щественного контроля как механизма участия сударственная власть и местное самоуправление. граждан в управлении делами государства // Го- 2017. № 3. С. 27-31.
МИХЕЕВА Татьяна Николаевна - доктор юридических наук, профессор. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
MIKHEYEVA, Tatyana Nikolaevna - Doctor of Science (Law), Professor. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
УДК 342.55:352
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.И. Петренко, С.В. Маслова, Р.Ю. Домрачев
В статье рассматриваются основные формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, наличие системы «сдержек и противовесов» и соотношение полномочий этих органов, механизмы разрешения споров и конфликтов между ними. Авторы считают целесообразным принятие специального федерального закона, который бы регулировал содержание форм взаимодействия между органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ключевые слова: органы местного самоуправления; государственная власть; формы взаимодействия; принципы государственной власти.
N.I. Petrenko, S.V. Maslova, R.Yu. Domrachev. MAIN FORMS OF INTERACTION PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
In article the main forms of interaction of public authorities and local government, existence of system of «controls and counterbalances» and a ratio of powers of these bodies, mechanisms of settlement of disputes and the conflicts between them are considered. The authors consider it appropriate to adopt a special Federal law that would regulate the content of forms of interaction between the authorities of the Russian Federation and local authorities.
Keywords: bodies of local self-government; state power; forms of interaction; principles of state power.
Большое внимание в современной российской правовой науке уделяется рассмотрению вопроса взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. До сих пор нет единой концепции форм, содержания и принципов их взаимодействия.
Под формами взаимодействия в современной конституционно-правовой науке понимается «вид взаимодействия участников» [5, с. 12]. Некоторые авторы концепции «формы взаимодействия» включают в понятие «формы» и средства, с помощью которых достигается согласованность их деятельности [6], поэтому можно также говорить о том, что формы взаимодействия - это вид связи участников взаимодействия на основании решений и действий, направленных на достижение единой цели [7].
Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регулиру-
ются Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], а также другими федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Конституционного суда Российской Федерации. Статья 8 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает, что любой административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа соответствовала важности интересов, которая включает в себя это вмешательство для защиты [3]. При этом необходимым условием эффективности государственного контроля над местной властью является его адекватность.
Существующие различия в отношениях между федеральными и региональными уровнями государственной власти, отношений меж-
128
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 2(32)
ду государством и местным самоуправлением не позволяют распространить на них в полной мере такое понятие, как «федерализм». Автономная природа формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления более предпочтительна перед федеративной.
Существуют очень разные формы взаимодействия между органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Н.И Соломка разделяет все формы взаимодействия на три группы, в зависимости от того, по чьей инициативе происходит взаимодействие государственных органов власти РФ и органов местного самоуправления:
1) по инициативе государственных органов власти Российской Федерации (положение о деятельности органов местного самоуправления, контроля, расширение полномочий местных органов власти отдельными государственными полномочиями, содействие местных властей и т.д.);
2) по инициативе органов местного самоуправления (законодательная инициатива, обращения к государственным органам и т.д.);
3) по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления (заключение договоров, формирование государственными органами структур, которые специализируются на взаимодействии с органами местного самоуправления, создание консультативных и координационных органов и т.п.) [8].
Наиболее распространенной формой взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, которая обозначена в основных законах субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований, является заключение договоров и соглашений в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержит правил и норм, непосредственно предписывающих такое взаимодействие. Законодательно закреплена независимость государственных и муниципальных органов власти в определении форм реализации закрепленных полномочий. Это дает повод предположить, что взаимодействие государственных органов Российской Федерации и органов местного самоуправления должно основываться на договоре. Такая форма взаимодействия часто встречается в региональном законодательстве.
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти на региональном уровне в нормативном процессе проявляется в следующем:
- глава субъекта Российской Федерации
имеет право на законодательную инициативу, а его законопроекты (по его предложению) подлежат первоочередному рассмотрению;
- глава региона подписывает и публикует региональные законы, принятые парламентом, также он имеет право наложить вето, которое может быть преодолено парламентом, но он может принять закон при повторном голосовании большинством голосов - 2/3 от общего состава;
- законодательный орган, с одной стороны, и глава региона, исполнительный орган, с другой стороны, обмениваются опубликованными правовыми актами с возможностью подачи предложений о внесении изменений или аннулирования их, а также обжалования в суде;
- руководители региональных исполнительных органов (или их уполномоченные представители) имеют право присутствовать на заседаниях законодательного органа с правом консультативного голоса, а депутаты (или сотрудники аппарата от законодательного органа или его председателя) имеют право присутствовать на заседаниях исполнительных органов.
Сотрудничество региональных властей возможно в других сферах, например: назначение уполномоченного по правам человека субъекта Российской Федерации, координация законодательных инициатив в Государственной Думе.
Взаимодействие всегда специфично. В каждом отдельном случае оно отражается в основных направлениях, формах и принципах взаимодействия сторон. В то же время улучшение существующих форм взаимодействия между государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления повысит эффективность их взаимодействия.
Конституция Российской Федерации организационно отделила местные органы власти от государственных органов, установив, что местные органы власти не являются частью системы государственных органов и независимо решают вопросы местного значения (ст. 12, 132). В то же время есть определенные формы взаимодействия местных органов власти и государственных органов, основанные на федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Необходимо выделить следующие формы такого взаимодействия:
I. Внедрение правового регулирования государственными органами в сфере ведения местных органов власти. В частности, федеральные законы урегулировали вопросы, связанные с определением главных гарантий избирательных прав, процедуру государственной
регистрации муниципальных единиц, оснований организации муниципального обслуживания, финансовых оснований местного органа власти, передачу федеральной собственности в муниципальную собственность и другие вопросы.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют вопросы, связанные с учреждением границ и статусом муниципальных единиц, названиями местных органов власти, порядком проведения муниципальных выборов, местного референдума, передачи собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, административной ответственности за правонарушения, связанные с предметами ведения местного органа власти, и т.д.
II. Создание государственными органами организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с местными органами власти.
III. Внедрение координации деятельности государственных органов и местных органов власти (контракты и соглашения между государственными органами и местными органами власти для решения общих задач).
IV. Внедрение мер государственной поддержки местного органа власти. Среди этих мер:
1) принятие федеральных и региональных программ развития местного органа власти;
2) разработка модельных проектов муниципальных юридических действий;
3) оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения;
4) предоставление органам местного самоуправления материальных ресурсов для решения вопросов местного значения;
5) организация государственными органами профессионального обучения, переквалификации, профессионального развития муниципальных сотрудников, избранных и других сотрудников местного органа власти;
6) оказание методической помощи местным органам власти.
V. Принятие государственными органами мер для охраны правопорядка и законности на территории муниципальной единицы.
В этой форме взаимодействие реализуется следующим образом:
1) через государственную регистрацию муниципальных единиц территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации;
2) ведение государственного реестра муниципальных единиц;
3) контроль деятельности местных органов власти, включая контроль использования
финансовых средств в местные бюджеты и их наличие;
4) компенсация местному органу власти дополнительных расходов, которые следовали из решений, принятых федеральными государственными органами, государственными органами территориальных субъектов Российской Федерации;
5) наблюдение прокурора;
6) привлечение должностных лиц местного органа власти к ответственности перед государством;
7) переговоры и процедуры примирения для урегулирования споров и разногласий, возникающих между государственными органами и местными органами власти.
VI. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как основу конституционного строя России. Под основами, как правило, понимают находящуюся под защитой государства систему принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения.
Таким образом, можно говорить о том, что федеральное и региональное законодательство не содержит концепций и систематизации основных форм взаимодействия между государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Отсутствие определенных правовых форм на более высоком уровне приводит к тому, что вопрос о формах взаимодействия регулируется на уровне муниципальных образований или регулируется частично.
В то же время невозможно установить баланс соблюдения интересов государственной власти и муниципальных образований без определения форм взаимодействия между ними с четким правовым регулированием, в связи с этим целесообразно принятие специального федерального закона, который бы регулировал содержание форм взаимодействия между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Список литературы
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). М.: Проспект, 2010.
130
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
3. Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36.
4. Дудко И.Г. Взаимодействие органов государственной власти и субъектов РФ // Государство и право. 2011. № 9. С. 22-24.
5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2012.
6. Кудинов В.В. К вопросу о формах взаи-
модействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 8.
7. Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.
8. Соломка Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
МАСЛОВА Светлана Васильевна - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
ДОМРАЧЕВ Роман Юрьевич - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Science (Law), Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MASLOVA, Svetlana Vasilyevna - Candidate of Science (Law), Head of the Department of Constitutional and Municipal Right. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
DOMRACHEV, Roman Yuryevich - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
УДК 347.734:34.03
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.Н. Скуратова
В статье рассматриваются актуальные вопросы банковского права, в частности проблемы, связанные с нарушением прав потребителей на рынке финансовых услуг. Автором анализируются наиболее типичные ситуации нарушения кредитными организациями банковского законодательства Российской Федерации при предоставлении различных финансовых продуктов населению.
Ключевые слова: банк; кредит; кредитный договор; процентные ставки; заемщик; кредитор; микрофинансовые организации; микрозаймы; полная стоимость кредита; переплата по кредиту; задолженность по кредиту; закредитованность.
I.N. Skuratova. TO THE QUESTION OF VIOLATIONS OF THE CONSUMERS RIGHTS IN THE MARKET OF FINANCIAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with topical issues of banking law, in particular the problems related to the violation of consumer rights in the financial services market. The author analyzes the most typical situations of violation by credit institutions of the banking legislation of the Russian Federation when providing various financial products to the population.
Keywords: bank; loan; credit agreement; interest rates; the borrower; the lender; microfinance institutions; microloans; the full amount of the loan overpayment on the loan; debt loan; debt load.