УДК 376
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ
© 2019 Е. А. Калмыкова
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной
педагогики e-mail: [email protected]
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье рассматривается структура инклюзивной культуры будущего дефектолога в единстве когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов. Раскрывается содержание когнитивного компонента инклюзивной культуры дефектолога и основные направления его формирования с точки зрения использования метапредметной технологии его формирования.
Ключевые слова: инклюзивная культура, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент, метапредметная технология.
Ориентация современной системы образования на принятие, понимание и признание прав лиц с ограниченными возможностями здоровья является основой инклюзивной культуры.
Формирование инклюзивной культуры является необходимой составляющей формирования педагогической культуры. Ориентация на гуманистическую парадигму образования предполагает развитие совершенно иного подхода к формированию духовных ценностей, способов профессиональной деятельности педагога инклюзивной образовательной организации. Рассматривая теорию «диалога культур» М.М. Бахтина -В.С. Библера как методологическую основу педагогической культуры, мы считаем, что инклюзивная культура субъектов образовательной организации прежде всего предполагает взаимодействие, взаимовлияние всех сторон данного процесса, стремление к диалогу. Инклюзивная культура дефектолога должна анализироваться с позиций ценностей инклюзивного образования, способов деятельности и профессионального поведения, нравственных и этических основ личности дефектолога.
В настоящее время продолжается процесс становления и развития инклюзивного образования, построенного на принципах толерантности и гуманизма. Методологические основы данного процесса нашли свое отражение в работах Н.М. Назаровой, Н.Н. Малофеева, В.В. Хитрюк, С.В. Алехиной.
Анализ научной литературы по проблеме нашего исследования показал широкую трактовку понятия инклюзивной культуры. Нам близка позиция В.В. Хитрюк, которая понимает инклюзивную культуру как интегративное качество личности, помогающее принимать, понимать и осваивать ценности инклюзивного образования. В своем исследовании автор делает акцент на формировании инклюзивной готовности педагога как составляющей инклюзивной культуры [Хитрюк 2012].
Методологической основой нашего исследования является ценностный подход в рассмотрении проблемы формирования инклюзивной культуры будущего дефектолога.
Структура инклюзивной культуры представлена нами как совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностного, что позволяет подойти к рассмотрению феномена инклюзивной культуры как интегративного, системного качества личности [Калмыкова 2018].
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Системообразующим началом когнитивного компонента являются ценности инклюзивного образования. Сформированность данного компонента оценивается с точки зрения полноты понимания будущим дефектологом целей и задач профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, понимания необходимости комплексности в работе субъектов образовательной организации, ориентированной на продвижение идей инклюзивного образования. Содержание когнитивного компонента наиболее полно раскрывается в мотивах выбора профессии.
Отношение к ценностям инклюзивной культуры, оценка степени увлеченности своей профессией, уровня сформированности толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья являются важными для понимания содержания эмоционального компонента.
Готовность будущего дефектолога работать в условиях инклюзивного образования раскрывает содержание деятельностного компонента инклюзивной культуры. Педагог, ориентированный на овладение профессиональными компетенциями, на достижение успеха, стремящийся к саморазвитию, способный решать сложные профессиональные задачи, имеет высокий уровень сформированности деятельностного компонента.
Формирование инклюзивной культуры рассматривается в единстве всех вышеназванных компонентов.
В данной статье мы остановимся на анализе основных направлений формирования когнитивного компонента инклюзивной культуры дефектолога.
Анализ данных, полученных при изучении уровня сформированности когнитивного компонента инклюзивной культуры будущего дефектолога, показал, что прежде всего мотивы выбора профессии, знания об особенностях своей будущей профессии являются наиболее важными для дальнейшего профессионального становления. Как правило, обучающиеся младших курсов имеют идеализированные представления о своей профессии, не знают условий работы и не представляют специфику работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ответах обучающихся встречались ответы, которые отражали разные мотивы выбора их профессии: прагматические, инфантильные, педагогические [Калмыкова 2018].
С позиций ценностного подхода мы проанализировали в психолого-педагогической литературе взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов.
Так, например, Ю.М. Забродин отмечает нетождественность ценностных ориентаций и мотивов [Забродин 1989]. В исследовании В.А. Ядова отмечается неустойчивость мотивов, их ситуативность и невозможность однозначного их определения в качестве признаков ценностных ориентаций [Ядов 1979].
Таким образом, для нашего исследования является важным понимание того, что набор ценностных ориентаций, которые нам демонстрируют обучающиеся в результате проведения опросов, не всегда станет основой их профессиональной деятельности. И в то же время мотивы выбора профессии и сам вектор профессиональной деятельности могут поменяться под влиянием ряда условий.
Это обстоятельство дает основание для организации целенаправленной работы в области формирования готовности будущих дефектологов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и необходимости работы по целенаправленному формированию инклюзивной культуры дефектолога.
Как отмечает Н.М. Назарова, подготовка будущих дефектологов к инклюзивному образованию позволит минимизировать риски, которые могут возникнуть в процессе работы и привести к дискредитации идеи инклюзивного образования [Назарова 2014]
Калмыкова Е. А. Основные направления формирования когнитивного компонента
инклюзивной культуры будущих дефектологов
Формирование всех компонентов инклюзивной культуры должно начинаться с первых дней обучения на дефектологическом факультете, так как это благоприятный период для формирования профессиональных мотивов и установок. Образовательная организация должна создать такие условия для будущего дефектолога, чтобы он проникся идеями инклюзивного образования, осознал его концептуальную идею.
Организация работы по формированию когнитивного компонента инклюзивной культуры будущего дефектолога должна быть ориентирована на изменение его подходов в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, трансформацию его педагогического мышления с позиций инклюзивного образования, развитие гуманистической составляющей его профессионального становления.
Мы согласны с позицией В.В. Хитрюк, которая рассматривает педагогическую технологию формирования инклюзивной готовности будущих педагогов как метапредметную, компетентностную, содержательную.
При этом решение поставленной задачи предполагает разрешение ряда проблем, которые возникают в процессе работы.
Одна из проблем состоит в недостаточной, междисциплинарной составляющей подготовки будущего дефектолога (что впоследствии может привести к фрагментарности мышления дефектолога), низком уровне сформированности метазнаний и метаумений.
Также одной из таких проблем является преобладание когнитивной составляющей подготовки будущего дефектолога над компетентностной, традиционное использование репродуктивных методов и форм обучения, методов проверки и контроля учебных достижений [Хитрюк 2015].
Таким образом, мы считаем, что формирование когнитивного компонента инклюзивной культуры должно идти по следующим направлениям:
- формирование мотивационной готовности будущих дефектологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (формирование устойчивого интереса к выбранной профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию и успешному выполнению поставленных профессиональных задач, формирование иерархии ценностей в структуре их личности, развитие толерантности);
- формирование у обучающихся знаний о принципах инклюзивного образования, умения обосновывать свою профессиональную позицию с точки зрения ценностей инклюзивного образования и гуманистической парадигмы современного образования;
- формирование у обучающихся знаний об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике их психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования;
- формирование у обучающихся знаний о разнообразных психолого-педагогических технологиях и особенностях их использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ситуации инклюзивного образования.
Формирование когнитивного компонента инклюзивной культуры будущего дефектолога предполагает работу по всем обозначенным направлениям.
Одним из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, является включение материала, ориентированного на понимание ценностей инклюзивного образования, в такие учебные дисциплины направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, как «Философия», «Экономика», «Иностранный язык», «Социология», «Концепции современного естествознания».
Дисциплины, ориентированные на «профильность» дефектологического образования, должны быть наполнены инклюзивным содержанием.
Переход на новые образовательные стандарты в соответствии с профессиональными стандартами предполагает увеличение объема учебной и
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
производственной практики в учебных планах.
Мы глубоко убеждены в том, что именно в процессе учебной и производственной практики могут быть созданы условия, которые максимально приблизят будущих дефектологов к реальным условиям их профессиональной деятельности, что позволит обучающимся непосредственно соприкоснуться с ее ценностями, определить их гуманистическую составляющую, произвести переход во внутренний, личностный план.
Практическая деятельность обладает мощным потенциалом в развитии инклюзивной культуры будущего дефектолога и формировании мотивов их профессиональной деятельности. Здесь важно помнить, что практика не может рассматриваться только как средство закрепления и углубления теоретических знаний.
Для формирования когнитивного компонента инклюзивной культуры могут быть использованы разнообразные внеаудиторные формы учебной деятельности обучающихся (участие в тренингах, мастер-классах, студенческих олимпиадах, конкурсах проектов), выполнение работ в рамках научно-исследовательской деятельности (курсовых и дипломных работ).
В рамках нашего исследования мы считаем необходимым сделать акцент на использование в работе с обучающимися дефектологического факультета различных медиа-кейсов, которые представляют фрагменты художественных, документальных фильмов, затрагивающих разнообразные проблемы из жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья и их ближайшего социального окружения. Анализ фильмов позволяет формировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, способствует формированию профессионального мировоззрения, в основе которого должны быть ценности гуманизма, инклюзии, основанные на позициях толерантности и принимающего отношения.
Также достаточно результативным методом является решение разнообразных педагогических ситуаций. Решение подобных ситуаций требует от обучающихся привлечения знаний разных дисциплин, что способствует формированию метапредметных знаний и умений и способствует формированию педагогического мышления. Использование в работе такой метапредметной технологии формирования инклюзивной культуры будущего дефектолога, на наш взгляд, обеспечивает эффективность конечного результата, так как будущий дефектолог находится в ситуации постоянного включения в профессиональную деятельность.
Таким образом, резюмируя обозначенные в позиции, мы должны отметить, что формирование инклюзивной культуры дефектолога, в частности когнитивного компонента, представляет собой комплексный характер, предполагающий работу по всем направлениям с использованием разнообразных педагогических технологий в работе с обучающимися.
Библиографический список
Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100-108.
Калмыкова Е.А. Анализ сформированности компонентов инклюзивной культуры будущих дефектологов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2018. № 3(13). С. 15-19.
Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 612.
Калмыкова Е. А. Основные направления формирования когнитивного компонента
инклюзивной культуры будущих дефектологов
Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского гос. ун-та. 2012. № 1-1. С. 80-84.
Хитрюк В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов // Вестник Москов. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2015. № 1. С. 100-112.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: НПРО, 1979. 47 с.