Основные направления финансовой стабилизации российских корпоративных предприятий
Н.П. Веретенников Л.Г. Полищук
В статье изложены современные представления о финансовой стабилизации российских корпоративных предприятий в условиях местной конкурентной рыночной среды, где результатом их деятельности является прибыль - основной рычаг действительного управления экономикой. Представлены основные направления совершенствования финансовых отношений, обеспечивающих финансовую устойчивость и независимость предприятий.
Тhe article touches upon the financial stabilization of the Russian corporative enterprises in the local competitive market conditions, the key factor of economic management - profit - being the result of their activity. The author presents main directions of improving financial relations, which provide for financial stability and independence of enterprises.
IL
Н.П. Веретенников
в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.
Рыночная среда заставляет предприятие
1.ереход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность.
Рыночное предприятие - сложный механизм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает
Л.Г. Полищук
Веретенников Николай Павлович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, документове-дения и ДОУ Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан)
Полищук Лидия Григорьевна - доцент кафедры менеджмента, документоведения и ДОУ Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан)
работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Необходимо производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и организаций. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Прибыль является реальной базой налогообложения и, как правило, источником уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.
Как отмечено выше, целью любого предпринимательства является прибыль. Сегодня прибыль добывается «легким путем» -через систематическое увеличение цены за продаваемый товар. В соответствии с российской методикой в состав цены включаются все затраты предприятия по производству и реализации продукции, стоимость различного рода посредников, плюс
налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджеты всех уровней, и т.д. В конечном итоге, за все расплачивается рядовой покупатель.
Что в результате получает бизнес? Сегодня - желаемый размер прибыли, завтра - снижение спроса и накопление больших запасов не проданной готовой продукции, отказ покупателей (дебиторов) от оплаты уже полученной продукции из-за низкого спроса или его полного отсутствия. Следствие - неустойчивое финансовое состояние предприятия, отсутствие возможности обеспечивать свои платежные обязательства в полном объеме перед государством по налогам и сборам, перед работниками предприятия - по заработной плате, перед партнерами по бизнесу, банками и т.д. В конечном итоге, образуется целая цепочка взаимоувязанных неплатежей и нерешенных проблем.
Для улучшения обстановки предприятие, как правило, использует заемные (привлеченные) ресурсы в виде дорогого банковского кредита, снижая, тем самым, свою доходность за счет уплаты процентных ставок. Эта мера временная и, зачастую, для предприятия является неэффективной. С другой стороны, использование кредитов банка может быть при определенных условиях выгодным, так как позволяет достичь увеличения объемов производства прибыли и роста рентабельности без дополнительных вложений крайне дефицитного финансового ресурса - собственного капитала. Поэтому перед финансовым менеджером на современном предприятии стоят две достаточно противоречивые задачи: как привлечь заемный капитал и при этом не допустить критической потери финансовой независимости с одновременным увеличением рентабельности собственного капитала.
Механизм оценки влияния и использования кредитов как дополнительных источников построен на учете действия финансового рычага (ЭФР), отражающего принцип роста доходов собственного капитала над номинальной стоимостью привлеченных кредитов (процентных ставок) [2].
Рассмотрим пример. Одно из предприятий области из-за снижения спроса из года в год накапливало запасы непроданной готовой продукции в размерах до 20 миллионов рублей, составляющих 63 дня одно-
Таблица 1
Исходные данные для расчета эффекта финансового рычага
Показатель Условные Базовый Отчетный!
обозначения период период |
Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс. руб. 5547 4537 |
Проценты к уплате, тыс.руб. 1100 2195 |
Прибыль после уплаты процентов за кредит 4447 2342 ;
Налоги из прибыли, тыс.руб. 317 347 !
Уровень налогообложения, доли ед. Кн 0,07 0,15 !
Среднегодовая сумма активов, тыс.руб. 88450 98260|
Собственный капитал, тыс.руб. ск 74980 78600;
Заемный капитал, тыс.руб. зк 13470 19660=
Плечо финансового рычага (отношение зк 0,18 0,25 ;
заемного капитала к собственному) ск
Рентабельность совокупного капитала ВЕР 6,27 4,61
(отношение прибыли до уплаты налогов и
процентов к среднегодовой сумме активов)%
Средневзвешенная цена кредита '(отношение Цзкн 8,17 11,91 ;
суммы процентов к величине заемного капитала), %
Эффект финансового рычага ЭФР -0,31 -1,55
Показатель Условные Базовый Отчетный
обозначения период период
Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс.руб. 5547 4537
Проценты к уплате, тыс.руб. 1100 2195
Прибыль после уплаты процентов за кредит 4447 2342 '
Налоги из прибыли, тыс.руб. 317 347
Уровень налогообложения, доли ед. Кн 0,07 0,15 ;
Среднегодовая сумма активов, тыс.руб. 88450 98260
Собственный капитал, тыс.руб. СК 74980 78600
Заемный капитал, тыс.руб. зк 13470 Г 19660
Плечо финансового рычага (отношение зк 0,18 0,25 |
заемного капитала к собственному) ск
Рентабельность совокупного капитала ВЕР 6,27 4,61
(отношение прибыли до уплаты налогов и
процентов к среднегодовой сумме активов)%
Средневзвешенная цена кредита (отношение Цзкн 8,17 11,91;
суммы процентов к величине заемного капитала), %
Эффект финансового рычага ЭФР -0,31 -1,55 |
дневного размера реализованной продукции. Покрытие «замороженной» готовой продукции возмещалось за счет постоянного нахождения в хозяйственном обороте банковского кредита. Проведем несложные
расчеты с использованием формулы эффекта финансового рычага (ЭФР) и данных статистической отчетности предприятия.
ЭФР = (ВЕР-Цзк")х(\-Ки)хЖ,
СА
где ЭФР - эффекта финансового рычага,
%;
ВЕР - рентабельность совокупного капитала, %;
Цзкн - средневзвешенная номинальная цена заемных ресурсов, %;
Кн - уровень налогообложения, доли ед. плечо финансового рычага.
ЗК'
_---плечо финансового рычага.
С,К
Результат: ЭФР имеет отрицательное значение, в результате чего, происходит «проедание» собственного капитала, т.е. при увеличении суммы заемного капитала на 1%, размер собственного капитала снизится на 1,55%, или в полтора раза быстрее.
Следующая ситуация, которая часто возникает в реальной жизни коммерческого предприятия.
По различным причинам субъективного и объективного характера предприятие вынуждено снижать объемы производства,
условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат (коммерческие расходы, административно-хозяйственные) в структуре себестоимости продукции снижается и возникает «эффект дополнительной прибыли». Поясним на примере.
При снижении доли затрат во втором варианте против первого варианта экономический эффект отрицателен, в третьем против первого варианта - положительный.
Точку безубыточности определяют:
- в единицах - по формуле:шп ~-.штук;
Р-а
- в денежном выражении: В
тыс.руб.,
1 -Ъ'
где С} - количество единиц продукции 11650 ед.;
Р - цена единицы продукции - 4200
Таблица 2
Расчет экономического эффекта
Показатели 1 вариант 2 вариант 3 вариант
Постоянные расходы, условные единицы. 1000 1000 1000
Выпуск продукции, штук. 100 90 120 |
Доля постоянных расходов на одну условную единицу. 10 11 8
Экономический эффект (прибыль обратно пропорциональна затратам) - -1 11-10 +2 8-10 1
увольнять рабочих и, в конечном итоге, уйти из бизнеса. Но не следует торопиться, так как выход есть. Прежде всего, необходимо договориться со всеми кредиторами о реструктуризации долгов на время, необходимое для «передышки». Затем, используя рыночный показатель «критической точки» (точки безубыточности), определить возможность сохранения предприятия.
Точка безубыточности - это минимальный объем реализации, при котором полученная выручка от продажи продукции, товаров, услуг покрывает все издержки (переменные и постоянные), связанные с производством и реализацией продукции. При этом прибыль равна «О». Обосновать этот показатель можно процессом взаимовлияния и взаимозависимости между затратами, объемами производства и прибылью. При соблюдении всех прочих равных
рублей;
ВР - выручка от реализации продукции -4200 х 11650 = 48930 тыс. руб.;
Г - расходы постоянные на весь объем - 8620 тыс. руб.;
V - расходы переменные на весь объем 25630 тыс. руб.;
а - величина переменных затрат на единицу продукции - 25630/11650=2200 рублей;
(1 - доля переменных затрат в объеме выручки - 25630/48930 = 0,524.
Проведя несложные расчеты, подставляя предложенные значения в формулы, определим минимальный размер объема продаж:
- по количеству единиц: 8620/(4200-2200) = 4310 ед.;
- суммарно: 8620/(1-0,524) = 18109 тыс. руб.
Действующий объем выпуска - 48930
тыс. руб., т.е. запас финансовой прочности составит: 48930-18109 = 30821 тыс. руб.
Таким образом, предприятие может в критической ситуации снизить объемы производства и продаж до уровня 18109 тыс. руб. При этом, соответственно объему продаж, полностью возмещаются все затраты (переменные и постоянные), а прибыль равна нулю. Каждый наращенный рубль продаж будет приносить дополнительную прибыль. Увеличим базовый объем реализации (48930 тыс. руб.) на 5% (1,05), тогда предполагаемый объем реализации составит 51370 тыс. руб.(48930 х 1,05).
Переменные затраты (25630 тыс. руб.) также возрастут (соответственно росту объема реализации) и составят 26910 тыс. руб. (25630 х1)05).
Постоянные затраты останутся неизменными - 8620. Прибыль составит 15840 тыс. руб. (51370 - 26910 - 8620) или с ростом на 7,9% против базового уровня (14610 тыс. руб.).
По данным этого примера расчетов можно увидеть, что при росте объема реализации на 5% прибыль увеличивается на 7,9%, т.е. каждый дополнительный рубль продаж продукции «приносит» дополнительные прибыли в размере 2,9 коп.
Таким образом, появляется возможность сохранить предприятие на определенном (критическом) уровне, получая возможность расшить узкие места и найти оптимальные варианты решений.
Сегодня современному хозяйствующему субъекту очень важно иметь финансовую устойчивость - такое состояние финансовых ресурсов, при котором, свободно маневрируя денежными средствами, путем эффективного их использования, можно обеспечить непрерывный процесс производства и реализацию продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Одним из методов обеспечения финансовой устойчивости и независимости служит правильно выбранная форма расчетов с потребителями (получателями) продукции.
Банки проводят серьезную работу по внедрению новых технологий, ускоряющих расчеты и осуществляя их в течение одного двух дней. Нарушения правил проведения расчетов, в основном, допускаются по внутренним причинам предприятия: из-за низкого уровня дисциплины и ответствен-
ности конкретного специалиста относительно выполнения своих должностных обязанностей, а также неправильного выбора используемых форм расчетов.
Большинство российских предприятий имеют критическое финансовое состояние, не способны своевременно выплачивать заработную плату работникам, платежи в бюджет и социальные внебюджетные фонды. Продолжают уплачивать штрафные санкции в крупных размерах за нарушение платежных обязательств. Все это говорит о недобросовестной работе менеджеров по сбыту и финансовой службы. Первые, получив железнодорожные квитанции за отгруженную продукцию, накапливают их и сдают в финансовый отдел для последующего оформления через пять - семь дней после отгрузки; вторые - готовившие документы в банк, так же не проявляют особого усердия и могут задержать оформление на два - три дня. Срок документооборота замедляется до десяти дней, что приводит к недостатку денежных ресурсов и необходимости изыскания дополнительных источников [1].
Кроме того, анализ финансово-экономических показателей деятельности многих российских предприятий позволяет выделить ряд проблем, учитывая которые, в дальнейшем можно разработать мероприятия по финансовой стабилизации этих предприятий:
- низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее;
- недозагрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;
- избыток ресурсов (имущества, численности работников);
- высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;
- необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемые предприятиям - ненадежным плательщикам;
- низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т. п.);
- наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы.
1. Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
- реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции; формирование «узнаваемости» продукции;
- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договоры, договоры с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);
- разработка новых конкурентоспособных видов продукции;
- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);
- финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;
- формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. п.).
2. Мероприятия в сфере производства:
- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;
- сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);
- определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;
- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за
брак и т. д.
3. Мероприятия в сфере управления издержками:
- поиск более дешевых ресурсов, в т. ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях;
- совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
- экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);
- консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижение затрат по его содержанию;
- снижение непроизводственных издержек, в первую очередь по содержанию объектов социальной сферы.
4. Мероприятия по управлению оборотным капиталом:
- ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
- «расчистка» баланса (реализация, списание);
- разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
- контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.
5. Мероприятия по управлению запасами:
- расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
- экономия издержек по хранению, в первую очередь по статьям, имеющим наибольший удельный вес;
- концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость;
- разработка мер по обеспечению сохран-
ности запасов и избежанию их порчи и ущерба.
6. Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:
- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- оценка возможности факторинга - продажи (переуступки) дебиторской задолженности.
7. Мероприятия по управлению кредиторской задолженностью:
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
- мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей;
- индивидуальный подход к различным кредиторам;
- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
- контроль исполнения бюджетов.
8. Мероприятия по совершенствованию финансового управления:
- постановка системы управленческого учета (хотя бы в усеченном виде). Учет зат-
рат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникновения (подразделения предприятия);
- формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);
- внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;
- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.
Результатом применения данных направлений финансовой стабилизации будет являться повышение эффективности деятельности предприятия и разрешение его финансовых проблем.
Литература и источники:
1. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова.- М.: Закон и право, 2005.
2. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - М.: ДИС, 2005.
3. Бандурин В.В. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики / В.В. Бандурин, В.Е. Ларицкий. - М.: Наука и экономика, 2006.
4. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Уткин, Э.А. Финансовое управление / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2007.