Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования'

Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1492
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / FORMATION / THE STATE EDUCATIONAL POLICY / INNOVATIVE ACTIVITY / GROWTH OF EFFICIENCY OF A SOCIAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новицкая Л. Ю.

В статье представлены механизмы политико-управленческого обеспечения образовательных нововведений, механизмы совершенствования правового регулирования образовательной деятельности в России; исследованы виды и способы регулирования государством инновационной деятельности; определены факторы государственного регулирования и основные направления государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования; разграничены понятия «инновация в сфере образования» и «реформа в сфере образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of state regulation of innovative activity in an education sphere

In article mechanisms of political-administrative maintenance of educational innovations, mechanisms of perfection of legal regulation of educational activity are presented to Russia; kinds and ways of regulation are investigated by the state of innovative activity; factors of state regulation and the basic directions of state regulation of innovative activity in an education sphere are defined; concepts «an innovation in an education sphere» and «reform in an education sphere» are differentiated.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования»

3.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Новицкая Л.Ю., к.п.н. Должность: профессор. Место работы: Международный институт экономики и права им. А.С. Грибоедова

Аннотация. В статье представлены механизмы политико-управленческого обеспечения образовательных нововведений, механизмы совершенствования правового регулирования образовательной деятельности в России; исследованы виды и способы регулирования государством инновационной деятельности; определены факторы государственного регулирования и основные направления государственного регулирования инновационной деятельности в сфере образования; разграничены понятия «инновация в сфере образования» и ««реформа в сфере образования».

Ключевые слова: образование, государственная образовательная политика, инновационная деятельность, рост эффективности общественного производства.

THE BASIC DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN AN EDUCATION SPHERE

Novitskaya L.Yu., PhD at pedagogies. Position: professor. Place of employment: International institute of economics and law named after A.S.Griboedov.

Annotation: In article mechanisms of political-

administrative maintenance of educational innovations, mechanisms of perfection of legal regulation of educational activity are presented to Russia; kinds and ways of regulation are investigated by the state of innovative activity; factors of state regulation and the basic directions of state regulation of innovative activity in an education sphere are defined; concepts ««an innovation in an education sphere» and ««eform in an education sphere» are differentiated.

Keywords: formation, the state educational policy, innovative activity, growth of efficiency of a social production.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на сохранение и развитие научного потенциала страны была принята Доктрина развития российской науки1, которая включила в себя следующие основные положения: поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства;

выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;

создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ;

1 Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки» (с изменениями от 1 августа 2003 г.

№ 866, от 25 августа 2004 г. № 1114).

повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;

реформирование сферы науки путем совершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;

интеграция науки и образования, развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров;

создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.

Доктрина развития российской науки - это система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научноисследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. Важнейшими принципами государственной научной политики являются: опора на отечественный научный потенциал; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики;

стимулирование развития фундаментальных научных исследований;

сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;

создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;

создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;

интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;

обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

развитие научно-исследовательских и опытноконструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;

формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений;

повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов;

пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России;

6'2011

Пробелы в российском законодательстве

защита прав и интересов российских ученых за рубежом.

Основные подходы, определения и характеристики национальной инновационной системы довольно полно представлены в документе «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (2005 г.)2. В четырех разделах этих направлений прописаны общие положения (понятия и определения) об инновационной системе, цели, задачи, основные направления государственной политики в области ее развития, а также механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы.

Инновационная система определена как «совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы» (абз. 6 п. 2).

Политика же России в области инновационного развития определяется как «составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках» (абз. 8 п. 2).

Инновационная система может эффективно функционировать только на базе наукоемких высокотехнологичных отраслей (производства), т.е. это «отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции» (абз. 9 п. 2).

Значение взаимодействия образования и, в частности, университетов с научной и производственной сферами определяется структурой инновационной системы:

«— воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

— проведение прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

— промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

инновационной системы развитие инфраструктуры инновационной системы;

2 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п-П7.

— подготовка кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности» (п. 4).

«Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства» (п. 9).

Среди задач, которые необходимо решить для достижения провозглашенной выше политической цели государства, выделим следующие:

«— создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

— обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;

— осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных

интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями;

— обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;

— стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны» (п. 10).

Основными направлениями реализации политики в сфере НИС обозначены:

«— создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

— формирование инфраструктуры инновационной системы;

— создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» (п. 11).

Важнейшую роль играет процесс создания инфраструктуры НИС, которая в настоящее время представлена инновационно-активными территориями-

наукоградами (подмосковный Королев, новосибирское Кольцово, Дубна, Петергоф, алтайский Бийск и др.), бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационнотехнологическими центрами (ИТЦ), центрами трансфера технологий (ЦТТ), технополисами, т.е. в основном сформирована3.

Среди прописанных в Основных направлениях механизмов реализации политики в сфере информационных систем выделим следующие:

«— установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности... созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их введения в хозяйственный оборот;

— переход к программно-целевому принципу государственной поддержки инновационной деятельности

3 Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы / Ийр:/Лммл/.га8.ги/(^де81/8Ио\мЬпе\л/5.а8рх?1Ь=4132583(:-еееЬ-4ее 1 -98сс^7775а 1 fd772&_Language=ru

путем координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в академиях наук, имеющих государственный статус, государственных научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;

— создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

— развитие внутреннего рынка инновационной продукции;

— формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе, путем:

расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научноисследовательских и опытно-конструкторских работ;

участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы;

формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок;

разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития инновационной системы и выявления на стадии проведения научноисследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции» (п. 16).

Таким образом, предполагается, что реализация предложенной Российскому обществу политики в сфере научных информационных систем позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

Рецензия

Научная статья кандидата педагогических наук Л.Ю. Новицкой написана на актуальную и востребованную сегодня тему.

Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. Доктрина развития российской науки - это система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научноисследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

Следует отметить, что в статье весьма правильно указывается, что реализация предложенной Российскому обществу политики в сфере научных информационных систем позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

На основании вышеизложенного рецензируемая статья Л.Ю. Новицкой заслуживает опубликования и может быть полезна научной общественности.

Доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ Ю.А. Дмитриев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.