Новикова Екатерина Владимировна
старший преподаватель кафедры зарубежной и отечественной филологии Макеевский экономико-гуманитарный институт
(г. Макеевка, ДНР)
УДК 371.134
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ США
THE ENTRANCE CAMPAIGN MAIN FEATURES FOR THE GIFTED STUDENTS TO THE UNIVERSITIES OF THE USA
В статье рассматриваются основные тенденции процесса поступления одаренных студентов в высшие учебные заведения США, делается попытка выделить основные требования к поступлению в ВУЗ США, выделяются основные программы раннего поступления одаренных студентов в высшее учебное заведение США.
Ключевые слова: одаренность, одаренный студент, высшее учебное заведение, программы раннего поступления для одаренных студентов.
In the article the main tendencies of the admission process of the gifted students in the Higher Educational Establishments of the USA are considered, attempt of pointing out the main demands to the gifted applicants is made, the main early admission programs for gifted students to the US institutions of higher education are determined.
Key words: giftedness, gifted student, institutions of higher education, early admission programs for gifted students.
Актуальность проблемы. Современное состояние развития высшего образования характеризуется тенденциями реформирования и адаптации отечественной системы к требованиям образовательного пространства, принятым во всем мире. Это, в первую очередь, касается регулирования нормативной базы согласно современным потребностям экономики и инновационному развитию страны, определения четкого перечня образовательно-квалификационных уровней и направлений подготовки, установления четкого перечня документации, которая необходима для вступления в ВУЗ, и порядок представления и рассмотрения заявления абитуриента.
Процесс выбора учебного заведения и поступление в него является сложным для любого молодого человека из-за неуверенность в определении цели будущей профессиональной жизни в течение последних двух лет учебы в школе. Для одаренной личности этот процесс является еще тяжелее из-за особенностей ее психологического развития и потребности в большем количестве времени на принятие решения. Именно поэтому опыт Соединенных Штатов Америки в организации процесса определения
карьерного будущего и процедур поступления для одаренных выпускников школ может стать полезным для отечественной системы образования.
Анализ последних исследований. Возможности одаренной личности, само явление одаренности, проблемы, вызванные наличием определенной одаренности, психологические особенности одаренной личности исследовали на протяжении ХХ век ученые, педагоги, психологи ведущих стран мира: Б.Блум, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, Дж.Равен, С.Рис, Л. Смит, Л. Терман, П. Торренс, Ф.Уильямс (США); А.Бине, Р. Мейли (Франция); К.Хеллер, В.Штерн (Германия); Ю.Бабаева, С.Дерябо, В.Лебедева, Н.Лейтес, О. Матюшкин, В.Орлов, В.Панов, Б.Теплов, М. Холодная, В.Шадриков, В.Юркевич, Е.Яковлева, Д.Богоявленська (Российская Федерация); О. Антонова, В.Моляко, О. Музыка, О. Кульчицькая (Украина).
Формулировка целей статьи. Целью исследования является рассмотреть основные характеристики процесса поступления одаренных студентов в высшие учебные заведения Соединенных Штатов Америки, определить особенности вступительной кампании для одаренной личности в США.
Для достижения цели необходимо решить следующие задания: проанализировать современное состояние разработки проблемы процесса поступления одаренного человека в высшую школу США; провести критический анализ тенденций в разработке форм и методов поддержки при поступлении в ВУЗ, выявить наиболее значимые процедуры поступления для одаренных студентов в ВУЗАХ США, которые могут быть использованы в современной практике при условии их критического осмысления.
Изложение основного материала. В Соединенных Штатах Америки не существует общенациональной системы высшего образования из-за отсутствия учебных заведений (кроме военных академий), которые подчиняются только федеральному правительству. Однако власть обеспечивает руководство и финансирование федеральных образовательных программ, в которых участвуют как муниципальные, так и частные учебные заведения, а Министерство образования США осуществляет надзор за реализацией таких программ.
Высшие учебные заведения США, в которые потенциально могут вступить одаренные старшеклассники, можно условно разделить на: 1) двухгодичные, так называемые местные или общественные колледжи (community colleges), образование в которых финансируется местной властью и рассчитано на удовлетворение местных потребностей в специалистах средней квалификации. Для поступления нужен аттестат об окончании средней школы, а по окончанию присваивается степень младшего специалиста (associate degree). Существуют разнообразные образовательные программы, но все они ставят перед собой одну из пяти целей: подготовка к колледжу высшей степени, получение практической специальности, общее образование, заполнение пробелов среднего образования (remedial, compensatory, and developmental education) и подготовка специалистов для
местных общинных потребностей (иногда по заказу больших местных компаний). Преимущество таких колледжей - в относительно невысокой плате за обучение и в том, что в них достаточно легко поступить; 2) четырехлетние колледжи, в которых преподаются родственные дисциплины, и выпускникам которых присваивается квалификационный уровень бакалавра гуманитарных наук (Bachelor of Arts) или естественных наук (Bachelor of Science); 3) университеты, в состав которых входит большое количество колледжей, аспирантур, которые специализируются на разных областях знаний, одна или несколько "профессиональных школ" (например, юридическая или медицинская школы) и один или несколько научно-исследовательских центров, которые осуществляют реализацию программ подготовки как бакалавров, магистров, так и аспирантов [1].
Последовательный программный процесс планирования поступления к колледжу предоставляет студентам возможность получить информацию от консультантов, других взрослых и одногодок, которые понимают потребности одаренных студентов, выслушают их внимательно, смогут объяснить, уточнить их опыт в учебе и обсудить их отношение к изменению самооценки. К таким программам должны быть привлеченные студенты, которые были идентифицированы как одаренные (обычно с помощью IQ-тестов), но могут быть не совсем успешными академически. Студенты могут больше узнать о себе и о широком многообразии возможностей в выборе карьеры. Планирование поступления в колледж должно сопровождаться обеспечением детальной информацией одаренных студентов и начинаться еще в седьмом классе средней школы.
В течение седьмого и восьмого классов школы, начиная реализацию плана поступления в колледж или университет, особенное внимание уделяют самоанализу одаренной личности, управлению распределением времени, навыкам учебы и профориентации одаренных школьников. Разрабатывается 4- или 6-летний план и развиваются навыки принятия решений. В этот период одаренную молодежь поощряют к участию в региональных программах поиска талантов и обеспечивают информацией о вступительных экзаменах: Тест Школьных Способностей (the Scholastic Aptitude Test (SAT)) и\или Тест Американского Колледжа (the American College Test (ACT)). Планирование изучения усложненных курсов часто начинается в восьмом классе, особенно это касается таких дисциплин как математика, языки и естественные науки. В случае, если многие ученики не могут начать изучения усложненных курсов в последовательности, предлагается программа их прохождения летом или дистанционно, что финансируется региональными центрами поиска талантов.
В течение девятого и десятого классов мероприятия по консультированию помогают старшеклассникам прояснять их интеллектуальные, социальные и эмоциональные переживания, создавать ощущение идентичности и направлять их в определенное русло, определять краткосрочные и долгосрочные цели. К 10-у классу, одаренные начинают
осознавать, как их академические предметы, ценности, интересы и цели связаны с будущей карьерой. Они также узнают, что некоторые интересы и таланты развиваются в художественные или научные взгляды, в то время как другие переходят лишь в хобби.
В одиннадцатом и двенадцатом классах мероприятия руководства включают в себя организацию взаимодействия и стажировку у наставника. На групповых семинарах школьники имеют возможность узнать, как выбрать ВУЗ, кто занимается процессом приема, как оценивают кандидатов и др. Их знакомят с процессом подачи заявления и способами представить себя так, чтобы учебное заведение восприняло их как достойную кандидатуру. Родители одаренных старшеклассников имеют возможность поддержать эффективность программы руководства, участвуя в школьных центрах развития карьеры при средних учебных заведениях, обеспечивая таких личностей расширенными возможностями.
Одаренные выпускники школ узнают о колледжах в два этапа. Первый шаг включает у себя сбор общей информации, а также посещение колледжей. До конца 11-го класса ученик должен уметь составить список от 10 до 20 колледжей на основе личных критериев. Шаг второй включает в себя анализ и оценку информации. Старшеклассники должны четко понимать свои потребности и быть творческими исследователями. К середине 12-го класса, выпускник школы должен сократить свой список до пяти или шести колледжей, принимая во внимание (а) личные ценности, интересы и потребности; (б) разнообразие и диапазон доступных возможностей колледжа; (с) прагматичные аспекты, такие как стоимость и расстояние, и (г) метод, который используется в колледжах, чтобы выбрать первокурсников (коэффициент селективности). Окончательный список должен включать одно учебное заведение, которое, безусловно, примет именно этого кандидата, второй ВУЗ, приемные критерии которого находятся немного за пределами аттестата абитуриента, и третий или четвертый колледж, который имеет критерии приема, которые отвечают аттестату студента.
Некоторые одаренные старшеклассники при поступлении подают заявку в наиболее селективные колледжи и университеты, которые получают больше чем 10 заявлений на каждое место первокурсника. Абитуриент, который стремится поступить в наиболее селективный колледж должен рассчитывать на высокие требования рассмотрения заявления. Выпускники должны понимать, что процесс подачи заявления может быть критическим фактором, который определяет принятие или отклонение их кандидатуры [2, с.9-18].
Обычно высшие учебные заведения в США используют разнообразные критерии приема будущих студентов, и одаренные абитуриенты не являются исключением. Общие критерии включают баллы за тестирование (American College Testing Program/Scholastic Assessment Test), активное участие во внеклассных мероприятиях, средний балл аттестата (Grade Point Average), целостность личности и общее эссе для приема в колледж. Дополнительные
критерии, которые используются в разной степени, включают спортивные способности, унаследованные преимущества (то есть членов семьи, которые получили высшее образование), расу, способность платить полную плату за учебу, возможность жертвовать деньги учебному заведению, необходимый состав класса (особенно разнообразие, которое включает в себя расовое, географическое и национальное разнообразие и многообразие интересов в классе), состояние здоровья, субъективная оценка характера студента (на основе эссе или интервью), и общее решение приемной комиссии. Значение разных факторов изменяется между университетами и их требовательностью, измеряется сроками приема (которая зависит как от требовательности учебного заведения, так и от количества и типа заявителей), она колеблется от 100% (колледжи, которые принимают всех желающих) до уровня ниже 10%.
В большинство ВУЗов США абитуриенты могут подавать заявку о поступлении с помощью Общей формы заявления (The Common Application), не ограничивая себя в количестве колледжей и университетов, к которым можно обращаться с документами. Оплата за рассмотрение документов, как правило, принимается за каждый прием в каждом ВУЗе, но может быть отменена на основании финансового положения заявителя или его семьи. Каждый колледж оценивает пакет документов, используя собственные критерии, решая по каждой отдельной кандидатуре, следует ли посылать предложение о зачислении (и, возможно, финансовую помощь) абитуриенту. Система приема студентов в ВУЗ у США является децентрализованной из-за того, что каждый колледж имеет свои собственные критерии допуска, даже при использовании обычной формы дополнения заявления [4].
Хотя процесс поступления в ВУЗ США является достаточно стандартизированным, существуют альтернативные программы, которые могут позволить одаренным выпускникам школ поступить в выбранный колледж раньше. К таким программам можно отнести программу "Раннего решения" (Early Decision Program) и программу "Ранних действий" (Early Action Program).
Раннее решение о поступлении (Early decision) является общей политикой приема, которая используется в колледжах Соединенных Штатов для зачисления первокурсников на бакалаврске программы. Она используется, чтобы указать университету или колледжу на желание кандидата поступить именно в это учебное заведение. Кандидаты, которые подают раннее заявление, обычно направляют свои бумаги до конца октября своего последнего года учебы в средней школе и получают решение ВУЗА в середине декабря, в отличие от студентов, которые применяют систему обычной подачи заявления (regular decision), которые, как правило, должны подать свои заявки до 1 января и получить их решение об их рассмотрении до 1 апреля.
Только относительно небольшое количество колледжей США предлагает или программу "раннего решения" (early decision program), или
"программу ранних действий" (early action program). Другие принимают заявки в течение достаточно длительного промежутка времени, известных как период зачисления (rolling admission). Программа раннего решения отличается от программы ранних действий тем, что она провозглашает обязательство студента быть зачисленным, то есть, если старшекласснику предлагают быть зачисленным по программе раннего решения, он должен отзывать все другие документы из других учреждений и поступить именно в этот институт. Программа ранних действий не является обязательной, потому студент, который предоставил документы по этой программе имеет право отказаться от учебы в этом учебном заведении. Кроме того, программы раннего решения требуют от заявителей подать только одно досрочное заявление, в то время, в зависимости от учреждения, программа ранних действий может позволить кандидатам обращаться в больше чем в одно учреждение [6].
С целью обеспечения выполнения требований программы "Раннего решения", абитуриенты должны заполнять особенную форму заявления, в которой он подтверждает свои намерения поступить именно в это учебное заведение. Перед заполнением бланка заявления о раннем поступлении, абитуриент должен обязательно обратиться за инструкцией для заявителей по программе раннего решения на сайт учебного заведения с целью уточнения крайних сроков подачи документов и деталей требований ВУЗА.
Сверху бланка отмечается название учебного заведения, к которому подается заявление, и крайние сроки подачи документов. Дальше заявитель, должен внести в бланк информацию о своем имени, поле, дате рождения, адресе и сведения о школе, в которой он учится. Кроме этого, абитуриент должен отметить, был ли он участником процесса раннего поступления в колледж предыдущего года.
В инструкциях от Национальной Ассоциации Консультирования Колледжей о Правилах Приема, которые подаются на бланке, идет речь о принципах добросовестной практики. В них отмечается, что "Ранние решения" являются процессом подачи заявлений в колледж, в котором старшеклассники принимают на себя обязательство перед учреждением первого выбора (first-choice institution), к которым, если их документы будут приняты, они, безусловно, будут зачислены. Претендуя на прием по программе раннего решения, студенты могут обратиться в другие учебные заведения, но могут иметь только одно заявление, которое было подано по программе раннего решения, которое ожидает своего рассмотрения. Если студенту, который обратился с просьбой за финансовой помощью, она не была предложена, что делает невозможной его учебу в определенном колледже, студент может отклонить предложение приема и освобождается от обязательств поступлении по программе раннего решения. Организация должна сообщить заявителю о принятом решение в течение определенного периода времени после крайнего срока приема документов. Учреждение должно ответить на заявки о финансовой помощи вместе с отправлением
предложения о приеме в учебное заведение. Некоторые учреждения, которые проводят приемную кампанию с использованием программы раннего решения, могут ограничить студентов в представлении документов по другим программам. Учреждения должны четко сформулировать свою политику в договорах о раннем зачислении по программе раннего решения.
Если заявитель получает сообщение о своем зачислении в колледж по программе раннего решения, он должен немедленно отозвать все другие заявления, которые были поданы в другие колледжи и университеты, и не обращаться с просьбой о зачислении в любой другой университет в любой стране мира. Если кандидат на поступление по программе раннего решения требует финансовой помощи и заявил об этом, то ему не нужно забирать другие заявления, пока он не получит сообщения о финансовой помощи от того учебного заведения, в которое он обратился как участник программы раннего решения. Дальше в бланке заявления абитуриент своей подписью подтверждает свои намерения стать участником вступительной кампании по программе раннего решения и то, что он понимает свои права и обязанности в соответствии с процессом раннего принятия решений. Он также соглашается на право учебного заведения обнародовать имя претендентов на учебу. Подпись консультанта старшей школы (the counselor) подтверждает тот факт, что он посоветовал заявителю придерживаться обязательств программы раннего решения, которые были описаны выше. Подпись одного из родителей или опекуна подтверждает его намерения позаботиться о том, чтобы заявитель придерживался обязательств программы раннего решения, которые были описаны выше. Около каждой подписи обязательно отмечается дата заполнения бланка [5].
Растущая популярность программы, которая позволяет поступить в учебное заведение ранее общепризнанных сроков, заключает в себе преимущества для тех студентов, которые стопроцентно уверены в своих академических результатах и в своем выборе колледжа, независимо от того, какую именно финансовую помощь они могут получить в других заведениях. Осознание своего раннего зачисления в колледж также может избавить одаренную личность от стресса, связанного с необходимостью обращаться в несколько учреждений с заявлениями, и увеличивает количество времени, отведенного для студентов на планирование своей новой жизни в конкретном колледже [3, с. 10-12].
Выводы. Рассмотрев стандарты вступительной кампании в высшие учебные заведения США, можно сделать выводы о том, что: 1) не существует отдельной системы отбора одаренных студентов в ВУЗы; 2) не наблюдается выдвижение отдельных требований к одаренным выпускникам школ в процессе подачи документов о зачислении в колледж, кроме заполнения дополнительных заявлений, в которых отмечаются особые достижения кандидата (например, творческие, спортивные, академические и т.п.); 3) каждое высшее учебное заведение США имеет право разрабатывать собственные критерии приема и требования к кандидату, именно поэтому
существует личностный подход в рассмотрении заявления каждого абитуриента; 4) в Америке существует особенный опыт подготовки одаренной личности к выбору колледжа (6-летний процесс определения учебного заведения; 5) использование специальных ранних программ поступления (Early decision/ Early Action Programs) позволяет одаренным студентам, которые приняли свое решение относительно ВУЗА, не терять время и поступать раньше.
Следовательно, критическое осмысление ведущего американского опыта дает возможность его применения в реформировании вступительной кампании в ДНР, разработав отдельные требования для поступления одаренных старшеклассников в ВУЗ, и четко определить приоритеты, которые направлены на стимулирование наиболее талантливых студентов к учебе на протяжении всей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портрет США. Многоплановая система образования. [Електроний ресурс]. - Режим доступа: http://www.infousa.ru/society/portrait/ch6.htm (дата обращения 17.04.2017).
2. Berger, Sandra L. (2006). College planning for gifted students: choosing and getting into the right college. Reston, VA: The Council for Exceptional Children. Prufrock Press Inc. - p. 9-18.
3. Christopher Avery, Andrew Fairbanks, Richard J. Zeckhauzer (2004). The Early Admission Game: Joining the Elite. Harvard University Рress. - P. 10-12.
4. The Common Application. Complete First-Year Application Packet. [Електроний ресурс]. -Режим доступу: https://www.commonapp.org/CommonApp/DownloadForms.aspx (дата обращения 17.04.2017).
5. The Common Application. Early-Decision Agreement For Spring 2013 or Fall 2013 Enrollment. [Електроний ресурс]. - Режим доступа: https://www.commonapp.org/ CommonApp/Docs/DownloadForms/2013/2013EarlyDecision_download.pdf (дата обращения 17.04.2017).
6. Early-Decision Programs. ERIC Digest. [Електроний ресерс]. - Режим доступа: http://www.ericdigests.org/2003-4/early-decision.html (дата обращения 17.04.2017).