Педагогические науки
В. М. Полонский
Российская академия образования
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
В статье раскрываются методологические требования к описанию результатов гуманитарных исследований. Одна группа требований относится к описанию объектной части результата (его онтологической части). Другая группа характеризует требования к описанию места результата в общей системе знаний.
Ключевые слова: методологические требования, результат исследования, объектно-компонентный метод, предмет и структура, готовность к использованию, система знаний, новизна, объектная часть, преобразующая часть, конкретизирующая часть.
V. M. Polonsky
Russian Academy of education (Moscow, Russia) THE MAIN METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE HUMANITIES
This article reveals the methodological requirements for description of the results of humanitarian research. One group of requirements refer to the description of the objective part of the result (its ontological part). The other group characterizes requirements to the description of the place of the result in the general system of knowledge.
Keywords: methodological requirements, result of the research, objective-component method, subject and structure, readiness for usage, system of knowledge, novelty, objective part, modifying part, contretizing part.
В педагогической науке, да и других гуманитарных науках существуют проблемы, без решения которых невозможно их дальнейшее развитие.
Среди таких проблем - поиск информации, наработок, которые есть в данной области. Если в архивах памяти (библиотеках, базах данных, сети Интернет) нет документа или его невозможно найти, то он выпадает из поля зрения профессионального сообщества. Теоретически в библиотеках должно быть столько документов, сколько написано всеми авторами за определенный период времени. Документ должен быть не только найден, но и востребован пользователями (научными или практическими работниками), ради которых он создавался.
Известно, что ведущим центром информации о проводимых в стране исследованиях является Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ). В его фондах собраны отчеты НИР, копии докторских и кандидатских диссертаций, в том числе в области образования и педагогики.
Оказалось, что из 30 031 научного отчета по образованию и педагогике (1982-2005 гг.) за последние пять лет было затребовано менее 0,1 %. Спрашивается, для чего пишутся научные отчеты?
65
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
Не лучше обстоит дело и с диссертациями. Фонд диссертаций за период 1982-2005 гг. насчитывал 31 632 работы. За три года (2003-2005 гг.) к ним было всего 15 обращений.
Если обратиться к другим источникам, в которых хранятся диссертации, а именно к Российской государственной библиотеке (РГБ), Институту наушой информации по общественным наукам (ИНИОН) и др., то такой мощныйре-сурс, как диссертационные исследования, востребован всего на 10%. Остальные 90 % не используются. В самом деле, для кого и зачем тысячи научных сотрудников из года в год пишут статьи,книги, отчеты, защищают кандидатские и докторские диссертации, которые в конечном итоге часто остаются не только невостребованными наукой и практикой, но даже непрочитанным!? И это касается не только педагогики, но и других гуманитарных тук.
Вторая, не менее важная, проблема касается вопросов адекватного описания полученных результатов. Результаты выполненных работ должны быть написаны таким образом, чтобы их можно быть понять и использовать в научной и практической деятельности. В настоящее время описание результатов исследований произвольное. То, что один именует концепцией, другой называет моделью, третий - теорией или основами. Необходимо найти такой способ описания, который позволит представить полученные результаты во внесубъектных формах, - таких, как гипотеза, концепция, принципы, модель, методика, условия и др.
Можем ли мы, научное сообщество, решить эти проблемы, есть ли для этого необходимые наработки?
На примере педагогической науки остановимся на общем подходе. Как найти научно-педагогическую информацию, чтобы сделать ее доступной для всех заинтересованных пользователей, другими словами, «внедрить географию в педагогику».
Существует терминологическое поле контента педагогики и образования, которое описывается с помощь отраслевого рубрикатора «Народное образование. Педагогика». Отраслевой рубрикатор - это классификационная, иерархическая система, отражающая отраслевое деление народного образования, деление по комплексным научным дисциплинам, отдельным направлениям, проблемам, областям педагогики.
Отраслевой рубрикатор входит в рубрикатор Государственной системы научно-технической информации (ГРНТИ), на основе которого построена система локальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов в органах научно-технической информации. ГРНТИ связан с Универсальной десятичной классификацией (УДК), Библиотечно-библиографической классификацией (ББК), номенклатурой специальностей научных работников и др.
Рубрикатор строится путем анализа понятий - объектов классификации на основе установленных связей между признаками этих объектов, в соответствии с определенными логическими принципами. При этом под признаком
66
Педагогические науки
имеется в виду значимая характеристика объекта, которая позволяет устанавливать его сходство или различие по отношению к другим рассматриваемым объектам. Этот признак принято называть основанием деления.
Рубрикатор состоит из рубрик различного назначения. 2-3-уровневые рубрикаторы предназначены для маркировки тематических полей, информационных органов и направлений потоков документов и запросов. 5-7-уровневые (локальные) рубрикаторы - более точные. Они служат для поиска документов по запросам пользователей. По ряду областей рубрикатор имеет семь уровней иерархии. Число уровней в каждой области определяется количеством документов в ней, степенью разработанности данной отрасли, области, частотой обращения к ней различных групп пользователей.
Дальнейшие изменения с целью совершенствования рубрикатора и поддержания его соответствия логической структуре педагогической науки и народного образования обеспечиваются наличием резервных рубрик, наибольшее число которых сосредоточено вблизи точек возможного роста.
Совершенствование рубрикатора происходит на основе изменений Г о-сударственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ), предложений, поступивших из органов научно-технической информации (НТИ), возникших в процессе его эксплуатации. Изменения касаются дальнейшего развития рубрик и находят свое отражение в последней версии рубрикатора [1].
Глубина иерархии (число рубрик) для каждой области зависит от ее содержания и степени раскрытия. По отдельным областям педагогики и образования глубина иерархии ограничивается четвертым уровнем, по другим -седьмым и выше.
Следует добавить, что рубрикатор является прагматической классификацией и разрабатывается на базе учета реальных информационных потоков, чем он принципиально отличается от УДК, Международной классификации исследований (МКИ) и др., которые воплощают в себе априорное представление об объекте систематизации и логике его деления.
Что у нас есть на сегодня? Разработаны рубрикаторы по основным областям педагогики, имеется информационно-поисковый тезаурус, позволяющий выбирать ключевые слова для описания документов, словари нормализованной лексики. Рубрикаторы есть по всем гуманитарным наукам, необходимо обучение персонала, как данной системой пользоваться.
Рубрикатор выполняет функции карты, описывает координаты нахождения документов, в которых опубликованы результаты научной и практической деятельности.
Новые знания или решения, полученные в исследовании, будут доступны научному сообществу и включены в общенаучный фонд только в том случае, когда они получат соответствующее описание. По замечанию известного историка Василия Осиповича Ключевского, «идеи, блеснувшие и погасшие
67
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
в отдельных умах, в частном личном существовании, столь же мало увеличивают запас общежития, как мало обогащают инвентарь народного общества замысловатые маленькие мельницы, которые строят дети на дождевых потоках» [2, с. 55].
Для описания результатов научно-педагогических исследований мы предлагаем использовать разработанный нами объектю-компонентный метод.
Объектно-компонентный метод позволяет представить структуру результата в виде трех взаимосвязанных компонентов: объектного, преобразующего и конкретизирующего.
Объектный компонент результата характеризует продукт исследования предметно-категориально, показывает, какой результат получен в итоге исследования: концепция, метод, классификация, принцип, рекомендация, алгоритм и т. п.
Иллюстрируем объектный и преобразующий компоненты в виде таблиц.
Таблица 1
__________________________Объектный компонент_________________________
Алгоритм______________________________________________________________
Анализ________________________________________________________________
Аргументация__________________________________________________________
Гипотеза______________________________________________________________
Гипотеза каузальная___________________________________________________
Дефиниция_____________________________________________________________
Доктрина______________________________________________________________
Житейское понятие_____________________________________________________
Закон_________________________________________________________________
Закономерность________________________________________________________
Идея__________________________________________________________________
Классификация_________________________________________________________
Концепция_____________________________________________________________
Критерий______________________________________________________________
Модель________________________________________________________________
Направление___________________________________________________________
Обобщение_____________________________________________________________
Объяснение____________________________________________________________
Описание______________________________________________________________
Определение___________________________________________________________
Подход________________________________________________________________
Показатель____________________________________________________________
Поправка______________________________________________________________
Правило_______________________________________________________________
Предложение___________________________________________________________
Прием_________________________________________________________________
Принцип_______________________________________________________________
Проблема______________________________________________________________
68
Педагогические науки
___________________________Объектный компонент
Проект_______________________________________
Процедура____________________________________
Рекомендация_________________________________
Свойство_____________________________________
Система______________________________________
Средство_____________________________________
Тенденция____________________________________
Теория_______________________________________
Термин_______________________________________
Терминология_________________________________
Толкование___________________________________
Условие______________________________________
Характеристика_______________________________
Эмпирическое знание__________________________
Данные общенаучные результаты будут иметь место во всех науках, но в каждой науке будет своя специфика.
Преобразующий компонент показывает, что, собственно, было совершено с объектной частью: уточнение, определение, разработка, внедрение и т. д. (концепции, программы, методики, классификации, модели, условия и т. п.), т. е. характеризует полученный итог как определенный вид движения научной мысли. Преобразующий компонент, как правило, выражается в задачах исследования. В ряде случаев объектный и преобразующий компоненты совпадают. Преобразующий компонент представлен одним десятком лексических единиц (включая синонимы), в то время как объектный компонент -большим их числом.
Таблица 2
_________________________Преобразующий компонент________________________
Анализировать___________________________________________________________
Внедрить________________________________________________________________
Выделить________________________________________________________________
Выявить_________________________________________________________________
Дополнить_______________________________________________________________
Изучить_________________________________________________________________
Исследовать_____________________________________________________________
Классифицировать________________________________________________________
Конкретизировать________________________________________________________
Обнаружить______________________________________________________________
Обосновать______________________________________________________________
Описать_________________________________________________________________
Определить______________________________________________________________
Осуществить_____________________________________________________________
Охарактеризовать________________________________________________________
69
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 3, октябрь 2015 г.
_________________________Преобразующий компонент
Оценить__________________________________________
Показать_________________________________________
Проанализировать_________________________________
Провести_________________________________________
Проектировать____________________________________
Проверить________________________________________
Разработать______________________________________
Раскрыть_________________________________________
Реализовать______________________________________
Создать__________________________________________
Спроектировать___________________________________
Сформулировать___________________________________
Типизировать_____________________________________
Установить_______________________________________
Уточнить (уточнение)_____________________________
Формулировать (формирование)_____________________
Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит преобразование объектной части результата исследования. Конкретизация может идти по направленности, предметному содержанию, форме, методу, принципу организации, типу учебного заведения, возрасту учащихся и т. д. Уточнения могут касаться не только отдельных факторов, но и различных их сочетаний: места, времени, условий, методов и средств обучения.
В зависимости от области и направления науки объектный компонент может быть представлен на общенаучном, общепедагогическом или конкретно-научном уровне различными наборами типов и видов знаний (тип или вид знания здесь - одно из понятий предметной категории, образующих группы значимых для науки представлений; отождествляется с «видом» результата исследования).
На общенаучном уровне результат описывается в наиболее обобщенной форме без указания области, к которой он относится. На общепедагогическом и конкретном научном уровне результат соотносится с конкретной областью науки, в которой ведется исследование.
Все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое. Представление результата исследования в виде взаимосвязанных компонентов дает возможность подойти к их описанию с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить. Описание каждого объекта имеет свою структуру. Так, например, при описании классификации необходимо указать: объект классификации (элемент заданного множества, используемый при классификации); основание классификации (признак, по которому производится деление заданного множества на подмножества);
70
Педагогические науки
классификационную группировку (подмножества, полученные в результате разделения заданного множества по одному или нескольким признакам классификации); метод классификации (фасетный или иерархический); ступень классификации (этап разделения заданного множества на подмножества); глубину классификации (число ее ступеней).
Новый результат должен быть не только назван, но и теоретически или эмпирически обоснован. Имеется в виду, прежде всего, его экспериментальное подтверждение. Теоретическая аргументация применяется в тех случаях, когда эмпирическим путем решить исследуемый вопрос сложно из-за длительности эксперимента, из-за большого числа трудно поддающихся учету и контролю социально-педагогических факторов, из-за отсутствия соответствующей материальной базы и т. п.
Разработка методологических требований к описанию результатов научно-педагогических исследований позволит авторам лучше осмыслить и представить итоги собственной работы и работы других исследователей, систематизировать известные знания и включить их в общенаучный фонд, предупредить дублирование и параллелизм, сосредоточить силы и средства на решающих направлениях развития педагогической науки.
Литература
1. Полонский, В. М. Возможности применения рубрикатора для интенсификации научной и практической деятельности / В. М. Полонский // НТИ. -Сер. 1. - 1988. - № 9. - С. 17-19. - [Polonskij, V. M. Vozmozhnosti primenenija rnbrikatora dlja intensifikacii nauchnoj i prakticheskoj dejatel'nosti / V. M. Polonskij // NTI. - Ser. 1. - 1988. - № 9. - Р. 17-19. (In Russ.)].
2. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Ч. 1 / В. О. Ключевский. -М.: Мысль, 1987. - [Kljuchevskij, V. O. Kurs russkoj istorii. Ch. 1 / V. O. Klju-chevskij. - M.: Mysl', 1987. (In Russ.)].
71