невербальные признаки подтверждаются вербальными компонентами педагогического общения.
Компетентный педагог считает нужным, как инструмент для лучшего усвоения знаниевой составляющей, использовать результативное общение, формирование доброжелательного эмоционального климата на уроке, позитивную мотивацию школьников к учению. Результативность процесса общения определяется в первую очередь системой ценностей педагога, которая включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж.В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Азимова Ф.Р.
Азимова Феруза Рахимовна - преподаватель начальных классов, Школа № 41, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыты основные формы, методы и технологии, от которых зависит успешность современного урока. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.
Ключевые слова: современный урок, метод, технология, начального образования.
Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». [1]
Сегодня в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать, писать, но и привить ему очень важные новые умения:
1 группа - это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операционных характеристик.
2 группа - это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Теоретико - методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Какими должны быть критерии результативности урока:
> цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
> учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие;
> используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
> учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы;
> учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
> на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки;
> учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
> учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
> учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
> учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
> стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
> на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д. ).
Педагоги нашей начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности активно используют следующие методы: метод проектов; информационно -коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов: практико - ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
Другой метод - информационно - коммуникационные технологии. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволили учителю в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций; принцип доверительности; принцип обратной связи; принцип занятия исследовательской позиции.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить и укрепить уровень имеющегося здоровья.
Это: учет возрастных особенностей; демократический стиль общения на уроке; дифференцированное обучение; игровые технологии; динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.
С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в вербальной системе оценивания, для обучающихся 2 -4 классов- возможность самооценки, когда ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками.
Таким образом, успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик - это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу. Роль учителя - направлять и осуществлять контроль за деятельностью обучающихся.
Список литературы
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.