контрольной группы наблюдалось доминирование позиционного, внешнего, игрового мотивов, то на завершающем этапе значение внешнего и игрового мотива стало менее выраженным. После эксперимента повышается доля (%) детей, обладающих социальным и оценочным мотивами, а также зафиксировано сохранение значимости позиционного мотива. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в естественных условиях ведущей деятельности происходит развитие мотивационной сферы.

Сведения о развитии эмоциональноволевого компонента позитивной мотивации у дошкольников позволяют так же утверждать, что в результате целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс функционирования ребенка и взрос-

Таблица 1

Динамика развития мотивов учения у детей старшего дошкольного возраста до и после формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Мотив учения Экспериментальная группа Контрольная группа

до после до после

О Н бе ав р о н бе ав § р о н бе ав р и Н бе ав £ § р

Познавательный 5-6 15 37,5 1 6 5 12,5 4

Социальный - - 5-6 14 35 2 3 7,5 4 14 35 1

Позиционный 11 27,5 3 7 17,5 3 15 37,5 1 12 30 2

Внешний 14 35 1 1 2,5 5-6 12 30 2 - - 6

Игровой 12 30 2 1 2,5 5-6 9 22,5 3 2 5 5

Оценочный 3 7,5 4 2 5 4 1 2,5 5 7 17,5 3

лого (родителей и педагогов), дети экспериментальной группы стали более активными и самостоятельными благодаря вере в себя и эмоциональной поддержки со стороны взрослых. У них зафиксировано снижение уровня личностной тревожности и повышение самооценки.

Вне условий целенаправленного психоло-го-педагогического воздействия происходит количественное увеличение уровня личностной тревожности и качественное ухудшение самооценки будущих первоклассников. Это объясняется тем, что детям старшего дошкольного возраста не хватает движущей силы к самореализации и самосовершенствованию своих возможностей и эмоционального принятия и поддержки со стороны взрослого. Таким образом, развитие позитивной мотивации к предстоящему обучению у детей старшего дошкольного возраста без целенаправленной работы невозможно.

Проведенная обработка и интерпретация всех полученных данных свидетельствует о положительной динамике развития позитивной мотивации к предстоящему обучению у дошкольников и ее компонентах посредством целенаправленного психолого-педагоги-

ческого воздействия на функционирование ребенка и взрослого.

1. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Старов М.И. Взаимодействие субъектов вузовского образовательного пространства как одно из психологических условий освоения опыта учебной деятельности студентов // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций; 2 междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2007. С. 281-284.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Поступила в редакцию 9.09.2008 г.

Muratova I.S. Main directions of psychological and pedagogical activity on development of preschool children’s positive motivation for education at school. The main directions of psychological and pedagogical activity and psychological conditions of development of preschool children’s positive motivation for forthcoming education are examined. The author attempts to evaluate the process of development of preschool children’s positive motivation for education by means of psychological and pedagogical influence on a child and an adult’s interaction.

Key words: development of positive motivation, game activity, interaction of subjects of teaching and educational process.

МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ В РЕГИОНЕ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ1

Н.Н. Иванова, О.В. Денисова

Авторы представляют разработку модели службы ранней диагностики и коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей путем реализации психолого-педа-гогических условий, силами объединения специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности осуществлять ряд превентивных мер и эффективную коррекционную поддержку детям раннего возраста с отклонениями в развитии и их семьям.

Ключевые слова: ранний возраст, ранняя комплексная помощь, модель службы, превентивные меры, психолого-педагогические условия.

От качества имеющихся в стране ресурсов, в т. ч. человеческих, напрямую зависит конкурентоспособность страны в целом и региона в частности.

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007—2008 гг.

Выполнение инновационно-образова-

тельной программы и кластерный подход поставили сложную, но крайне важную задачу — помочь населению в оказании коррекционной поддержки детям раннего возраста.

В рамках проекта «Диагностика и коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» кафедрой специальной дошкольной педагоги и психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.