Научная статья на тему 'Основные направления финансовой стабилизации корпоративных предприятий'

Основные направления финансовой стабилизации корпоративных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенников Николай Павлович, Полищук Лидия Григорьевна

В статье изложены современные представления о финансовой стабилизации российских корпоративных предприятий в условиях местной конкурентной рыночной среды, где результатом их деятельности является прибыль основной рычаг действительного управления экономикой. Представлены основные направления совершенствования финансовых отношений, обеспечивающих финансовую устойчивость и независимость предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of financial stabilization of the Russian corporative enterprises

The article touches upon the financial stabilization of the Russian corporative enterprises in the local competitive market conditions, the key factor of economic management profit being the result of their activity. The author presents main directions of improving financial relations, which provide for financial stability and independence of enterprises.

Текст научной работы на тему «Основные направления финансовой стабилизации корпоративных предприятий»

Основные направления финансовой стабилизации российских корпоративных предприятий

Н.П. Веретенников Л.Г. Полищук

В статье изложены современные представления о финансовой стабилизации российских корпоративных предприятий в условиях местной конкурентной рыночной среды, где результатом их деятельности является прибыль - основной рычаг действительного управления экономикой. Представлены основные направления совершенствования финансовых отношений, обеспечивающих финансовую устойчивость и независимость предприятий.

Тhe article touches upon the financial stabilization of the Russian corporative enterprises in the local competitive market conditions, the key factor of economic management - profit - being the result of their activity. The author presents main directions of improving financial relations, which provide for financial stability and independence of enterprises.

IL

Н.П. Веретенников

в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Рыночная среда заставляет предприятие

1.ереход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность.

Рыночное предприятие - сложный механизм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает

Л.Г. Полищук

Веретенников Николай Павлович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, документове-дения и ДОУ Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан)

Полищук Лидия Григорьевна - доцент кафедры менеджмента, документоведения и ДОУ Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан)

работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Необходимо производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и организаций. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Прибыль является реальной базой налогообложения и, как правило, источником уплаты налогов. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их использования.

Как отмечено выше, целью любого предпринимательства является прибыль. Сегодня прибыль добывается «легким путем» -через систематическое увеличение цены за продаваемый товар. В соответствии с российской методикой в состав цены включаются все затраты предприятия по производству и реализации продукции, стоимость различного рода посредников, плюс

налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджеты всех уровней, и т.д. В конечном итоге, за все расплачивается рядовой покупатель.

Что в результате получает бизнес? Сегодня - желаемый размер прибыли, завтра - снижение спроса и накопление больших запасов не проданной готовой продукции, отказ покупателей (дебиторов) от оплаты уже полученной продукции из-за низкого спроса или его полного отсутствия. Следствие - неустойчивое финансовое состояние предприятия, отсутствие возможности обеспечивать свои платежные обязательства в полном объеме перед государством по налогам и сборам, перед работниками предприятия - по заработной плате, перед партнерами по бизнесу, банками и т.д. В конечном итоге, образуется целая цепочка взаимоувязанных неплатежей и нерешенных проблем.

Для улучшения обстановки предприятие, как правило, использует заемные (привлеченные) ресурсы в виде дорогого банковского кредита, снижая, тем самым, свою доходность за счет уплаты процентных ставок. Эта мера временная и, зачастую, для предприятия является неэффективной. С другой стороны, использование кредитов банка может быть при определенных условиях выгодным, так как позволяет достичь увеличения объемов производства прибыли и роста рентабельности без дополнительных вложений крайне дефицитного финансового ресурса - собственного капитала. Поэтому перед финансовым менеджером на современном предприятии стоят две достаточно противоречивые задачи: как привлечь заемный капитал и при этом не допустить критической потери финансовой независимости с одновременным увеличением рентабельности собственного капитала.

Механизм оценки влияния и использования кредитов как дополнительных источников построен на учете действия финансового рычага (ЭФР), отражающего принцип роста доходов собственного капитала над номинальной стоимостью привлеченных кредитов (процентных ставок) [2].

Рассмотрим пример. Одно из предприятий области из-за снижения спроса из года в год накапливало запасы непроданной готовой продукции в размерах до 20 миллионов рублей, составляющих 63 дня одно-

Таблица 1

Исходные данные для расчета эффекта финансового рычага

Показатель Условные Базовый Отчетный!

обозначения период период |

Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс. руб. 5547 4537 |

Проценты к уплате, тыс.руб. 1100 2195 |

Прибыль после уплаты процентов за кредит 4447 2342 ;

Налоги из прибыли, тыс.руб. 317 347 !

Уровень налогообложения, доли ед. Кн 0,07 0,15 !

Среднегодовая сумма активов, тыс.руб. 88450 98260|

Собственный капитал, тыс.руб. ск 74980 78600;

Заемный капитал, тыс.руб. зк 13470 19660=

Плечо финансового рычага (отношение зк 0,18 0,25 ;

заемного капитала к собственному) ск

Рентабельность совокупного капитала ВЕР 6,27 4,61

(отношение прибыли до уплаты налогов и

процентов к среднегодовой сумме активов)%

Средневзвешенная цена кредита '(отношение Цзкн 8,17 11,91 ;

суммы процентов к величине заемного капитала), %

Эффект финансового рычага ЭФР -0,31 -1,55

Показатель Условные Базовый Отчетный

обозначения период период

Прибыль до уплаты налогов и процентов, тыс.руб. 5547 4537

Проценты к уплате, тыс.руб. 1100 2195

Прибыль после уплаты процентов за кредит 4447 2342 '

Налоги из прибыли, тыс.руб. 317 347

Уровень налогообложения, доли ед. Кн 0,07 0,15 ;

Среднегодовая сумма активов, тыс.руб. 88450 98260

Собственный капитал, тыс.руб. СК 74980 78600

Заемный капитал, тыс.руб. зк 13470 Г 19660

Плечо финансового рычага (отношение зк 0,18 0,25 |

заемного капитала к собственному) ск

Рентабельность совокупного капитала ВЕР 6,27 4,61

(отношение прибыли до уплаты налогов и

процентов к среднегодовой сумме активов)%

Средневзвешенная цена кредита (отношение Цзкн 8,17 11,91;

суммы процентов к величине заемного капитала), %

Эффект финансового рычага ЭФР -0,31 -1,55 |

дневного размера реализованной продукции. Покрытие «замороженной» готовой продукции возмещалось за счет постоянного нахождения в хозяйственном обороте банковского кредита. Проведем несложные

расчеты с использованием формулы эффекта финансового рычага (ЭФР) и данных статистической отчетности предприятия.

ЭФР = (ВЕР-Цзк")х(\-Ки)хЖ,

СА

где ЭФР - эффекта финансового рычага,

%;

ВЕР - рентабельность совокупного капитала, %;

Цзкн - средневзвешенная номинальная цена заемных ресурсов, %;

Кн - уровень налогообложения, доли ед. плечо финансового рычага.

ЗК'

_---плечо финансового рычага.

С,К

Результат: ЭФР имеет отрицательное значение, в результате чего, происходит «проедание» собственного капитала, т.е. при увеличении суммы заемного капитала на 1%, размер собственного капитала снизится на 1,55%, или в полтора раза быстрее.

Следующая ситуация, которая часто возникает в реальной жизни коммерческого предприятия.

По различным причинам субъективного и объективного характера предприятие вынуждено снижать объемы производства,

условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат (коммерческие расходы, административно-хозяйственные) в структуре себестоимости продукции снижается и возникает «эффект дополнительной прибыли». Поясним на примере.

При снижении доли затрат во втором варианте против первого варианта экономический эффект отрицателен, в третьем против первого варианта - положительный.

Точку безубыточности определяют:

- в единицах - по формуле:шп ~-.штук;

Р-а

- в денежном выражении: В

тыс.руб.,

1 -Ъ'

где С} - количество единиц продукции 11650 ед.;

Р - цена единицы продукции - 4200

Таблица 2

Расчет экономического эффекта

Показатели 1 вариант 2 вариант 3 вариант

Постоянные расходы, условные единицы. 1000 1000 1000

Выпуск продукции, штук. 100 90 120 |

Доля постоянных расходов на одну условную единицу. 10 11 8

Экономический эффект (прибыль обратно пропорциональна затратам) - -1 11-10 +2 8-10 1

увольнять рабочих и, в конечном итоге, уйти из бизнеса. Но не следует торопиться, так как выход есть. Прежде всего, необходимо договориться со всеми кредиторами о реструктуризации долгов на время, необходимое для «передышки». Затем, используя рыночный показатель «критической точки» (точки безубыточности), определить возможность сохранения предприятия.

Точка безубыточности - это минимальный объем реализации, при котором полученная выручка от продажи продукции, товаров, услуг покрывает все издержки (переменные и постоянные), связанные с производством и реализацией продукции. При этом прибыль равна «О». Обосновать этот показатель можно процессом взаимовлияния и взаимозависимости между затратами, объемами производства и прибылью. При соблюдении всех прочих равных

рублей;

ВР - выручка от реализации продукции -4200 х 11650 = 48930 тыс. руб.;

Г - расходы постоянные на весь объем - 8620 тыс. руб.;

V - расходы переменные на весь объем 25630 тыс. руб.;

а - величина переменных затрат на единицу продукции - 25630/11650=2200 рублей;

(1 - доля переменных затрат в объеме выручки - 25630/48930 = 0,524.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведя несложные расчеты, подставляя предложенные значения в формулы, определим минимальный размер объема продаж:

- по количеству единиц: 8620/(4200-2200) = 4310 ед.;

- суммарно: 8620/(1-0,524) = 18109 тыс. руб.

Действующий объем выпуска - 48930

тыс. руб., т.е. запас финансовой прочности составит: 48930-18109 = 30821 тыс. руб.

Таким образом, предприятие может в критической ситуации снизить объемы производства и продаж до уровня 18109 тыс. руб. При этом, соответственно объему продаж, полностью возмещаются все затраты (переменные и постоянные), а прибыль равна нулю. Каждый наращенный рубль продаж будет приносить дополнительную прибыль. Увеличим базовый объем реализации (48930 тыс. руб.) на 5% (1,05), тогда предполагаемый объем реализации составит 51370 тыс. руб.(48930 х 1,05).

Переменные затраты (25630 тыс. руб.) также возрастут (соответственно росту объема реализации) и составят 26910 тыс. руб. (25630 х1)05).

Постоянные затраты останутся неизменными - 8620. Прибыль составит 15840 тыс. руб. (51370 - 26910 - 8620) или с ростом на 7,9% против базового уровня (14610 тыс. руб.).

По данным этого примера расчетов можно увидеть, что при росте объема реализации на 5% прибыль увеличивается на 7,9%, т.е. каждый дополнительный рубль продаж продукции «приносит» дополнительные прибыли в размере 2,9 коп.

Таким образом, появляется возможность сохранить предприятие на определенном (критическом) уровне, получая возможность расшить узкие места и найти оптимальные варианты решений.

Сегодня современному хозяйствующему субъекту очень важно иметь финансовую устойчивость - такое состояние финансовых ресурсов, при котором, свободно маневрируя денежными средствами, путем эффективного их использования, можно обеспечить непрерывный процесс производства и реализацию продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Одним из методов обеспечения финансовой устойчивости и независимости служит правильно выбранная форма расчетов с потребителями (получателями) продукции.

Банки проводят серьезную работу по внедрению новых технологий, ускоряющих расчеты и осуществляя их в течение одного двух дней. Нарушения правил проведения расчетов, в основном, допускаются по внутренним причинам предприятия: из-за низкого уровня дисциплины и ответствен-

ности конкретного специалиста относительно выполнения своих должностных обязанностей, а также неправильного выбора используемых форм расчетов.

Большинство российских предприятий имеют критическое финансовое состояние, не способны своевременно выплачивать заработную плату работникам, платежи в бюджет и социальные внебюджетные фонды. Продолжают уплачивать штрафные санкции в крупных размерах за нарушение платежных обязательств. Все это говорит о недобросовестной работе менеджеров по сбыту и финансовой службы. Первые, получив железнодорожные квитанции за отгруженную продукцию, накапливают их и сдают в финансовый отдел для последующего оформления через пять - семь дней после отгрузки; вторые - готовившие документы в банк, так же не проявляют особого усердия и могут задержать оформление на два - три дня. Срок документооборота замедляется до десяти дней, что приводит к недостатку денежных ресурсов и необходимости изыскания дополнительных источников [1].

Кроме того, анализ финансово-экономических показателей деятельности многих российских предприятий позволяет выделить ряд проблем, учитывая которые, в дальнейшем можно разработать мероприятия по финансовой стабилизации этих предприятий:

- низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее;

- недозагрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;

- избыток ресурсов (имущества, численности работников);

- высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;

- необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемые предприятиям - ненадежным плательщикам;

- низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т. п.);

- наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы.

1. Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:

- поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически близких видов продукции, на которых существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;

- реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции; формирование «узнаваемости» продукции;

- формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договоры, договоры с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);

- разработка новых конкурентоспособных видов продукции;

- повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);

- финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;

- формирование системы послепродажного обслуживания продукции;

- разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т. п.).

2. Мероприятия в сфере производства:

- ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;

- сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);

- определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;

- укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за

брак и т. д.

3. Мероприятия в сфере управления издержками:

- поиск более дешевых ресурсов, в т. ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях;

- совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;

- экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);

- консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижение затрат по его содержанию;

- снижение непроизводственных издержек, в первую очередь по содержанию объектов социальной сферы.

4. Мероприятия по управлению оборотным капиталом:

- ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;

- «расчистка» баланса (реализация, списание);

- разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;

- контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.

5. Мероприятия по управлению запасами:

- расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;

- экономия издержек по хранению, в первую очередь по статьям, имеющим наибольший удельный вес;

- концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость;

- разработка мер по обеспечению сохран-

ности запасов и избежанию их порчи и ущерба.

6. Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:

- оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;

- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

- систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

- уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

- использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;

- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

- оценка возможности факторинга - продажи (переуступки) дебиторской задолженности.

7. Мероприятия по управлению кредиторской задолженностью:

- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;

- мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей;

- индивидуальный подход к различным кредиторам;

- составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;

- контроль исполнения бюджетов.

8. Мероприятия по совершенствованию финансового управления:

- постановка системы управленческого учета (хотя бы в усеченном виде). Учет зат-

рат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникновения (подразделения предприятия);

- формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);

- внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;

- введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;

- контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;

- разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.

Результатом применения данных направлений финансовой стабилизации будет являться повышение эффективности деятельности предприятия и разрешение его финансовых проблем.

Литература и источники:

1. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова.- М.: Закон и право, 2005.

2. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - М.: ДИС, 2005.

3. Бандурин В.В. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики / В.В. Бандурин, В.Е. Ларицкий. - М.: Наука и экономика, 2006.

4. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Уткин, Э.А. Финансовое управление / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.