Волкова М.Н.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ НЕБЫТИЯ
В данной статье рассмотрены понятия бытия и небытия, структура небытия, основные положения и принципы философии небытия. Сравниваются две концепции: философия бытия и философия небытия.
Ключевые слова: небытие, философия небытия, бытие, философия бытия.
Философия небытия (The philosophy of nonbeing) - это новая область исследования в философии, заявившая себя в России на рубеже XX и XXI веков. Ее разработкой занялись два автора: Арсений Николаевич Чанышев и Натан Моисеевич Солодухо. В 1990 году в российском журнале «Вопросы философии» была издана статья А.Н. Чанышева, посвященная философии небытия. Не лишенная эмоциональности, она напоминает гимн, возданный небытию в форме, скорее, художественной, нежели научного систематизированного труда [1]. В 2002 году вышла в свет книга Н.М. Солодухо, где и были изложены основные принципы и постулаты философии небытия, ее структура, примеры аналогичного видения мира (в рамках философии небытия) в истории философской мысли [2]. Данная книга и служит основным систематизированным источником по изучению и дальнейшей разработке философии небытия.
Основные идеи философии небытия таковы: изначально существовало небытие, бытие (здесь не является важным, какова была форма этого первоначального бытия) появилось после небытия; если небытие первоначально, значит, все виды бытия, которые мы можем чувствовать вокруг себя, когда-нибудь вновь обратятся в небытие; небытие абсолютно и вечно, бытие же относительно и временно. В этой связи бытие выступает только как временное образование, которому вновь суждено исчезнуть. Небытие же вечно, оно объемлет бытие, давая возможность временно существовать.
Стоит определиться с самими понятиями бытия и небытия. Бытие
- категория, схватывающая и сцепляющая воедино все существующее. Это одна из самых объемных категорий, поэтому, исходя из логического закона обратной пропорции между объемом и содержанием понятия, она остается почти полностью лишенной содержательных характеристик. Бы-
тие - то, что указывает на свойство существования предметов. В этом смысле мир становится единым с точки зрения того, что сам мир и то, что его наполняет, просто есть. В данном ракурсе нас не будут интересовать конкретные признаки предметов, которые отличают данные предметы от всего разнообразия форм существования. Здесь важно только одно - что это есть. Важный пункт в данном контексте - «почему вообще нечто существует?» Данная постановка вопроса может показаться нефилософу абсурдным, чудаковатым или излишним. Но если попробовать объять в мысли все ныне существующее, абстрагироваться от всех временных форм бытия, которые рождаются и умирают, становится интересным и проблемным сам факт существования, раскрывается осознание велико-лепности наличия самой возможности быть. Наверное, мысль Парменида
- автора категорий «бытие» и «небытие» - могла следовать именно таким путем. Характеристики бытия у него следующие: оно абсолютно, то есть не зависит ни от чего; неизменно; находится вне пространства и времени, то есть вечно и неподвижно; имеет форму шара (идеальную, с точки зрения древнего грека, форму). Его бытие окружает, объемлет все существующее, не дает ему распасться, превратиться из порядка в хаос. Поэтому само бытие как основа существования вообще само должно остаться стабильным, стойким, неизменным.
Парменид отрицает существование небытия, ему нет места в мироздании. Если бы было небытие, то бытие могло бы измениться, занять место небытия. А этого нельзя было допустить. Как кажется, присутствие небытия поставило бы под угрозу абсолютность бытия, значит - само существование. Парменид задал тон всей онтологической традиции западной философии, которая принципиально реформировалась лишь на некоторых этапах ее истории.
Далее можно отметить Платона - настоящего гения древней Греции, создавшего знаменитую школу в полисе Афинах, подарившему миру первый опыт демократии. Платон, продолживший традицию Парменида, создал мир идеальных сущностей, прототипов материальных предметов, названных идеями. Идеи, по сути своей, обладали теми же характеристиками, что и бытие Парменида. Но их было множество. Так мир был разделен (еще задолго до Средних веков, где царствовала христианская традиция) на две части: идеальную, неизменную, которая дает право на существование другой части мира - смертной, постоянно находящейся в движении и изменении. Бытие здесь имеет другую трактовку (теперь бы-
тие - это более конкретные идеи Платона), но ее мировоззренческий «багаж», ее позиционирование общей структуры мира как некого незыблемого извечного порядка остался тем же. Бытие здесь, обладающее идеальной природой, в отличие от нашего материального мира, неуничтожимо. Это было в духе древнегреческой космологической культуры того времени.
Вышеприведенные примеры потребовались в данной статье, чтобы показать, как в философской западной традиции зародилась философия бытия, которая пронизывает всю мировоззренческую традицию современного западного мира. Итак, философия бытия зиждется на утверждении, что всегда было нечто, в противовес ничто. Самые ранние примеры парадигм философии небытия мы находим в восточной традиции, которая по сущности своей изначально была и остается нераздельно связанной с религиозным мировосприятием.
Далее определим, что такое небытие. Небытие - это все несуществующее, чего в действительности нет; этой категорией объединено в нечто целое все то, что обладает характеристикой несуществования. Но формы несуществующего различны. В самом широком смысле небытие представлено в двух формах: абсолютное и относительное небытие. По структуре, которую привел Н.М. Солодухо в вышеуказанном источнике, первый вид небытия именуется «небытийным небытием», или «небыти-ем-без-бытия». Приведем размышление самого автора: «В целом небы-тие-без-бытия является абсолютным в том смысле, что оно ни с чем не соотносится, т.к. ничего нет, кроме самого небытия. Оно существует само по себе нигде и ни в чем, не требуя причины своего существования - ничем не опосредованно. Оно самодостаточно, т.к. представляет собой Ничто - отсутствие какой-либо онтологической определенности вообще, отсутствие всякого нечто» [2, с. 46]. Относительное небытие («бытийное небытие», или «небытие-при-бытии») непосредственно связано с бытием. Оно, в свою очередь, подразделяется на три вида: 1) возможные формы, которые должны воплотиться в бытии (например, ребенок, который должен родиться в следующем месяце, семя, в котором потенциально заложен дуб); 2) формы, которых нет в данном фрагменте реальности (например, ручка, которой я пишу в данный момент, не является карандашом, тетрадью, столом, комнатой и т.д.); 3) отжившие формы бытия, которые перестали существовать (например, умерший человек, засохшее дерево) [2, с. 46-47].
В данном контексте небытие действительно всеобъемлюще. Тогда как можно объяснить такое негативное понимание небытия на протяжении всей истории философии, не исключая и сегодняшнюю ситуацию? [3; 4] Понятие небытия часто ассоциируется со смертью, лишенностью, страданиями и прочими явлениями, которых человек боится, или, по крайней мере, не хочет лишний раз о них задумываться. Надо признать, что такое стереотипное мышление все же во многом естественно и оправдано. Человек - существо бытийное. Он существует, при этом смерть -самая большая загадка для него. Не случайно в философии экзистенциализма (XX в.) человек приходит к глубинному пониманию мира и себя, когда, находясь в бытии, он каким-то образом приходит к констатации, что Ничто не просто существует, а находится в непосредственной близости, стоит рядом, непостижимое, страшное. «Только потому, что в основании человеческого бытия приоткрывается Ничто, отчуждающая странность сущего способна захватить нас в полной мере» [5, с. 26].
Заметим, что основной вопрос философии, сформулированный Ф. Энгельсом, а именно - «вопрос об отношении идеального к материальному, мышления к бытию», задается в рамках именно философии бытия. Так как бытие существует в двух формах - идеальной и материальной. А на проблеме соотношения этих двух форм существования и основан вопрос, названный «основным» во всей, по умолчанию, философии. Получается, что проблемы небытия просто изъяты из философии, которая развивается в лоне западной культуры. «В течение двадцати пяти веков философы, взявшись за руки, водили хоровод вокруг небытия, стараясь заклясть его». В итоге, в современной структуре философского знания нет пространства, в котором разговор о небытии занял бы свое определенное место. Два раздела, в рамки которого можно включить вопрос о небытии, есть онтология и метафизика. Онтология (от греч. ontos - сущее, бытие и logos - учение, слово, закон) - учение о бытии вообще, его сущности, структуре, формах и др. Метафизика дословно означает «то, что следует после физики». По-Аристотелю, это «первая философия», которая должна заниматься поиском первоначал, то есть тем высшим, что лежит в основании всего существующего и на что должно быть направлено внимание философа [3]. Думается, что небытие можно «уместить» именно в рамки метафизики, так как в границах философии небытия таким первоначалом и основой бытия будет являться небытие.
Но одно дело - признание существования небытия, наряду с бытием, другое же - развивать философию небытия, то есть признать первичность небытия над бытием. По-моему, сложно представить себе первоначальное существование лишь абсолютного Ничто (как это признается в рамках философии небытия). Мы живем в мире с его многообразными формами. Но с точки зрения небытия, было время, когда ничего не было: ни идеальной, ни материальной формы бытия. Данный заход в мышлении противоречит как научной материалистической картине мира (с ее принципом неуничтожимости материи и энергии), так и основным религиозным традициям с их внеземным, извечно существующим сверхъестественным Началом. Однако, в конце XX в. начали возникать альтернативные междисциплинарные исследования, стоящие на стыке физики и философии, о состояниях, когда хаос самопроизвольно превращается в систему. В религии мы обнаруживаем творение мира из Ничего.
Итак, став на позицию философии небытия, на наш взгляд следует признать возможность состояния абсолютного несуществования, небытия. Это кажется абсурдным. Но, на мой взгляд, не менее абсурдно, исходя из наличного каждодневного опыта, признать, что нечто существовало всегда, то есть не имело начала и не будет иметь конца. Это постулат философии бытия. Третьего же варианта событий нет. Задав себе единожды вопрос о начале начал существующего, можно выбрать только одну из этих двух позиций: все возникло из Ничего; Ничто было и, скорее всего, будет всегда; Именно поэтому Н.М. Солодухо формулирует «исходную философскую проблему» как «проблему соотношения бытия и небытия». «Действительно, наиболее фундаментальная проблема философии должна включать предельно широкие философские понятия, а таковыми в истории философской мысли были категории «бытие» и «небытие» («ничто»)» [2, с. 7].
Совсем не обязательно признавать себя представителем философии небытия, чтоб попробовать взглянуть на мир с иной - небытийной - стороны. Сознание по-разному строит теоретические системы мира, осмысливая его с разных сторон, и данный ракурс является новым и способным быть полезным. Каким же предстанет мир с точки зрения небытийного подхода?
Во-первых, философия небытия способна объяснить и принять любой дальнейший сценарий развития мира. Так, если бытие возникает из ничего, то данное возникшее бытие может обладать любой формой: может быть принят как материализм, так и идеализм, не исключая и дуализм. Тем
более, что таких «развертываний мира» из Ничто может быть множество; они могут сменять друг друга в цепи возникновения, уничтожения и дальнейшего возрождения в любой из возможных форм. Именно здесь небытие выступает как абсолютная потенциальность.
Во-вторых, если бытие - только вспышка в просторе небытия, то мир и каждая его частица самоценны; их существование шатко и временно, отчего возникает понимание важности каждого момента бытия.
В-третьих, человек, как единственное (из пока известных) разумное существо, может осознать всю необыкновенность своего существования. Тогда появление собственного «Я» в этом мире покажется великой удачей и возможностью своей полной и всесторонней организации. Сама жизнь в рамках философии небытия уже не будет казаться чем-то само собой разумеющимся. В данном ключе, актуальность биоэтики (новой области знания
- «этики жизни») понимается в рамках философии небытия особенно остро. Из истории мы видим, что жизнь начинает цениться тогда, когда приходит осознание конечности существования (так, биоэтика возникает именно в XX в.).
В связи с этим, было бы очень поспешным и поверхностным утверждать, что философия небытия принижает ценность жизни в пользу смерти, отрицая смысл человеческого существования. Наоборот, жизнь должна стать более осознанной и поэтому красочной, если мы осознаем ее временность и неповторимость. В данном случае, мы в полноте осознаем выражение древних римлян «Memento Mori» - «Помни о смерти».
Источники
1. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 158-162.
2. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2002. 146с.
3. Кутырев В.А. Крик о небытии // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 66-79.
4. Розов Н.С. Философия небытия: новый подъем метафизики или старый тупик мышления? // Credo New. 2011. №1(65). C.158-186.
5. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
6. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. 550 с.
Зарегистрирована 10.03.2011 г.