ны предполагать усиление позиций Государственной Думы и региональных парламентов в их взаимоотношениях с исполнительной властью. Отсутствие механизма партийной ответственности правительства в политической системе РФ может существенно снизить ожидаемый эффект от укрепления политических партий и перехода к чистой пропорционально представительной системе.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Ю. Глубоцкий, A.B. Кынев Опыт смешанных выборов в российских регионах //Полис, 2003, №2. С 124-142.
2. Автономов A.C., Захаров A.A.. Ор.юва Е М. Региональные парламенты в современной России. М., 2000; Голосов Г. В. Измерения российских региональных избирательных систем. — Полис. 2001, №4.
3. Голосов Г. В. Сфабрикованное большинство: конверсия голосов в места на думских выборах 2003 г./Полис. 2005, №1. - С. 108.
УДК 32 (091) Ш И '
Основные истоки идеи о суверенитете
Н.А. Слепцов
Для научного исследования теории суверенитета большой интерес представляют истоки идеи о верховной власти. В связи с этим в статье анализируются мифологические и религиозные представления о власти и верховной власти. Отсюда начинаются идеи о суверенитете, которые, развиваясь дальше, дали нам теории суверенитета.
Primary sources of the idea of supreme power are of great interest in conducting research on theory of sovereignty. In this connection the article presents analyses of mythological and religious ideas about power and supreme power. We can say that the ideas of sovereignty come form these notions that further developed a theory of sov-
На пороге XX и XXI веков проблема суверенитета опять оказалась в центре внимания мировой политики. Связано это, прежде всего, с двумя обстоятельствами.
Во-первых, после развала СССР и социалистического строя, окончания холодной войны идет становление нового мирового порядка, мир опять хотят поделить на сферы геополитического влияния. Не только политики, но и политологи США (3. Бзежинский, Джозеф С. Най и другие [1]) "заражены" идеей однополосного мира, где доминирующую роль отводят своей супердержаве. А как же быть с суверенитетом других субъектов международного права?
Во-вторых, становление демократических государств и перспектива такого пути развития для большинства стран мира по-новому ставят проблемы теории и практики суверенитета. Некоторые государства ради защиты своего государственного суверенитета хотят быть сильными в военном отношении и рвутся заиметь ядерное оружие (Северная Корея и Иран). Другие, например, Российская Федерация, наряду с военной мощью большие надежды возлагают на так называемую "суверенную демократию". "Если су-
веренитет — это основа государственности, то демократия — это то, посредством чего в современном мире только и можно создавать, производить и защищать долгосрочный жизнеспособный суверенитет", — пишет политолог и член Общественной палаты Российской Федерации А. Чадасв [2].
Возникновение идеи и становление теории суверенитета охватывает длительный исторический период. Первоначальные идеи возникли еще в древнем мире, на заре появления первых государств. Их мы относим к дотсоретичсскому этапу развития идеи суверенитета и характеризуем как истоки и древнейшие источники. В данной статье речь пойдет о мифологии и религии
как основных источниках теории суверенитета. ♦ * #
Проблема суверенитета существует со времени образования ранних государств. Если человек появился примерно 1,5 млн лет тому назад, то первые государства возникли сравнительно недавно. Около 3100-2800 гг. до н.э. фараон Менее обосновал I династию раннего царства в Египте.
СЛЕПЦОВ Николай Алексеевич, к.и.и., л о цент кафедры политологии ЯГУ.
В ХХУШ-ХХУИ вв. до н.э. возникла древняя цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппа в Индии. Около 2850 г. до н.э. берет начало знаменитый Вавилон. В XXIV в. до н.э. образовалось Шуме-ро-аккадское государство. В ХУШ-ХН вв. до н.э. существовало первое государство Шань (Инь) в Древнем Китае [3]. С возникновением этих и других государств стали формироваться определенные институты государственной политической (публичной) власти. Результатом этих влас-теотношений является возникновение проблемы суверенитета, т.е. вопроса о том, какая власть является верховной.
История развития человечества, однако, свидетельствует, что истоки идеи властеотношений лежат в глубокой древности. Они появились чуть ли не с самого первого дня возникновения человеческих отношений. Более отчетливые очертания эти отношения приобрели в период возникновения родов, племен и племенных объединений.
Первые представления о верховной власти были мифологическими и относятся, по-видимому, к периоду рабовладельческого строя. Тогда она стала играть "более или менее служебную роль... будучи носителем и выразителем полисной идеологии..." [4]. Они стали первым источником идеи суверенитета. Мифы, как некоторые до сих пор полагают, не были полностью абстракцией или чистым вымыслом. Крупнейший философ А.Ф. Лосев считал, что "абсолютная мифология есть абсолютное бытие..." [5]. Это высказывание имеет глубокий научный смысл. Мифы через личность, историю, чудо и слово связаны с бытием и имеют магическое воздействие на общественное сознание. Поэтому власть интерпретировалась, хотя из дотеоретических, но бытовавших представлений.
Отметим еще одно свойство мифов. В них характерно тождество информативного (о деяниях богов) и нормативного (беспрекословная необходимость подчиниться воле богов). Поэтому и различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений, в т.ч. властеотношений.
Согласно мифам, боги научили людей искусству управлять и передавать власть избранным земным правителям. Первоначально земными правителями были сами боги, жившие совместно с людьми. Но это было очень давно. По сообщению известного греческого историка Геродота (490-ок. 425 г. до н.э.), в Египте до V в. до н.э. прошло 11 340 лет земных правителей (341 поколение верховных жрецов и царей). Видимо, только раньше этого времени правили боги. Это вы-
ходит за рамки писаной истории, следовательно, тезис о правлении богов на земле недоказуем.
Древнегреческая мифология называет богов, правивших людьми (Кронос — титан, сын Урана и Геи; Зевс — сын Кроноса, ниспровергнувший своего отца в Тартарары и ставший владыкой богов и людей; Посейдон — сын Кроноса и Реи, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; Афина — дочь Зевса, богиня войны, побед и мудрости). В древнеримской мифологии есть аналоги греческих богов — Сатурн, Юпитер, Нептун, Минерва.
В древнееврейской мифологии говорится о договорном происхождении власти: бог в полном согласии с еврейским народом признается верховным законодателем, правителем и судьей. Когда власть передавалась богами людям, то законы еврейского народа получены Моисеем прямо от бога. С тех пор власть осуществляется людьми, кроме экстраординарных ситуаций.
В древнем Китае считали, что персона верховного правителя Поднебесной и есть точка связи с небесными силами. Поэтому вся власть в стране сконцентрирована в потенции и внутренней силе верховного правителя. Все остальные должностные лица — его помощники.
Понятия справедливости и законности мифы тоже относят к деянию богов. В древнем Египте такой богиней была Маат (Ма-ат). У индоарий-цев — Рта (Рита), китайцев — "дао", греков — "дике". В древневавилонском политико-правовом памятнике (XVIII в. до н.э., "Законы Хамму-рапи") указывается, что законы — это воля бога Шамаша.
Возникновение государства мифы связывают с борьбой добра и зла. Древние персы основателем мифо-религиозного течения Зороастризма считали Заратустра (Зороастр), жившего в VIII в. до н.э. Они сравнивали государства с небесным царством Ормузда. Монарх, являясь служителем Ормузда, должен был защищать подданных от зла и насаждать добро.
Борьба добра и зла характерна для мифологии всех народов — больших и малых. Эти сюжеты мы находим в эстонском эпосе — "Калевипоэг", в армянском — "Давид Сасунский", латышском — "Лагплесис", карельском — "Калевала", бурятском — "Геван", якутском — "Нюргун Боотур Стремительный".
Героический эпос — олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", созданный П.А. Ойунским в 1930-1932 гг., в полном объеме отразил мифологию народа саха (якутов) позднеродового или раннеплсменного этапа развития. Основная канва сюжета не отличается от общемировой мифологии — борьба добра и зла. Представление о божеском происхождении народа (айыы аймага,
солнечного улуса айыы), о верховенстве власти богов верхнего мира (а точнее — солнца, в образе Белого Великого Господина — Юрюнг Лар Тойон) над людьми среднего мира "с поводьями за спиной" (бог Солнца управляет людьми с помощью лучей — поводьев) — тоже общепринятые нормы.
Верховные боги отправляют на землю "айыы" (якуты) богатыря Нюргун Боотура Стремительного для истребления обитателей Нижнего мира
— злых духов "абаасы", творящих бесчисленные бедствия обитателям Среднего мира. Если племена айыы — творцы и созидатели, абаасы — сущие разорители. В этой борьбе все происходит по своим правилам, т.е. предопределенным богами Верхнего мира нормативным установкам, и конечный результат предсказуем — побеждает добро — такова воля богов. Но вся прелесть олонхо состоит в другом. А именно в красочном и довольно полном изложении обожествленного земного порядка, общественного обустройства. Все неодушевленное земное как первооснова жизни имеет своих духов — покровителей "иччи"
— так создал бог. Все живое, одушевленное — люди, скот, птицы, звери и т.д. — действует по нормативному поведению. Их взаимодействие предопределено общемировым (космическим) порядком.
Таким образом, согласно общемировой мифологии, народ, общество, власть, государство, право и законы имеют общий источник — волю Бога. Эта воля, однако, отражается в мировосприятии людей и влияет на формирование реальных властсотношений на земле. Можно полагать, что такое влияние шло продолжительное время.
Религия — второй источник идеи суверенитета. Фактически религия выросла из идеологии мифических богов, обладающих верховной властью. Просто произошло упорядочение, группирование вероисповсдуюших течений. Первым в 5-6 вв. до н.э. возник в Древней Индии буддизм.
Самыми старинными политико-правовыми документами в Древней Индии были священные писания и тексты гимнов — веды (с санскрита — "знания"). Самым известным таким текстом является так называемая "Ригведа", устанавливающая мировые божественные законы как в небесах, так и на земле. Под прямым влиянием священных книг возник древнеиндийский правовой памятник — "Законы Ману". Среди 2685 статей есть и такие, которые касаются политики. Царь (из высшего сословия брахманов — жрецов) "охраняет страггу", "правильно управляет страной". Но если он беспечно "мучает свою страну", то немедленно "лишается с родственниками страны и жизни". Это подчеркивает, что хотя царь и
управляет страной, но отвечает строго перед богом за все свое "неразумение".
В ГУ-Ш вв. до н.э. появляется политический трактат "Артхашастра", или наука политики, автором которого считается брахман Каутилья (Ча-накья). Он был министром Чандра-гупты I и хорошо разбирался в политике. В трактате определяются элементы государства. Предписывается норма поведения царя, исходящая не только из божеского закона об истине (дхарма), но и с точки зрения практической пользы (артха).
В VI в. до н.э. с критикой основных положений вед, упанишад (памятники древнеиндийской мысли 1Х-У1 вв. до н.э.) и всей идеологии брахманизма выступил Сиддхартха, прозванный Буддой. Бог как верховный правитель мира и первоисточник закона им отвергается. Сиддхартха утверждает, что все зависит от собственных усилий человека. Главное — дойти до состояния высшего совершенства, т.е. до просветления. Первым этого достиг сам Будда, прозванный Просветителем.
Буддизм призывает заново трактовать дхаммы как результат не божеского откровения, а результат разума, из которого они сотворены. Таким образом, доказывается естественный характер законов, управляющих мирозданием в целом, в том числе и общественно-политическими отношениями. Через страдание человек достигает освобождения (нирваны) от влияния внешнего мира, познает единственно верный смысл жизни. Смысл этот заключается в том, чтобы действовать во имя счастья и радости живущих рядом, т.е. для общества. Таким образом, буддизм признает истину как естественное состояние человеческого общества, признает силу народа. В конечном итоге буддизм своеобразными путями ведет к становлению гражданского общества, интересы которого выше, чем любого государства. Буддизм, как полагают, дает не только знание, но и мудрость. Нужно согласиться, что деятельность этого направления — буддизма несколько превратно, но способствовало становлению общечеловеческих жизненных ценностей. Ныне существуют многочисленные буддистские организации как религиозного, так и просветительного характера. В 1975 г., например, в Японии известный деятель буддизма, профессор Дайсаку Икэда образовал религиозно-общественную организацию Сока Гаккай Итернэшнл, филиалы которой существуют в 128 странах, включая Россию. Все они занимаются образованием и культурно-просветительской деятельностью.
Второй из самых влиятельных религий считается христианство, возникшее в 1 в. н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине). Первоначально оно было религией угне-
тенных, но уже в IV в. н.э. стало государственной религией Римской империи. Благодаря огромному влиянию этой сверхимперии православие быстро распространилось по Европе.
В средние века христианская церковь достигла пика своего могущества и стала нравственно-моральной опорой феодальных монархий. Государственный суверенитет был подменен абсолютной властью одного суверена — монарха. Известную библейскую формулу богословы превратили в обязательную догму христианства: "Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены". Так создавалась политика и идеология абсолютных монархий, оправдывавшая жестокие войны за власть. При этом свой меч церковь не обагрила кровью, дав другой меч в руки светских государей. Так они оказались слугами церкви. В средние века светская власть не стало выше духовной, несмотря на настойчивые попытки руководить единовластно политической жизнью общества.
В новое, и в особенности в новейшее, время церковь оказалась ослабленной, но все же важной не только идеологической, но и политической силой. Подвергнув модернизации свои догмы и признав важные реальности современного мира, она ничуть не отказалась от влияния на умы и души современного мира, на умы и души людей и по-прежнему оспаривает верховную власть, абсолютный разум за богом.
В 7 в. н.э. в Аравии возник ислам. Мусульмане исповедуют покорность всем предначертаниям Аллаха, его пророка Муххамеда. Главные
принципы ислама ихтожены в Коране. Арабские завоевания распространили ислам в страны Ближнего и Среднего Востока, а несколько позже—в государства Дальнего Востока Юго-За-падной Азии, Африки. Ныне мусульмане делятся на два течения — суннитов и шиитов. Как и христианство, ислам признает абсолютную верховную власть бога — Аллаха, который устанавливает обязательные для всех законы и порядки.
Таким образом, мифология и религия дали первоначальные истоки для возникновения идеи верховной власти, т.е. суверенитета. Эта власть трактовалась как абсолютная, неделимая и единственная. По времени первые такие идеи начали формироваться в мифологии, затем они очень долго проповедуются религией. Хотя научная мысль о суверенитете давно приобрела автономный характер, какие-то догматы религии сохранились до сих пор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Hau Дзожеф С. Гибкая власть: как добиться успеха и мировой политике. Перевод с англ. В. И. Супруна.
- Н.: ФСПИ 'Тренды". 2006. - 224 с.
2. Чадаев А. Предисловие// Суверенитет. Сборник/ сост.: Никита Гараджа. - М.: Издательство "Европа". 2006. - С. 4.
3. История государства и права. Хронология. - М.: Инф-ра-М.. 1996. - С. 7-21.
4. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М.: Госул. учеб.-педаг. изд-во Мин. проев. РСФСР. 1957. - С. 84-85.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.
- М.: Изд. полит, литературы, 1991. - С. 173.
...... ■■•„,_ У'?-»"
к: •• • .-