_Аннотация
Что затрудняет применение мерчандайзинга в торговой розничной сети? Какие проблемы в этой области стоят на повестке дня? Автор отвечает на эти вопросы, предлагая вниманию читателей многофакторную модель мер-чандайзинга, построенную на основе исследования, проведенного экспертами. В фокусе внимания определенный сегмент рынка: торговля бытовой техникой.
Ключевые слова: мерчандайзинг, розничная торговля, торговая точка, принципы мерчандайзинга, программа мерчандайзинга, ритейлеры, маркетинг
Балашова О.В.
аспирантка кафедры маркетинга Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск [email protected]
мерчандайзинг при продаже
бытовой техники
основные факторы,
затрудняющие применение мерчандайзинга
в розничной торговле бытовой техникой
Исторически инициатива по внедрению идей мерчандайзинга исходит от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являются сети общероссийских супермаркетов. Использование принципов мерчандайзинга в розничном торговом сегменте затрудняет ряд факторов, прямо или косвенно препятствующих становлению и развитию отечественной системы мерчандайзинга розничной торговли.
Так, по результатам экспертного опроса, проведенного в г Новосибирске среди управляющих и заведующих магазинами бытовой техники, были выявлены основные факторы, которые,
по их мнению, препятствуют использованию мерчандайзинга в их торговых точках. Эксперты отмечают в целом многогранность проблемы практического внедрения методов мерчан-дайзинга. После изучения, анализа и обобщения результатов проведенного опроса, была разработана многофакторная модель мерчандайзинга в розничной торговле (см. рис. на с. 135). Основанием для объединения факторов в модель является их основная сущность (источник первопричины). Рассмотрим более детально каждую группу факторов, входящих в многофакторную модель мерчандайзинга в розничной торговле.
Организационно-технологические факторы
1. Изменения в секторе розничной торговли, в частности формирование и внедрение в практику ее новых форм.
2. В настоящее время мы наблюдаем, что поставщики создают систему индивидуальных стандартов мерчандайзин-га для конкретной торговой сети или розничной торговой точки и конкури-
руют между собой за право реализации своей концепции. Как результат, во главу угла ставится достижение целей производителя (поставщика) или розничного посредника. В итоге это приводит:
- к отсутствию учета специфики розничной торговой точки, ее заинтересованности в программе мерчандай-зинга;
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
- эволюция розничной торговли;
- доминирование реализации принципов мерчандайзинга производителя в точках продаж;
- диспропорция в отношении «объем ассортимента - торговая площадь»;
- отсутствие внимания к фактору «атмосфера магазина»;
- отсутствие комплексного подхода к реализации программ мерчандайзинга;
- однотипность используемых средств и инструментов мерчандайзинга большинством ритейлеров
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
- экономия на привлечении профессиональных специалистов-мерчандайзеров;
- разработка программы мерчандайзинга по остаточному принципу;
- привлечение для реализации программы мерчандайзинга временных работников (студентов);
- низкий уровень вложений в обучение торгового персонала;
- экономия на предпродажных исследованиях предпочтений потребителей;
- дисбаланс между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров;
- восприятие мерчандайзинга как временных акций;
- отрицательный опыт использования мерчандайзинга
МЕРЧАНДАИЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Т
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ:
- особый менталитет восприятия программ мерчандайзинга;
- размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров;
- отсутствие четко сформулированной цели программы мерчан-дайзинга;
- восприятие мерчандайзера как представителя производителя, обеспечивающего только выкладку товара в торговой точке
I
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:
- мнение о разработке программ мерчандайзинга по факту, а не в стратегической перспективе
- использование традиционных методов/инструментов мер-чандайзинга без учета специфики товара, потребительских предпочтений;
- работа торгового персонала по заученному шаблону;
- банальное использование мерчандайзинга как модного инструментария маркетинга
Рис. Многофакторная модель мерчандайзинга в розничной торговле
- отсутствию комплексного подхода к разработке схемы мероприятий мерчандайзинга в цепочке «производитель
- розничный продавец - покупатель»,
3, Желание многих ритейлеров представить на ограниченной торговой площади максимально возможное число товаров, Это приводит к заграмож-денности торгового зала, отсутствию достаточной площади для свободного перемещения покупателей, ощущению тесноты и сдавленности внутри подобных розничных торговых центров/магазинов, Покупатель не может сосредоточиться на оценке и выборе товара, так как на него психологически давит желание покинуть замкнутое пространство,
4, Отсутствие понимания «атмосферы магазина» у ритейлеров или восприятие данного фактора как малозначимого, косвенно влияющего на формирование результатов хозяйственной деятельности, в конечном итоге - прибыли торговой точки,
5, Отсутствие комплексного подхода использования маркетинговых инструментов при реализации программы мерчандайзинга, В результате не подкрепленная или слабоподкрепленная другими инструментами маркетинговых коммуникации программа мерчандай-зинга дает низкие результаты или вообще ни какие,
6, Однотипность используемых средств и инструментов мерчандайзинга большинством розничных торговых точек, Как следствие, невосприимчивость потенциальными покупателями к этим стимулирующим факторам, В результате выгоду получат те ритейлеры, которые первыми будут использовать в своей практике новые методы и инструменты мерчандайзинга, а также со временем и вовремя возрождать хорошо забытые старые,
Экономические факторы
1, Экономия на привлечении профессиональных специалистов по мер-чандайзингу, глубоко разбирающихся в данной области и имеющих опыт работы в конкретном аспекте маркетинга,
2, Разработка программы мерчандай-зинга собственными силами, Обычно сотрудниками отдела маркетинга или даже отдела сбыта, которые не считают функцию работы в направлении мерчандайзинга своей основной обязанностью и соответственно относятся к выполнению данной задачи как к разовому поручению,
3, Привлечение для реализации программы мерчандайзинга временных работников, причем в большинстве случаев (более 70% по результатам опроса управляющих розничных магазинов) это студенты,
4, Низкий уровень вложений в обучение торгового персонала, участвующих в процессе реализации программ мер-чандайзинга,
5, Экономия или нежелание вкладывать средства в предпродажные маркетинговые исследования предпочтений потребителей, В результате предлагается не то, что требуется потребителю,
6, Проведение малобюджетных исследований потребителей, что приводит к поверхностным представлениям о целевой группе,
7, До сих пор остается проблема дисбаланса между структурой продаж и структурой площадей выкладки товаров, Выкладка товара в торговых залах осуществляется на усмотрение сотрудника, а не на основании четких аналитических расчетов,
8, Мерчандайзинг воспринимается владельцами торговых точек как кратковременные акции, а не стратегическая политика сбыта товаров и услуг,
9. Неэффективность или очень низкая эффективность уже использованных инструментов мерчандайзинга.
Поведенческие факторы
1. Существование мнения, что программы мерчандайзинга стоит разрабатывать и реализовывать лишь при явном падении прибыльности розничной деятельности, при активных действиях конкурентов - как ответные шаги, в праздничные периоды - с целью переманивания клиентов от конкурентов.
2. Использование традиционных методов или инструментов мерчандай-зинга, без учета специфики товара, а также особенностей покупателей кон-крентного региона (района). Как пример можно привести разные подходы к выбору бытовой техники горожан и жителей сельской местности. Для жителя города кроме функционально-эргономических факторов не менее значимым является престиж модели (торговой марки) в кругу общения конкретного покупателя. Для сельского же жителя основополагающим фактором в решении о покупке является цена.
3. Работа торгового персонала по заученному шаблону без гибкости и адаптации к потребностям конкретного покупателя.
4. Банальное использование мерчан-дайзинга как модного инструментария маркетинга.
Социально-культурные факторы
1. Восприятие покупателями сегодня некоторых инструментов мерчандай-зинга как нечто чуждого. Возьмем, к примеру, элементарное приветствие посетителей магазина сотрудниками розничного торгового предприятия. В первое время использования данного инструмента, потенциальный покупатель забывал, с какой целью зашел
в магазин или салон и, немного поблуждав, выходил ни с чем. Некоторые потенциальные покупатели были сконфужены таким вниманием к их персоне со стороны торгового персонала и уже старались не привлекать к себе внимание.
2. Размытое представление о целевой аудитории конкретной группы товаров, для которой ритейлеры используют средства мерчандайзинга. В некоторых случаях даже полное отсутствие описания целевой аудитории для конкретной «программы» мерчандайзинга.
3. Отсутствие четко сформулированной цели программы мерчандайзинга. В большинстве случаев разработка или заказ программы мерчандайзин-га строится на желании продать максимально возможное количество товаров за короткий период времени. Практика торгового бизнеса такова, что продавцы не имеют возможности уделять достаточно времени на продумывание основных моментов программ маркетинга и в частности мерчандайзинга. По большей части реализуются типовые программы мерчандайзинга, как результат - низкая эффективность программы мер-чандайзинга в каждом конкретном случае.
4. На региональных рынках до текущего момента мерчандайзер воспринимается как сотрудник поставщика, обеспечивающий грамотную выкладку товара, с целью максимального привлечения потребителя и содействия процессу покупки. Однако структуризация и анализ эффективности мер-чандайзинга постепенно будут способствовать тому, что из стихийного он трансформируется в успешный элемент маркетинга отношений. Появится новый эволюционный тип мерчандай-
зинга, который осуществляется представителями розничной торговли (сети либо торговой точки) самостоятельно или с привлечением специализированного агентства.
Таким образом, по результатам опроса экспертов удалось выявить и объединить в группы факторы, которые затрудняют применение мерчандайзинга в розничной торговле. Разработанная многофакторная модель позволяет системно подойти к анализу сложившейся ситуации в розничном торговом бизнесе при внедрении концепции мерчандазинга.
Литература
1. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчандайзинг: Учебное пособие. -М.: Кнорус, 2007. - 144 с.
2. Сэнд Г.А. Принципы мерчандай-зинга. / Пер. с англ. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. 256 с.
3. Сысоева С.В. Книга директора магазина. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
4. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
5. Федько В.П., Бондаренко В.А. Мер-чандайзинг и сэмплинг: Учебное пособие. М.: Март, 2006. 304 с.
Balashova O.V.
Postgraduate Student, Chair of Marketing, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk
Main Factors Hindering the Implementation of Merchandising in the Retail Trade of Household Appliances
_Abstract
What complicates the use of merchandising in retail chains? What are the problems in this area? The author answers these questions by suggesting a multi-factorial model of merchandising based on a study made by experts. The article focuses on certain market segment - retail trade of household appliances
Keywords: merchandising, retail trade, outlet, merchandising principles, merchandising program, retailers, marketing