Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1
УДК 629.784
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ИМПУЛЬСА МАРШЕВЫХ ЖРД РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ ТЯЖЕЛОГО КЛАССА
Е. А. Злобина, Р. М. Колегов Научный руководитель - В. П. Назаров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены некоторые методы повышения удельного импульса маршевых ЖРД космических ракет-носителей.
Ключевые слова: ЖРД, СПГ, Iy, УВГ.
MAIN METHODS OF INCREASE OF THE SPECIFIC IMPULSE MARCHINGZHRD OF CARRIER ROCKETS OF THE HEAVY CLASS
E. A. Zlobina, R. M. Kolegov Scientific Supervisor - V. P. Nazarov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Some methods of increase of a specific impulse of marching ZHRD of space carrier rockets are considered.
Keywords: ZHRD, SNG, Iy, UVG.
Повышение удельного импульса (Iy) относится к первоочередным задачам, которые решаются при создании новых ЖРД и модернизации эксплуатируемых двигателей. Особое значение увеличение удельного импульса необходимо для отечественных ракет-носителей (РН) тяжёлого и среднего класса («Энергия», «Протон», «Союз», «Ангара»). Для таких РН повышение удельного импульса маршевых двигателей непосредственно связано с увеличением массы полезного груза (ПГ), выводимого в космическое пространство.
Удельный импульс является важнейшим параметром жидкостного ракетного двигателя, характеризующим эффективность жидкого ракетного топлива и совершенство конструкции двигателя. От величины удельного импульса в конечном счёте зависит весовая отдача ракетной системы.
В теории ЖРД описано большое число методов повышения удельного импульса. В результате их анализа в данной работе рассматривается три метода, которые наиболее приемлемы для маршевых ЖРД РН.
Применение жидкого топлива с повышенными характеристиками энергоэффективности. В качестве основных компонентов топлива используются керосин и жидкий кислород. Целесообразно рассмотреть применение сжиженного природного газа (СПГ). При этом имеется возможность повышения удельного импульса. Кроме того, стоимость СПГ, значительно ниже стоимости керосина. При экспериментальных испытаниях двигателя с СПГ получен удельный импульс порядка 370 с, что на 15-20 с больше, чем у высотного кислородно-керосинового двигателя [1].
Испытания были проведены на испытательном стенде КБ «Химмаш». Продолжительность испытаний составила 69 секунд. Двигатель спроектирован по восстановительной схеме замкнутого типа (с дожиганием генераторного газа) с тягой около 10 тонн и является прототипом маршевого двигателя тягой 200 тонн. Успешное проведение испытания двигателя даёт основание для дальнейшего продвижения работ по данному направлению [1].
Секция «Двигатели и энергетические установки летательньх и космических аппаратов»
Применение схем ЖРД с дожиганием генераторного газа. Применение замкнутой схемы не только повышает удельный импульс двигательной установки по сравнению с удельным импульсом двигателя открытой схемы, но и даёт возможность дальнейшего увеличения удельного импульса за счёт увеличения в камере сгорания [2].
В качестве примера рассмотрен двигатель РД-253 для РН «Протон», имеющий удельный импульс равный 316 с и РД-275 - форсированная модификация двигателя РД-253. Форсирование двигателя на 5.3 % по тяге осуществляется за счет повышения давления газов в камере сгорания до 168.5 кг/см2. Такое повышение тяги двигателя позволяет увеличить на 150 кг массу полезной нагрузки, выводимой ракетой на стационарную орбиту. Для РН «Ангара» двигатель РД-191 - 337,4 с.
Для РН «Ангара» двигатель с дожиганием генераторного газа РД-191 имеет удельный импульс 337,4 с. Для сравнения отметим, что у двигателей без дожигания генераторного газа. РН «Союз»: РД-107, РД-108 удельный импульс равен 3 080 с, и 3 090 с. соответственно [2].
Применение двигателя с использованием в качестве компонентов жидкий кислород + водород + + углеводородное горючее (УВГ). Основным преимуществом трехкомпонентных ЖРД по сравнению с двухкомпонентными кислородно-водородными двигателями является уменьшение потребных запасов водорода в 1,5-2 раза, что позволит сократить затраты на выведение полезной нагрузки (ПН). Это обеспечит также уменьшение «сухой» массы конструкции носителя. Проведенные исследования показали конкурентоспособность и значительную эффективность ЖРД, работающих на трехкомпо-нентном топливе [3].
При сравнительном анализе проведения разработок над повышением удельного импульса, следует отметить, что в настоящее время используются схемы с дожиганием генераторного газа. Поэтому наиболее приемлемым методом повышения удельного импульса является применение замкнутых схем для маршевых ЖРД тяжёлого класса.
Библиографические ссылки
1. ЖРД на метановом горючем. История состояние и перспектива / И. А. Клепиков, В. Т. Бука-нов // Сб. трудов НПО «Энергомаш». 2000. № 18. С. 192-204.
2. Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Д. А. Ягодикова. М. : Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2005. 488 с.: ил.
3. Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей : учебник для вузов / Г. Г. Гахун, В. И. Баулин, В. А. Володин и др. / под общ. ред. Г. Г. Гахуна. М. : Машиностроение, 1989. 424с.: ил.
© Злобина Е. А., Колегов Р. М., 2015