основные направления государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности в условиях нестабильной экономической среды
м. в. беспалов,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: rypy@list. ru
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. державина
Для стимулирования развития российского предпринимательства в условиях кризиса и посткризисном периоде необходимы активные и совместные действия государства, бизнеса и гражданского общества. В статье выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в российской экономике. Сформулированы приоритетные направления государственной политики в области поддержки предпринимательской деятельности, а также предложены меры по развитию предпринимательства в условиях нестабильной экономики.
Ключевые слова: развитие предпринимательской деятельности, риск, государство, бизнес, стабильность, экономический кризис, инновации.
Подъем и стабильность развития российской экономики во многом зависят от того, насколько эффективен будет в ней один из основных субъектов рыночных отношений — предприниматели, насколько гармоничны будут их отношения с государством. Создание условий для развития предпринимательства, особенно в сфере налогового регулирования, является важнейшей составляющей экономической политики государства в любой рыночной экономике.
Предпринимательство — это форма хозяйственной деятельности, направленная на выбор наиболее эффективного использования ресурсов для получения прибыли. Предпринимательская деятельность имеет три особенности. Во-первых,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
это инициативная деятельность людей, связанная с риском и ответственностью. Во-вторых, она нацелена на наиболее эффективное использование ресурсов, которые ограниченны и требуют инновационных подходов к их использованию. В-третьих, предпринимательство оправданно, если оно приносит дополнительный доход, прибыль.
В Гражданском кодексе РФ понятие предпринимательской деятельности конкретизировано следующим образом: «Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].
Экономическими признаками предпринимательства выступают экономическая свобода (самостоятельность, независимость), полная материальная ответственность, ориентация на коммерческие результаты — получение максимально возможной прибыли.
Долгое время стабильность российской экономики обеспечивалась за счет экспорта различных видов сырья и энергоносителей. Несмотря на определенный социально-экономический эффект этой стабильности, выразившийся в замедлении роста безработицы, снижении темпов падения уровня
жизни населения, пополнении золотовалютных „„. - "
резервов страны, ориентация страны на экспорт сырья и энергоносителей как основное стратегическое средство подъема экономики является ошибочной, поскольку такой подъем не подкрепляется ростом производительных сил общества и, следовательно, подвержен сильному влиянию мировой конъюнктуры, что наиболее ярко подтвердилось в условиях современного мирового экономического кризиса.
В настоящее время остро встает вопрос об изменении приоритетов в экономической политике страны. Для сбалансированного и пропорционального подъема российской экономики необходимо уделять больше внимания развитию наукоемкого материального производства, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка и поставлять конкурентоспособные товары на экспорт.
Для установления в России атмосферы конструктивного сотрудничества всех слоев общества в деле укрепления национальной экономики государству необходимо эффективно управлять экономическими процессами путем правового регулирования хозяйственных отношений, в том числе через инвестиционную, налоговую и кредитную политику, защиту экономических интересов отечественных предпринимателей на внешнем и внутреннем рынках. Государство должно поддерживать те формы предпринимательства, которые способствуют повышению эффективности производства и совершенствованию механизма рыночного хозяйствования, а также превращению России в мощного субъекта мировой хозяйственной системы. В полной мере всем этим требованиям отвечает производственное предпринимательство, ориентированное на инновационное производство.
В целом предпринимательство представляет собой сложный экономический и социальный феномен, прошедший большой путь исторического развития, и на каждом этапе его содержание отражало характерные черты соответствующей эпохи. В древние и средние века основными направлениями приложения предпринимательской инициативы были купечество и мореплавание, связанные с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли из разницы цен в разных географических точках. С переходом от натурального хозяйства к товарному производству, сначала мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской инициативы все больше становится материальное производство, что отражается на содержании предпринимательства. От поиска привлекательных рынков предприниматель переходит к поиску оптимального сочетания производственных ресурсов
18 -
и способов производства, обеспечивающих предпринимательский успех.
Начавшаяся в конце ХХ в. постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, проявляющимися в быстром качественном обновлении ассортимента производимых товаров и более полном удовлетворении потребностей общества при снижении численности занятых в сфере материального производства. Кроме того, происходит смещение акцента с собственно производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление), которые подготавливают качественное обновление товаров и технологий их производства и распределения.
В предпринимательской деятельности уже становится недостаточным ориентироваться только на текущий момент, находя оптимальное для этого момента сочетание производственных факторов. Напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться перспективными целями и задачами, главной задачей становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период (стратегическая устойчивость предприятия). Предпринимательство все в большей мере вовлекает в свою орбиту науку, организационные и управленческие технологии, включая финансовые.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующими факторами для экономики — это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Развитие отечественного предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития государства. Особую роль предпринимательской деятельности в современных условиях определяют следующие факторы:
• малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
• малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
• становление и развитие предпринимательской деятельности изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения,
предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
• развитие предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Таким образом, одним из основных индикаторов качества экономической среды является количество субъектов предпринимательской деятельности в конкретном регионе.
К числу основных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в российской экономике, следует отнести следующие.
1. Отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
• слабая имущественная база малых предприятий;
• высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
• психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов.
2. Трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса.
3. Сложности процедур лицензирования, сертификации, выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса.
4. Неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе о возможностях участия в государственном и муниципальном заказе. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам, особенно у предпринимателей, расположенных в местности, отдаленной от крупных населенных пунктов.
5. Отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
6. Несоответствие нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства, задачам и перспективам развития предпринимательской деятельности.
На взгляд автора, в современных экономических условиях для стабилизации российской экономики требуется государственная поддержка следующих приоритетных видов предпринимательской деятельности:
• инновационная деятельность предприятий;
• оказание услуг в сфере здравоохранения, образования, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства;
• строительство жилья, социальных и промышленных объектов;
• внедрение энергосберегающих технологий;
• производство промышленной продукции;
• экологически ориентированное предпринимательство, переработка отходов производства;
• производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции и т. д.
В целях развития предпринимательской деятельности в современных условиях нестабильной экономики необходима реализация следующего комплекса мероприятий:
1) формирование условий для развития предпринимательской деятельности, в том числе выявление различного рода ограничений в развитии предпринимательской деятельности и принятие комплекса мер по их устранению;
2) государственная налоговая, финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
• возмещение части затрат, за счет бюджетных средств, направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов;
• развитие системы кредитования;
• внедрение и развитие системы налоговых льгот начинающим предпринимателям и инновационным предприятиям;
• оказание финансовой поддержки региональным и местным программам по развитию малого и среднего предпринимательства;
3) развитие инфраструктурных проектов: создание бизнес-инкубаторов для поддержки деятельности начинающих малых и средних предприятий, а также выделение грантов на начало организации собственного дела;
4) обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности, что включает организацию подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и сред-
„„. - и
него предпринимательства, проведение различных тематических семинаров, развитие Интернет-ресурсов малого и среднего бизнеса и т. д.;
5) формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности.
В результате реализации данного комплекса мероприятий будут достигнуты следующие социально-экономические показатели:
1) показатели экономической эффективности:
• увеличение размера средней заработной платы;
• увеличение объемов производства;
• увеличение инвестиционных вложений;
• прирост числа субъектов предпринимательской деятельности;
2) показатель бюджетной эффективности:
• прирост налоговых поступлений в бюджетную
систему.
На взгляд автора, развитие предпринимательской деятельности является одной из основных задач для стабилизации российской экономики. При этом в условиях экономического кризиса требуется государственная поддержка предпринимательской деятельности по следующим направлениям.
1. Ключевая проблема отечественного предпринимательства в условиях экономической нестабильности — это спад спроса на продукцию. Повысить спрос на продукцию отечественного производителя возможно через систему государственного (муниципального) заказа, а также заказа естественных монополий и государственных корпораций. Большой потенциал для увеличения участия малых предпринимательских структур в государственном заказе также содержится в развитии механизма электронных аукционов.
Следует особо отметить, что необходимо установить административную ответственность должностных лиц заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, т. к. зачастую именно малые и средние компании, добросовестно выполнившие контракт, не могут получить от заказчика оплату. При этом поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу самих предпринимательских структур по повышению спроса на продукцию за счет роста конкурентоспособности такой продукции.
2. Сложность получения доступа к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для предпринимателей, начинающих свой бизнес, серьезной проблемой. Нами предлагается реализовать ком-
20 -
плекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур и установления экономически обоснованных тарифов.
3. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные, рынки необходимо повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников. Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего бизнеса часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансиро-вания расходов позволяет, прежде всего, повысить «выживаемость» начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.
По оценкам Минэкономразвития России, в 2009 г. планируется предоставить услуги бизнес-образования для 5 % стартующих предпринимателей, к 2012 г. показатель планируется увеличить в 3 раза. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации данного проекта. В 2009 г. Минэкономразвития России осуществляется поддержка региональных программ обучения малых и средних компаний, в дальнейшем мероприятие будет также реализо-вываться за счет средств федерального бюджета, как государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирова-ния с бюджетами субъектов Федерации [2].
4. Одной из крупных задач в процессе государственной поддержки предпринимательской деятельности является формирование доступной системы инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства. За период 2005— 2008 гг. проведена значительная совместная работа федеральных органов власти с субъектами Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, так, на сегодняшний день действуют:
• 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора;
• 33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний;
• 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющие поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов;
• создан промышленный парк, начато финансирование технопарка [3].
Однако мы считаем, что необходимо продолжить реализацию указанных проектов с тем расчетом, чтобы ежегодно создавать 30—40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400—500 млн руб. каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков — не менее 10 объектов и т. д.
5. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с государственным регулированием и налогообложением. В 2009 г. вступил в силу федеральный закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке оказания услуг — самых популярных для начинающих предпринимателей видов деятельности. Внесен ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам. На взгляд автора, также необходимо упростить требования к ведению бухгалтерского учета компаниями, применяющими специальные налоговые режимы.
6. В 2009 г. в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства существенно увеличен объем средств, направляемых на грантовую поддержку начинающих предпринимателей. По предварительным оценкам, такую поддержку смогут получить 7 000 — 10 000 начинающих предпринимателей, также в 2009 г. востребованной со стороны предпринимателей стала программа субсидирования процентных ставок по кредитам [4].
В 2009 г. за счет средств федерального бюджета начинается реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций. На программу направляется 30 млрд руб., из которых 10 млрд руб. вносятся в капитал ОАО «Российский банк развития», а 20 млрд руб. предоставляются ОАО «РосБР» ГК «Внешэкономбанк» в виде кредитных ресурсов. Уже в 2009 г. ожидается в рамках данной программы привлечь 90 млрд руб. внебюджетных ресурсов через рефинансирование в Центральном банке РФ [5]. Требуется дальнейшая работа по государственной финансовой поддержке
предпринимательской деятельности, роль которой особенно возрастает в современных условиях глобального экономического кризиса.
7. Поддержка общественных организаций предпринимателей — необходимый элемент для формирования гражданского общества в России, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов предпринимательской деятельности, необходимо финансово поддержать программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.
8. Решение задачи по увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства напрямую связано с пропагандой идей предпринимательства, развитием интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства. Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы.
9. Принципиально важным является внедрение экономических стимулов, способствующих развитию инновационного предпринимательства. В этой связи необходимо предоставить инновационному бизнесу существенные налоговые преференции. Следует использовать опыт Китая, Бразилии, Индии и других стран для стимулирования инновационной деятельности на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, таких, как нано- и биотехнологии, водородная энергетика, создание новых материалов, информационная отрасль. Следует предоставить малым и средним предприятиям, занимающимся разработкой и внедрением инноваций в этих сферах, налоговые каникулы на срок от 3 до 5 лет.
Целесообразно также внести коррективы в правовые нормы, определяющие порядок функционирования особых экономических зон, в которых сегодня насчитывается уже около 200 активных резидентов, и это в основном компании малого и среднего бизнеса [6]. Прежде всего, необходимо разрешить резидентам зон технико-внедренческого типа осуществлять не только разработку, испытания и реализацию опытных партий инновационной научно-технической продукции, но и организовать на определенный срок и в определенных объемах серийное производство своих изделий. Это позволит привлечь крупных инвесторов и сделает более естественным и безболезненным процесс выхода предприятий из особых экономических зон в «свободное плавание».
21
На взгляд автора, в условиях нестабильной экономической обстановки особенно актуальной становится задача обеспечения благоприятных условий для создания и развития системы российского предпринимательства как одного из важнейших источников экономического роста страны, для чего необходимо:
• совершенствование налогообложения предпринимательской деятельности;
• интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути развития системы предпринимательства;
• развитие инновационного и семейного предпринимательства и т. д.
В целом от степени развития предпринимательской деятельности зависит общая стабильность экономической ситуации в государстве. В условиях мирового экономического кризиса предпринимательские структуры испытывают значительные трудности в процессе своего функционирования и развития, поэтому мы считаем, необходимо оказать всестороннюю государственную поддержку институту российского предпринимательства. При этом требуется разработка современной концепции государственной системы поддержки предпринимательства, включающей в себя:
• принятие федеральной и региональных программ государственной поддержки предпринимательства с учетом современных экономических условий;
• разработку и создание системы государственных и общественных структур по реализации федеральных и региональных программ по поддержке предпринимательства;
• организацию системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;
• организацию системы юридической защиты предпринимательства и т. д.
Малое и среднее предпринимательство играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии России, увеличивая свой вклад в диверсификацию и обновление экономики и действуя не только в традиционных отраслях, но и в высокотехнологичных сферах. В сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из государственных приоритетов. Следует подчеркнуть важность комплексного использования всех форм и методов поддержки пред-
22 -
принимательской деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Можно констатировать, что в России в настоящее время достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки предпринимательской деятельности. В первую очередь, это происходит благодаря активизации позиций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства, Торгово-промышленной палаты России, объединений предпринимателей. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по поддержке предпринимательства. Однако на сегодняшний день существует целый ряд вопросов в сфере развития предпринимательства, на решении которых необходимо сосредоточить усилия, в том числе требуется:
• реализовать комплекс антикризисных мер на региональном и муниципальном уровнях по поддержке предпринимательства;
• снижение административных барьеров, оптимизация проверок, совершенствование имущественной поддержки предпринимательства;
• снижение тарифов естественных монополий;
• увеличение степени участия предпринимательских организаций в государственном и муниципальном заказах;
• организация доступных для предпринимателей маркетинговых исследований внутренних и внешних рынков;
• активная поддержка продвижения товаров и услуг малого и среднего бизнеса на региональных рынках;
• поддержка экспортно ориентированных предприятий на рынках дальнего зарубежья и СНГ;
• информационная поддержка и консалтинг предпринимательского сообщества;
• развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса, прежде всего в инновационной и производственной сферах;
• реализация практических мер по развитию российского потребительского рынка и стимулированию внутреннего спроса;
• развитие социальной ответственности бизнеса;
• активная государственная финансовая поддержка инновационных предпринимательских структур, в том числе формирование налоговых преференций для стимулирования более активного развития инновационной сферы бизнеса;
• совершенствование законодательной базы, направленной на развитие инновационного бизнеса;
• подготовка квалифицированных кадров для инновационных малых и средних предприятий;
• формирование технологий банковского кредитования, нацеленных на потребности малых и средних предпринимательских организаций;
• развитие микрофинансирования, гарантийных фондов, лизинга, факторинга, венчурного и проектного финансирования, других финансовых инструментов, обеспечивающих стабильность предпринимательского сектора в условиях экономического кризиса.
Для стимулирования развития российского предпринимательства и повышения его конкурентоспособности на внутренних и международных рынках в условиях кризиса и посткризисном периоде, необходимы активные и совместные действия
государства, бизнеса и гражданского общества. В целом создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства является важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития России в условиях нестабильной внешней среды.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. : Изд-во Гросс-Медиа, 2009.
2. URL: http://www. economy. gov. га.
3. URL: http://www. minregion. ru.
4. URL: http://www. opora. ru.
5. URL: http://www. prime-tass. ru.
6. URL: http://www. rbc. ru.