72
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.22
Основные инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности
Рассматривается место России в мировых инновационных процессах, предлагается превратить налоговые льготы в инструмент инновационного стимулирования.
Ключевые слова: инновации; налоговые льготы; стимулирование; налоги.
The author reviews Russian position in the world innovative processes, proposes to turn tax deductions into means of incentivizing innovation.
Key words: innovation; tax deductions; incentives; taxes.
Вишневская
Надежда
Геннадиевна
канд. экон. наук,
доцент
Финансового
университета
при Правительстве
Российской
Федерации
E-mail: vngfa@
rambler.ru
Место России в мировых инновационных процессах
В настоящее время разрыв между Россией и ведущими государствами, перешедшими на инновационный тип экономики, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает более чем в два раза Дании, Греции и Австрии, примерно в 13 раз Корее и Малайзии, 27 раз Германии и Великобритании, 38 раз Японии, 70 раз США1.
Место России в мировых инновационных процессах2 пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному по-
1 Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства РФ М. Фрадковым 05.08.2005 № 2473п-П7).
2 Погорлецкий А. И. Международное налогообложение. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 243.
тенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.
Налоговые льготы как инструмент инновационного стимулирования
На уровень развития экономики по инновационному типу влияет целый ряд факторов, таких как социально-политическая обстановка в стране, инвестиционная политика, налоговая политика, уровень и характер администрирования государством деятельности хозяйственных субъектов, правоприменительная практика. Налоговые льготы — не единственный инструмент инновационного стимулирования, но они являются одним из самых действенных, т. е. инструментом прямого действия на субъекты инновационной деятельности, получающие дополнительные средства в свое распоряжение в результате применения налого-
Экономика. Налоги. Право
№ 1/2013
Н.Г.Вишневская ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ..,
73
вых льгот. Это доказывает опыт Ирландии, Китая, Израиля, в которых применение льгот стало фактором интенсивного роста экономики и ее ускоренной переориентации на высокие технологии.
В связи с этим изучение наиболее успешного зарубежного опыта предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности как важнейшего элемента эффективной инновационной политики с целью его использования при совершенствовании российского законодательства по налогам и сборам приобретает большую актуальность.
Из анализа направлений налогового стимулирования в англосаксонских странах, в частности в США, Великобритании и Ирландии, следует, что основными налоговыми льготами являются:
• скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на НИОКР;
• отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;
• налоговые каникулы;
• создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом;
• налогообложение прибыли по пониженным ставкам (для малых и средних предприятий).
Применение зарубежного опыта в российской практике
Эффективность фискальных инструментов зависит как от факторов общей экономической конъюнктуры, например провалов рынка, так и от самой организации этих инструментов. В данных обстоятельствах фис-
кальные меры, популярные в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития, вряд ли с легкостью могут быть применены в российской экономике. Как свидетельствует опыт промыш-ленно развитых стран, несмотря на многообразие используемых налоговых инструментов, государство стремится к разумному сочетанию прогрессивных, нейтральных и регрессивных налоговых механизмов для достижения поставленных целей.
При применении зарубежного опыта в российской практике необходимо учитывать специфику организаций — субъектов инновационной деятельности, а именно черты, которые должны приниматься во внимание при внедрении специфических налоговых льгот, влияющих целенаправленно на инновации, а именно: в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, на уплату взносов на обязательное страхование социального назначения;
• инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС);
• проблемой для научных и инновационных организаций является налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу (налогу на прибыль организаций) с точки зрения ее размера и распределения по времени.
Оценка эффекта применения налоговых льгот
Выявленные в процессе анализа зарубежной и российской практики направления и проблемные точки
На уровень развития экономики по инновационному типу влияет целый ряд факторов, таких как социально-политическая обстановка в стране, инвестиционная политика, налоговая политика, уровень и характер администрирования государством деятельности хозяйственных субъектов, правоприменительная практика
№ 1/2013
Экономика. Налоги. Право
74
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Эффективность фискальных инструментов зависит как от факторов общей экономической конъюнктуры, например провалов рынка, так и от самой организации этих инструментов
2) 3)
4)
в налоговом регулировании (стимулировании) инновационной деятельности позволили с использованием соответствующих методических подходов (сравнения, наложения, дедукции и др.) выделить еще два направления в проведении углубленного анализа.
Во-первых, все льготы были разделены на группы в зависимости от специфики субъектов инновационной деятельности:
1) льготы в отношении «зарплатных» налогов и сборов; льготы по НДС;
льготы по корпоративному подоходному налогу (налогу на прибыль организаций); специальные режимы (комплексные льготы), действующие в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах, прочие льготы.
Во-вторых, в процессе анализа учитывались этапы инновационной деятельности. Так, российское законодательство укрупнено выделяет этап НИОКР и этап коммерциализации результатов исследований3. На основании этой классификации дополнительно был выделен этап использования инновационных продуктов, что само по себе имеет огромное значение для стимулирования инновационного процесса за счет увеличения спроса. При проведении анализа оценивался эффект от применения льготы, отражая его силу интенсивностью заливки цвета в таблице (табл. 1).
Дополнительно отметим, что одной из основных задач проведенного анализа инновационных льгот являлось определение максимально пол-
5)
3 Пункт 9 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2001 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
ного ассортимента инновационных льгот, применявшихся когда-либо в мире. Анализ проводился без привязки к отдельным странам, потому что в каждый конкретный момент можно говорить об определенном наборе сбалансированных для конкретной экономической ситуации в стране льгот, а не всех применявшихся в этой стране инновационных льготах.
Закономерности применения налоговых льгот
Помимо представленных в табл. 1 выводов, анализ позволил сформулировать также следующие закономерности:
1) первое системное применение налоговых льгот, стимулирующих научные разработки и производство высокотехнологичной продукции, началось в 60 годах прошлого века и осуществлялось в наиболее развитых странах;
2) как правило, начало применения льгот, стимулирующих инновации, характеризовалось массированным наполнением налогового законодательства льготами, предоставляющими существенные скидки по сравнению с базовым уровнем ставок;
3) в зависимости от эффективности действия льготы в конкретной стране, в конкретной экономической ситуации механизм применения льготы, а также ее процентные и стоимостные показатели менялись как в сторону уменьшения (например, Австралия снизила налоговый вычет на расходы на НИОКР с 150 до 125% с одновременным введением дополнительного вычета на прирост расходов на НИОКР), так и в сторону повышения;
Экономика. Налоги. Право
№ 1/2013
Таблица 1
Оценка эффекта применения налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Льготы в отношении зарплатных налогов и сборов
Вычет из налоговой базы по социальному страхованию либо из обязательств по социальному страхованию части затрат на выплату заработной платы работникам, участвующим в осуществлении НИОКР (R&D wage-costs) В Нидерландах льгота в виде вычета из налоговых обязательств составляет 12,5-25% от величины соответствующих затрат на заработную плату с ограничением по максимальному размеру вычета. Во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов Льгота прямого действия Косвенный эффектльготы за счет влияния на снижение цены на интеллектуальную собственность Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар Пониженная ставка для резидентов технико-внедренческих зон (ТВЗ), участников проекта «Сколково» Необходимы льготы так же для всех исследовательских организаций, в т.ч. не являющихся резидентами ТВЗ и участниками проекта «Сколково»
Пониженная ставка налога на доходы физических лиц для высококвалифицированных зарубежных специалистов. Может применяться во всех сферах экономики (включая НИОКР) Льгота косвенного действия, привлечение в НИОКР/производство/маркетинговые компании большего количества высококвалифицированных специалистов за счет снижения их персональной налоговой нагрузки 1. Главой 23 НК РФ предусмотрен социальный налоговый вычет на обучение. 2. Для высококвалифицированных иностранных специалистов предусмотрено применение ставки НДФЛ 13% с первого дня работы (если годовой ФЗП специалиста > 2 млн руб.)
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Льготы по НДС и прочим косвенным налогам
Освобождение от НДС либо применение пониженной ставки к НИОКР Льгота косвенного действия, не оказывает влияния на старт разработок, но способствует реализации результатов. Значительное снижение цены за счет существенной доли добавленной стоимости в ее структуре Прямой эффект льготы за счет влияния на снижение цены на интеллектуальную собственность Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар 1)пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ: не подлежат обложению НДС операции по выполнению НИОКР, отвечающих критериям новизны и высокотехнологичное™; 2) пп. 26 п. 2 ст. 149 НКРФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на перечисленную интеллектуальную собственность; 3) Ставка 0% для резидентов ТВЗ. Преимущества освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ значительно снижаются за счет существенного увеличения учетной работы,связанной с необходимостью ведения раздельного учета сумм «входного» НДС. Как дополнительное преимущество следует предоставить компаниям, пользующимся данной льготой, право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов либо распространить на подобные компании 10-20%-й барьер (вместо 5%-го применяемого сейчас и предусмотренного абз. 9 п. 4 ст. 170 НКРФ).
Isj О
ш
5
х
о 2 s
ш
ш ь о
■о
ш а О
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Пониженные вывозные ставки к высокотехнологичным товарам и ввозные к научному оборудованию Льгота косвенного действия Таможенные льготы для резидентов ТВЗ Ввести в таможенное законодательство дополнительные льготы на ввоз научного оборудования и пониженные вывозные ставки к высокотехнологичным товарам.
льготы по налогу на прибыль
Налоговые кредиты (R&D credits), снижающие исчисленный налог на прибыль в случае целевого направления прибыли на инвестиции в инновационную деятельность в размере доли целевых расходов либо доли приращения этих расходов + перенос льготы на будущие периоды Налоговый кредит как вычет из суммы исчисленного налога в размере доли средств, направленных на исследования и разработки, является льготой прямого действия. В США налоговый кредит составляет 20% прироста расходов на определенные виды НИОКР по сравнению с базовым периодом (берется среднее за четыре года, исчисляемое по установленной законом формуле). Во Франции налоговый кредит составляет 50% прироста затрат на НИОКР по сравнению со средними расходами в предыдущие два года. В Испании с 2002 г. компании могли претендовать на налоговый кредит в размере 30% объема расходов в текущем налоговом году и 50% превышения средних расходов за последние два год. Если компания осуществляет НИОКР, но за счет этого не имеет достаточно прибыли для того, чтобы воспользоваться в полном объеме налоговым кредитом, в законодательстве ряда стран предусматривается возможность переноса такого права на будущее. Период действия отложенных налоговых льгот обычно составляет от одного года до 15 лет в зависимости от характера осуществляемых инвестиций. Льгота прямого действия. Усиливает стимулирующий эффект налогового кредита для компаний, у которых финансовый результат после осуществления разработок, не определен Налоговый кредит как вычет из суммы исчисленного налога в размере доли средств, направленных на производство инновационных продуктов, является льготой прямого действия Налоговый кредит как вычет из суммы исчисленного налога в размере доли средств, направленных на приобретение высокотехнологичного оборудования, является льготой прямого действия + косвенное стимулирования за счет снижения цены на высокотехнологическую продукцию при применении льготы на этапе разработки и производства. Эта льгота имеет на покупателей высокотехнологичного оборудования максимальный эффект по сравнению с предыдущими участниками инновационной деятельности, в связи с отсутствием у последних уверенности в получении прибыли, а значит, и применении льготы Льгота применялась до 2002 года. Льгота стимулирует всех участников инновационной деятельности, но при этом - практически единственная льгота, стимулирующая спрос на высокотехнологическое оборудование. Необходимо восстановление льготы в гл.25 НК РФ с правом переноса неиспользованной льготы на будущие периоды
П g
I fb 03
I
О r> X
о
DO
"О
<
О DO О -1 О г>
£ "О
о
DO >
•>4 •>4
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Налоговые списания (R&D allowances), уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль - позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки (например, в Австралии -150%, в Сингапуре - 200%) Вычет из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки (например, в Великобритании -150%, затем (с 2002 г.) 125%, в Австралии -150%, затем 125%, в Сингапуре - в 1990-х годах до 200% (в результате затраты НИОКР увеличились в 6 раз), является льготой прямого действия. Критерии применения льготы: существенная новизна, важное практическое значение, сумма направленных средств. В некоторых странах при определенных условиях (превышении скользящего базового уровня затрат на НИОКР за три года) возможно списание дополнительно 50% затрат на НИОКР (в сумме 175% -в Австралии) Дополнительное списание не применяется. Косвенное воздействие на цену в сторону ее снижения. Дополнительное списание не применяется. Косвенное воздействие на цену в сторону ее снижения. 150% расходов на НИОКР (по перечню Правительства) признаются единовременно при расчете налога на прибыль-п. 7 ст. 262 НК РФ Льгота присутствует в российском законодательстве, но для большей результативности применения возможно увеличение норматива признания расходов на НИОКР, в случае роста объемов НИОКР либо увеличении рентабельности компании (с учетом корректировки на инфляционную составляющую)
Льготные нормы для амортизации капитальных расходов на научное оборудование В США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Аргентине и Австралии расходы, связанные с приобретением оборудования для исследований и разработок, не выделяются в отдельную группу капитальных затрат и списываются в порядке, определенном для налоговых вычитаний. Льгота прямого действия. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. В Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. Льгота прямого действия. Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар 1. В НК РФ установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше 3 к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности (сг.259.3 НК РФ) 2. В отношении основных средств, относящихся к 3-7 группам, организациям разрешено списывать до 30% первоначальной стоимости основных средств единовременно. 3. Организации информационной сферы стоимость вычислительной техники признают единовременно Усилит эффект применения амортизационной премии для субъектов инновационной деятельности отмена восстановления премии в случае реализации научного оборудования в пределах 5-летнего срока, ввиду того, что оборудование, используемое в инновационной деятельности должно быть высокотехнологичным и современным
о
ш
5
х
о
2 £
ш ь о
■о
ш а О
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Специальные режимы (комплексные льготы), действующие в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах
Освобождение от налогов («налоговые каникулы») или применение пониженных ставок для вновь созданных компаний в наукоемком секторе производства Во Франции компании, расходы на НИОКР которых превышают 15% оборота, получают освобождение от уплаты налогов до 8 лет. В Малайзии полностью освобождены от налога на прибыль сроком на 5 лет, в Китае вновь созданные ком-пании-разработчики программного обеспечения уплачивают 50% от налога на прибыль в течение 2 лет, начиная с первого «прибыльного года». Льгота прямого действия. Аналогичные льготы могут применяться для предприятий-производителей Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар Инвестиционный налоговый кредит ИНК не компенсирует отсутствие данной льготы в российском законодательстве. Льгота учитывает специфику экономики инновационных компаний, имеет сильный стимулирующий эффект. Должна присутствовать в российском законодательстве.
Налоговые льготы для физических и юридических лиц, инвестирующих собственные средства в инновационные компании на ранних стадиях исследований или в стартовые инновационные фирмы («бизнес-ангелы») Пониженные ставки налога на прирост капитала (обычно примерно в два раза меньше обычных ставок налогов с доходов) или полное освобождение от налогообложения доходов от вложения в компании. В Австрии (базовая ставка 50%): 25%; доходы, полученные компанией-резидентом от долевого участия в компании-резиденте, налогом не облагаются. В Испании (базовая ставка 45%): для активов, находившихся в собственности менее года - 45%; более -15%. В Финляндии (базовая ставка 58%): 28%. Льгота имеет косвенный характер за счет повышения доступности и снижения стоимости финансовых ресурсов для исследовательских компаний
П
г
I
а
он
I
О г> X
о 00
"О
<
о 00 о -1 о г>
£ "О
о
00 >
•>4 чО
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Налоговые льготы в режиме «инновационной/патентной копилки» (innovation/patent box) Выборочное стимулирование инноваций, которые имеют положительный результат в виде патента и доходов, получаемых от его использования. Режим применяется в таких странах, как Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Испания, с 2013 года к ним планирует присоединиться Великобритания. Механизм стимулирования: обложение по пониженной ставке доходов от продажи новой продукции, произведенной с использованием патента. Это - льгота прямого действия, однако стимулирование имеет выборочный характер: льготируются только результативные исследования Целесообразно применение льготы в РФ
Свободные экономические зоны Ирландия предоставляет компаниям, включая исследовательские и производственные налоговые льготы в свободной зоне Шэннон (10% налог на прибыль, освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин). Гонконг на 50 лет получил статус особого административного района с собственной системой налогообложения. В т. ч. к компаниям особой экономической зоны может применяться ставка НДС 0%. Льгота прямого действия. Льготы для ТВЗ, СЭЗ в Калининградской области, льготы в рамках проекта «Сколково»
Прочие льготы
Льготы на региональном уровне Региональные льготы на НИОКР. Например, в Испании - это Канарские острова, Наваррская область, Страна Басков Возможно применение аналогичных льгот и на этапе производства высокотехнологичной продукции Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар Закон Нижегородской области, г. Санкт-Петербурга, Чувашской Республики За счет региональных льгот решается вопрос предоставления льготы по региональным налогам: налога на имущество, транспортного налога, налога на прибыль в части, причитающейся бюджету субъекта РФ
о
ш
5
х
о 2
х
£
ш ь о
■о
ш а О
Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод
1 2 3 4 5 6
Адресные налоговые льготы для предприятий, осуществляющих фундаментальные или общественно значимые исследования Льготируются работы по созданию вакцин (Великобритания) Поддержка исследований, проводимых в бизнес-инкубаторах (Израиль) Адресные льготы прямого действия Возможно применение аналогичных льгот и на этапе производства высокотехнологичной продукции Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ: не учитываются как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности согласно перечню
Положения соглашений об устранении двойного налогообложения, в соответствии с которыми полностью или частично от налогов «у источника» освобождаются проценты по ссудам, платежи роялти, рентные платежи от владения высокотехнологичным оборудованием (самолеты) Льгота косвенного действия, стимулирующая инвесторов существенной экономией на налогах, что в свою очередь на уровне исследовательской/производственной/сбытовой компании влияет на размер стоимости привлекаемых ресурсов и лицензионных платежей Аналогичные положения присутствуют во многих международных Соглашениях России
П
г
I
а
он
I
О г> X
о 00
"О
<
о 00 о -1 о г>
£
"О О
00 >
82
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
...в настоящее время не существует единого подхода к определению механизмов налогового стимулирования в обеспечении научно-технического развития
и инновационного роста
4) специалисты некоторых стран считают, что более эффективным механизмом является общее сокращение налога на прибыль корпораций, учитывая тот факт, что поддержание льгот в сфере НИОКР заметно усложняет общее налоговое законодательство;
5) несмотря на существенные трудности в разработке методологических подходов к льготам и их применении на практике, исследования, проведенные во многих странах за последние 20 лет, подтверждают, что снижение затрат на проведение НИОКР в результате использования частными компаниями дополнительных налоговых льгот ведет к дополнительным инвестициям в разработку высоких технологий.
Таким образом, в настоящее время не существует единого подхода к определению механизмов налогового стимулирования в обеспечении научно-технического развития и инновационного роста. Можно сделать вывод о том, что тем не менее в целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования этих механизмов в современной инновационной политике индустриальных стран.
Предложения по реформированию российской системы налоговых льгот
Сформулированный вывод, а также проведенный сравнительный анализ представительной совокупности налоговых льгот, применяемых в мировой практике для стимулирования развития инновационной экономики, с одной стороны, и российских льгот, с другой, позволяет сделать следующие выводы о целесообразности реформирования российской системы налоговых льгот, направленных на стимулирование инноваций:
— необходимо введение в главу 25 НК РФ льготы в виде вычета из исчисленной суммы налога на прибыль организаций средств, направленных налогоплательщиком в налоговом периоде на инвестиции в инновационную деятельность, в размере доли целевых расходов либо доли приращения этих расходов с правом переноса неиспользованной льготы на будущие периоды (налоговые кредиты/R&D credits). Применение данной льготы имеет сильный эффект на всех участников инновационной деятельности и в максимальной степени стимулирует спрос на высокотехнологичное оборудование;
— целесообразно усилить действие присутствующей в российском налоговом законодательстве льготы, касающейся признания расходов на НИОКР в размере до 150% (на выборочной основе) — ст. 262 НК РФ — положением о дополнительном списании расходов на НИОКР по более высокому коэффициенту (1,6-2) по суммам расходов на положительные НИОКР в части превышения расходов на положительные НИОКР предыдущего налогового периода и/или при условии увеличения рентабельности компании с учетом корректировки на инфляционную составляющую (налоговые списания/R&D allowances);
— взамен малоэффективного и сложного в применении инвестиционного налогового кредита целесообразно дополнение российского налогового законодательства льготами по освобождению от налогов («налоговые каникулы») или применению пониженных ставок для вновь созданных компаний в наукоемком секторе производства (сейчас такой режим предусмотрен только для участников проекта «Сколково»), а также льготами, предоставляемыми на выборочной основе в рамках приоритетных проектов, в режиме «инновационной/патентной копилки» (innovation/ patent box);
Экономика. Налоги. Право
№ 1/2013
Н.Г.Вишневская ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ..,
83
— следует предоставить компаниям, пользующимся льготой по НДС, право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов и принимать к вычету «входной» НДС, предъявленный в отношении таких расходов, либо повысить барьер, позволяющий не вести раздельный учет сумм входного НДС для подобных компаний до 10-20%;
— нуждается в общем снижении бремя на зарплатную составляющую добавленной стоимости: как минимум — для всех участников инновационной деятельности, как максимум — для всех категорий налогоплательщиков.
Реализация сделанных предложений позволит привести в систему существующую совокупность российских налоговых льгот, стимулирующих инновационный тип развития экономики, и оптимизировать целенаправленное влияние этих льгот на налогоплательщиков.
Выводы
В настоящее время не существует единой модели определения перечня инструментов и механизма налогового стимулирования в обеспечении научно-технического развития и инновационного роста. Тем не менее, в целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования налоговых инструментов в современной инновационной политике индустриальных стран.
Углубленный сравнительный анализ позволил также определить перспективные направления совершенствования российского законодательства по налогам и сборам в отношении всех участников инновационного процесса, причем как в механизме исчисления отдельных налогов (по элементам налогообложения), так и в отношении снижения уровня налоговых рисков при проведении контрольных мероприятий.
Литература
1. Raising EU R&D Intensity. Report of European Commission by an Independent Expert Group. L, 2003. URL: http://www. kylbakov. ru/page110/page136/index.html
2. R&D tax incentives: rationale, design, evaluation// OECD, 29 November 2010.
3. Global guide to R&D tax incentives — Tax and Economic Interest Grouping, 2009.
4. URL: http://alecon.co.il/article/ tax_israel_r01.html.
5. URL: http://www.openbusiness. ru/html_euro/irland_open1.htm.
6. URL: http://www.openbusiness. ru/html_euro/china_open1.htm.
7. URL: http://www.shannon-dev.ie.
8. URL: http://www.rg.ru/2011/04/ 19/vasiliev.html.
9. URL: http://tax.eycis.info.
10. URL: http://tax.eycis.info.
11. URL: http://chinatax.gov.cn.
Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»
Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.
При практической реализации этого документа следует обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики.
№ 1/2013
Экономика. Налоги. Право