УДК 338.43
В.Э. СУРАЗАКОВ
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПУТИ ИХ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Ключевые слова: антикризисное управление, пути финансового оздоровления, банкротство сельскохозяйственных организаций, модели реорганизации предпри-ятий-банкротов.
Рассмотрено финансовое состояние сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики. Проведена группировка предприятий по уровню финансовой устойчивости. Изучена практика проведения банкротства и проанализированы ее этапы. Приведены авторские организационные модели реструктурирования и финансового оздоровления предприятий-банкротов. Анализ показал, что около половины действовавших в 2005 г. сельскохозяйственных организаций задействованы в процедурах банкротства. Около 1/5 оставшейся вне процедур банкротства части предприятий также банкроты по своему финансовому положению. Необходима государственная финансовая поддержка реорганизационных процедур предприятий-банкротов.
V.E. SURAZAKOV
MAIN MEASURE OF ANTICRISIS MANAGEMENT AGRICULTURAL ORGANIZATION AND WAY THEIR FINANCIAL RECOVERY
Key words: anticrisis management, way of financial recovery, bankruptcy agricultural organization, models to reorganization enterprise-bankrupt.
The financial condition agricultural organization Chuvash Republic is Considered. The Organized group enterprise on level of financial stability. The Studied practice of the undertaking bankruptcy and are analysed her(its) stages as of Ministry of the agriculture of the Chuvash Republic. The author's organizing models of the restructuring and financial recovery enterprise-bankrupt are Brought. The Analysis has shown that beside halfs acted in 2005 agricultural the organization are used in procedure bankruptcy. Around 1/5 remained outside of procedures bankruptcy part enterprise also bankrupts on its financial standing. Necessary state financial support of the reorganizing procedures enterprise - a bankrupt.
Несмотря на определенные положительные изменения, происходящие в последние годы в аграрном секторе Чувашской Республики, увеличить или даже сохранить достигнутые темпы роста производства будет крайне сложно из-за тяжелого долгового бремени сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохраняющегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы для села, высокой изношенности парка машин и оборудования, разорения и банкротства значительной части предприятий.
Так, на начало 2007 г., по данным Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, в результате проведения процедуры банкротства было ликвидировано 112 сельскохозяйственных организаций, а по 122-м процесс ликвидации продолжается. Таким образом, 234 сельскохозяйственные организации из 473 числившихся на 01.01.2005 г. ликвидированы или находятся в процессе ликвидации вследствие их несостоятельности, что составляет около 50% общего их числа.
Однако и действующие сельскохозяйственные организации не обладают высокой финансовой устойчивостью. Так, по данным отчетности за 2007 г., из 219 сельскохозяйственных организаций 22% оказались убыточными, а около половины (46%) имеют рентабельность до 10%. Таким образом, можно сказать, что около 70% сельскохозяйственных организаций республики имеют финансовые проблемы из-за низкой рентабельности или убыточности.
В целях определения степени кризиса в сельскохозяйствейственных организациях Чувашской Республики проведен более подробный анализ их финансового состояния. В качестве информационной базы послужили электронные формы финансовой отчетности № 1 и № 2 213 сельскохозяйственных организаций 12 районов республики за 2007 г. (по ним были электронные базы
данных). Для анализа и оценки уровня финансового состояния предприятиями была использована методика определения типа финансовой устйчивости на основе расчета обеспеченности запасов источниками финансирования. В результате проведенных расчетов около 70% выбранной совокупности хозяйств оказались в кризисном или банкротном финансовом состоянии, в том числе 39% - в кризисном. Это означает, что для обеспечения текущей деятельности эти предприятия вынуждены привлекать кредиторскую задолженность ввиду недостатка нормальных источников (собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов). Остальные 20% предприятий данной группы находятся в банкротном финансовом состоянии, что обусловлено отсутствием у них собственных оборотных средств. Такой тип финансовой устойчивости означает реальное, финансовое банкротство, так как в этом случае предприятие практически все свои текущие хозяйственные потребности покрывает за счет заемных источников. По ним может быть официально объявлена процедура банкротства по решению арбитражного суда, если в суд обратятся кредиторы. И только 32% анализируемых предприятий имеют стабильную финансовую устойчивость.
Таким образом, анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки специальных антикризисных мер для более чем 2/3 сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики.
Под антикризисным управлением понимаются устранение финансовых затруднений и разработка организационно-экономических мероприятий, позволяющих предотвратить банкротство предприятия. Безусловно, в деле предотвращения банкротства и создания благоприятных финансовых, экономических, организационных и юридических условий, способствующих укреплению финансового состояния сельскохозяйственных организаций, немаловажная роль принадлежит государству. В данном случае государство обеспечивает благоприятные внешние условия деятельности путем создания соответствующей законодательной базы и применения косвенных рыночных рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Необходимо отметить, что определенные антикризисные государственные меры в настоящее время в России действуют.
Основными мерами государственного регулирования в целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций стали:
- принятие Федерального закона от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
- принятие Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», где учитываются особенности сельскохозяйственного производства при введении процедур арбитражного управления;
- введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
- развитие системы финансово-кредитного обеспечения АПК;
- принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;
- принятие и реализация с 2006 г. Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - в 2007 г. «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Вместе с тем тенденции ухудшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций нельзя считать преодоленными. В связи с этим сле-
дует обратить внимание на повышение эффективности различных механизмов финансового оздоровления неплатежеспособных, финансово неустойчивых предприятий отрасли сельского хозяйства.
Одним из таких механизмов призван служить процесс банкротства неплатежеспособных предприятий, регламентируемый Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Параграф 3 главы IX закона посвящен банкротству сельскохозяйственных организаций. Сельскохозяйственная организация относится к определенной категории должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила [1].
Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности. По такому сценарию заканчивается достаточно значительная часть процедур банкротства в Чувашской Республике.
Так, например, по данным Министерства сельского хозяйства, на территории обанкротившихся хозяйств к началу 2007 г. было создано 128 новых агроформирований [4]. Изучение и анализ условий создания и функционирования данных формирований позволяют выделить следующие их модели:
- создание интегрированного формирования с участием сельскохозяйственной организации и крупного промышленного или торгового предприятия;
- слияние сельскохозяйственной организации с перерабатывающими или иными агросервисными предприятиями, расположенными в одном регионе и занимающими одну продуктовую отрасль (вертикальная интеграция);
- учреждение нового аграрного формирования на основе выкупа имущественного комплекса несостоятельной сельскохозяйственной организации частными предпринимателями из других сфер деятельности (торговли, автосервиса, строительства, других отраслей промышленности), предприятия которых расположены на одной географической территории (горизонтальная интеграция с определенными оговорками);
- выкуп имущества обанкротившегося предприятия соседним финансово благополучным предприятием и присоединение соответствующих сельскохозяйственных угодий;
- выкуп имущества фермерскими хозяйствами, расположенными на территории обанкротившегося предприятия.
Примером успешной деятельности формирования в рамках первой модели является сельскохозяйственное предприятие «Родина» Ядринского района, которое вошло в качестве одного из подразделений в крупный агрохолдинг ООО Агрофирма «Волготрансгаз».
Положительным примером реализации данной модели финансового оздоровления также является ООО Агрофирма «Арабоси» Урмарского района, учрежденное на базе несостоятельного сельскохозяйственного кооператива «Арабосинский» путем выкупа имущественного комплекса крупным инвестором. В настоящее время ООО Агрофирма «Арабоси» является одним из лидеров в рейтинге лучших хозяйств республики и успешно расширяет свою
деятельность за счет присоединения имущества и сельскохозяйственный угодий разорившихся сельскохозяйственных предприятий, находящихся рядом.
В рамках второй модели финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий можно отметить ОАО «Вурнарский мясокомбинат», которое в целях укрепления своей сырьевой базы успешно присоединило к себе сельскохозяйственные организации, занимающиеся свиноводством. При этом мясоперерабатывающее предприятие одновременно усилило и свои рыночные позиции в республике, расширив свою долю среди родственных предприятий.
Особый интерес представляет агроформирование, созданное с участием предпринимателя и несостоятельной сельскохозяйственной организации.
Примеры такой модели: ООО «Исток» Шемуршинского, ООО «Агрофирма Кольцовка» Вурнарского, СХПК «Аврора», СХПК «Трудовик» Ядринского районов. В ООО «Исток» Шемуршинского района участниками формирования являются: ЗАО «Мясокомбинат "Шемуршинский"» и сельскохозяйственное предприятие ООО «Исток». Кроме того, в рамках создания нового формирования по президентской программе отбора руководящих кадров претендент присоединил к новому формированию сельскохозяйственные угодья соседних разорившихся хозяйств - ЗАО «Луч» и СХПК «Шамкинский» [3].
ООО «Агрофирма Кольцовка» также представляет собой интегрированное формирование с участием реорганизованного в ходе процедуры банкротства сельскохозяйственного предприятия ООО «Кольцовка» и предпринимателя, имеющего успешные бизнес-структуры в сферах торговли, строительства и технического сервиса. В ходе участия директора предприятия в конкурсе по отбору руководящих кадров для села [3] к данному формированию было присоединено еще одно хозяйство - ООО «Агрофирма Вурнарская» и сельскохозяйственные угодья разоренного хозяйства - оОо «Свет».
Присоединение земель и выкуп остаточного имущества разоренного предприятия соседним, финансово устойчивым сельскохозяйственным предприятием также является одним из распространенных моделей антикризисного управления банкротными организациями в сельском хозяйстве республики. Примерами такого расширения своей деятельности являются такие успешные хозяйства, как: ОАО «Агрофирма им Ленина», СХПК «Труд» Батыревского, СХПК «Коммитерн» Красночетайского районов и другие.
Фермерские хозяйства республики также активно участвуют в процессах восстановления производства на территории обанкротившихся предприятий. В качестве примера можно называть такие хозяйства, как: кФх «Кызыл-Сабанча» Комсомольского района (глава М.Г. Шарафутдинов), КФХ В.А. Никитин Красночетайского, КФХ «Бездна» (глава А.И. Сатеев), КФХ «Миха» (глава Г.М. Егорова) Шемуршинского районов.
Анализ условий организации перечисленных формирований показывает, что в условиях ухудшения финансового положения значительной части финансово-устойчивых сельскохозяйственных организаций и отсутствия у них инвестиционных средств для дальнейшего развития привлечение частных предпринимателей, фермеров, промышленных и сельскохозяйственных предприятий выступает одним из важных путей реформирования и финансового оздоровления аграрной отрасли.
Действительно, предприниматели, имеющие определенные бизнес-структуры вне сельского хозяйства, а также успешные представители агробизнеса, наработавшие определенный капитал и организационно-управленческий опыт, деловые связи, присоединяя к своему бизнесу разоренные сельскохозяйственные организации, выступают для них инвесторами, создают в них соответству-щие условия для развития сельскохозяйственного производства и превращения
его в доходный бизнес, вкладывают необходимые средства в приобретение и обновление техники, реконструкцию и строительство ферм, хранилищ, других производственных объектов, освоение и внедрение современных инновационных технологий. Привлечь и освоить значительные инвестиции на эти цели способны только налаженные и успешно действующие бизнес-структуры.
Чтобы такое агроформирование действительно было жизнеспособным и эффективным, необходимы определенные условия:
- наличие успешных предпринимателей, имеющих значительный опыт в бизнесе, определенный накопленный капитал и эффективную бизнес-структуру;
- поддержка местных органов власти, не препятствующих выкупу имущества сельскохозяйственных предприятий-банкротов предпринимателями и другими бизнес-структурами;
- реорганизация сельскохозяйственных кооперативов в более привлекательные для инвесторов организационно-правовые формы: ООО, ОАО.
Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [2] определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник - сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.
Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме и подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75% кредиторской задолженности должника. Следует подчеркнуть, что заключение соглашения о реструктуризации долгов ни в коем случае не является препятствием для возбуждения дела о банкротстве должника - сельскохозяйственного товаропроизводителя в общем порядке, предусмотренном законом о банкротстве. Напротив, ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ст. 27, 28) включает в себя положения о том, что возбуждение в отношении должника дела о банкротстве влечет автоматическое расторжение соглашения о реструктуризации его долгов.
Так, например, по Чувашской Республике из заключенных 220 соглашений о реструктуризации задолженности по разным причинам 93 соглашения были расторгнуты (33,1%), из них 25 соглашений (27% от числа расторгнутых) - по причине введения процедуры банкротства сельскохозяйственной организации [4].
Законом о банкротстве и другими нормативно-правовыми актами определены порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства. Основными целями этих мер являются: выявление на ранней стадии и предупреждение несостоятельности сельскохозяйственных организаций, его финансовое оздоровление и нормализация деятельности как хозяйствующего субъекта и удовлетворение всех требований кредиторов.
На ход процедур банкротства и его результаты действуют объективные экономические факторы, также значительное влияние оказывают кредиторы, заинтересованные лица и сами арбитражные управляющие.
В то же время при всей актуальности проблемы финансового оздоровления и восстановления платежеспособности сельскохозяйственных организаций в
действующем законодательстве недостаточно учтена специфика их деятельности. Об этом свидетельствует статистика банкротства по Чувашской Республике.
Так, в 2007 г., из 114 находящихся в процедуре банкротства сельскохозяйственных организаций всего по 6 предприятиям введена процедура наблюдения (5,3%) и по 1 организации - внешнее управление (0,9%), остальные 93,8% находятся на стадии конкурсного производства. На аналогичную дату прошлого года из 122 организаций 21 (17%) - находилась на стадии наблюдения и 1 организация - финансового оздоровления (0,8%), соответственно остальные 92% - в конкурсном производстве.
Анализ приведенных данных показывает, что абсолютное большинство банкротств находятся в стадии конкурсного производства, т.е. ликвидации предприятия. При этом главная задача, которую ставят перед собой арбитражные управляющие - это удовлетворение требований кредиторов и закрытие счета, т.е. ликвидация предприятия. Однако при ликвидации сельскохозяйственного предприятия и снятии его с налогового и государственного учета экономические и социальные проблемы не разрешаются, а еще более обостряются. На первых торгах арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие целиком. На практике из-за отсутствия покупателя предприятия как единого комплекса арбитражные управляющие выставляют на продажу имущество по частям: сельхозтехнику, скот, запасы. Это приводит к тому, что предприятие полностью прекращает свою деятельность. Оставшееся имущество, в том числе основные средства, обесцениваются, земля фактически выходит из сельскохозяйственного оборота.
По-нашему мнению, во избежание негативных процессов (экономических, социальных, и даже политических) необходимо ввести изменения в Закон о банкротстве, запрещающие продавать имущество должника сельскохозяйственной организации по частям, а при отсутствии покупателя - снижать цену и после всего - передавать государству. А государство должно создавать специальный фонд для поддержки и финансового оздоровления таких предприятий и через местные органы управления проводить конкурс среди претендентов - руководителей - антикризисных управляющих, способных возлагать такие предприятия.
Что-то подобное было начато в 2005 г. в Чувашской Республике в соответствии с Указом Президента ЧР от 17.02.05 г. № 15 «О дополнительном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере» [3]. Необходимо расширить этот опыт, распространив на предприятия-банкроты. Нужно также принять специальные законы, устанавливающие обязанности государственных органов управления в процессах банкротства сельскохозяйственных организаций.
Литература
1. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.
2. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 8Э-ФЗ.
3. О дополнительном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере. Указ Президента Чувашской Республики от 17.02.2005 г. № 15.
4. http//www.dov.cap.ru.
СУРАЗАКОВ ВЯЧЕСЛАВ ЭРНСТОВИЧ - аспирант кафедры финансов и кредита, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SURAZAKOV VYACHESLAV ERNSTOVICH - post-graduate student, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.