УДК: 378.172 DOI: 10.12737/7231
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНУТРИВУЗОВСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В .В. РОЗАНОВ*, А.Е. СЕВЕРИН**, А.П. ЧЕРНЯЕВ*, В.Т. КАРТАШОВ***
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, г. Москва, Россия, 119991 Российский государственный университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д.6, Россия, Москва, 117198 ГБУЗ «Городская поликлиника № 202 ДЗМ», Ленинские горы, д. 1, стр. 53, Россия, г. Москва, 119992
Аннотация. В настоящее время нет федеральной программы «Здоровье студентов». В связи с этим тяжесть реальной работы переместилась на уровень ВУЗов. Авторы статьи предлагают свое видение структуры данной программы. Она должна включать медицинские и гигиенические факторы, социально-правовые и психологические аспекты, учебно-организационные мероприятия, научно-методические исследования и разработки, бытовые аспекты, вопросы профилактики.
Подробно рассматривается суть каждого направления. Подчеркивается, что для организации эффективной работы такой программы необходимо участие в ней необходимых подразделений Университета; соответствующая интеграция и координация. Средства на данную работу возможно изыскивать из специализированного двухмесячного стипендиального фонда и спонсорских средств.
Предлагается, в целях оптимизации образовательного процесса, возродить национальную программу «Здоровья студентов» и ее комплексный характер.
Ключевые слова: здоровье, студент, учеба, образ жизни.
THE MAIN DIRECTIONS AND POSSIBLE ORGANIZATIONAL FORMS OF UNIVERSITY AND REGIONAL PROGRAMS "HEALTH OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL
PROCESS"
V.V. ROZANOV*, A.E. SEVERIN**, A.P. CHERNJAEV*, V.T. KARTASOV***
* Lomonosov Moscow State University, Lenin Hills, d. 1, Moscow, Russia, 119991
Peoples' Friendship University of Russia, st. Maclay, 6, Moscow, Russia, 117198 City Polyclinic № 202 Moscow Department of Health, Lenin Hills, d. 1, p. 53, Moscow, Russia, 119992
Abstract. Currently, the Federal program "Health of Students" doesn't exist. In this regard, the real work moved on to the University level. The authors offer their vision of the structure of this program. It should include medical and hygiene factors, socio-legal and psychological aspects of training and organizational activities, scientific and methodological research, consumer aspects, prevention measures. The essence of each direction is discussed in detail. The authors emphasize that for the effective work of this program requires the involvement of relevant units of the University; appropriate integration and coordination. This work may be financed with a specialized two-month scholarship fund and sponsorship funds. To optimize the educational process, the authors propose to revive the national program "Health of students" and their complex nature.
Key words: health, student, training, lifestyle.
Студенчество - это интеллектуальный генофонд нации. В то же время это именно та социальная общность, которая, будучи территориально и организационно локализована в вузах, расположенных, как правило, в крупных городах с развитой медицинской службой, позволяет проведение комплекса целевых мероприятий по корректировке здоровья. В вузы приходят выпускники школ, в большинстве своем уже имеющие те или иные отклонения в состоянии организма.
Материалы и методы исследования. Обобщен многолетний опыт организации медицинского обслуживания и проведения оздоровительных мероприятий среди студентов и преподавательского корпуса. Проанализированы показатели здоровья и образа жизни участников образовательного процесса за длительный период наблюдения.
Библиографическая ссылка:
Розанов В.В., Северин А.Е., Черняев А.П., Карташов В.Т. Основные направления и возможные организационные формы внутривузовских и региональных программ «здоровье участников образовательного процесса» // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-13. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5001.pdf (дата обращения: 05.12.2014).
Результаты и их обсуждение. По данным ряда авторов только порядка 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 40% из них имеют хронические заболевания, остальные 50% -различные функциональные отклонения, а в дальнейшем высокие нагрузки, связанные с обучением в ВУЗе, могут еще более усугублять эту ситуацию [1-3].
В 70-80-х годах прошлого века существовали соответствующие государственные целевые научно-практические Программы по «Здоровью и повышению работоспособности студентов», в организацию и успешную работу которых многие, здесь присутствующие, внесли свой значительный вклад. Программы эти предусматривали целый комплекс мер: диспансеризацию студентов, медико-профилактические мероприятия, проводимые на базе вузовских профилакториев, научные исследования, ориентированные на повышение уровня здоровья студентов, разработку рекомендаций и документов нормативно-методического характера.
Сегодня, в условиях отсутствия федеральной программы «Здоровье студентов» вся тяжесть реальной работы вынужденно переместилась на уровень Вуза.
В ряде вузов страны в том или ином виде существуют внутривузовские программы, посвященные охране здоровья студентов. Некоторый вузовский опыт локальных внутривузовских программ существует в частности в РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Владимирском ГУ, Тульском ГПУ, Якутском ГУ, Волгоградской медакадемии, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, РГМУ, МГТУ [2, 4]. В Казани в последние годы этой проблеме уделялось повышенное внимание - в особенности в связи с проведением всемирной универсиады. В ряде университетов имеются специальные советы или комиссии по здоровью студентов, существуют профилактории, дневные стационары, летние оздоровительные лагеря, кабинеты психологической разгрузки и т.п.
Однако, и в большинстве из них нет скоординированной программы, отсутствует четко сформулированная стратегия развития, основанная на применении здоровьесберегающих технологий, широком внедрении профилактических, а при необходимости и медицинских мероприятий в ткань учебного процесса.
Такая программа должна включать несколько ключевых направлений отражающих:
- Медицинские и гигиенические аспекты;
- Социально-правовые аспекты;
- Психологические аспекты;
- Учебно-организационные мероприятия;
- Научно-методические исследования и разработки;
- Бытовые аспекты;
- Вопросы профилактики возможных функциональных нарушений средствами физической культуры и спорта.
Не претендуя на полноту, проиллюстрируем этот перечень примерами, поясняющими содержание каждого направления:
Раздел «Медицинские и гигиенические аспекты» должен включать в себя:
- Обеспечение доступной бесплатной медицинской помощи, включая наличие собственной или привлекаемой поликлинической базы, Профилактория, проведение ежегодных диспансеризаций вакцинаций, применение общеукрепляющих медикаментозных и немедикаментозных средств, и другие профилактические мероприятия;
- организацию рабочего и учебного времени;
- организацию питания;
- обеспечение выполнения гигиенических нормативов (напомню, что согласно действующему законодательству РФ «Программы методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию в образовательной деятельности только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам).
Именно поэтому под социально-правовыми вопросами мы в первую очередь понимаем не только наличие медицинского и социального страхования, но и нормативно-правовое обеспечение, а также гарантии - налоговых, ценовых и других льгот для профильных видов деятельности, создание правовой базы и организационных форм для совместной работы законодательной и исполнительной власти, профсоюзов, религиозных и общественных организаций и представителей бизнеса.
Психологические аспекты подразумевают обеспечение нормального психологического климата в учебных коллективах, поддержка престижности получаемых профессий и самого процесса обучения, получения знаний - для обеспечения условий максимальной самореализации личности. Создание кабинетов психологической разгрузки, телефонов доверия, анонимных консультационных пунктов и др.
Учебно-организационные мероприятия - это очень широкая область, включающая в себя организацию учебного процесса в стенах вуза и выездных учебно-производственных практик.
Библиографическая ссылка:
Розанов В.В., Северин А.Е., Черняев А.П., Карташов В.Т. Основные направления и возможные организационные формы внутривузовских и региональных программ «здоровье участников образовательного процесса» // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-13. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5001.pdf (дата обращения: 05.12.2014).
Научно-методические исследования и разработки - составляли значительную часть ранее существовавших отраслевых программ. Исследования такого плана локально продолжаются в сохранившихся научных коллективах, но теперь уже разрозненно. Задача - объединить и поддержать эти исследования в рамках региональных, отраслевых и всероссийских целевых Программ.
Бытовые аспекты - это в первую очередь организация проживания и отдыха в соответствии не только с современными санитарно-гигиеническими нормами, но и эстетическими, культурными и другими требованиями, вносящими свой далеко не последний по значению вклад в формирование личности будущего специалиста.
Возможность эффективного решения вопросов профилактики возможных функциональных нарушений средствами физической культуры и спорта подразумевает:
- обязательное включение физкультуры в учебный план с обеспечением доступности занятий в группах здоровья, спортивных секциях;
- наличие собственной или арендуемой спортивной базы;
- наличие собственных или арендуемых баз отдыха;
- проведение Вузовских спартакиад;
- наличие залов и групп лечебной физкультуры, фитнес-клубов и других форм здоровьесбере-гающих и здоровьеформирующих технологий.
Заключение. Структурная организация такой внутривузовской программы предусматривает не просто участие в ней самых различных подразделений Вуза - ректората, профсоюзной организации, поликлиники, профилактория, кафедры физвоспитания, службы охраны труда, спортивных баз и баз отдыха, общежития и др., но и обязательную их общую координацию через работу соответствующего Совета или комиссии при Ректоре вуза. Средства на эту работу могут привлекаться самые различные - от специализированного двухмесячного стипендиального фонда до спонсорских средств.
Отдельные программы вузов целесообразно координировать в рамках региональных программ, позволяющих привлечь дополнительных средства из бюджетов регионов. В региональных программах необходима координационная связь между мероприятиями, осуществляемыми на школьном и вузовском этапах [5].
На федеральном уровне необходимо возродить Российскую программу «Здоровье участников образовательного процесса», которая призвана координировать и финансировать организационные, законодательные, научные, медицинские, социальные и другие инициативы и мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, для оптимизации образовательного процесса.
В 2009 году на базе МГУ им. М.В.Ломоносова в соответствии с Соглашением о взаимодействии Федерального агентства по образованию и Студенческого координационного совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ проводилась Всероссийской конференции по проблемам здоровья, медицинского обслуживания, пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных проявлений в студенческой среде.
В конференции приняли участие представители самых разных учреждений и организаций - Администрации Президента РФ, Государственной Думы РФ, министерства образования РФ, других министерств и ведомств, Профсоюзов, московского правительства и его профильных департаментов, ректоры российских вузов, профессора и преподаватели, ученые, главные врачи санаториев-профилакториев и студенческих поликлиник. В решениях Конференции нашли отражение многочисленные рекомендации о необходимости возрождения Федеральной комплексной Программы «Здоровье студентов». Особое внимание было уделено проблемам студенческих поликлиник и вузовских Санаториев-профилакториев. В связи с тем, что необходимы конкретные законодательные решения многих поставленных вопросов, соответствующие пункты резолюции были адресованы Государственной Думе РФ, профильным министерствам и ведомствам. Однако, за 5 лет, прошедшие с момента проведения Конференции, никаких серьезных подвижек в решении этих вопросов не произошло. Острота отмеченных проблем за эти годы ни в коей мере не уменьшилась, и для их решения необходимы новые усилия и инициативы.
Литература
1. Гуденко Т.Л., Кирпанева О.Л., Розанов В.В., Северин А.Е., Семенов Ю.Н., Торшин В.И. Применение аппаратно-программного комплекса «ВАРИКАРД» при функционально-диагностических обследованиях учащихся. IX Международная научно-техническая конф. «Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии» ФРЭМЭ'2010, Владимир-Суздаль, июль 2010, Труды конф. 2010.
2. Агаджанян Н.А., Северин А.Е., Ермакова Н.В., Радыш И.В., Розанов В.В., Ходорович А.М., Юсупов Р.А., Миннибаев Т.Ш., Кузнецова ЛЮ., Силаев А. А. Интенсификация обучения и здоровье студентов // Технологии живых систем. 2006. Т. 3. № 5-6. С. 31-40.
Библиографическая ссылка:
Розанов В.В., Северин А.Е., Черняев А.П., Карташов В.Т. Основные направления и возможные организационные формы внутривузовских и региональных программ «здоровье участников образовательного процесса» // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-13. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5001.pdf (дата обращения: 05.12.2014).
3. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т, Гончарова Г.А. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16-20.
4. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены московской медицинской академии имени И. М. Сеченова // Вестник Российской академии медицинских наук. 2010. № 11. С. 16-21.
5. Гуденко Т.Л., Кирпанева О.Л., Романова Е.Б., Северин А.Е., Розанов В.В. На пути к построению индивидуального оздоровительного маршрута школьника. Межрегиональная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад - школа -ВУЗ». Москва: ГОУ ВПО МГПИ, 2010.
References
1. Gudenko TL, Kirpaneva OL, Rozanov VV, Severin AE, Semenov YuN, Torshin VI. Primenenie appa-ratno-programmnogo kompleksa «VARIKARD» pri funktsional'no-diagnosticheskikh obsledovaniyakh uchash-chikhsya. IX Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konf. «Fizika i radioelektronika v meditsine i ekolo-gii» FREME'2010, Vladimir-Suzdal', iyul' 2010, Trudy konf. 2010. Russian.
2. Agadzhanyan NA, Severin AE, Ermakova NV, Radysh IV, Rozanov VV, Khodorovich AM, Yusupov RA, Minnibaev TSh, Kuznetsova LYu, Silaev AA. Intensifikatsiya obucheniya i zdorov'e studentov. Tekh-nologii zhivykh sistem. 2006;3(5-6):31-40. Russian.
3. Minnibaev TSh, Rapoport IK, Chubarovskiy VV, Timoshenko KT, Goncharova GA. Sostoyanie zdo-rov'ya studentov i osnovnye zadachi universitetskoy meditsiny. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012;3:16-20. Russian.
4. Minnibaev TSh, Timoshenko KT. Shkola universitetskoy gigieny moskovskoy meditsinskoy akademii imeni I.M. Sechenova. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2010;11:16-21. Russian.
5. Gudenko TL, Kirpaneva OL, Romanova EB, Severin AE, Rozanov VV. Na puti k postroeniyu in-dividual'nogo ozdorovitel'nogo marshruta shkol'nika. Mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konfe-rentsiya «Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v nepreryvnom obrazovanii: detskiy sad - shkola - VUZ». Moscow: GOU VPO MGPI; 2010. Russian.
Библиографическая ссылка:
Розанов В.В., Северин А.Е., Черняев А.П., Карташов В.Т. Основные направления и возможные организационные формы внутривузовских и региональных программ «здоровье участников образовательного процесса» // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. Публикация 9-13. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/5001.pdf (дата обращения: 05.12.2014).