УДК 069. 4(470)"19"
А. А. Федотова
Основные источники и направления комплектования фондов провинциальных художественных музеев России во второй половине XX в.
Статья посвящена процессу комплектования фондов провинциальных художественных музеев России во второй половине XX в. Выявлены основные источники и направления комплектования, а также политические и социокультурные особенности обозначенного периода, повлиявшие на их формирование.
Ключевые слова: художественные музеи, коллекция, комплектование фондов, концепция
Anastasiya A. Fedotova
The main sources and the directions of funds completing in Russian provincial art museums in the second half of the 20th century
The article is devoted to process of acquisition of funds of provincial art museums in Russia in the second half of the 20th century. The main sources and directions of acquisition, and also the political and sociocultural features of the specified period are revealed.
Keywords: art museums, collection, acquisition of funds, concept
Комплектование фондов - одно из основополагающих направлений деятельности музея. Это способ осуществления музеем функции документирования, которая определяет его специфику и место в обществе.
В процессе комплектования формируется коллекция - основа, позволяющая развиваться главным направлениям музейной работы. От того, на каком уровне осуществляется комплектование коллекции, в итоге зависит уровень фондовой, экспозиционной, выставочной, культурно-образовательной деятельности музея.
Комплектование осуществляется на основании выработанной концепции, которая является частью общей концепции развития музея. Она зависит от профиля музея, социокультурных и политических условий, регионального контекста и отражает не только определенный этап в развитии музея, но и характеризует историческую ситуацию в стране.
Долгое время внимание исследователей было обращено преимущественно на коллекции крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Но в последние десятилетия все чаще объектом изучения становятся собрания региональных художественных музеев. В основном, в этих исследованиях рассматривается период XIX - первой половины XX в. Формирование художественных коллекций во второй половине XX в. освещается лишь в ряде статей и каталогах отдельных собраний, годовых планах и отчетах музеев, а также в материалах комплексных проверок Министерства культуры (МК) РСФСР. Таким образом,
главная задача статьи - обобщить разрозненную информацию и выявить особенности комплектования фондов провинциальных художественных музеев России в обозначенный период.
После 1953 г. управление музейным делом в России было сосредоточено во вновь созданном Министерстве культуры, а на местах - в органах культуры исполкомов Советов. Процесс демократизации, начавшийся в стране после смерти И. В. Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956), усиливавшийся интерес к отечественной истории и культуре, природе, туристическому движению способствовали активизации музейной деятельности.
Уже во второй половине 1950-х гг. начинается активное расширение музейной сети. В эти годы были открыты 15 музеев изобразительного искусства1. Процесс расширения сети художественных музеев в последующие годы продолжался.
1960-1980-е гг. ознаменовались «музейным бумом». Только появившиеся и давно существующие музеи страны начинают активно развивать все направления своей работы, в том числе комплектование фондов, которое происходило за счет различных источников.
Провинциальные художественные музеи, открытые в послевоенный период, преимущественно были образованы на базе художественных коллекций местных краеведческих музеев. Так, были созданы музеи в Красноярске, Барнауле, Новокузнецке, Махачкале и других городах.
В 1920-е гг. начинается перемещение про-
изведений из крупнейших дореволюционных музейных собраний (Государственный Эрмитаж (ГЭ), Русский музей (РМ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) и др.), и оно продолжается на протяжении всего советского периода отечественной истории. Для музеев, чьи коллекции были уничтожены во время войны, и музеев в городах, где не существовало значительной художественной коллекции, такие передачи стали главным источником пополнения фондов и основой собрания.
В 1942 г. было разрушено здание Сталинградской картинной галереи, а судьба коллекции до сих пор остается неясной. В 1960 г. был опубликован приказ МК РСФСР о создании Сталинградского музея изобразительных искусств. За три года новый музей по распоряжению МК принял свыше 2000 произведений, источниками поступления стали крупнейшие собрания страны: ГЭ, ГТГ и др. Среди первых поступлений музея - произведения Ф. Васильева, И. Крамского, А. Антропова, К. Брюллова, И. Айвазовского, К. Маковского, К. Коровина2.
Крупные центральные музеи в первую очередь расставались с произведениями художников, чья жизнь или творчество были так или иначе связаны с регионами. Чаще всего в провинциальные музеи передавались произведения графики (преимущественно печатной), эскизы, этюды, дублетный фонд. В 19601962 гг. из РМ в Мордовскую картинную галерею были переданы работы выдающегося мордовского скульптора XX в. С. Д. Эрьзи3.
В 1975 г. В. Карпов (директор Ирбитско-го художественного музея) обратился в ГЭ и ГМИИ им. А. С. Пушкина с просьбой передать молодому музею часть дублетных фондов художественных архивов. Таким образом, в музей было передано 103 работы из ГЭ и 520 из ГМИИ им. А. С. Пушкина4. 1 июня 2012 г. в Ирбитском ГМИИ открылась выставка, посвященная дару Русского музея. Коллекция произведений печатной графики, поступившая в музей в 1977 г., включает 75 листов. По словам директора В. Карпова, «эти гравюры из дублетного фонда для нашего музея стали своеобразной точкой опоры в деле дальнейшего собирательства той серьезной, ретроспективной коллекции отечественной графики»5.
В провинциальные музеи поступали произведения, которые до сегодняшнего дня находятся в их основных экспозициях. В постоянной экспозиции Челябинской картинной галереи с начала 1960-х гг. представлены живописные произведения, переданные ГТГ: Ж. Л. Монье «Портрет Елизаветы Алексеевны»,
С. Постников «Прощание Гектора с Андромахой».
В интересующий нас период при МК образуются организации, в обязанности которых входило пополнение фондов музеев страны. В 1959 г. при МК РСФСР была образована Дирекция художественных фондов, а с 1977 г. до перестройки - «Росизопропаганда» (РОСИ-ЗО). С первых дней существования на РОСИЗО возлагалась миссия организовывать и проводить выставки из собраний музеев страны, популяризирующие художественное наследие России и новейшее отечественное искусство, и государственные закупки произведений искусства с их последующим распределением по музеям.
Аналогичной союзной организацией было Всесоюзное художественно-производственное объединение имени Е. В. Вучетича, основанное в 1966 г. на базе Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР.
Для музеев в глубинке эти передачи были отправными точками в развитии своих коллекций. В 1986 г. художественному музею в г. Ноябрьске от МК через Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» были переданы живописные произведения советских авторов, отражающие эпоху 1970-1980-х гг., ставшие основой всего музейного собрания.
Помимо целевых закупок с выставок и последующей передачи, в одностороннем порядке МК давало возможность музейным сотрудникам самостоятельно отбирать произведения для своих коллекций в соответствии с планами и концепциями комплектования. Таким образом, качество отобранных произведений зависело от уровня профессионализма сотрудников музеев и галерей.
В «фондах» МК находились не только произведения советского искусства. Отдел экспорта ВХПО им. Вучетича являлся источником поступления произведений древнерусского искусства в музейные собрания. Лучшие иконы из этого отдела оставлялись для столичных музеев, тем не менее сотрудникам провинциальных музеев удавалось получить и очень ценные произведения. Исследователь русской иконописи из Ульяновского художественного музея В. К. Цодикович пишет, что «выхлопотала» там такие шедевры, как «Избранные святые перед образом Богоматери» конца XVII в., «Апостол Павел» XVII в. и другие иконы XVII и XIX вв.6
Деятельность художественного музея всегда была тесно связана с работой местного Союза художников (СХ). Организовывались
совместные выставки, рекомендации музея были аргументом для вступления в союз, сотрудники музеев сами были членами секции искусствоведения СХ. В свою очередь, СХ передавал в музеи большое количество произведений советских авторов, помогал налаживать связи с их наследниками.
С местными художниками музеи связывало не только плодотворное сотрудничество, но и искренняя дружба. Важнейшим источником пополнения коллекций были покупка произведений с выставок, из мастерских художников и безвозмездные дары. В фонды провинциальных музеев поступали работы не только местных художников, но и художников Москвы и Петербурга в результате проведения выездных выставок и творческих командировок сотрудников.
Родственники и наследники художников сохраняли теплые отношения с музеями и передавали в их фонды как отдельные произведения, так и целые коллекции. В 1970 г. Саранскому художественному музею было передано собрание живописных произведений Ф. Сычкова вдовой художника Л. В. Сычковой.
В обозначенный период художественные музеи ведут большую экспедиционную работу, в результате которой собрания пополняются произведениями, отражающими историю и культуру местного края. В 1960-1980-е гг. музеи Сибири, Поволжья, Юга и Севера России активно пополняют свои коллекции произведениями, собранными в экспедициях.
Зачастую в результате экспедиций музейные сотрудники спасали произведения искусства, хранящиеся в подвалах и колокольнях закрытых церквей. В ходе экспедиций сотрудников Ульяновского художественного музея, в результате тщательного осмотра подвалов, колоколен, сараев церквей были найдены и вывезены в музей 16 памятников симбирской деревянной скульптуры XVII-XIX вв. По свидетельствам сотрудников, «скульптуры были с фрагментарными утратами, в грязи и голубином помете»7.
В 1960-1980 гг. закупки становятся одним из источников пополнения фондов. Музеи могли осуществлять их через собственные закупочные комиссии на бюджетные средства.
Именно в этот период коллекции провинциальных художественных музеев пополнились уникальными произведениями, отобранными благодаря профессионализму и личной инициативе сотрудников музеев. В 1960-1970-е гг. большинство крупных провинциальных художественных музеев страны формулирует концепции и планы комплекто-
вания коллекций. Сотрудники ведут большую исследовательскую работу по изучению и выявлению частных коллекций, налаживанию деловых и дружеских связей с собирателями искусства.
И. В. Саверкина отмечает: «Несмотря на то, что в советское время существовало определенное противостояние между государственными музеями и коллекционерами, контакты между ними были необходимы обеим сторонам. Многие крупные коллекционеры постоянно поддерживали связь с музеями»8.
В результате исследовательской работы по изучению и выявлению интересующих музей произведений у частных коллекционеров, командировок в Москву и Ленинград сотрудникам Ростовского областного музея изобразительных искусств удалось пополнить такие разделы собрания, как коллекция русской иконописи (в 1986 г. приобретена коллекция икон у Б. Г. Пьянкова), русского искусства рубежа XIX-XX вв. (в 1978 г. у московского коллекционера Т. В. Рубинштейна были приобретены два прекрасных полотна - «Автопортрет» Е. С. Кругликовой и «Рыжеволосая натурщица на фоне голубой ткани» И. И. Машкова)9.
Яркой страницей в истории музейного дела в республике Саха (Якутия) стала безвозмездная передача в 1962 г. Национальному художественному музею более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ вв. из семейного собрания известного якутского ученого М. Ф. Габышева10. На основе дара был открыт филиал - «Музей западноевропейского искусства», преобразованный в 1995 г. в «Галерею зарубежного искусства имени профессора М. Ф. Габышева».
В эти годы на основе поступлений от частных лиц формируются целые музеи, в частности мемориальный музей им. Н. А. Ярошенко в Кисловодске. Это стало главной отличительной особенностью музея, остающейся неизменной на протяжении всех лет его существования. В числе его первых дарителей такие известные коллекционеры, как Б. Штерн (Ленинград), Ю. Невзоров (Москва), А. Шустер (Ленинград), Е. Протопопова (Москва), С. Шохор (Ленинград), И. Зильберштейн11.
Благодаря тому, что в 1960-1980-е гг. у музеев была возможность закупать произведения из частных коллекций, их собрания пополнились ценными экспонатами, которые заняли достойное место в музейных собраниях. В отличие от подавляющего большинства произведений, поступающих из МК, экспонаты, отобранные в результате самостоятельной исследовательской работы сотрудников,
имели высокую художественную ценность и значительно повлияли на дальнейшее развитие коллекции, а значит, и всех направлений деятельности музея.
Для выявления основных закономерностей процесса комплектования фондов провинциальных художественных музеев России во второй половине XX в. необходимо определить не только основные источники, но и ведущие направления комплектования.
В 1960-1980-е гг. политику государства в области музейного строительства в центре и на местах определяли партийные органы, диктовавшие порядок создания новых музеев, формирования их фондов, тематику, состав и т. д. Вплоть до 1990-х гг. перед музеями стояла необходимость выполнения идеологических задач. В 1950-1960-е гг. в музейной политике окончательно закрепился поворот к отражению и пропаганде истории современного общества в ущерб другим историческим периодам. Главным направлением комплектования большинства художественных музеев в это время становится пополнение раздела советского искусства.
Музеям рекомендовалось пополнять свои коллекции произведениями традиционных направлений советского искусства (после знаменитого посещения Н. С. Хрущевым выставки художников в Манеже) различных видов и жанров. Рекомендовалось уделить особое внимание тематической картине, которая помогала повысить идейный уровень собрания.
Ключевой в комплектовании провинциальных художественных музеев являлась ориентация на отбор произведений, отражающих специфику региональной художественной культуры. Концепция большинства художественных музеев России до сегодняшнего дня - отражение самобытности местного искусства в контексте истории русского искусства в целом. В некоторой степени такую формулировку диктовала культурная и национальная политика партии. Она предусматривала складывание на территории СССР советской социалистической культуры. Как утверждалось, характерной чертой советской социалистической культуры является ее многонациональность. Культуру, создаваемую освобожденным народом, рассматривали как социалистическую по своему содержанию и национальную по форме. Отмечалось также, что культура народов СССР связана неразрывными братскими узами с культурой русского народа, который помог угнетенным царизмом народам освободиться от национального, по-
литического и экономического гнета. Отсюда и обязательное наличие представительной коллекции русского искусства.
В результате реформ 1990-х гг. музеи получили свободу выбора приоритетов в формировании коллекций, но так называемый «краеведческий» компонент продолжает присутствовать в деятельности практически всех региональных музеев страны. Это связано с тем, что на современном этапе в России и в мире в условиях культурной унификации и глобализации все больше возрастает потребность общества в сохранении и изучении региональных культур. Музей является «репрезентативной моделью представляемой реальности региона, наиболее полно отражающей его специфику»12.
В связи с этим появляются направления в собирательской деятельности художественных музеев РФ, связанные с культурной спецификой региона.
Происходит выявление и отбор произведений народного искусства, отражающих местные художественные промыслы.
Музеи комплектуют разделы, посвященные местным художественным школам, центрам, направлениям. Тверская картинная галерея формирует коллекцию, посвященную своеобразным художественным центрам и направлениям, существовавшим на Тверской земле. Среди них школа А. Г. Венецианова, Академическая дача, имение Домотканово, дача «Чайка» на берегу озера Удомля и др.
В обозначенный период открываются мемориальные дома и квартиры, музеи пополняют коллекции произведениями, связанными с жизнью и творчеством известных художников и деятелей истории и культуры края. Так, юбилей М. В. Ломоносова в 1986 г. инициировал появление новой собирательской темы «Ломоносов и искусство его времени» в Архангельском художественном музее.
Почти все провинциальные музеи имеют коллекции местных художников, которые непрерывно пополняются и зачастую составляют большую часть коллекции. Разделы собрания, отражающие «региональный компонент», составляют уникальность и неповторимое своеобразие музея.
В зависимости от особенностей собрания музеи пополняют свои фонды произведениями различных периодов русского искусства. Основная цель комплектования большинства музеев - создать коллекцию, отражающую основные направления в развитии русского искусства, найти произведения известных русских художников высокого художественного
достоинства и наиболее для них характерные.
Одним из новых направлений комплектования в обозначенный период стало формирование коллекций наивного искусства. В 1970-1980-е гг. проводятся смотры народных талантов, активно работают Дома народного творчества. С областных и городских выставок самодеятельного творчества музеи закупают произведения талантливых наивных художников. Постепенно формируются разделы в основных фондах художественных музеев Оренбурга, Вологды, Пскова.
Во второй половине XX в. в ряде городов РСФСР открываются детские музеи, что отразило мировую тенденцию осмысления специфики детского восприятия музейного пространства и серьезного обращения к уникальному миру детства ученых, педагогов и деятелей культуры. В крупнейших художественных музеях формируются коллекции детского творчества, основываются детские художественные галереи, а в г. Югра открывается музей детского творчества.
После 1991 г. большинство музеев потеряло возможность закупать произведения в фонды, так как средств на комплектование практически не выделялось. Из-за недостаточности финансирования значительно сократилась экспедиционная деятельность музеев. Пополнение коллекций происходило за счет даров художников, частных лиц, а также передач из РОСИЗО и СХ. Основные направления и концепции комплектования сохранились. Тем не менее в 1990-е гг. в деятельности ряда музеев наметились новые тенденции.
Конец XX и начало XXI столетия вызвали к жизни активные международные связи, выставочные обмены, другие формы пополнения коллекций. Правоохранительные органы, в результате деятельности которых происходило изъятие произведений искусства, передавали их музеям. В конце XX в. собрание Ростовского областного музея изобразительных искусств пополнилось целым рядом икон XIX в., переданных Государственной налоговой инспекцией и Северо-Кавказским таможенным управлением13. В 1997 г. сочинской ФСБ в художественный музей были переданы на хранение предметы, добытые при грабительских раскопках в верховьях реки Мзымты14.
Новой тенденцией в отечественном музейном деле стало комплектование разделов актуального искусства. Это направление имеет свои несомненные преимущества, гарантируя безусловную подлинность, широкие возможности выбора, подкрепляя его обоснованность знакомством с достаточно большим числом работ
конкретного мастера. Но при этом возрастает невольная зависимость от веяний моды. Перед музейщиками остро встает вопрос получения новых знаний и навыков для отбора и оценки произведений современного искусства, а также их учета, хранения и экспонирования. Музею необходимо разработать методологию оценки нового материала.
Еще одним направлением комплектования является пополнение коллекций произведениями «второго» ряда. Достаточная временная отдаленность делает произведения, относящиеся ко «второму» ряду, значимыми не только своими изобразительными качествами, но и, прежде всего, как свидетельства определенных художественных вкусов своего времени с историко-культурологической точки зрения.
В 1990-е гг. музеи начинают сохранять от разрушения памятники советской эпохи. Так, сотрудники Тверской картинной галереи при финансовой поддержке городских властей в отделе гипсовой и каменной скульптуры ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря провели полную научную реставрацию разрушенного памятника К. Марксу, который является примером реализации плана монументальной пропаганды.
Таким образом, во второй половине XX в. происходит оформление коллекций большинства современных провинциальных художественных музеев, формулируются концепции комплектования, которым многие музеи следуют и по сей день.
Деятельность любого музея обусловлена многими факторами: его профилем, политической, экономической и социокультурной ситуацией в стране и регионе. Поэтому изучение процесса формирования коллекций художественных музеев требует использования методов культурологии, искусствознания, истории, социологии и других научных дисциплин. Комплексный анализ позволяет осмыслить предшествующий опыт и на его основе разработать новые концепции комплектования, которые будут определять облик музейных собраний в XXI в.
Примечания
1 Грицкевич В. П. История музейного дела в новейший период, 1918-2000. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. 152 с.
2 Волгоградский музей изобразительных искусств / сост. И. Кострыкина; авт. текста Т. Додина и др. М.: Белый город, 2006. 63 с.
3 Художественные коллекции в музеях России: справ.-путеводитель / отв. сост. Т. А. Кубанова; науч. ред. С. Н. Ле-вандовский. 3-е изд., доп. СПб.: Рус. музей, 2008. 376 с.
4 Там же.
5 Дар Русского музея: выст. отеч. грав. XVIII-XX вв.: каталог / Ирбит. ГМИИ; В. Карпов, А. Гамлицкий, В. Дерев-нина, Л. Семиновская. Ирбит, 2008. С. 3.
6 Цодикович В. К. Формирование музейной коллекции древнерусского искусства, 1970-1980-е гг. // Из истории формирования художественных коллекций: сб. ст. / под ред. С. В. Бирюковой, Т. Е. Колпаковой. СПб.: Гос. Рус. музей: Лик, 2003. Вып. 2. С. 183-185.
7 Там же. С. 184.
8 Саверкина И. В. История частного коллекционирования в России: учеб. пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2006. С. 122.
9 Ростовский областной музей изобразительных искусств: живопись: каталог. Ростов н/Д, 2002. 236 с.
10 Художественные коллекции в музеях России. С. 365.
11 Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск: альбом / авт. ст. и кат. Н. Бескровная, И. Кириленко; авт. аннот. И. Агамян и др. М.: Белый город, 2003. 63 с.
12 Мастеница Е. Н. Региональный компонент деятельности современного музея // Важский край: источниковедение, история, культура: исслед. и материалы. Вельск: Вельск. ист. музей, 2004. Вып. 2. С. 145.
13 Ростовский областной музей изобразительных искусств.
14 Сочинский художественный музей: альбом / авт. текста, сост. С. Шелихова. М.: Белый город, 2006. 63 с.