УДК 378.1
Эмих Наталья Александровна Natalia Emikh
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE BASIC FORMS INTERNATIONALIZATION DISPLAYS IN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Дана сущностная характеристика интернационализации системы высшего образования как основы формирования единого образовательного пространства. Рассматриваются возможные пути практического вхождения российских вузов в Болонский процесс
Елючевые слова: интернационализация, высшее образование, современное общество, образовательное пространство
The author reveals the essence of internationalization of system of higher education as a basis of uniform educational space formation is given. Possible ways of practical occur-rence of Russian higher schools in Bologna process are considered
Key words: internationalization, higher education, modem society, educational space
Рассматривая проблемы образования, следует отметить, что по всем направлениям развития современной цивилизации развертывается процесс интернационализации. «С интернационализацией связан такой порядок мироустройства, при котором доминирующая роль принадлежит национальным государствам с четкими политическими границами, через которые может осуществляться традиционная деятельность по интернационализации образования, т.е. перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа. Во все времена университет являлся институтом интернациональным» [9; С. 3-8]. По определению английского исследователя Дж. Найта, «интернационализация является внедрением международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование, оказаниеуслуг» [6; С. 94].
В современном обществе одной из ведущих тенденций, направленных на разрешение противоречий между традиционным способом образования и воспитания чело-
века и развивающейся культурой, между целостностью науки и отраслевым принципом ее представления, является переход к открытому образованию, которое создает фундамент информационного общества и может рассматриваться как рациональный синтез всех известных форм образования.
В настоящее время до сих пор существует традиция общего развития студента через овладение им профессией. Освоение инновационных технологий в профессиональном обучении привело к тому, что на задний план отошли гуманистические составляющие образовательного процесса. «Общеизвестно, что высшее образование, получаемое в начале жизненного пути, должно готовить к долгосрочной конкурентоспособности в современном обществе и являться фундаментом при формировании личностивыпускникавуза» [8; С. 198-201].
Разработка концептуальных моделей образования и научной деятельности их научно-методического обеспечения — приоритетная задача современной системы высшего образования. В этой связи необходимо
построение единой образовательной модели, основанной на современных информационных и педагогических технологиях, на методологических принципах информационного общества и открытого образования. К тому же построение системной модели высшего образования включает философс-ко-гуманитарную, содержательную, экономическую, научно-педагогическую и технологическую компоненты.
Одним из приоритетных остается вопрос о тенденциях и проявлении интернационализации в развитии системы высшего образования, равно как и формировании единого евроазиатского образовательного пространства. Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах образовательной системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и студентов в учебном процессе. По утверждению Советника Федерального института развития образования Б.А. Сазонова, «стоит отметить преобладание динамики взаимодействия на европейском направлении, куда мы все больше включаемся посредством Болонского процесса (на постсоветском и азиатском направлениях мы скорее работаем благодаря заделам прошлого, хотя и намечаются совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами)» [7; С. 10]. Россия не может и не должна оставаться в стороне от происходящих в европейском образовании процессов.
В России отношение к Болонскому процессу далеко неоднозначное. «Специалисты в области образования рассматривают возможные пути вхождения российских вузов в Болонский процесс. Среди них так называемый «мягкий» путь, который обеспечит российским вузам значительную свободу маневра, вариативность, этапность и различные конкретные модели реформирования» [11]. В перспективе полномасштабное вовлечение российских вузов в Болонский процесс потребует соответствующих изменений в действующем законодательстве России в части, касающейся высшего образования.
Вместе с тем, уже сейчас без изменения действующего законодательства у вузов России есть достаточно широкий спектр возможностей, чтобы начать практическое вхождение в Болонский процесс. Эти возможности каждый университет может использовать с учетом собственной специфики, в контексте конкретных особенностей его традиций, нынешнего состояния, кадрового, профессионального, институционального положения.
Совершенно очевидно, что, несмотря на сложности, которые наблюдаются в реформировании системы образования в России, ее путь — это путь интеграции в европейское образование. Развивая систему образования на принципах демократии, вариативности, открытости, Россия вносит свой неповторимый вклад в европейское образование путем трансляции лучших традиций отечественного образования и педагогической деятельности.
Выделим «основные формы проявления интернационализации высшего образования и университетской среды» [13; С. 37]. К ним относятся:
— индивидуальная мобильность, т.е. мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
— мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, т.е. формирование новых общепризнанных международных образовательных стандартов, пли парадигм;
— интеграция в метапрограммы международного сотрудничества, будь то Болонский процесс или некие субрегиональные (ШОС, Северное измерение, Евразэси т.п.) форматы академической кооперации;
— институциональное партнерство — создание стратегических образовательных альянсов и консорциумов.
Образование, прежде всего гуманитарное, представляет собой необходимый элемент воспроизводства культуры. Именно в этом качестве оно возникает и сохраняет жизнеспособность до тех пор, пока достаточно эффективно выполняет свою функцию в системе культуры. Отсюда сле-
дует, что вопросы трансформации высшего образования, его содержания, структуры, направленности должны обсуждаться в первую очередь не в рамках проблемы изменения экономической или политической системы, а в связи с культурными парадигмами.
«Болонский процесс, напрямую касающийся образовательной системы, является механизмом развития европейского сотрудничества, ведущим к созданию так называемого европейского пространства высшего образования как подлинного проявления феномена интернационализации» [3; С. 34]. Собственно обучение иностранцев в российских вузах зачастую создает уникальную ситуацию, которая способствует насыщению российского рынка уникальными или так называемыми «нишевыми» кадрами. Очевидно, что интернационализация системы высшего образования служит важным фактором укрепления политических и культурных связей на межгосударственном уровне, созданию атмосферы доверия с нашими основными международными партнерами.
Интернационализация высшего образования — важный фактор развития общественной дипломатии и продвижения позитивного образа России, это возможность создания принципиально иного уровня коммуникаций, который строится на совместных усилиях в освоении знаний, на совместных, пусть и студенческих исследованиях, на узнавании друг друга в реальном деле. Цель интернационализации — повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской работы, а в перспективе — доведение ее до лучшего мирового уровня, расширение мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов.
«Доминирующей тенденцией современной науки и образования должна стать не дальнейшая дифференциация различных способов познания мира, а их интеграция, системный подход к изучению мира, основанный на междисциплинарном методологическом синтезе, на использовании современных коммуникаций и ин-
формационных технологий» [2; С. 52]. Методологическая деятельность подобного рода возможна только в университете как традиционно ориентированном на обобщающую научную деятельность, на выработку концептуальных принципов образования. «Эти принципы заключены в следующих положениях.
1. Университет как автономный институт является «сердцем» общества, по-разному организованным в силу географических особенностей и исторического наследия. Он производит, оценивает и передает человечеству лучшие культурные образцы с помощью научных исследований и образовательного процесса.
2. Процессы обучения и исследований в университетах должны быть неразделимы, если это не противоречит меняющимся запросам общества и продвижению в научном знании.
3. Свобода исследований и образования есть основной принцип жизни университета, этот принцип должен быть уважаем и соблюдаем и самими университетами, и обществом. Следующий принципам толерантности и свободы культурного диалога, университет является идеальным местом общения специалистов, готовых к передаче знаний и развитию на основе исследований и инноваций, а также студентов, способных и желающих обогатить свой интеллект и повысить культурный уровень посредством научных знаний.
4. Университет есть доверенное лицо гуманистических традиций с их постоянной заботой о преумножении знаний, стремлением убирать географические и политические барьеры, утверждать всюду жизненную необходимость для различных культур узнавать друг друга и влиять друг на друга» [5; С. 22].
Следовательно, говоря об интернационализации системы высшего образования, мы должны в первую очередь думать о том, что, решая важные социокультурные задачи, мы стремимся к более глобальной, стратегической цели вхождения в единое образовательное пространство.
Во все времена университеты были ос-
тровками воспроизводства гуманитарных ценностей, демократических настроений, культурной преемственности, т.е. тех качеств, которые присущи некоему идеальному среднему классу, который, как известно, является залогом развития и стабильности современного общества. «Развивая контакты между университетскими сообществами различных стран, мы создаем культуроориентированный фундамент долгосрочных международных отношений, создаем позитивное восприятие друг друга у будущих специалистов» [1; С. 112].
Итак, образование перешло на иной этап своего развития — этап международной интеграции, т.е. взаимного сближения национальных систем образования. «Конечная цель процесса интернационализации формирования единого образовательного пространства как наилучшей формы эффективного решения задач международного и планетарного масштаба» [4; С. 52-57]. Вступление России в единое образовательное пространство согласуется с европейскими процессами, во многом определяющими сроки внедрения стандартов третьего поколения, а также новые специальности и направления. Прагматика времени требует тщательного изучения всех составляющих образовательного пространства, поскольку интернационализация системы высшего образования — это не столько политическая и экономическая проблема, сколько вопрос сохранения общества и национальной культуры на основе диалога.
«Российская система высшего образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих
Литература
стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования» [10; С. 253]. «Высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности и общества в целом» [12; С. 3].
Кроме того, вхождение России в европейские и общемировые образовательные процессы обострило проблему взаимоотношений центра и периферии, интеграции и регионализации. В период возрастающей взаимозависимости и расширения культурных связей между государствами и народами интернационализация системы высшего образования становится и в ближайшем обозримом будущем будет являться объективной необходимостью.
Открытость российской системы образования к европейским проектам создает условия для ее вхождения в европейское образовательное пространство в процесс гармонизации систем образования, т.е. в процесс изучения системами образования культурных особенностей друг друга и поиск общих показателей развития.
Интеграционные процессы в российской системе образования в условиях современного общества являются объективными процессами, которые способствуют становлению нового качества образования международного уровня. Активное участие российских специалистов в межкультурном европейском взаимодействии в образовании только усилит влияние и увеличит вклад России в образовательное пространство.
1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. -М.: РНУ,2002.-С. 112.
2. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 2006. — С. 52.
3. Данильченко В.М. Глобализация и образование в XXI в. // Высшее образование сегодня. -2004.—№3. — С. 44.
4. Замулин O.A., Капустин Б.Г. Трансформация университетов в условиях глобального рынка// Высшее образование сегодня, 2004. — №8,— С. 52-57.
5. Лиферов А.П. Основные тенденции интегральных процессов в мировом образовании. — М., 2003. — С. 22.
6. Найт Дж. Измерения функций интернационализации образования. — Лондон, 1995. — С. 94.
7. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. — М., 2006. — С. 10.
8. Серебренникова И.Н. Парадигма образования через всю жизнь: проблемы и решения // Сборник материалов межд. конф. вузы России и Болонский процесс. — Екатеринбург: УМЦУПИ, 2005. — С. 198-201.
9. Скотт П. Глобализация и университет // Aima mater, 2000. —№ 4, — С. 3-8.
10. Чистохвалов В.Н. Особенности модернизации российского и европейского высшего образования в 1991-2005 гг.: историко-сравнительный анализ: монография. — М.: РУДН, 2010. — С. 253.
11. Шапошникова Т.Д., Сухин И.Г. Перспективы развития российского образования в рамках европейского образовательного пространства: материалы науч. конф. «Теоретические иссле-дования2006г.».-М.: ИТИП, 2007.
12. Концепциямодернизациироссийского образованиянапериоддо 2010г. — М., 2002. — С. 3.
13. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы: аналит. обзор. — М.: ГУВШЭ, 2007. —С.37.
Коротко об авторе_____________________________________________Briefly about the author
Эмих H.A., канд. фнлос. наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
natali [email protected]
N. Emikh, Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of Social Anthro-pology, Religious Studies and Philosophy Department, Chita State University
Научные интересы: интеграционные процессы в системе современного образования
Scientific interests: integration processes in system of modern education