Волков А.А. Исхакова С.Г.
кандидат экономических наук студентка
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный ФГБОУ ВО «Уфимский государственный
университет экономики и сервиса», университет экономики и сервиса»,
Россия, г. Уфа Россия, г. Уфа
УДК 542.97:542.91.821.4
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРУ ЖКХ
Проводится освещение информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеющих апробацию и наибольшее распространение, проводится их структурирование. Анализируются предпосылки и риски при внедрении информационных систем в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Рассматривается вектор развития отрасли в свете закона о Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, также проводится разбор необходимых условий для адаптации, интеграции существующих информационных систем в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Освещаются преимущества, которые дает данная система собственникам жилья и органам государственной власти. Рассматриваются аспекты повышения конкуренции управляющих организаций при внедрении информационных систем. Затрагиваются проблемы квалификационного обеспечения субъектов сферы жилищно-коммунального хозяйства при внедрении информационных систем. Проводится разбор структуры неплательщиков и потенциал повышения платы за коммунальные услуги в рамках внедрения информационных систем. Оценивается потребность в информационных услугах у участников рынка, а также предлагаются рекомендации, влияющие на повышения данного спроса. Приводится обзор источников финансирования инвестиций в развитие информационных технологий, дается оценка использования источников финансирования, оценивается экономическая эффективность от внедрения информационных систем.
Ключевые слова: государственная информационная система, жилищно-коммунальное хозяйство, управляющая компания, многоквартирный дом, тарифы, информационная система, платежи, коммунальные услуги.
THE MAIN METHoDS AND APPRoACHES IN THE SoLÜTioN
of tasks of implementation of information systems
in housing sector
Held lighting information technology in the field of housing and communal services, have been tested and most widely used, carried their structuring. Analyzes the causes and risks associated with the implementation of information systems in the sphere of housing and communal services. Considered the industry development in the light of the law of the state information system of housing and communal services of the Russian Federation, also conducted the analysis of the conditions necessary for the adaptation and integration of existing information systems in the State information system of housing and communal services of the Russian Federation. Highlights the benefits of this system to homeowners and public authorities. Examines aspects of increasing competition management organizations in the implementation of information systems. Addresses the problems of qualification to ensure the subjects of housing and communal services in the implementation of information systems. Parses the structure and potential defaulters increase charges for public utility services within the implementation of information systems. Estimated demand for information services market participants, and makes recommendations affecting the increase of demand. Provides an overview of sources of financing investment in the development of information technology, assesses the use of funding sources, estimated cost-effectiveness of the implementation of information systems.
Key words: state information system, housing and communal services, managing company, apartment house, rates, information system, payments, utilities.
Тенденциозность интеграции информационных систем (ИС) в сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) обусловлена следующими факторами, оказывающими взаимное влияние на большинство субъектов отрасли:
- прогнозируемый рост тарифов на коммунальные ресурсы;
- тенденции к изменению парадигмы собственника: повышение культуры общежития и энергосбережения;
ВЫ^т USUES. Science, education, economy. Series economy. № 1 (11), 2015
139
- снижение системы мотивации проведения энергосберегающих мероприятий управляющими организациями (УО) при переходе на прямые расчеты собственников с ресурсоснабжающими организациями (РСО);
- увеличение процента неплатежей за коммунальные услуги;
- экстернальные издержки при получении дополнительной информации и услуг.
Перечисленные факторы показывают достаточно высокую актуальность задачи по обеспечению оперативной информацией, характеризующей эксплуатационные характеристики жилищного фонда, ресурсное потребление, аналитику обращений собственников, платежный баланс многоквартирного дома (МКД), а также обеспечение возможностей биллин-га (проведение платежей в электронной форме), электронной подписи протокола собраний собственников, заказ и получение документов.
В настоящее время на рынке существует ряд программных продуктов, предназначенных для автоматизации деятельности в области ЖКХ. Проведем рамочное их рассмотрение.
Информационный программный комплекс «СУПЕР МКД» предназначен для автоматизации процессов учета технического состояния многоквартирных и жилых домов, планирования услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расчета стоимости платы за жилое помещение и документирования исполнения договорных обязательств.
Обеспечить достоверный учет и контроль объема и качества коммунальных ресурсов позволяет установка автоматизированных систем контроля, учета, регулирования и диспетчеризации коммунальных ресурсов «ЭСКО - АКУРДЭ». Эти системы способны в режиме реального времени давать заинтересованным сторонам информацию об объеме и параметрах поступающих в дом коммунальных ресурсов.
АСУ ЖКХ (компании ООО «Технолоджи систем») - это региональная информационно-расчетная система, обеспечивающая совокупность технических, программных и организационных мер для консолидации, контроля и управления системами ЖКХ региона на всех уровнях: от потребителя и поставщика услуг до органов власти.
«БАРС.ЖКХ» - это проектное решение для принятия управленческих решений, планирования и контроля мероприятий, направленных на повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Оно включает в себя не только автоматизацию процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона, но и цикл консалтинговых услуг для создания необходимых институтов развития ЖКХ.
Рассмотрев имеющиеся на рынке решения для автоматизации ЖКХ, можно структурировать их функционал в следующем виде:
- автоматизация деятельности УО, РСО, регионального оператора капитального ремонта;
- автоматизация системы расчетов и платежей;
- мониторинг количества и качества поставляемых коммунальных ресурсов;
- контроль качества предоставляемых услуг.
Необходимо отметить, что несмотря на определенный тренд развития информационных продуктов для ЖКХ, собственники жилья в большей части с настороженностью смотрят на данные предложения. Во-первых, потому что внедрение подобных систем на их МКД повлечет увеличение размера платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), во-вторых, возрастает риск увода уплаченных денежных средств собственников при передаче функции биллинга в частные руки.
Для решения данных проблем согласно пункту 2 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 20 октября 2011 года № ВП-П9-7393 были предприняты шаги по разработке комплексной информационной системы, призванной обеспечить интеграцию всех заинтересованных лиц в рамках единой системы, в дальнейшем получившей наименование «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)» [1, с. 7].
Для активного развития ГИС ЖКХ недостаточно только предписывающих решений. Требуется обеспечить и довести, прежде всего, до собственников жилья преимущества ее использования, выработать механизмы по стимулированию экономического интереса пользователей, применить принципы социально-экономической целесообразности.
Предполагается, что данная система позволит собственникам жилья получать ряд преимуществ:
- контроль за достоверностью и обоснованностью проведенных начислений с учетом действующих тарифов;
- оперативное получение информации об имеющихся льготах и возможности воспользоваться компенсациями со стороны представителей власти по оплате;
- переход от бумажных квитанций к электронным. Так, если с 1 января 2017 года УО или РСО не опубликуют информацию о начислениях с соответствующими расчетами, потребитель может не оплачивать эту услугу до размещения в системе полной информации. При этом пени за просрочку платежа начисляться не будут [2, с. 12];
- предоставление площадки для обсуждения задач, стоящих перед МКД, в том числе с возможностью использования электронной подписи в протоколах общедомовых собраний.
Помимо описанных преимуществ, лежащих на поверхности, использование данной системы может дать следующие возможности для повышения управляемости отрасли:
1. Создается ресурс для объективной оценки деятельности УО, что крайне востребовано в рамках действия закона о лицензировании УО.
2. Система позволит осуществлять постоянный мониторинг функционирования системы, что повысит не только качество государственного планирования и прогнозирования показателей жилищно-коммунальной сферы, но и позволит оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия внешней макросреды.
3. Ресурс придаст импульс к переходу к информационному обществу, а принципы, заложенные в алгоритм его работы, опосредовано будут влиять на укрепление основ гражданского общества.
Таким образом, основным аспектом, который позволит синхронизировать существующие ИС, будет являться возможность их интеграции в ГИС ЖКХ.
Необходимо отметить, что процесс информационного насыщения услуг в сфере ЖКХ накладывает определенные требования к квалификации сотрудников УО и предъявляет новые требования к системе подготовки кадров.
Министерством образования РФ разработано 19 новых специальностей, относящихся сугубо к ЖКХ, по которым предполагается обучение в вузах [3, с. 1], но УО должны сами проявлять инициативу к переходу на предоставление услуг в информационном виде, как фактору конкурентоспособности при получении лицензии, с направлением сотрудников на курсы повышения квалификации в соответствующие вузы республики. Для стимулирования данных процессов видится целесообразным повышение роли некоммерческих организаций, объединяющих УО и задающих определенные стандарты, как структур, мнение которых значимо при выдаче лицензии УО.
Следующий аспект, на который предлагается обратить внимание в рамках рассматриваемой проблематики, это создание условия для увеличения платежей за ЖКУ. В рамках проведенного исследования был посредством телефонной связи проведен опрос неплательщиков городского округа город Уфа. Компиляция ответов ста ответивших выглядит следующим образом:
1. Забываю платить за ЖКУ вовремя - 24 %;
2. Нет времени проводить оплату за ЖКУ - 28 %;
3. Не хватает денежных средств на оплату ЖКУ - 14 %;
4. Не удовлетворен качеством предоставляемых услуг - 18 %, в том числе качеством поставляемых коммунальных ресурсов - 13 %.
5. Другое - 16 %.
Таким образом, внедрение ИС, предлагающих билинговые услуги, а также объективно оценивающих качество поставляемых услуг, определенным образом может повлиять на снижение количества неплательщиков до 41 %.
Отдельно остановимся на источниках финансирования.
Решение проблемы электронных платежей по наименее затратному варианту имеет следующий алгоритм: разработка или приобретение УО, ТСЖ программы по расчету платежей за ЖКУ с последующей интеграцией в существующие банковские ресурсы. В данном контексте определяющим становится такой экзогенный фактор, как процент банка за пользование данной услугой [4, с. 67].
Решение проблемы внедрением систем дистанционного учета количества и качества поставляемых коммунальных ресурсов предлагается в других плоскостях. Существуют следующие основные источники финансирования внедрения систем учета количества и качества поставляемых коммунальных ресурсов: бюджетные средства, средства собственников, частные инвестиции, энергосервисные контракты.
Необходимо отметить, что частные инвестиции и энергосервисные договоры имеют незначительную долю, по разным оценкам не превышающую 30 % по регионам РФ [5, с. 14]. В большей степени это объясняется высокими рисками при проведении инвестиций в сферу ЖКХ, прежде всего казуального характера. В связи с этим видится целесообразным рассмотреть возможность использования других статей финансирования и предложить установку данных систем проводить по линии капитального ремонта. При этом необходимо отметить, что с юридической точки зрения позиция достаточно устойчивая - собственники МКД, у которых прослеживается нарушение температурного графика подачи ресурсов, сами выходят с инициативой о монтаже подобных систем, стоимость которых может не превышать 10-15 % от общей стоимости капитального ремонта систем водоснабжения МКД. Здесь необходимо отметить, что примерный расчет показывает эффективность установки данных систем: так, при нарушении температурного графика системы отопления на 10 °С данная система окупится менее чем за три года.
Таким образом, эффективность ИС трудно переоценить. Область влияния ИС начинается с повышением конкуренции в сфере ЖКХ и повышением управляемости, заканчивается выработкой более гибкой политики ЖКХ и снижением уровня социальной напряженности. Залогом этого должна стать возможность адаптации существующих ИС в ГИС ЖКХ. Данное взаимодействие будет нести в себе элементы государственно-частного партнерства, в первую очередь, в психологическом плане: ИС генерируют
В^^т USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 1 (11), 2015
141
дополнительную востребованную информацию, ГИС ЖКХ верифицирует данные, а также выступает гарантом надежности проведения финансовых операций.
Список литературы:
1. Абдуллаев Р.М., Ахмедова З.А. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) // Материалы научно-практической конференции «Цифровой регион -Электронный Дагестан». 25-26 сентября 2014.
2. Чайникова А.О., Гаценбиллер Н.Ю. Особенности формирования и развития жилищно-коммунального хозяйства и государственной информационной системы. - М. Наука, 2012.
3. Качкаев П.Р. Диалектика сферы ЖКХ: Жилищные ведомости. - 2014. - № 5.
4. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
5. Шибаева И.В. ИКТ в сфере ЖКХ // Электросвязь. - 2013. - № 4.
List of literature:
1. Abdullayev R.M., Akhmedov Z.A. State information system of housing and communal services // Proceedings of the conference «Digital Region - Electronic Dagestan». 25-26 September 2014.
2. ChainikovaA.O., GatsenbillerN.Y. Features of formation and development of housing and communal services and public information system. - M. Science, 2012.
3. Kachkaev P.R. Dialectics housing sector // Housing Gazette. - 2014. - № 5.
4. Sahak A.E., Pakhomov E.V., Tyushnyakov V.N. Information Technology Management: Textbook for universities. - SPb.: Peter, 2012. - 320 p.
5. Shibaeva I.V. Information and Communication Technologies in the housing sector // Telecommunications. -2013. - № 4.
Сунаева С.Г.
кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструированиe и дизайн одежды», ФГБОУВО «Московский государственный
Сунаева Г.Г.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Россия, г. Уфа
университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского», Россия, г. Москва
Иваненко З.Ю.
студентка, специальность «Фармация», ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, г. Москва
УДК 316.346.36-053.81+332.8
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ И ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖКХ
Научно-технический прогресс меняет представление о жилищно-коммунальном хозяйстве. Концепции «умный дом» и «умный город», Интернет вещей создают новый международный рынок. Современное оборудование «электронного» ЖКХ нуждается в компетенциях молодого поколения работников фирм жилищно-коммунальных услуг. Российское ресурсосберегающее оборудование надо создавать в кластере жилищно-коммунального хозяйства «умного города». Модернизация ЖКХ становится результатом технологического предпринимательства по созданию отечественного ресурсосберегающего оборудования. Кластер ЖКХ наглядно иллюстрирует проявление взаимодействия всех четырех граней ромба конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: кластеры ЖКХ, инновации в ЖКХ, «умный город», краудфандинг ресурсосберегающего оборудования.
young generation and export potential housing
AND communal SERVICES
Scientific and technological progress changes the perception of housing and communal services. The concept of «smart home» and «smart city» Internet of things create a new international market. Modern equipment «e» housing and communal services needs of the younger generation of workers competencies firms utility services. Russian resource-saving equipment should be created in the cluster housing and communal services «smart city». Modernization of housing and communal services becomes the result of technological entrepreneurship to create a national conservation equipment. Cluster housing and communal services illustrates the manifestation of the interaction of all four sides of the rhombus competitive advantage.
Key words: clusters of housing and communal services, innovations in housing and communal services, «smart city», Crowdfunding conservation equipment.