УДК 346
Картавченко Виктория Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
venik-ment@mail .ru
Зуева Ксения Анатольевна
студентка,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина venik-ment@mail .ru Victoria V. Kartavchenko
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Criminal Law Department, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina venik-ment@mail .ru Ksenia A. Zueva student,
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina venik-ment@mail .ru
Основные международные принципы трансплантации Basic international principles of transplantation
Аннотация: в статье исследуется понятие трансплантации, закрепленное в законодательстве Российской Федерации. Проводится анализ международных актов, регулирующих отношения в сфере трансплантологии. Рассматриваются международные принципы трансплантологии. Уделяется внимание условиям и проблемам, возникающим на практике при трансплантации, а также вносится предложение по введению в Российское законодательство понятия незаконной трансплантации.
Ключевые слова: трансплантация, принципы трансплантации, незаконное донорство, правовое регулирование трансплантации, международная трансплантация, незаконная трансплантация.
Abstract: the article explores the concept of transplantation, enshrined in the legislation of Russian Federation. The analysis of international acts regulating relations in the field of transplantology is being conducted. The international principles of transplantology are considered. Attention is paid to the conditions and problems that arise in practice during transplantation, and a proposal is made to introduce the concept of illegal transplantation into the Russian legislation.
Key words: transplantation, principles of transplantation, illegal donation, legal regulation of transplantation, international transplantation, illegal transplantation.
Общее понятие трансплантации закреплено в преамбуле Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 23.05.2016) "О трансплантации органов и (или)
тканей человека", согласно которой трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны преобладать над интересами общества или науки. На основании данного определения можно выделить основные признаки трансплантации:
• вид медицинского вмешательства;
• относительно только органов и (или) тканей человека;
• действие, совершаемое для спасения жизни человека;
• главной целью является восстановление здоровья;
• подзаконный характер деятельности;
• имеет исключительно гуманистический характер;
• при совершении подобных действий интересы человека являются значимее, относительно интересов общества или науки.
Преамбула Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека" закрепляет, что предмет регулирования данного закона исходит из современных достижений науки и медицинской практики, а также учитывает рекомендации Всемирной организации здравоохранения.
Статья 7 Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека" посвящена общим положениям действия международных договоров на территории Российской Федерации (применительно к регулированию отечественной трансплантологии).
Существуют международные соглашения, которые имеют отношения к трансплантологии, а именно: Межправительственное Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.)[1]. Согласно ст. 4 данного акта, все государства — участники Соглашения обязуются сотрудничать в области разработки и осуществления совместных программ по приоритетным и актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки; подготовки, использования и повышения квалификации медицинских, научных и научно-педагогических кадров; разработки и производства изделий медицинской техники, лекарственных, диагностических средств и иммунобиологических препаратов; развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области экспериментальной, клинической и профилактической медицины; обмена медицинской и иной информацией по вопросам состояния здоровья населения, формирующих его факторов, основных показателей здравоохранения и оказываемой помощи и т. д.
Наше государство также является участником Соглашения о международной системе по сотрудничеству в области трансплантации почек "Интертрансплант"[2], которое закрепляет: «Договаривающиеся Стороны с целью организации многостороннего сотрудничества в области трансплантации почек создают настоящим Соглашением международную систему по
сотрудничеству в области трансплантации почек, именуемую "Интертрансплант"»[3].
Российская Федерация заключила большое количество межправительственных соглашений о сотрудничестве в области здравоохранения. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 19 мая 1995 г. В ст. 2 указанного Соглашения закреплено: «Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения будет осуществляться главным образом путем:
а) обмена информацией;
б) обмена специалистами и делегациями;
в) участия экспертов в конгрессах и научных конференциях, организуемых Сторонами;
г) осуществления других согласованных форм сотрудничества в области медицины и здравоохранения, включая вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения».[4, ст. 2]
Похожие межправительственные соглашения были заключены Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (от 5 апреля 1993 г.), с государством Израиль (от 25 апреля 1994 г.). Также были заключены международные соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения на межминистерском уровне. Например, Соглашение от 27 июля 2000 г. между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и Министерством здравоохранения Российской Федерации о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины.
Стоит учесть, что Всемирная медицинская ассоциация приняла Резолюцию по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (Стокгольм, сентябрь 1994 г.), Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (Мадрид, октябрь 1987 г.), Декларацию о трансплантации человеческих органов (Мадрид, октябрь 1987 г.), что само по себе подтверждает наличие проблемы правильности проведение подобных мероприятий с точки зрения законности, а также этичности.
Особо значимое место среди международных актов занимают документы, принимаемые в рамках деятельности Евразийского экономического сообщества. Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 [5] утверждено Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза и вывозе с таможенной территории Евразийского Экономического Союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека. Положение определяет, что ввоз и (или) вывоз физическими лицами органов и тканей человека, крови и ее компонентов, за исключением образцов биологических материалов человека, в качестве товаров для личного пользования запрещен. В иных случаях требуются специальные разрешения. Помещение органов и тканей человека, крови и ее компонентов под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки
вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа).
В 1991 г. на 44-й сессии ВОЗ Резолюцией WHA44.25 были утверждены Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации органов человека (с соответствующими комментариями). В последующем эти принципы дополнялись и подвергались доработкам, принимая во внимание достижения в области медицины и науки. Сейчас действует их редакция, утвержденная на 63-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г., резолюция WHA63.22[6]. Всего таких принципов 11, попытаемся изложить их кратко.
1. Трансплантация из тел умерших возможна только в случаях, если получено согласие в требуемой законом форме и если нет оснований полагать, что умерший возражал против такого изъятия.
2. Врачи, удостоверяющие факт смерти потенциального донора, не имеют право участвовать в любой стадии трансплантации органов или тканей этого донора, а также они не должны быть их лечащими врачами.
3. Для пересадки следует максимально возможным образом брать органы у умерших, но также лица, достигшие совершеннолетия могут быть живыми донорами на безвозмездной основе, в соответствии с действующим национальным законодательством. Живые доноры, как правило, должны находиться в генетической, правовой или эмоциональной связи со своими реципиентами. При жизни донором может стать лицо, получившее полную всестороннюю информацию о всевозможных рисках и последствиях, выразившее согласие, а также донор должен быть свободным от давления или принуждения третьих лиц. Прижизненное донорство возможно только в случае обеспечения профессионального ухода за донорами и надлежащей организации последующего наблюдения, а также при условии добросовестного использования критериев отбора доноров и проведения контроля за этим процессом.
4. Не допустимо применять в качестве живого донора несовершеннолетнее лицо, но в качестве исключения это возможно, в случае если национальным законодательством это будет разрешено, но опять же, за редким исключением. Необходимы специальные меры для защиты таких лиц, трансплантация может быть возможна в указанных случаях только при наличии согласия этого несовершеннолетнего лица, до проведения операции по изъятию. Данные положения также относятся к недееспособным лицам.
5. Предоставление таких биологических материалов живым донором возможна лишь на безвозмездной основе. Необходимо запретить какие либо коммерческие предпосылки. Но возмещение расходов понесенных донором в связи с уходом, обработкой, сохранением и передачей органов или тканей для трансплантации не должно быть запрещено.
6. Содействие развитию безвозмездного донорства человеческих клеток, тканей или органов с использованием рекламы или обращения к общественности может осуществляться в соответствии с внутригосударственными нормами и правилами. Но необходимо запретить
рекламу с целью предложения оплаты или с целью поиска средств для оплаты лиц за их клетки, ткани или органы либо ближайшего родственника в случае умершего донора.
7. В случаях, если биологический материал, предназначенный для трансплантации был получен в результате недобросовестного использования или принуждения, или оплаты услуг живого донора либо ближайшего родственника умершего донора, то ни врачам, ни другим работникам здравоохранения не нужно участвовать в мероприятии по пересадке, а страховщики и возможные плательщики не должны покрывать расходы, связанные с проведением этих процедур.
8. Всем лицам, которые так или иначе связаны с осуществлением трансплантации, в том числе поставкой органов и тканей, необходимо запретить получение какого-либо вознаграждения, превышающего обоснованный размер оказания услуги, связанной с необходимостью проведения самой операции.
9. При распределении органов, клеток и тканей следует руководствоваться клиническими критериями и этическими нормами, а не финансовыми составляющими.
10. Высококачественные, безопасные и эффективные процедуры занимают самое важное место и имеют огромное значение как для доноров, так и для реципиентов. Необходимо проводить оценку последствий, задокументировать пользу и вред.
11. Организация и осуществление мероприятий, связанных с донорством и трансплантацией, равно как и клинические результаты, должны быть транспарентными и открытыми для внимательного изучения при обеспечении личной анонимности и конфиденциальности доноров и реципиентов.
Безусловным лидером по количеству трансплантаций занимают Соединенные Штаты Америки. Ежегодно американские врачи выполняют 10 тысяч пересадок почек, 4 тысячи — печени, 2 тысячи — сердца[7]. В России в 2016 году было произведено 410 операций, из них 132 - по пересадке сердца. Это мировой рекорд среди учреждений, практикующих данный вид трансплантационной помощи.[8] В 2009 г. ФГУ «ФНЦТИО имени академика В. И. Шумакова» было произведено 28 трансплантаций сердца, 76 трансплантаций печени, 104 трансплантации почек[9]. В 2013 г. этим центром произведено 102 трансплантации сердца, 90 — печени. В 2015 г. — 123 пересадки почки[10].
От этических документов вернемся к правовому регулированию. Статья 1 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 23.05.2016) "О трансплантации органов и (или) тканей человека" закрепляет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека. К ним относятся:
• исключительность операции (трансплантация возможна только в случае, если другие средства бессильны);
• соизмеримость возможного причиненного вреда и полученного блага для жизни и здоровья пациента (трансплантация у живого донора возможна только в случае, если донору не будет причинен значительный вред, согласно заключению консилиума врачей-специалистов);
• наличие согласия на трансплантацию;
• наличие медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций;
• запрет на участие органов и (или) тканей человека в гражданском обороте;
• операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций. [11, ст.1]
Первой страной, законодательно запретившей выплату любых вознаграждений или компенсаций за предоставление живыми донорами почек, была Италия (1967 г.). Первое упоминание об импорте человеческих органов в Западную Европу относится к 1987 г., когда правоохранительные органы Гватемалы обнаружили 30 детей, предназначенных для использования в этом бизнесе. В дальнейшем подобные случаи были зарегистрированы в Бразилии, Аргентине, Мексике, Эквадоре, Гондурасе, Парагвае. Первым арестованным за нелегальную торговлю органами стал в 1996 г. гражданин Египта, скупавший почки у малообеспеченных сограждан по 12 тыс. долл. США за штуку[ 12]. Сильный политический скандал вызвало расследование смерти сербов — жителей Косово, которые были выкрадены албанцами для последующего «разбора» на органы. К этой истории оказались причастны известные политики края[13].
Одной из острейших проблем мировой трансплантологии является дефицит донорского материала, которая заставляет искать нетрадиционные пути ее решения.
Причинами, способствовавшими проведению незаконной трансплантации органов и (или) тканей человека являются:
• факторы, связанные с ухудшением благосостояния населения, безработица, инфляция, низкий уровень зарплаты и пенсий. Это может подтолкнуть потенциального донора к решению о продажи своих органов и (или) тканей.
• Недостаточное внимание государства на финансирование программ по трансплантологии.
• Отсутствие нормы в уголовном законодательстве Российской Федерации, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, пересылку в целях сбыта, сбыт, пересадку органов и (или) тканей человека, а также органов и (или) тканей, происхождение которых неизвестно.
• Распространение «трансплантационного туризма», который заключается в том, что реципиенты, способные заплатить большую сумму за трансплантацию отправляются в разные страны, например, Индия, Турция, Филиппины, Сингапур, Бразилия, где им практически беспрепятственно делают операцию по пересадке любого необходимого органа или тканей. Причем доноров используют таких, которые продают свои органы для приобретения
средств к существованию, а вознаграждение за это минимально, либо насильственно, после чего их попросту убивают.
• Небольшое количество трансплантатов, существующий в любом государстве;
• Также небольшое количество медицинский учреждений, имеющих возможность совершать подобные операции, что приводит к увеличению времени ожидания реципиентами трансплантологической операции.
• Наличие лиц, желающих совершить трансплантацию за любую сумму, для того чтобы избежать длительного времени ожидания. Что вынуждает прибегать к «трансплантационному туризму».
• Большое количество лиц, ведущих бродяжнический образ жизни, лиц, страдающих наркоманией, алкоголизмом. Так, в Москве ежегодно задерживается более 50 тыс. бродяг, число лиц, страдающих алкогольной зависимостью, по официальным данным, составляет 2 млн человек, а по оценке экспертов, их втрое больше (более 8 млн алкоголиков мужчин, около 2,5 млн хронически пьющих женщин и 0,5 млн подростков в возрасте до 14 лет), количество же в той или иной степени наркозависимых лиц достигает 6—8 млн человек. [14, с.80]
Все вышеперечисленное является предпосылкой для возникновения интереса у организованной преступности, которая действует в этой сфере, а категория таких лиц видится для них идеальными низкооплачиваемыми донорами.
Наше законодательство является только развивающимся в этой области. На сегодняшний день, ни в одном нормативно-правовом акте нет определения понятия «незаконной трансплантации», видим необходимым ввести данное понятие и изложить его в следующей редакции: «незаконная трансплантация -это пересадка органов и (или) тканей принудительно от живого человека другому человеку или от трупа к живому человеку, не имея прижизненного согласия или согласия его близких родственников, или лиц, имеющих на это право, а равно за необоснованное вознаграждение».
Литература:
1 Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.
2 Соглашение о международной системе по сотрудничеству в области трансплантации почек «Интертрансплант» (Вместе с Перечнем организаций
— участников «Интертрансплант», Правилами обеспечения срочной перевозки контейнера с донорской почкой человека авиа-транспортом) (Заключено в г. Москве 11.12.1980) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVI. М., 1982. С. 313-318.
3 Соглашение о международной системе по сотрудничеству в области трансплантации почек «Интертрансплант» (Вместе с Перечнем организаций
— участников «Интертрансплант», Правилами обеспечения срочной перевозки контейнера с донорской почкой человека авиа-транспортом) (Заключено в г. Москве 11.12.1980) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVI. М., 1982. С. 313-318.
4 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 19.05.95 "о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки", ст. 2.
5 Таможенные ведомости. 2015. № 12 (приложение № 6).
6 URL: http://www. who. int/transplantation/Guiding_PrinciplesTransplantation_WHA63.22r u.pdf (дата обращения: 14.09.2017г.).
7 URL: http://www.rian.ru/society/20091001/187003474.html (дата обращения: 14.09.2017г.).
8 URL: http://transpl.ru/about_center/news/generic/v_rossii_stali_delat_bolshe_transplantac ij/ (дата обращения: 15.09.2017г.).
9 URL: http://www.transpl.ru/institute/statistics/ (дата обращения: 15.09.2017г.).
10 URL: http://transpl.ru/about_center/report/ (дата обращения: 16.09.2017г.)
11 Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. от 23.05.2016) "О трансплантации органов и (или) тканей человека"
12 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 16.09.2017г.)
13 Поморцев А. ООН прикрыла «черных» трансплантологов // РБК Dayli. 2008. 24 дек.
14 Ведомости Моссовета. М., 1992. № 3. С. 52—53; Рустемова Г.Р. Проблемы совершенствования борьбы с преступлениями в сфере медицинского обслуживания населения: Дис. ... докт. юрид. наук. Алматы, 2003.
Literature:
1.Bulletin of international treaties. 1993. No. 6.
2.The agreement on the international system on cooperation in transplantation of kidneys of "Intertransplant" (Together with the List of the organizations — participants of "Intertransplant", Rules of ensuring urgent transportation of a container with a donor kidney of the person the air transport) (It is concluded in Moscow 12/11/1980)//the Collection of international treaties of the USSR. Issue XXXVI. M, 1982. Page 313-318.
3.The agreement on the international system on cooperation in transplantation of kidneys of "Intertransplant" (Together with the List of the organizations — participants of "Intertransplant", Rules of ensuring urgent transportation of a container with a donor kidney of the person the air transport) (It is concluded in Moscow 12/11/1980)//the Collection of international treaties of the USSR. Issue XXXVI. M, 1982. Page 313-318.
4.The agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Bulgaria of 19.05.95 "about cooperation in health care and medical science", Art. 2.
5.Customs sheets. 2015. No. 12 (appendix No. 6).
6.URL:http://www.who. int/transplantation/Guiding_PrinciplesTransplantation _WHA63.22ru.pdf (date of the address: 14.09.2017).
7/URL: http://www.rian.ru/society/20091001/187003474.html (date of the address: 14.09.2017).
8.URL:http://transpl.ru/about_center/news/generic/v_rossii_stali_delat_bolshe transplantacij/ (date of the address: 15.09.2017).
9.URL: http://www.transpl.ru/institute/statistics/ (date of the address: 15.09.2017).
10.URL: http://transpl.ru/about_center/report/ (date of the address: 16.09.2017)
11.The act of the Russian Federation from 12/22/1992 N 4180-1 (an edition from 5/23/2016) "About organ transplantation and (or) tissues of the person"
12.URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (date of the address: 16.09.2017)
13.Pomortsev A. The UN has covered "black" transplantologists//RBC of Dayli. 2008. 24 Dec.
14.Sheets of the Moscow Council. M, 1992. No. 3. Page 52 — 53; Rustemova G. R. Problems of improvement of fight against crimes in the sphere of medical care of the population: Yew.... sciences. Almaty, 2003.