УДК 37.018.54:37.048.45 (4301
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
Н В Фисуновэ ® статье раскрывается организация и основных формы профес-
сионального самоопределения учащихся в школах Германии.
Белгородский
государственный Ключевые слова: профессиональное самоопределение учащихся,
университет уроки трудоведения, выбор профессии, формы профессионального
самоопределения.
e-mail:
При организации профессионального самоопределения учащихся в отечественных школах, следует учесть опыт других стран. В Германии профессиональное самоопределение является предметом специальных систематических мероприятий, которые дают положительный результат. В статье изложены формы профессионального самоопределения в основной школе Германии, в процессе реализации которых учащиеся знакомятся с профессией, требованиями, предъявляемыми к личности необходимыми для успешного участия в определенной деятельности.
В ведущих странах мира профессиональное самоопределение учащихся является предметом специальных систематических мероприятий, которые дают определенный положительный результат. При организации профессионального самоопределения мировая школа стремится учесть новые социальные реалии, ищет пути оптимального развития личности школьника.
Под формами профессионального самоопределения школьников мы понимаем специально созданную образовательную конструкцию процесса воспитания, в процессе реализации которой они знакомятся с профессией, требованиями, предъявляемыми к личности необходимыми для успешного участия в определенной деятельности. Для подготовки школьников к сознательному выбору профессии в Германии можно выделить следующие формы профессионального самоопределения: уроки трудоведения, производственная практика, дополнительные курсы, мини-предприятия, экскурсии на предприятия, институты социального партнерства, шефские связи, кружковая работа или факультативная деятельность, «Дни открытых дверей», ярмарки «Мастеров завтрашнего дня».
Рассмотрим более подробно особенности вышеперечисленных организационных форм.
В рамках основной школы в Германии, профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на уроках трудоведения с помощью цикла прикладных учебных дисциплин под общим названием «Введение в мир труда и экономики». В некоторых землях Германии он носит название «Трудоведение» (Arbeitslehre). Этот общеобразовательный предмет имеет неодинаковые названия в различных землях (например, «Введение в мир экономики и труда», «Техника/Экономика», «Трудовое обучение» и др.). Анализируя развитие Германии за последнюю четверть XX века, можно с уверенностью сказать, что введение предмета «Трудоведение» было ответом на требования современного мира труда приблизить школу к реальной жизни.
Специалисты считают, что те знания и умения, которые школьники получают на занятиях по «Трудоведению» необходимы для каждого учащегося допрофессио-нальной средней школы. Во многих типах школ, например, в реальных (Realschule), общих школах (Gesamtschule), этот предмет входит в число обязательных по выбору предметов. Однако те учащиеся, которые хорошо успевают, очень мало уделяют вни-
мания предмету «Трудоведения». Они выбирают те предметы, которые им нужны для последующего обучения в абитуриентских классах, готовящих к учебе в вузе. В цикл «Трудовое обучение», как правило, входят з самостоятельных предмета: домоводство, технический труд, основы экономических знаний [7].
Обучение трудоведению имеет ступенчатую структуру, до 9 класса включительно. На первой ступени (7 класс) обучения «Трудоведению» трудовая деятельность учащихся направлена на их собственное потребление. Немецкие педагоги считают, когда школьник работает на самого себя, он сможет лучше понять свои собственные потребности и те затраты труда, которые необходимы для их достижения. Целями данной ступени является обучение учащихся планированию рабочего процесса, выбору необходимых для труда материалов, расчету их стоимости, определению качества продукции. Кроме целей, общих для данной ступени, для каждой темы учебной программы 7 класса даны целевые установки, которые должны быть реализованы в процессе обучения. Они подразделены на технические, экономические, общественно-политические учебные цели, где определены также те знания, которые учащиеся должны получить в процессе своей практической деятельностих [9].
После того, как ученик научится работать на себя самого, он переходит на вторую ступень (8 класс), которая обозначена в учебной программе как «Изготовление продукции по поручению заказчика». Целью данного этапа является научить школьников на собственном опыте понимать взаимоотношение между изготовителем и потребителем продукции. Несмотря на свой возраст, дети могут заключать договора о производстве и продаже. Хотя, как показывает опыт, чаще всего школьники выполняют заказы для своих родственников, знакомых, или друзей. При этом изготовление начинается только тогда, когда имеется поручение - заказ. Изделия производятся, как правило, поэтапно в процессе разделения труда, предъявляются более высокие требования к планированию трудовой деятельности, чем на предыдущей ступени обучения, где труд школьников имел в основном индивидуальный характер [8].
Восьмиклассники знакомятся с установленными в стране нормативами качества, предъявляемыми в готовой продукции, с ценообразованием, с целесообразными методами организации труда. Они должны уметь приводить в соответствие желание заказчика с интересами производителя (низкая себестоимость, высокая выручка). Школьников приучают обеспечивать качественное выполнение заказа в установленный срок. Перечисленные цели обучения второй ступени обязательны. В программе они конкретизируются в зависимости от темы.
Следует отметить, что на третьей ступени в 9-10 классах целенаправленно совместно с профконсультацией проводятся специальные занятия по подготовке молодежи к выбору профессии в условиях рынка труда. Целью обучения десятиклассников в социальной сфере является их ознакомление с вопросами финансирования социального бюджета. Их учат видеть общественные причины необходимости помощи отдельным социальным группам. Школьники знакомятся с важнейшими профессиями в социальной сфере и требованиями к ним.
Основная цель третьей ступени обучения «Трудоведению» (9 класс) заключается в предоставлении учащимся возможности прохождения активной производственной практики на различных предприятиях. Еще с 1971 года производственная практика является обязательной для учащихся основной (Hauptschule), объединенной (Gesamtschule) и специальной школы (Fachschule). В последние годы юридически закреплена необходимость осуществления производственной практики в реальной школе (Realschule) и гимназии (Gymnasium), при наличии в них определенных условий.
Анализ организации прохождения практики на предприятиях показывает, что, согласно закону ФРГ о профессиональном образовании (статья 22), оно должно отвечать определенным требованиям, которые можно сформулировать в виде следующих правил:
- во-первых, предприятие должно иметь четко выраженный профиль: это должно быть промышленное предприятие, государственное учреждение, предприятие в рамках свободных профессий или специализирующиеся на ведении домашнего хозяйства;
- во-вторых, предприятие должно быть соответствующим образом оснащено: иметь оборудование, инструменты, аппараты, приборы, станки, специальное оборудование для офиса или магазинов, а также разработаны основные правила техники безопасности, то есть все, что необходимо для обучения по той или иной профессии или профессиям в рамках данного предприятия;
- в-третьих, в соответствии с Законом о профессиональном образовании число учеников должно находиться в определенной пропорции с числом ученических мест на производстве или с числом занятого там квалифицированного персонала;
- в-четвертых, руководители практики на предприятии должны иметь соответствующие личные качества для работы с детьми;
- и, кроме этого, в-пятых, тот, кто берет учеников в обучение, должен обладать соответствующими профессиональными качествами, которые позволяют ему осуществлять обучение по той или иной профессии [ю].
Социальный аспект практики направлен на ознакомление учеников с различными функциональными группами на предприятии, отношениями внутри этих групп, формами преодоления конфликтов на предприятии.
С точки зрения технико-экономического аспекта производственной практики ученики должны научиться различать способы и ступени производственной деятельности, формы кооперации в процессе труда, организационное строение и область функционирования различных производственных отделов [5].
Школьники должны познакомиться с предприятием, его функциональным делением, иерархической структурой, экономическими принципами, они учатся анализировать рабочие места на промышленном производстве, разлагать на составные части комплексный трудовой процесс и описывать его, знакомятся с критериями качества товаров, методами промышленной проверки материалов и т.д. [2].
Учащиеся, в соответствии с учебной программой, должны научиться видеть экономические проблемы различных предприятий, связанные с потребностью в капитале и рабочей силе; анализировать некоторые критерии выбора методов изготовления на примерах промышленного производства и обосновывать решение по применению определенного метода. Ученики знакомятся с инструментами планирования и способами управленческой деятельности. В цель обучения входит также - научить школьников различать уровень занятости в сфере управления, познакомить с финансовыми, правовыми, экономическими вопросами в торговле, управлении и с отдельными профессиями в данных областях [3].
Согласно общим положениям, производственная практика должна содействовать пониманию мира и труда, которое поддержит учащихся в их выборе профессии и облегчит им переход от школы к профессиональной и трудовой жизни. Многие авторы согласны с тем, что в ходе практики учащиеся получают определенную информацию, которая позволяет им сравнить собственные представления о современном производстве с реальностью трудовой деятельности [6].
Но существует и другая общепризнанная точка зрения - что предприятия не всегда точно представляют себе цель и задачи производственной практики. Считается, что источники этой ситуации кроются в отсутствии единой дидактической модели трудового обучения.
Кроме практики в рамках «Трудоведения» проводятся следующие дополнительные курсы: техническое черчение, организация труда, деньги, информация для потребителей, машинопись и др.
Курс черчения помогает учащимся понимать технический «язык», необходимого сегодня не только в профессиональной жизни, но и в быту, где из года в год уве-
личивается информация, выраженная определенными символами. На занятиях преобладает практическая деятельность школьников.
Курс «Организация труда» имеет своей целью научить старшеклассников правильно работать с различными источниками информации и с техническими вспомогательными средствами, облегчающими работу по хранению информации. Кроме практической деятельности учащихся в классе программа предполагает проведение экскурсий, в какую-либо управленческую фирму для изучения организации труда.
Курс «Деньги, формы финансирования» играет в обучении, значительную роль как для первой и второй ступени (7, 8 класс) так и для третьей ступени (9, 10 класс). Этот курс дает хорошую возможность познакомить учащихся с общеэкономическими взаимосвязями, с историей развития и функцией денег, с видами доходов и различными формами платежей, накопления и кредитования, с номинальной и реальной стоимостью.
В рамках перечисленных курсов старшеклассники учатся понимать технический «язык», необходимого сегодня не только в профессиональной жизни, но и в быту, где из года в год увеличивается информация, выраженная определенными символами, правильно работать с различными источниками информации и с техническими вспомогательными средствами, облегчающими работу по хранению информации.
Курс «Информация для потребителя» помогает учащимся получить элементарные знания по товароведению, распознавать назначения товарных тестов, торгового договора, рекламации, определяющих поведение покупателя, информированность которого представляет необходимую предпосылку для его осознанного поведения в качестве потребителя [4].
Таким образом, предусмотренные в учебной программе по «Трудоведению» специальные учебные курсы дают школьникам знания, необходимые не только для успешного выполнения трудового задания, но и для целого ряда учебных предметов, способствуют их профессиональному самоопределению. Тем самым они представляют собой методическую возможность соединения учебной и трудовой деятельности в обучении школьников.
Особенно интересной формой в области профессионального самоопределения учащихся в Германии явилось создание в школах мини-предприятий, в которых учащиеся сами образуют компанию или кооператив, производящий товары или оказывающий услуги, где осуществляются все виды маркетинговой деятельности, продажи производимой продукции и услуги в течение определенного периода, а затем самоликвидируются.
Как показал анализ, осуществление любого проекта происходит через четыре стадии, соответствующие основным этапам любой трудовой деятельности: принятие решений, планирование, выполнение и контроль. Наряду с традиционными методами на всех этапах проектной работы применяются методы исследования.
Так, в области техники школьники должны овладеть навыками обработки различных производственных материалов, а также стратегий решения технических проблем. Они должны уметь планировать, пользоваться чертежами, изготовлять и оценивать простые предметы из разнообразных материалов.
В области экономики школьники должны знать основополагающие принципы хозяйствования, существенные признаки организационной структуры среднего предприятия, основные понятия и правила денежного обращения, общеэкономические взаимосвязи производства и потребления.
В сфере домашнего хозяйства учащиеся должны научиться с экономической точки зрения вести свое домашнее хозяйство, выполнять основные работы по дому: переработка и хранение продуктов питания, пошив одежды и уход за ней, уборка, оформление жилого помещения. Домоводство является обязательным предметом, как для мальчиков, так и для девочек. На уроках школьники учат умело пользоваться бы-
товой техникой, экономно организовывать бюджет семьи. Не остаются без внимания вопросы организации свободного времени семьи.
Подобные проекты имеют целью: дать возможность молодым людям научиться принятию ответственности по управлению своими деловыми начинаниями; выявить свои возможности в получении реальной работы для себя или научиться предпринимательским навыкам в малом бизнесе; помочь молодым людям занимать более активные позиции в решении жизненных проблем.
Общей для всех земель является позиция, согласно которой в школе целям профессионального самоопределения, прежде всего, служат экскурсии на производство. Это мнение разделяется многими исследователями [5, 8].
С другой стороны, общепризнанной является точка зрения, что предприятия без достаточной ясности представляют себе как задачи производственной практики в целом, так и экскурсий, которые зачастую превращаются в разновидность «производственного туризма» [11].
Некоторыми педагогами принимаются попытки найти альтернативное решение и обратить возможности предусмотренных учебными планами экскурсий на подготовку школьной молодежи к выбору профессии. Так, В. Толь разрабатывал модель проведения производственных экскурсий, которые, по его мнению, в качестве обязательных должны включать три фазы: наблюдение, описание, обсуждение [1].
В ходе экскурсий в индивидуальных и групповых протоколах учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- что производится? (общие сведения о характере выпускаемой продукции, ее отдельных видах и наименованиях);
- как производится? (сведения о средствах труда, характере выполняемых функций на отдельных рабочих местах);
- для кого производится? (кто является хозяином предприятия - частное лицо, акционерное общество или государство, кто определяет стоимость продукции и т.д.).
После завершения экскурсии, учитель проводит ролевые и деловые игры для которых школьники готовят отчеты о профессиях и профессиональной деятельности. Индивидуальное или групповое обсуждение дает возможность обратить внимание учащихся на требования, предъявляемые человеку со стороны тех видов труда, с которыми удалось познакомиться в ходе экскурсии.
Для Германии характерен длительный период существования института социального партнерства. Американские аналитики высоко оценивают опыт Германии и Скандинавии, где «созданы системы социальной, образовательной и трудовой поддержки, которые подготавливают молодежь к вступлению во взрослую жизнь. Здесь объединены усилия социальных партнеров для инвестирования значительных финансовых и человеческих ресурсов для подготовки выпускников средних школ к занятости» [13].
Социальное партнерство оказывает значительное влияние на политику, формы и содержание подготовки учащейся молодежи к выбору будущей профессии и занятости, а также на трудоустройство учащихся или выпускников образовательных учреждений. Для раскрытия работы социального партнерства особое значение имеют такие формы взаимодействия социальных партнеров с учреждениями образования, как участие в разработке и оценки содержания профессионального самоопределения учащихся, внедрении инновационных программ по трудоустройству для учащихся средних школ, профессиональных учебных заведений.
Ведущими органами социального партнерства являются:
• главный комитет и постоянный комитет федерального института профессионального образования;
• комитеты по вопросам профессионального образования земель;
• комитеты по вопросам профессионального образования компетентных инстанций;
• экзаменационные комиссии для выпускников, для экзаменов на звание мастера и экзаменов в области повышения квалификаций;
• все органы Федерального ведомства по вопросам труда.
Социальное партнерство оказывает значительное влияние на политику, формы и содержание подготовки учащейся молодежи к выбору будущей профессии и занятости, а также на трудоустройство учащихся или выпускников образовательных учреждений. Для раскрытия работы социального партнерства особое значение имеют такие формы взаимодействия социальных партнеров с учреждениями образования, как участие в разработке и оценки содержания профессионального самоопределения учащихся, внедрении инновационных программ по трудоустройству для учащихся средних школ, профессиональных учебных заведений.
Характерной для школ Германии является и разветвленная сеть шефских связей. Устойчивые, динамичные, активные контакты между школой и производством, на наш взгляд являются одним из важнейших условий эффективного профессионального самоопределения учащихся. Эти контакты служат одновременно и незаменимым средством приобщения юных учащихся к общественно-полезной деятельности, и к производительному труду.
Шефы должны быть самыми авторитетными, самыми влиятельными воспитателями учащихся, т.к. они готовят вместе с учителями школы достойную себе смену. Но эта работа только тогда принесет успех, если она будет координироваться в масштабе школы и первичных коллективов руководителями школ, учащимися и профсоюзными организациями шефствующего предприятия.
В Германии немало предприятий, для которых шефство над школой стало не только общественным долгом, но и естественной потребностью (например, вагонный завод в городе Дессау). Плодотворные шефские связи между производительными бригадами и школами города дают замечательные результаты. Каждый год в городе Дессау более 50 % ученических мест на предприятиях занимают выпускники школ [12].
Совершенствование отношений между школой и предприятием во многом определяется качеством управленческой деятельности. Главную роль здесь, безусловно, играет директор школы. Именно он определяет воспитательную стратегию дружбы с предприятием, находит шефским связям соответствующее место в системе школьного воспитания. Эта система включает в себя следующие основные компоненты:
• наглядное информирование школьников о дружбе трудовых коллективов Германии с трудовыми коллективами других стран;
• совместная работа над рефератами, посвященными трудовым традициям предприятия, его истории;
• целевые экскурсии на предприятия, включающие встречи и беседы с передовиками производства;
• выступление рабочих на школьных собраниях, в кружках;
• совместная организация досуга и спортивно-массовых, культурных мероприятий;
• совместный общественно полезный труд [2].
Анализируя шефские связи с предприятием, следует отметить, что школьники гораздо острее ощущают свою оветственность за результаты учения и свое поведение. Почему это так? Да потому, что отвечать приходится не вообще, не перед кем-то или чем-то обезличенным, а перед людьми, которых учащиеся хорошо знают и которые проявляют к их школьной судьбе личный интерес. Именно поэтому проблеме личных контактов в стратегии шефства уделяют первостепенное внимание и директор школы, и директор предприятия.
Основные положения, цели и задачи содружества между школой и предприятием фиксируются в специальном договоре, который действует, как правило, в тече-
ние пятилетки. На основе договора разрабатывается система конкретных мер по развитию контактов школа-предприятие.
Договором предусмотрен контроль над его осуществлением. В роли главных контролеров выступают директор завода и директор школы.
Шефская работа включает и организацию воспитательной работы свободного времени, и обеспечение школ специалистами - практиками с предприятий для проведения кружковой работы (факультативной деятельности) по техническим, теоретическим и прикладным отраслям знаний. Около 30% всех руководителей кружков в системе внеклассной работы - это инженеры, техники, квалифицированные рабочие. Надо сказать, что факультативным занятиям, кружкам общеобразовательного и политехнического характера для старшеклассников вообще придается большое значение в Германии. Их организация и проведение основано на государственных программах, утвержденных Министерством народного образования.
Организация и проведение кружковой работы позволяет повышать уровень и качество образования, гибко реагировать на новые требования науки и общества, помогают развитию склонностей и способностей школьников, уже имеющих определенные интересы. Сегодня в десятилетней школе Германии функционирует более 3,5 тысяч различных факультативов, охватывающих 85 % учеников 9-10 классов [8].
Об эффективности такого рода профессионального самоопределения можно судить, например, по активному участию сотен тысяч юных умельцев, готовящих экспонаты, поделки, изобретения практического назначения, лучшие из которых выставляются ежегодно на знаменитых «Ярмарках мастеров завтрашнего дня».
В кружках ученики занимаются фотографией, моделированием, рисованием, художественной самодеятельностью, изучением транспортных средств с получением прав по вождению мопеда, знакомятся с правилами косметики и личной гигиены, такого рода деятельность, на наш взгляд, особо важна для социально-трудовой адаптации учащихся.
Во время совместной работы в кружках у учеников появляется радость от учения, растет чувство собственного достоинства от того, что они уже многое могут делать сами: проводить самостоятельно исследования, получать информацию, планировать этапы работы и определять их продолжительность. Каждый из школьников вносит свой посильный вклад в осуществление проекта. Здесь нет сильных и слабых учеников. Требуется конкретный результат труда от каждого, который идет на пользу всем другим членам группы. Достижения учеников имеют социальную оценку: признан-ность в группе, классе.
На наш взгляд, это является положительной особенностью организации содержания обучения, так как работа в кружках позволяет развить способности учеников, что тем более важно для тех, кто имеет умственные или физические недостатки.
Кроме всего работодатели организуют на своих предприятиях «дни открытых дверей» с целью привлечения большего количества претендентов на свои ученические места, чтобы в последующем выбрать из них наиболее подготовленных. Во время проведения экзаменов и тестов проверяются такие качества учеников как: трудолюбие, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность, т.е. те качества, которые, по мнению немецких педагогов, необходимы современному рабочему.
Для старшеклассников повсеместно организуются ученические академии, естественнонаучные и технические общества, проводятся мероприятия по распространению научных знаний, дни науки и техники. Например, на станции юных техников и натуралистов им. К.Э. Циолковского в Галле-Нойштадте создан клуб, в котором регулярно проводятся для учащихся интересные доклады и увлекательные мероприятия по проблемам химии, биологии, микроэлектронике, лазерной техники, астрономии и космонавтики.
В Галле-Нойштадте в средней школе каждый год устраивается чествование великих физиков, организуются выставки, делаются доклады о жизни известных физиков Германии и сообщения об экспериментах. Помимо этого, в практике работы этой школы используется много новых форм и методов знакомства учащихся с жизнью и деятельностью великих естествоиспытателей [12].
Особого внимания заслуживает родившаяся в Галле традиция - ежегодно проводить на предприятии «Ярмарки мастеров завтрашнего дня», организовывать для школ города и района Квелинбург специальные информационные выставки детского технического творчества. В рамках этих мероприятий у учащихся есть возможность принять участие в беседе с квалифицированными рабочими, узнать о возможностях приобретения той или иной профессии на заводах в Галле.
В плане мероприятий предприятий четко определены обязанности работников в области профессионального самоопределения учащихся, в частности их помощь классным руководителям подшефных школ в организации наглядной профпропаган-ды (устройство стендов, снабжение плакатами, профессиограммами и т.п.).
Следует отметить, что не все предприятия в Германии участвуют в организации профессионального самоопределения учащихся. Так примерно одна пятая всех предприятий в Германии занимается сегодня профориентационной деятельностью и участвует в организации профессионального самоопределения учащихся. Тем не менее, необходимо отметить, что доля малых, средних и крупных предприятий, участвующих в организации профессионального самоопределения учащихся сильно отличается. Так, например, сами обучают учеников около 40 % малых предприятий (5-9) работников, 50-75 % предприятий, имеющих от 10 до менее 200 работников, и 87 % крупных предприятий, насчитывающих более 1000 работников. Таким образом, 50 % всех учеников проходят подготовку на предприятиях, насчитывающих менее 50 работников [13].
Частные предприятия не участвуют в организации профессионального самоопределения учащихся или их участие сводится только к предоставлению мест для прохождения производственной практики.
Таким образом, все мероприятия работы социальных партнеров, в лице различных федеральных учреждений, направлены на оказание помощи учащейся молодежи в процессе профессионального самоопределения, и получении качественного профессионального образования. Совместная деятельность работодателей, профсоюзов, на наш взгляд, в той или иной степени помогает решить и другую главную проблему: убрать с улицы подростков, и тем самым снизить уровень криминальной ситуации в стране, преградить путь к наркомании и алкогольной зависимости. Вместе с тем следует заметить, что охарактеризованные формы при организации профессионального самоопределения не являются полным и окончательным списком при решении данной проблемы.
В РФ в новых социально-экономических условиях успешное развитие профессионального самоопределения возможно также в рамках взаимодействия социальных партнеров. Следует отметить, что в последнее время роль совместной деятельности работодателей и профсоюзов значительно снизилась. Тем не менее, на сегодняшнем этапе крайне важно подвигнуть как тех, так и других на активное участие в подготовке высококвалифицированной рабочей силы.
Нельзя сказать, что социальное партнерство в нашей стране в системе профессионального самоопределения полностью отсутствует, но в нем нет четко отработанного механизма взаимодействия. И здесь специалистам по оргнизации профессионального самоопределения следует подробно изучить опыт стран с устойчивой рыночной экономикой, в частности ФРГ, где действует отлаженный механизм института социального партнерства, подразумевающий активное участие в нем федеральных структур, работодателей, профсоюзов.
Список литературы
1. Arbeitsmittel - Unterrichtshilfen - Lehrmittel. Ausstattungen für alle Bildungs - und Erziehungsstätten/ aula/ Coburg,I/i997. - 199 s.
2. Arbeitslehre im Sekundarbereich. Reihe 2. Arbeitsbücher. Der Mensch am Arbeitsplatz. Herrman Schrödel Verlag KG, Hannover. Dortmund. Darmstadt. - Berlin. 1997. - 71 s.
3. Arbeitslehre in der Berliner Schule. Hauptschule- Berlin, 1989. -112 s.
4. Arbeitslehre in Hessen. Nr.6. Hauptschulen. - 2004. - 332 s.
5. Barthel W. Aktivierende Unterweisungsmethoden // Der Ausbilder. - 2002. - Jg. 31, № 5. - S. 73-74.
6. Dicht H. Modell Betribspraktikum. Bonn 2002. - 320 S.
7. Fischer P.E.: Das Betriebspraktikum in der Wirtschafts - und Arbeitswelt. Essen 1989. -
270 s.
8. Kledzik U.J.Arbeitslehre und Polytechnik - Teil der Allgemeinbildung der Berliner Schule// Arbeit und Technik in der Schule. - Berlin, 2001. - №2/3. - S. 41-43.
9. Voelmy W. Schule und moderne Arbeitswelt. Bad Harzburg 1994. - 335 s.
10. Verband der Arbeitsstudien und Betriebsorganisationen e.V. (Hg), Methoden der Betriebsorganisationen - Refa. Arbeitspädagogik. München, 1997. - 234 s.
11. Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1998. - С. 6.
12. Ринц К.-Х. Шефские связи между школой и предприятиями в Германии // Народное образование. 1993. - №4. - С. 80-81.
13. Федотова Л.А. Взаимодействие социальных партнеров в процессе профессионального обучения в ФРГ: Аналитический обзор. - М., 1998. - С. 45.
14. Чинков В.Р. Теория и методика допрофессионального образования в европейских странах. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1994.
BASIC FORMS OF SCHOOLCHILDREN'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN GERMANY
The article deals with the detailed examination of the organization of basic forms of schoolchildren's professional self-determination in Germany.
Key words: professional self-determination, handicraft lessons, choice of profession, forms of self-determination.
N.V. Fisunova
Belgorod
State
University
e-mail: