Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654
http://vestnik.mednet.ru
11.05.2018 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2018-60-2-4
Манакина Е.С., *Медведева О.В., *Манакин И.И.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рязань
Мапакша Е^., 1Medvedeva О/У., 1Мапакт 1.1.
MAIN FORMS OF APPLICATION AND PROSPECTS OF PUBLIC -PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT AT THE REGIONAL
I.P.Pavlov Ryazan State Medical University, Ministry of Health of Russian Federation,
Ryazan
Контактная информация: Манакина Екатерина Сергеевна, e-mail: 9707799@ mail.ru Contacts: Manakina Ekaterina, e-mail: [email protected] Information about authors:
Manakina E.S., http:// orcid.org/0000-0002-65084378
Medvedeva O.V., https://orcid.org/0000-0002-3637-9062
Manakin I.I., http:// orcid.org/0000-0002-7181-623X
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.
Необходимость развития государственно-частного партнерства является одной из основных задач становления Национальной Пациент-ориентированной системы и является одним из ключевых направлений стратегии развития здравоохранения Российской Федерации.
Целью данной работы стал анализ показателей, определяющих возможность расширения интеграции бизнеса в государственный сектор здравоохранения, а также перспективные направления развития государственно-частного партнерства.
Методы. Для достижения поставленной цели было изучено текущее состояние инфраструктуры в региональном срезе, исследованы положения развития государственно-частного партнерства, и перспективность их реализации в поддержании конкурентной среды и создании условий, мотивирующих частные медицинские организации на оказание качественной первичной медико-санитарной помощи.
Для расчета рейтинга перспективных направлений государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения были использованы следующие показатели: мощность
LEVEL
Резюме
амбулаторно-поликлинических организаций на 10000 населения, уровень заболеваемости населения и обеспеченность населения региона врачами на 10000 населения.
С целью обоснования необходимости и выявления наиболее перспективных направлений развития государственно-частного партнерства, проанализированы следующие показатели: количество учреждений, оказывающих медицинскую помощь, уровень госпитализации и обращаемости населения за медицинской помощью.
Результаты.
В Рязанской области интегральный показатель является одним из самых низких за счет наименьших значений по Центральному федеральному округу мощности амбулаторно-поликлинических организаций и высоких значений заболеваемости, при сопоставимых значениях укомплектованности медицинскими кадрами.
Обсуждение. Необходимость поиска и использования в практике новых прогрессивных форм организации работы медицинских организаций, применения новых технологий, современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения с целью удовлетворения возрастающих потребностей населения в поликлинической помощи, обусловлена с одной стороны снижением мощности амбулаторно-поликлинических организаций в Рязанской области на фоне негативной динамики заболеваемости населения по основным классам болезней, а с одной стороны, развитием стационарозамещающей помощи в регионе с возрастающей нагрузкой на амбулаторно-поликлинические организации.
Выводы. Одними из самых рациональных направлений развития государственно-частного партнерства в здравоохранении, может стать первичная медико-санитарная помощь, не требующая больших затрат и перспективна в вопросе увеличения частных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; региональное здравоохранение; интегральный показатель.
Abstract.
The need to develop public-private partnerships is one of the main objectives of the national Patient-centered system and is one of the key areas of the healthcare development strategy in the Russian Federation.
Purpose: to analyze indicators defining possible expansion of business integration into public sector of the healthcare and perspective directions for developing a public-private partnership.
Methods. To achieve the purpose, the current state of infrastructure at the regional level was analyzed, provisions on developing public-private partnerships and prospects of their realization to ensure competitive environment and enabling conditions motivating the private medical organizations to provide high-quality primary care were investigated.
To calculate rating of perspective directions for developing public-private partnerships in the health sector the following indicators were used: capacity of outpatient facilities by 10,000 population, disease incidence and availability of doctors by 10,000 population at the regional level.
To substantiate the need and identify the most perspective directions for developing public-private partnerships the following indicators were analyzed: the number of institutions providing health care, level of hospitalization and care seeking behavior.
Results.
In the Ryazan region, the integral index is one of the lowest in the Central federal district due to the lowest capacity of outpatient facilities and high morbidity rates, with comparable levels of staffing.
Discussion. The need to look for and practically use new progressive organizational forms of work of medical organizations, use new technologies, modern preventive, diagnostic and treatment methods and approaches to address the increasing demand in outpatient care, is determined on the one hand, by the reduced capacity of outpatient facilities in the Ryazan region against the background of negative dynamics of morbidity from main classes of diseases, and on the other hand, by the development of the hospital-replacing care with the increased load on outpatient facilities in the Ryazan region.
Conclusions. Primary health care could become the most rational direction for developing public-private partnerships in healthcare, because it doesn't require high expenses and is perspective for increasing the role of private medical organizations operating within the system of compulsory health insurance.
Keywords: public-private partnership; regional healthcare; integrated indicator.
Уровень развития здравоохранения, являющегося частью социально-культурной инфраструктуры, занимает одну из ключевых позиций в любом субъекте Российской Федерации. Система здравоохранения с высокой степенью «отзывчивости» способствует воспроизводству интеллектуальных и, в значительной степени, физических свойств, как индивида, так и общества в целом [6]. В этом аспекте рассмотрения, важную роль играет направленность, связанная с накоплением нематериальных активов (человеческих, организационных, управленческих), которые, значительно дополняя инвестиции в материальный капитал, составляют стратегический ресурс социально-экономического прогресса и конкурентоспособности [1, 5].
Проблема сокращения бюджетных расходов на здравоохранение диктует необходимость поиска и реализации моделей наиболее эффективного и перспективного развития отрасли. В таких условиях вопросы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в отрасли здравоохранения становятся особенно актуальными. Более того, положения о развитии ГЧП в здравоохранении нашли свое отражение в проекте долгосрочной стратегии развития здравоохранения до 2030 г [2].
Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе направленных на повышение качества обслуживания пациентов и повышение доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы информирования и повышения уровня квалификации медицинского персонала. Изучение положительного опыта внедрения ГЧП в здравоохранение европейских стран позволяет оценить все преимущества совместной работы государства и бизнеса в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе государственно-частного партнерства [4, 7, 10].
В России интеграция частных инвесторов в государственное здравоохранение только начинает развитие. В качестве примера можно привести данные Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которым, в рамках государственно-частного партнерства, в 24 регионах активно развиваются инфраструктурные проекты: фельдшерско-акушерские центры, кабинеты врачей общей практики, центры семейной медицины. Кроме того, план деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год в рамках раздела «Создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики» предусматривает
создание условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинской помощи населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг [3,9].
Однако говорить об успешности внедрения инструментов ГЧП во всех пилотных регионах не представляется возможным. Прежде всего, надо отметить тот факт, что позитивный опыт развития партнерства зависит от ряда обстоятельств, среди которых особое место занимают субъекты отношений и среда, в которой происходит взаимодействие. Именно состав, структура частного предпринимательства, а также определенная готовность государственного сектора, характеризующаяся гибкостью и проработанностью нормативно-правовой базы, имеющая программу и план развития, определенный профессиональный уровень и опыт, во многом детерминируют возможность поступательного эффективного развития ГЧП в регионе [2].
Количество частных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Рязанской области по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, постоянно увеличивается. В 2014 году в реестр медицинских организаций (МО) было включено 9 новых с негосударственной формой собственности, что увеличило количество негосударственных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) до 22. За последующие 3 года (2015-2017) этот список пополнился еще 14 МО, включая и оказывающие помощь по экстракорпоральному оплодотворению, планированию и ведению беременности, по акушерству и гинекологии, педиатрии, терапии.
Представляется перспективным включение в Программу государственных гарантий, медицинских организаций частной формы собственности, с целью развития конкурентной среды в сфере оказания медицинской помощи, повышения ее качества и доступности [8].
В рамках государственно-частного партнерства, в регионе с 2014 года функционирует диализный центр для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с почечной недостаточностью, оснащенный 28 современными аппаратами «Искусственная почка», позволяющий обеспечивать потребность всех пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии. Всего в 2014 году данный вид помощи получили 177 человек, из них в диализном центре - 84 человека, в отделении гемодиализа Городской клинической больницы № 11 - 52 человека, на базе межрайонных центров - 41 человек. По состоянию на 2017 год, в центре получают заместительную почечную терапию более 120 человек.
Однако следует отметить, что развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере, к которой относится система здравоохранения, по своему развитию и объему вкладываемых инвестиций значительно уступает другим сферам, а именно, транспортной и коммунально-энергетической.
Методы исследования.
Для определения перспективных направлений развития ГЧП в сфере здравоохранения, в первую очередь, целесообразно определить текущее состояние инфраструктуры в территориальном срезе.
Для характеристики обеспеченности объектами инфраструктуры отрасли здравоохранения региона были выбраны показателями (Нг), публикуемые Федеральной службой государственной статистики, которые, на наш взгляд, наиболее информативны, а именно: а) мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10000 населения (); б)
уровень заболеваемости населения и обеспеченность населения региона врачами на 10000 населения+.) [9,10].
Для расчета рейтинга перспективных направлений ГЧП использована формула: Нг= 1/ 3 + 1/ 3 + 1/3.
С целью обоснования необходимости и выявления наиболее перспективных направлений развития ГЧП проанализированы следующие показатели: количество учреждений, оказывающих медицинскую помощь, уровень госпитализации и обращаемости населения за медицинской помощью.
Интегральный коэффициент рассчитывался по всем субъектам ЦФО, однако для большей наглядности в статье представлены регионы с максимальными и минимальными, в сравнении с Рязанской областью, значениями данного показателя.
Результаты
В Центральном федеральном округе (ЦФО) наибольшая мощность амбулаторно поликлинических организаций характерна для Владимирской, Ярославской, Липецкой областей, в то время как в Тульской, и Рязанской областях (Рязанская область занимает 12 позицию) фиксируются минимальные значения данного показателя (рис.1).
Рязанская область
Липецкая область
Владимирская область
Рис.1. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10
тыс. населения.
Можно предположить, что снижение мощности амбулаторно-поликлинических организаций (за 5 лет более 30%) в Рязанской области, обусловлено, как дефицитом врачебных кадров, так и низкой обращаемостью населения за медицинской помощью на фоне негативной динамики заболеваемости населения по основным классам болезней (относительный рост показателя 3% за 2013-2016 гг.).
Однако заболеваемость населения, с одной стороны, отражает распространенность патологии в популяции, а с другой - доступность медицинской помощи, поэтому рост коэффициентов (как общей, так и по отдельным классам болезней) не может однозначно рассматриваться как отрицательное явление [8].
В регионе отмечается рост уровня госпитализации в дневные стационары (относительный рост 25% за 2010-2016 гг.) и снижение уровня госпитализации в круглосуточные стационары (относительная убыль 10% за 2010-2016 гг.), что
свидетельствует об эффективном развитии стационарозамещающей помощи в регионе, и возрастающей нагрузке на амбулаторно-поликлинические организации.
Снижение уровня обращаемости населения за медицинской помощью (на 10,1% за 2010-2016 гг.), на фоне уменьшения числа случаев временной нетрудоспособности на 20% за тот же период, может косвенно свидетельствовать об отказе пациентов от листка нетрудоспособности, продолжении трудовой деятельности и самолечении.
Резервами увеличения врачебной функции поликлиник и удовлетворения возрастающих потребностей населения в поликлинической помощи являются использование в практике прогрессивных форм организации работы МО, применение новых технологий, современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.
Данные государственной статистики свидетельствуют о небольшом количестве организаций в Рязанском регионе, оказывающих медицинскую помощь, в сравнении с другими областями ЦФО [11] (рис.2).
Рязанская область
Ярославская область
Тульская область
Липецкая область
Владимирская область
заоол еваемо сть на 100. тыс. человек
количество населения, тыс.
| количество организаций, оказывающих медицинскую помощь
100
150
>00
Рис.2 Число учреждений, оказывающих медицинскую помощь, уровень заболеваемости населения на 100.тыс. человек, количество населения в 2016 году в отдельных регионах
ЦФО.
Можно предположить, что приблизительно одинаковый уровень заболеваемости в исследуемых субъектах, при достаточно большой разнице в количестве медицинских организаций, свидетельствует о более рациональном и эффективном использовании ресурсов МО в регионах с меньшим количеством учреждений.
Самая высокая обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в Ярославской области (43,7). Наиболее низкие показатели в Тульской и Тамбовской областях (28,7 и 31,4 соответственно). Обеспеченность населения врачами в Рязанской области (на 10 тыс. человек, включая городское и сельское население) составляет 41,5, в том числе в амбулаторных условиях - 22,7. В организациях амбулаторного типа укомплектованность штатов врачей физическими лицами составляет 69%, в том числе укомплектованность штатов участковых врачей физическими лицами 71,5%. Низкие показатели укомплектованности физическими лицами свидетельствуют о высоком проценте
специалистов, работающих совместителями (свыше 80% специалистов работают более, чем на ставку), что крайне негативно отражается на качестве и доступности оказываемой ими медицинской помощи.
Обсуждение
В Рязанской области интегральный показатель является одним из самых низких за счет наименьших значений по ЦФО мощности амбулаторно-поликлинических организаций и высоких значений заболеваемости, при сопоставимых значениях укомплектованности медицинскими кадрами.
Вопросы рационального использования ресурсов очень часто ограничиваются задачей рационального использования коечного фонда стационаров, тогда как анализ и оценка эффективности использования кабинетов врачебного приема, как основных элементов материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений, решаются лишь на местном уровне [12].
Несмотря на очевидное влияние на уровень этого показателя общей тенденции снижения посещаемости населения, нельзя не отметить, что отсутствие контроля эффективности использования кабинета врачебной практики ведет к их длительному простою, отсутствию должного оперативного управления учреждением по проведению мероприятий по рациональному использованию материально-технической базы.
Выводы
Представляется целесообразным предусмотреть в структуре органов исполнительной власти в сфере здравоохранения специализированные отделы (управления), осуществляющие функции по подготовке, координации, реализации и мониторингу инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения в формате ГЧП.
В условиях сокращения расходов на медицину, учитывая высокий процент изношенности основного фонда медицинских организаций, представляется исключительно перспективным и, в какой-то степени просто необходимым, привлечение внебюджетных средств в отрасль.
Перспективной моделью может стать осуществление частными партнерами работы по реконструкции государственных медицинских организаций, а также получение права эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данных учреждений в течение срока, окупающего их финансовые вложения.
Информатизация здравоохранения остается одним из первоочередных направлений, обеспечивающих активное формирование открытости системы здравоохранения и повышение качества медицинского обслуживания граждан.
Высока актуальность дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры медицинских организаций и подключение к высокоскоростному интернету участковых больниц, амбулаторий и офисов врачей общей практики, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, в том числе обновление парка санитарного автотранспорта и обеспечение оборудованием в соответствии со стандартами оснащения.
Одними из самых рациональных направлений развития ГЧП в здравоохранении, может стать первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), а также высокотехнологичная медицинская помощь. ПМСП не требует больших затрат, и перспективно в вопросе увеличения частных МО, работающих в системе ОМС. Часто на развитие высокотехнологичной помощи не хватает регионального бюджета, наблюдается дефицит многих видов высокотехнологичной медицинской помощи, например, центров лучевой
терапии, онкологии, централизованных лабораторий для дорогостоящих исследований, так что развитие именно этих направлений целесообразней поручить частному бизнесу.
Таким образом, мировая практика государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения свидетельствует о положительных результатах в плане создания ряда наиболее успешных и часто используемых моделей реализации проектов ГЧП. Однако внедрение механизмов ГЧП невозможно без учета региональной специфики организационной структуры, законодательства, инвестиционного климата.
Создание саморегулируемой модели, развитие которой будет происходить в условиях интенсивного взаимодействия государственного и частного секторов на региональном уровне, позволит ускорить развитие рынка медицинских услуг, а также будет способствовать формированию эффективной конкурентной среды, оптимизации управления финансовыми ресурсами, повышению качества и увеличению числа оказываемых услуг.
Литература
1. Безуглая Е. В. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона. Молодой ученый. 2013; (10): 272-274.
2. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов». Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП»; 2016. 32 с.
3. Колмаков В.В. Государственно-частное партнерство как инструмент обеспечения регионального развития. Инновации в науке. 2013; (28): 44-57.
4. Корчагина А.С. Условия развития государственно-частного партнёрства в России. Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011; (1): 270-276
5. Макаров И.Н. государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход. Российское предпринимательство. 2013; 24(246):18-29.
6. Манько Н.Н. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы. Российское предпринимательство. 2012; 16 (214): 12-18.
7. Матаев Т.М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства. Российское предпринимательство. 2014; 7(253): 51-58.
8. Никулина Н.Н Изучение распространенности острой ИБС и смертности от острой ИБС в г. Рязани на примере железнодорожного района: методология и первые результаты. Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П.Павлова. 2009, 1(159): 93-99.
9. Перхов В.И., Гречко А.В., Янкевич Д.С. Метаморфозы стандартизации медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2017; (6): 6-12.
10.Сюткин М.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России. Проблемы современной экономики. 2011; 4 (40): 29-37
11.Федеральная служба государственной статистики. [Интернет]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/ (Дата обращения 25.05.2017).
12.Цлаф В.М. Государственно-частные партнёрства в здравоохранении: эффективные решения. Менеджер здравоохранения. 2010; (11): 31-41.
References
1. Bezuglaya E. V. Znachenie sotsial'noy infrastruktury dlya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The importance of social infrastructure for the socio-
economic development of the region]. Molodoy uchenyy [serial online] 2013 [cited 2018 Feb 12]; (10). Available from: https://moluch.ru/archive/57/7953/ (In Russian).
2. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoyanie i trendy, reyting regionov» [Study "Public-private partnership in Russia 20162017: current status and trends, rating of regions]. Tsentr razvitiya GCHP». Moscow: Assotsiatsiya «Tsentr razvitiya GCHP 2016. 32 p. (In Russian).
3. Kolmakov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument obespecheniya regional'nogo razvitiya [Public-private partnership as a tool for ensuring regional development]. Innovatsii v nauke 2013; 28: 44-57 (In Russian).
4. Korchagina A.S. Usloviya razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [The conditions for the development of public-private partnership in Russia]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta 2011; (1): 270-276. (In Russian).
5. Makarov I.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vzaimodeystviya biznesa i gosudarstva: institutsional'nyy podkhod [Public-private partnership in the system of interaction between business and the state: institutional approach]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo 2013; 24(246):18-29 (In Russian).
6. Man'ko N.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnyy instrument podderzhki natsional'noy innovatsionnoy sistemy [Public-private partnership as an effective tool to support the national innovation system]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo 2012; 16 (214): 12-18 (In Russian).
7. Mataev T.M. Opredelenie i klassifikatsiya form gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Definition and classification of the forms of public-private partnership]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo 2014; 7(253): 51-58 (In Russian).
8. Nikulina N.N Izuchenie rasprostranennosti ostroy IBS i smertnosti ot ostroy IBS v g. Ryazani na primere zheleznodorozhnogo rayona: metodologiya i pervye rezul'taty [Studying the prevalence of acute coronary artery disease and mortality from acute ischemic heart disease in the city of Ryazan using a railway district as the example. Methodology and first results]. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im.akad. I.P.Pavlova 2009, 1(159): 93-99 (In Russian).
9. Syutkin M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere zdravookhraneniya v regionakh Rossii [Public-private partnership in the health sector in the regions of Russia]. Problemy sovremennoy ekonomiki 2011; 4 (40): 29-37 (In Russian).
10.Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal state statistics service]. [Online]. 2010 [cited 2017 May 25]. Available from:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/ . (In Russian).
11.Tslaf V.M. Gosudarstvenno-chastnye partnerstva v zdravookhranenii: effektivnye resheniya [Public-private partnerships in health care: effective solutions]. Menedzher zdravookhraneniya 2010; (11): 31-41(In Russian).
Дата поступления: 26.03.2018