УДК 336
Воробьева Е.И.,
д.э.н, профессор, ТНУ имени В.И. Вернадского
Османова Э.У.,
магистрант, ТНУ имени В.И. Вернадского
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В статье проанализировано значение банковского кредитования как важного механизма перераспределения капиталов и выравнивания нормы прибыли. Рассмотрены цели и инструменты денежно-кредитной политики Национального банка Украины. Раскрыты общие методы влияния денежно-кредитной политики Национального банка Украины на кредитную политику коммерческих банков. Изучены основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Украины относительно кредитной политики коммерческих банков.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, банковский кредит, политика учетной ставки, операции на открытом рынке, обязательные резервы.
ВВЕДЕНИЕ
Кредитные отношения являются важным элементом экономического развития государства, который обеспечивает трансформирование денежного капитала в кредитный и выражает отношения между кредитором и заемщиками. Свободные денежные средства, то есть кредитный капитал может быть использован для вложения в любую отрасль производства. Из отраслей с низкой нормой прибыли капиталы высвобождаются в денежной форме, накапливаются в банках, а затем в форме кредитов направляются главным образом в отрасли с высокой нормой прибыли. Таким образом, кредит представляет собой необходимый механизм перераспределения капиталов и выравнивания нормы прибыли. Банки выполняют функцию мобилизации временно свободных средств и предоставления их в распоряжение предприятий. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Достижению эффективных результатов применения кредитных отношений способствует последовательное осуществление государственной денежно-кредитной политики. Такая политика в современных условиях состоит в проведении мер по регулированию объема кредитных и денежных операций. Актуальной является необходимость разработки и внедрения эффективных механизмов для управления ликвидностью банковской системы, повышения ее деловой активности на кредитном рынке.
Значительное внимание в научной литературе уделяется теоретическим и практическим проблемам денежно-кредитной политики в целом, важным остается поиск путей стабилизации экономической ситуации в послекризисный период. Результаты этих исследований нашли свое отражение в трудах Алексеева И.В., Колисника М.К., Люзняк М.Е., Михайловской И.М., Ларионовой К.Л., Уман-цева Ю.М., Миняйло О.И., но отдельно кредитный рынок как объект влияния денежно-кредитной политики центрального банка остается недостаточно изученным [2].
Целью статьи является детальное изучение основных направлений денежно-кредитной политики Национального банка Украины относительно кредитной политики коммерческих банков.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основной целью денежно-кредитной политики является достижение общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении предложения денег с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Во время экономического спада кредитно-денежная политика состоит в увеличении денежного предложения для стимулирования расходов, а во время инфляции, наоборот, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Следовательно, денежно-кредитное регулирование имеет антиинфляционное направление и является выражением монетарной политики.
Усиление контроля государства над денежной и кредитной системами определяется тем, что ему является подконтрольным центральный банк страны, который обладает монопольным правом эмиссии денег и регулирования их количества. Тем самым обеспечивается возможность использования кредитно-денежной системы для воздействия на банковские операции как предпринимателей, так и всего населения.
90
Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы и уровня банковского процента (рис. 1). Первое обеспечивается так называемыми операциями на открытом рынке и резервной нормой покрытия коммерческих банков, второе — учетной процентной ставке. Впрочем, и через уровень банковского процента регулируется денежная масса. Операции на открытом рынке позволяют регулировать денежную эмиссию, прежде наличных средств. Под операциями на открытом рынке предполагается покупка и продажа государственных облигаций на открытом рынке.
Рис. 1. Основные инструменты денежно-кредитной ПОЛИТИКИ государства (Составлено авторами на основании [4])
К общим методам влияния денежно-кредитной политики Национального банка на кредитную политику коммерческих банков принадлежат:
1) политика учетной ставки;
2) операции на открытом рынке;
3) изменение норм обязательных резервов.
Политика учетной ставки является важной составляющей денежно — кредитного регулирования, которая заключается в изменениях процента по займам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам, отражается на кредитном потенциале последних. Если НБУ проводит политику сдерживания или сокращения массы денег в обращении, он повышает процентные ставки, уменьшает спрос на кредитные деньги. Сокращение спроса приводит к сокращению предложения. Неиспользованные для кредитования деньги вкладываются в другие активы (ценные бумаги государства, местных органов власти или оседают на депозитах коммерческих банков в НБУ, как следствие — происходит уменьшение денег в обращении. В случае противоположной политики, направленной на увеличение денег в обращении, НБУ снижает уровень процентных ставок по своим активным операциям, стимулирует спрос на ссуды, а следовательно, и кредитную деятельность коммерческих банков. Они вынуждены превращать свои вторичные резервы (средства , вложенные в ценные бумаги или размещены на депозитах НБУ) на первичные, вследствие этого увеличиваются остатки денег на их корреспондентских счетах.
В наиболее общем рассмотрении действие механизма регулирования центральным банком учетной ставки и ее влияние на экономику выглядит следующим образом. В случае проведения рестрикционной денежно-кредитной политики центральный банк имеет целью подорожание процесса рефинансирования кредитных учреждений, а потому поднимает учетную ставку. Это затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит уже самими коммерческими банками. В результате сокращаются кредитные вложения в экономику, поскольку снижается спрос хозяйствующих субъектов на дорогие банковские займы, а затем ограничиваются и инфляционные тенденции. По экспансивной политике цель центрального банка состоит в расширении возможностей коммерческих банков по рефинансированию, в связи с чем уровень официальной учетной ставки снижается, поскольку банковские учреждения могут получить в свое распоряжение больше ресурсов. Эта направленность денежно-кредитной политики способствует росту объемов кре-
91
дитных операций коммерческих банков, отвечает задаче оживления деловой активности в стране и стимулирования экономического роста [3].
Важным инструментом реализации денежно-кредитной политики, который может применяться в рыночных условиях хозяйствования, являются операции с ценными бумагами на открытом рынке, которые заключаются в изменениях объемов покупки и продажи НБУ ценных бумаг: казначейских обязательств (депозитных сертификатов), других ценных бумаг.
В условиях, когда нужно стабилизировать или уменьшить массу денег в обращении, сдержать рост платежеспособного спроса, снизить инфляцию, НБУ продает ценные бумаги коммерческим банкам. У последних уменьшаются первичные резервы (средства на корсчетах в НБУ), а вследствие этого сокращается общий объем денежной массы. НБУ может продавать ценные бумаги и другим субъектам (предприятиям, населению) через систему фондового рынка. В этом случае в коммерческих банках уменьшаются их первичные резервы, потому что сокращаются остатки денег на счетах их клиентов. Если же нужно увеличить денежную массу, НБУ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, предприятий, населения. Вследствие такой операции у указанных субъектов увеличиваются остатки денег, в том числе и на их счетах в банках, и, соответственно, растет объем денег в обращении. Таким образом, покупка НБУ ценных бумаг означает эмиссию денег, снижающую их стоимость у коммерческих банков, а продажа — изъятие их из обращения и удорожание кредитов коммерческих банков.
Операции с ценными бумагами на открытом рынке считаются самым гибким инструментом денежно-кредитной политики и поэтому активно может применяться в регулятивной деятельности НБУ. Эти операции можно использовать довольно часто, а если допущена ошибка, ее легко исправить, осуществив операцию противоположного направления. Как правило, основным объектом операций центральных банков на открытом рынке в развитых странах выступают наиболее надежные ценные бумаги — долговые обязательства государства. Когда центральный банк покупает ценные бумаги, находящиеся во владении коммерческих банков, он осуществляет таким образом дополнительную денежную эмиссию. При этом, в связи с ростом резервов, увеличивается кредитный потенциал коммерческих банков.
Обязательные резервы — это часть (норма в процентах) банковских депозитов и прочих пассивов, полученных банком из других источников, которая, согласно действующему законодательству или установленная нормативными актами, должна храниться в форме кассовой наличности коммерческих банков и их депозитов в центральном банке. Изменяя нормы обязательных резервов, центральный банк непосредственно влияет на предложение денег и стоимость банковского кредита [1]. Необходимость проведения такой политики заключается в том, что между размером резервов и банковскими операциями прослеживается соответствующий взаимосвязь, которая может повлиять на деятельность коммерческих банков, особенно на денежно-кредитную политику. Это наиболее жесткий инструмент денежно — кредитного регулирования. Применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в системе.
Сейчас политика обязательных резервов имеет двойное назначение:
1) обеспечить постоянный уровень ликвидности коммерческих банков. Изменением размеров обязательных резервов центральный банк может блокировать или изменять значительную долю ликвидных средств коммерческих банков и таким образом влиять на их деятельность;
2) используется как инструмент центрального банка для регулирования денежной массы. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает кредитный потенциал банков и массу денег в обороте, уменьшение этой нормы, наоборот, высвобождает дополнительные ресурсы, способствует расширению активных операций банков и увеличению массы денег в обороте.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод о значительном влияния денежно-кредитной политики Национального банка Украины на функционирование всей кредитной системы страны. Существенное влияние на регулирование кредитной системы оказывают такие инструменты денежно-кредитной политики, как регулирование денежной массы и уровня банковского процента, посредством осуществления операций на открытом рынке, установление норм обязательных резервов и политики учетной ставки. Национальный банк, устанавливая размеры обязательных резервов, регулирует депозитные операции коммерческих банков; определяет условия и объемы проведения операций на открытом рынке; устанавливает размеры ставок по кредитам, предоставленным коммерческим банкам путем воздействия на учетную ставку. Нормы резервных требований оказывают влияние на кредитную политику коммерческих банков, поскольку банки формируют
92
свои депозитные и кредитные портфели с учетом норм отчислений, установленных НБУ. Операции Центрального банка на открытом рынке определяют объем кредитных ресурсов, предоставляемых хозяйству коммерческими банками. Поскольку учетная ставка — это плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков государственных ценных бумаг, учете векселей (до наступления срока оплаты по ним), она служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам [4]. Устанавливаемая Национальным банком Украины ставка платы за ресурсы (учетная ставка) наряду с нормой обязательных резервов и условиями осуществления операций на открытом рынке позволяет регулировать стоимость привлеченных и размещенных кредитных ресурсов коммерческих банков.
Государственное регулирование кредитной системы представляет собой сложный и достаточно противоречивый механизм, требующий взвешенного и обоснованного применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев 1.В. Грошi та кредит: Навчальний посiбник / 1.В. Алексеев, М.К. Колюник. — К.: Знання, 2009. — 253 с.
2. Люзняк М.Е. 1нструменти грошово-кредитно! пол^ики НБУ та !х вплив на депозитний i кредитний ринки / М.Е. Люзняк, О.М. Бартош // Електронне наукове фахове видання «Ефективна економша». — 2011. — №12.
3. Михайловська 1.М. Грошi та кредит: Навчальний поабник/ 1.М. Михайловська, К.Л. Ларю-нова. — Львiв: Новий Свiт-2000, 2006. — 431 с.
4. Уманщв Ю.М. Механiзм економiчноl полiтики: Навчальний пошбник / Ю.М. Уманцiв, О.1. Мiняйло. — Iвано-Франкiвськ: Мiсто НВ, 2010. — 436 с.
Стаття надшшла до редакцп 15 мчня 2014 року
93