В практическом плане уточнение таких вопросов как: определение срока давности привлечения к административной ответственности; сроки рассмотрения административных правонарушений; срок действия административных наказаний; определение момента окончания противоправного действия; порядок и объём возмещения вреда, причиняемого гражданину незаконными действиями должностных лиц [7]; полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в вопросах правоприменительной деятельности чрезвычайного законодательства -всё это будет способствовать процессу дальнейшего повышения уровня законности.
Не до конца решенными остаются и проблемы с определением круга и полномочий субъектов правоприменения. Запрет на конституционном уровне от создания специальных судов влечет за собой необходимость расширения в исследуемых условиях подсудности ныне действующих судов.
По мнению автора, требуется соответствующее разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации по процессу реализации отдельных положений гл. ХХ КоАП Российской Федерации. Многочисленные постатейные комментарии КоАП Российской Федерации, выходящие под редакцией различных авторов, содержат одинаковые подходы и не могут претендовать на полноту и завершенность (а значит и качество) толкования трактуемых составов правонарушений.
Изложенное выше позволяет следующим образом сформулировать определение понятию «Административный процесс по реализации положений чрезвычайного законодательства».
Административный процесс по реализации положений чрезвычайного законодательства представляет собой осуществляемую в условиях установленных особых правовых режимов и носящую системный характер деятельность органов исполнительной и судебной (в меньшей степени) власти всех управленческих уровней, а также специально создаваемых государственных структур в строго установленных законодательством рамках с целью обеспечения защиты интересов личности, общества и государства.
В ходе правоприменительной деятельности часто возникает потребность в толковании норм права с использованием различных приемов, видов и способов. Сам факт того, что большинство процессуальных норм чрезвычайного законодательства являются отсылочными или бланкетными - предполагает необходимость их толкования. При толковании по объёму в теории права существует устоявшаяся точка зрения о том, что исключительные законы подлежат только ограничительному толкованию.
1. КоАП Российской Федерации формулирует это следующим образом: «совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах» (ст. 4.3, п. 5).
2. См., например: Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Изд-во юридического института, 2002. - С. 10.
3. См.: ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31 октября 2002 г. № 133-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 5 нояб.
4. Герасимов С. Нельзя воровать у олигархов // Российская газета. - 2002. - 29 авг.
5. Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство России: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. - С. 178.
6. Попов Л.Л., Шергин А.П. Исследование эффективности административно-правовых санкций за нарушения общественного порядка // Советское государство и право. - 1974. -№ 8. - С. 18-24.
7. Применительно к обычным условиям Конституционный Суд Российской Федерации определил, что вред, причиненный гражданину, подлежит возмещению за счет казны в полном объёме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры не только в прямо перечисленных в п. 1 ст. 1070 ГК Российской Федерации случаях, но и «в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого». См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданки Аликиной Татьяны Николаевны на нарушение её конституционных прав п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации № 440-0 от 4 декабря 2003 г. // Российская газета. - 2004. - 17 февр.
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 85-90. © Т.В. Шершень, 2008
УДК 347.6
ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Т.В. ШЕРШЕНЬ
Исследуются принципы семейного права Российской Федерации. Рассматриваются различные теоретические подходы к выделению принципов семейного права, анализируются их содержание и значение для правоприменительной практики.
Основные начала семейного законодательства или принципы семейного права представляют собой фундаментальные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование семейных отношений.
Принципы правового регулирования семейных отношений выступают фундаментом семейно-правовых норм: их учет обязателен при уяснении содержания и при толковании семейно-правовых норм, а также в процессе применения к семейным отношениям гражданского и семейного законодательства и решения вопроса о допустимости применения принципов гражданского права к семейным отношениям по аналогии.
В случае отсутствия нормы гражданского или семейного права, регулирующей сходные отношения права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного и гражданского права, а также принципов гуманности, разумности и справедливости (ст. 5 СК РФ). Принципы семейного права имеют определяющее значение для уяснения сущности действующих семейно-правовых норм и их совершенствования.
К выявлению системы принципов семейного права и анализу их содержания обращались и обращаются многие ученые как в советский период развития семейного права [1] , так и в настоящее время [2].
Современное семейное законодательство России представляет собой результат развития русского и советского семейного права. Именно поэтому введение в кодифицированный акт специальной нормы об основных началах семейного законодательства, несо-
мненно, имеет важное теоретическое и практическое значение.
Вместе с тем, закрепление основных начал в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации [3] лишено необходимой четкости, что приводит к отсутствию единства в определении принципов семейного права. И, как следствие этого - выводы отдельных ученых о закреплении в ст. 1 СК РФ наряду с принципами (п. 2, 3) целей правового регулирования семейных отношений (п. 1), к числу которых относят:
- укрепление семьи;
- построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
- обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав [4].
Даже в ведущих учебниках по семейному праву не наблюдается единства подходов к выделению принципов и определению их количества [5]. Так, профессор Л.М. Пчелин-цева выделяет шесть принципов семейного права, доцент С.А. Муратова - восемь, профессор Б.М. Гонгало - десять [6].
По мнению Л.М. Пчелинцевой к основным началам (принципам) семейного права ст. 1 СК РФ относит:
1. Принцип признания брака, заключенного только в органах загса.
2. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.
3. Принцип равенства прав супругов в семье.
4. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов.
6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи [7].
С.А. Муратова дополняет этот перечень ещё двумя принципами: единобрачия (моногамии) и свободы расторжения брака под контролем государства [8].
Среди основных начал семейного законодательства Б.М. Гонгало называет:
1) необходимость укрепления семьи;
2) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
3) обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;
4) обеспечение возможности судебной защиты семейных прав;
5) добровольность брачного союза мужчины и женщины;
6) признание только гражданского светского брака;
7) равенство прав супругов в семье;
8) приоритет семейного воспитания детей;
9) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
10) недопустимость ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
И далее справедливо замечает: «На первый взгляд, к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов (п. 1 ст. 1 СК). Кроме того, как одно из основных начал указано разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию» [9].
На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака имеет целью создание условий, способствующих укреплению будущей семьи (ст. 11-15 СК
РФ). Установление срока в один месяц, исчисляемого со дня подачи заявления о вступлении в брак до государственной регистрации заключения брака неслучайно обусловлено необходимостью обдумывания женихом и невестой столь серьезного шага в их жизни, каким является супружество.
Положения ст. 17 СК РФ в целях защиты здоровья женщины-матери, прежде всего, обеспечения условий, необходимых для благоприятного протекания беременности и рождения ребенка, ограничивают право мужа без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время её беременности и в течение одного года с момента рождения ребенка. Кроме того, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суду предоставлено право принятия мер по примирению супругов: отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Даже тогда, когда нарушены условия вступления в брак, и есть основания для признания брака недействительным, суду предоставлено право признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению (п. 1 ст. 29 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ).
Действующее семейное законодательство не допускает отказа родителей от родительских прав, родители могут быть лишены родительских прав лишь по основаниям, закрытый перечень которых указан в законе, и в порядке, установленном законом (ст. 69, 70 СК РФ). Вместе с тем, родители могут быть восстановлены в родительских правах, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (п. 1, 3 ст. 72 СК РФ).
Принцип недопустимости произвольного вмешательство кого-либо в дела семьи
означает, что члены семьи свободны в принятии любых решений, затрагивающих интересы семьи. Никто не вправе «диктовать свою волю» членам семьи, равно как и осуществлять иным образом вмешательство в дела семьи.
Вместе с тем, в ряде случаев закон позволяет вмешиваться в дела семьи: при расторжении брака [10], в процесс осуществления воспитания детей, при необходимости защиты прав и интересов детей, лишении родителей родительских прав и (или) ограничении в родительских правах. Как правило, закон допускает вмешательство в дела семьи суда, органа опеки и попечительства, прокурора. Иногда таким правом обладают и иные лица: в соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ на должностных лиц организаций и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, возлагается обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Допуская законную возможность вмешательства в дела семьи, законодатель тем самым стремится обеспечить соблюдение интересов «слабого» участника семейных отношений - в данном случае ребенка.
Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления субъективных прав, по сути, выступает общеправовым принципом, который в сфере семейного права получает конкретизацию с учетом особенностей механизма семейно-правового регулирования. Для его достижения правовые нормы предусматривают меры, обеспечивающие беспрепятственное осуществление субъективных семейных прав, в том числе закрепляют формы и пределы осуществления прав, механизм принуждения обязанных лиц к исполнению своих обязанностей, санкции, применяемые к нарушителям права и т. д.
Защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства (ст. 8 СК РФ). Действия государственных органов и органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке. Ведущая роль в защите семейных прав отводится судебному порядку.
Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и
женщины (п. 1 ст. 12 СК РФ). Понуждение к вступлению в брак недопустимо. При отсутствии добровольного волеизъявления на вступление в брак он признается недействительным (ст. 27 СК РФ).
Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в браке (ст. 14 СК РФ). Именно поэтому регистрация заключения брака с лицом, ранее состоявшим в браке, возможна только при предъявлении документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака (свидетельство о смерти супруга, свидетельство о расторжении брака).
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Данный принцип в российском семейном праве впервые был закреплен Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском праве, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» [11], согласно которому «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Принцип признания брака, зарегистрированного в установленном законом порядке, пронизывает красной нитью четыре кодификации семейного законодательства. В гл. 1 «Форма заключения брака» раздела II первого кодифицированного акта семейного законодательства России - КЗАГС РСФСР было закреплено: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в него, если он не зарегистрирован установленным порядком» [12].
Вторым кодифицированным актом семейного законодательства - КЗоБСО РСФСР [13] - наряду с закреплением положения о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей, предусматривалось некоторое отступление от данного принципа (п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР).
Лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путём регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 [14] КЗоБСО РСФСР).
Третий кодифицированный акт - КоБС РСФСР - последовательно закреплял: «Признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имеют правового значения» (ст. 6 КоБС РСФСР). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Заменить государственную регистрацию заключения брака каким-либо иным актом невозможно. Единственное исключение из этого правила предусмотрено в п. 7 ст. 169 СК РФ. В качестве исключения из принципа признания только гражданского брака указаны «браки граждан Российской Федерации, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния». Во всех других случаях отсутствие государственной регистрации заключения брака не порождает предусмотренных законом прав и обязанностей супругов.
Принцип равенства супругов предполагает как равноправие, т. е. наличие у субъектов одинаковых прав (по содержанию и объёму), а также отсутствие между супругами отношений власти и подчинения. Неслучайно, в п. 2 ст. 31 СК РФ закреплено отражение столь важного принципа: «Вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов» [15].
Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса (ст. 31, 32, 33-39 и др.). Вместе с тем, можно найти немало исключений из данного принципа, наиболее яркий пример - ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет жена в период беременности и в
течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Возникает вопрос: почему законодатель отступил от столь важного принципа равенства супругов в семье и супругу (мужу), осуществляющему уход за общим ребенком до достижения им трех лет, не предоставил права требовать выплаты алиментов на своё содержание?
Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Поэтому естественно, что одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса (ст. 54, 55, 63, 121-123). Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Неслучайно и то, что среди «семейных» форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Усыновление (удочерение) - единственная форма устройства детей, которая в идеале носит пожизненный характер. В силу п. 1 ст. 137 СК РФ «усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству, приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению». Особое внимание при этом уделено в законодательстве мерам материального и процессуального характера, направленным на обеспечение тайны усыновления. Показателен в связи с рассматриваемой проблемой пример из судебной практики. В-вы обратились в суд с заявлением об установлении удочерения, также просили об изменении даты и места рождения ребенка. Решением Ишимского городского суда Тюменской об-
ласти от 18 июня 2001 г. было установлено удочерение Х., родившейся 25 июля 1997 г., супругами В-ми. Девочке изменены фамилия и отчество, место рождения, в изменении даты рождения было отказано, несмотря на то, что из материалов дела усматривалось, что супруги В-вы воспитывают усыновленного Е., родившегося 8 сентября 1997 г., и установили удочерение в отношении Х., родившейся 25 июля 1997 года. В целях сохранения тайны усыновления они просили изменить дату её рождения с 25 июля 1997 г. на 8 сентября 1997 г., чтобы дети могли считаться двойней. В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Президиум Тюменского областного суда 15 ноября 2002 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об отмене решения в части отказа изменить дату рождения девочки в связи с нарушением норм материального права, удовлетворил, указав следующее. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Согласно п. 1 ст. 135 СК РФ для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более, чем на три месяца, а также место его рождения. Однако абз. 2 п. 1 ст. 135 СК РФ указывает, что изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до одного года. При разрешении спора суд не учел, что предусмотренное ст. 135 СК РФ положение является ограничением гражданских прав. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установленное в абз. 2 п. 1 ст. 135 СК РФ ограничение не отвечает указанным целям и не подлежало применению в данном
деле. Решение суда об отказе в изменении даты рождения ребенка не позволяет сохранить семейную тайну супругов В-ных, так как разница в возрасте усыновленных детей составляет 45 дней, и подлежит в этой части отмене как противоречащее Конституции РФ, которая не была применена судом как акт прямого действия.
Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее «слабыми» участниками семейных отношений, они уязвимы как в силу возраста, так и в силу состояния здоровья.
В целях реализации данного принципа в Семейном кодексе установлен ряд норм. Так, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления или эксплуатацию детей (ст. 65). Родители могут быть лишены родительских прав (ст. 69-70). Но лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию своего ребенка (п. 2 ст. 71).
Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных несовершеннолетних детей, нуждающихся в помощи (ст. 85). Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87). Нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами (ст. 89) и т. д. Соблюдение принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи имеет существенное значение в сфере правоприменения. Проиллюстрируем примером из судебной практики.
П. (1937 г. р.) обратилась в суд с иском к своим совершеннолетним трудоспособным детям К. и Д. о взыскании алиментов, обосновав требования тем, что дети ей материально не помогают, тогда как она нуждается в помощи, поскольку является инвалидом
III группы по общему заболеванию, получает пенсию по старости в размере 416 руб. 56 коп. Решением Торжокского районного суда Тверской области от 13 марта 2000 г. с Д. взыскано на содержание истицы по 20 руб. ежемесячно до изменения материального положения сторон, в иске к К. отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2002 г. протест Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права надзорной инстанцией, оставила без удовлетворения. Президиум Верховного Суда РФ решение и определение отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как судами были нарушены положения п. 3 ст. 1 СК РФ. Суд в нарушение требований п. 3 ст. 1 СК РФ отдал предпочтение интересам совершеннолетних малоимущих детей, фактически проигнорировав безусловное право их матери на получение материальной помощи; сумма назначенных судом алиментов, взысканная в общей сложности с двух ответчиков, не в состоянии повлиять на материальное положение П., тем более, что согласно данным управления по труду и социальным вопросам администрации Тверской области только прожиточный минимум в регионе по состоянию на 2000 г. составил 904 руб.
1. См.: Советское гражданское право / под ред. С.Н. Братуся. - М., 1951. - Т. II. - С. 366-367; Свердлов Г.М. Советское семейное право. -М., 1958. - С. 38-45; Советское семейное право: учебник / под ред. В.А. Рясенцева. - М., 1982. - С. 16-20; Матвеев Г.К. Советское семейное право: учебник. - М., 1985. - С. 20-22.
2. Гонгало Б.М. Основные начала семейного законодательства // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 2. - С. 9-13; Шерстнева Н.С. Принципы семейного права. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004.
3. СК РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. 21.07.2007 № 194-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 1.
- Ст. 16.
4. См.: Муратова С.А. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Эксмо, 200б. -С. 1б.
3. См., например: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов. - М., 1999.
- С. 20-23; Нечаева А.М. Семейное право: курс лекций. - М., 2000. - С. 2б-3З; Гражданское право: учебник: в 3 т. - Т. 3. 4-е изд. пе-рераб. и доп. I под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2004. - С. 310-313; Муратова С. А. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. - М.: Эксмо, 200б. - С. 13-1S; Семейное право: учебник I Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузако-ва О.А.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2007. - С. 14-24.
6. Пчелинцева Л.М. Указ. соч. - С. 20-23; Муратова С.А. Указ. соч. - С. 13-1S; Гонгало Б.М. Указ. соч.
7. Справедливости ради, следует заметить, что в итоге Л. М. Пчелинцева выделяет также принцип единобрачия, но содержание его в отличие от шести перечисленных ею выше принципов не раскрывает (С. 21-22). Анализируя важнейший конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ) и обращаясь к п. 4 ст. 1 СК РФ делает вывод, что «безусловным принципом семейного права является равноправие граждан в семейных отношениях» (С. 24).
5. Муратова С.А. Указ. соч. - С. 1S.
9. Гонгало Б.М. Указ. соч. - С. 10.
10. Неслучайно С. А. Муратовой выделен принцип свободы расторжения брака под контролем государства, неразрывно связанный с принципом добровольности брачного союза.
11. СУ РСФСР. - 1917. - № 11. - Ст. 1б0.
12. См.: п. 32 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 22.10.191S II СУ РСФСР. - 191S. - № 10. - Ст. 132.
13. КЗоБСО РСФСР от 19.11.192б г. II СУ РСФСР. - 192б. - № 12. - Ст. б11.
14. КоБС РСФСР. Утв. ВС РСФСР. 30.07.19б9 г. II Ведомости Верховного Совета РСФСР. -19б9. - № 32. - Ст. 1397.
13. По мнению Н.С. Шерстневой, «исключение из ст. 31 прав является свидетельством появления ещё одного принципа, не названного в п. 1 ст. 1 СК РФ» II Принципы семейного права. - М., 2004. - С. 102.