Проанализировано влияние факторов риска раннего дисонтогенеза на формирование психофизиологических функций первоклассников в районах г. Архангельска с разными уровнями техногенного воздействия. Аргументируется необходимость учета анамнестических показателей в организации учебного процесса для детей, приступающих к систематическому обучению.
Ключевые слова: Север, экология человека, первоклассники, факторы риска раннего дисонтогенеза, психофизиологические функции.
УДК 574.24:616.8-053.4:612.821
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАННЕГО ДИСОНТОГЕНЕЗА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. АРХАНГЕЛЬСКА
© 2005 г. Е. В. Васильева, Т. С. Копосова, Л. В. Соколова
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Состояние здоровья детского населения в нашей стране неуклонно ухудшается [19, 21 —23]. В этом процессе большую роль играет целый ряд причин: загрязнение окружающей среды, социальное обнищание основной массы населения, в ряде случаев нарушение санитарноэпидемиологических норм, рост алкоголизма и наркомании. Все это приводит к ухудшению состояния здоровья родителей, в первую очередь матерей, и опосредованно снижает адаптационные возможности новорожденных детей, затрудняет весь процесс их развития [11, 20].
Население Архангельской области, занимающей значительную часть Европейского Севера, существуя в условиях постоянного действия различных техногенных факторов, подвергается определенному экологическому риску [7, 24]. Экологические проблемы региона стали прямым следствием техногенного загрязнения природной среды со стороны целлюлозно-бумажного, лесопильно-деревообрабатывающего, гидролизного, теплоэнергетического и других производств, которые являются основными источниками поступающих в природную среду технологических выбросов. Особенностью химических производств является то, что распространение многих элементов, содержащихся в выбросах, не ограничивается территорией предприятия, а выходит за ее пределы и они воздействуют на здоровье не только работающих. Это особенно относится к чрезмерной загазованности атмосферного воздуха, которая отрицательно влияет на здоровье всех жителей города. Антропогенные и техногенные факторы не погашаются один другим, а кумулируются, соединяются, сочетаются и оказывают более выраженное негативное воздействие на организм человека [12, 17]. Экологическое неблагополучие города проявляется в увеличении количества аллергических заболеваний, задержке нервно-психического и физического развития детей, хронизации дегенеративных заболеваний, онкопатологии, повышении общей заболеваемости населения [6, 14].
Экстремальные климатогеографические факторы приполярного региона и современные антропотехногенные и социально-экономические условия проживания населения в г. Архангельске и области привели к тому, что резервные возможности гомеостатических механизмов у детей, родившихся и проживающих в нашей области, оказываются сниженными, начиная с периода эмбрио- и фетогенеза [1, 21].
Известно, что морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей и их здоровье зависят от протекания самых ранних этапов онтогенеза [2, 4, 13, 20]. На благополучное развитие структур мозга ребенка и формирующиеся на их базе школьно-значимые функции влияют особенности течения беременности и родов матери. Показано, что значительное влияние на этапы развития головного мозга в целом и высших корковых функций в частности оказывают неблагоприятные воздействия в пре- и перинатальном периодах, усиливая гетерохронию
созревания функциональных систем [3, 8]. Следствием недостаточности функционирования систем мозга может явиться несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и навыков, что приводит к нарушению формирования устойчивости внимания, снижению объема памяти, расстройству зрительно-пространственной, слухомоторной координации и видеомоторной интеграции, которые обусловливают впоследствии трудности обучения [9, 15].
Цель нашего исследования заключается в выявлении наиболее часто встречающихся факторов риска раннего дисонтогенеза у первоклассников, родившихся и проживающих в различных районах г. Архангельска.
Методика исследования
Всего обследовано 833 первоклассника (412 девочек и 421 мальчик) девяти школ, расположенных в разных районах города. Топографической особенностью г. Архангельска является его протяженность (48 км) вдоль берега р. Северной Двины. Исследование проводилось в школах Октябрьского, Ломоносовского, Северного, Соломбальс-кого и Исакогорского округов, а также в районе Варавино-Фактория, имеющих различную степень насыщенности производственными предприятиями.
Анализ развития ребенка до школы проводился с помощью медицинских карт и анкет. Анкетирование осуществлялось в беседе с родителями, воспитателями и учителями. Анкета, разработанная в НИИ возрастной физиологии РАО, состоит из 3 блоков, выявляющих особенности развития ребенка до школы. Первый блок анкеты включает вопросы о течении беременности и родов матери, наличии наследственных факторов риска, особенностях психофизиологического развития ребенка до года; второй — вопросы о морфофункциональном и психофизиологическом развитии ребенка до 3 лет; третий — об особенностях развития ребенка в предшкольный период. В каждом блоке определялось минимальное и максимальное количество факторов риска раннего онтогенеза и их распространенность. В ходе исследования был отобран комплекс методик, позволяющих оценить с различных сторон психофизиологическое развитие у отдельно взятого ребенка. Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета статистических программ SPSS 11.5. Для исследования структуры взаимосвязей изучаемых переменных применялся корреляционный анализ с вычислением линейной корреляции Пирсона.
Результаты и их обсуждение
Анализ данных первого блока анкеты показал, что максимальное количество факторов риска беременности и родов у матерей первоклассников отмечено в пределах от 5,56 (Исакогорский округ) до 18,31 % (Варавино-Фактория) случаев. Минимальное количество факторов риска колеблется в пределах от 7,69 (Северный округ) до 27,78 % (Исакогорский округ) случаев (рис. 1).
30% -25% -20% -15% -10% -5%
0%
MIN MAX
□ Ломоносовский □ Октябрьский □ Соломбальский
□ Северный □ Исакогорский □ Варавино-Фактория
Рис. 1. Частота встречаемости факторов риска раннего дисонтогенеза у первоклассников различных районов г. Архангельска в период их развития до 1 года
Частота встречаемости факторов риска раннего дисонтогенеза у первоклассников в различных районах г. Архангельска
Частота
Район Фактор риска встречаемости, %
Ломоносовский Заболевание щитовидной железы у матери во время беременности 15,38
Октябрьский Асфиксия плода 11,59
Заболевания матери во время
беременности 17,31
Соло мбальский Заболевания отца Профессиональные вредности 25,00
условий труда матери 10,58
Гипоксия плода 14,42
Осложненные роды 30,77
Северный Недоношенность 15,00
Искусственное вскармливание ребенка с рождения 18,46
Токсикоз I половины беременности 46,48
Угроза выкидыша 15,00
Варавино- Родовая травма 9,86
Фактория Кесарево сечение Профессиональные вредности 25,00
условий труда отца 8,45
Наиболее часто встречающиеся факторы риска раннего дисонтогенеза первоклассников представлены в таблице. Осложненные роды, недоношенность наиболее часто отмечаются в Северном районе, где находится лесопромышленный комплекс Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината, который относится к одному из основных предприятий, выбрасывающих большой объем вредных веществ в атмосферу (метил-меркаптан, сероуглерод, формальдегид, бензапирен и др.). Основной вклад в общий объем сброса загрязненных сточных вод предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составляет ежегодно от 55 до 90 %. Кроме того, в Архангельске зарегистрированы случаи повышенного содержания в воздухе диоксида азота, сероводорода, оксида углерода и осадков с высокой кислотностью [12]. Растущий уровень загрязнения окружающей среды может создавать опасность повышения частоты врожденных пороков развития в результате воздействия факторов окружающей среды как на развивающийся эмбрион или плод, так и на генетические структуры половых клеток родителей. В Соломбальском округе отмечается высокий уровень заболеваемости матери во время беременности и отца. Недалеко от него распола-
гается гидролизный завод, в районе которого отмечаются максимальные из разовых концентраций фурфурола и метилового спирта — более 2 ПДК [18]. Наибольшее количество факторов риска раннего дисонто-генеза наблюдается в районе Варавино-Фактория, где находится лесопильно-деревообрабатывающее предприятие: токсикоз I половины беременности отмечается в 46,48, кесарево сечение — 25,00, угроза выкидыша — 15,00, родовая травма — в 9,86 % случаев.
Корреляционный анализ показателей психофизиологического развития и факторов риска показал, что заболевания матери во время беременности отражаются на уровне развития помехоустойчивости восприятия (г = —0,13; р< 0,01) и наглядно-образном мышлении ребенка (г = —0,14; р < 0,01); недоношенность — на кратковременной зрительной памяти (г= —0,16; р< 0,001) и зрительно-пространственном восприятии (г = —0,11; р < 0,01). Патология щитовидной железы матери во время беременности тесно коррелирует с задержкой развития следующих психофизиологических функций ребенка: слуховой памяти (г= —0,06; р< 0,01), образно-логического мышления (г = —0,06; р < 0,01), концентрации внимания (г = —0,08; р < 0,01).
Обработка ответов на второй блок анкеты обнаружила, что минимальное количество факторов риска у детей 7—8 лет встречается от 5,56 (Соломбальский округ) до 18,84 % (Октябрьский) случаев (рис. 2), максимальное
— от 4,81 (Соломбальский) до 15,49 % (Варавино-Фактория) случаев. Основные факторы риска раннего онтогенеза первоклассников в период их развития с рождения до 3 лет — искусственное вскармливание, задержки психомоторного и речевого развития.
20%
15%
10%
5%
0%
MIN
□ Ломоносовский
□ Северный
MAX
□ Октябрьский
□ Исакогорский
□ Соломбальский
□ Варавино-Фактория
Рис. 2. Частота встречаемости факторов риска раннего дисонтогенеза у первоклассников различных районов г. Архангельска в период их развития от 1 года до 3 лет
Характер вскармливания как фактор риска раннего развития оказывает влияние на соматическое и интеллектуальное развитие, уровень образного и логического мышления, внимания, памяти, речевого развития, что в конечном итоге затрудняет усвоение школьного материала [5, 10, 16, 25]. В анамнезе первоклассников отмечено искусственное вскармливание от 11,11 (Исакогорский район) до 18,46 % (Северный район) случаев. Выявлены коэффициенты корреляции искусственного вскармливания в раннем онтогенезе у первоклассников со слуховой памятью у девочек (г = —0,09; р < 0,01) и зрительной — у мальчиков (г = —0,09; р < 0,01).
Анализ третьего блока анкеты обнаружил, что среди детей 7—8 лет минимальное количество факторов риска раннего дисонтогенеза в предшкольный период составляет 0,4 % (Ломоносовский округ), максимальное — от 11,11 (Исакогорский) до 18,31 % (Варавино-Фактория) случаев (рис. 3).
20% -15% -10% -5%
0%
MIN MAX
□ Ломоносовский □ Октябрьский □ Соломбальский
□ Северный □ Исакогорский □ Варавино-Фактория
Рис. 3. Частота встречаемости факторов риска раннего дисонтогенеза у первоклассников различных районов г. Архангельска в период их развития от 3 до 6 лет
Выявлены наиболее часто встречаемые факторы риска раннего дисонтогенеза в предшкольный период у первоклассников — невротические реакции, неустойчивость поведения, задержки речевого развития, энурез.
Отмечено наибольшее количество достоверных взаимосвязей показателей третьего блока анкеты с концентрацией внимания (г = —0,26), скоростью переработки информации (г = —0,17), зрительно-пространственным восприятием (г = —0,16; р< 0,001), наглядно-образным мышлением (г = —0,14), кратковременной слуховой памятью (г = —0,11; р < 0,01).
В настоящее время практически не изучен вопрос об отдаленных последствиях влияния неблагоприятных факторов раннего онтогенеза на индивидуальные особенности детей и подростков. Полученные данные подтверждают, что многие отклонения в развитии ребенка «программируются» уже на уровне неблагоприятной наследственности, осложненных условий внутриутробного развития, во время родов и после них. На состояние здоровья женщин репродуктивного возраста оказывают влияние неблагоприятные экологические и социальные факторы, определяющие патологию беременности и родов. Факторы риска раннего онтогенеза являются одной из основных причин формирования у дошкольников процессов дезадаптации, различных нарушений психосоматического здоровья и в будущем — школьных трудностей. Однако анамнестические показатели часто не учитываются при осуществлении учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, анализ анамнеза ребенка имеет прогностический характер. Благоприятное течение раннего развития ребенка способствует успешному развитию структур головного мозга и формирующихся на их базе психофизиологических функций. Начало обучения в школе предъявляет новые, усложненные требования к психической деятельности ребенка и является достаточно сильным стрессом для детей с задержкой психофизиологических функций, приводящим к различным формам школьной дезадаптации. Отклонения в психофизи-
ологическом статусе ребенка могут сохраняться и в подростковом возрасте. Поэтому для оптимизации хода развития и формирования психофизиологических функций детей, проживающих в районах г. Архангельска с различными уровнями антропотехногенных воздействий, необходимо раннее прогнозирование анамнестических факторов риска для оказания своевременной и необходимой коррекционной помощи за 1 —2 года до поступления ребенка в школу.
Список литературы
1. Банникова Р. В. Социальные условия и демографические процессы в Архангельской области / Р. В. Банникова, А. А. Дрегало, В. И. Ульяновский. — Архангельск: ЭЛПА, 1995. — С. 108.
2. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология / Ю. И. Ба-рашнев. — М.: Триада-Х, 2001. — 638 с.
3. Батуев А. С. У истоков пренатальной психологии / А. С. Батуев // Сб. материалов по перинатальной психологии и медицине. — СПб., 2002. — № 12. — С. 19—27.
4. Воронцов И. М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка / И. М. Воронцов, Е. М. Фатеева. — СПб.: ИКФ «Фолиант», 1998. — 272 с.
5. Дейненко О. Я. Состояние здоровья детей на искусственном вскармливании / О. Я. Дейненко // Российский педиатрический журнал. — 2002. — № 5. — С. 59—61.
6. Добродеева Л. К. Иммунологическое районирование Архангельской области / Л. К. Добродеева // Поморье в Баренц-регионе: Экология, экономика, социальные проблемы, культура. — Архангельск, 1997. — С. 198—199.
7. Коробицын А. А. Экология здоровья трудоспособного населения Архангельской области / А. А. Коробицын, П. И. Сидоров, Ю. Р. Теддер. — Архангельск: Изд-во АГМА, 1996. — 206 с.
8. Кравцов Ю. И. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом / Ю. И. Кравцов, И. П. Корюкина, Т. П. Калашникова // Российский педиатрический журнал.
— 2001. — № 4. — С. 14—17.
9. Новикова Г. Р. Клинический и нейропсихологический анализ некоторых психических функций у детей 6—7 лет / Г. Р. Новикова // Журнал вНд. — 1999. — Т. 49, вып. 6. — С. 944—949.
10. Перевощикова Н. К. Состояние здоровья детей в зависимости от вида вскармливания в раннем возрасте / Н. К. Перевощикова, Е. Д. Басманова, В. И. Коба и др. // Российский педиатрический журнал. — 2002. — № 1.
— С. 4 — 6.
11. Равич-Щербо И. В. Психогенетика / И. В. Равич-Щербо. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
12. Санников А. Л. Характеристика основных климатоэкологических и социальных параметров жизнедеятельности в условиях Европейского Севера (по материалам Архангельской области) / А. Л. Санников, Р. В. Банникова.
— Архангельск: АГМА, 2000. — 34 с.
13. Сапего А. В. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: Дис. ... канд. биол. наук / Сапего Анна Викторовна. — Кемерово, 1998. — 164 с.
14. Сидоров П. И. Экология человека на Европейском Севере России / П. И. Сидоров, А. Б. Гудков // Экология человека. — 2004. — № 6. — С. 15—21.
15. Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения) / И. А. Скворцов. — М.: Тривола, 2000. — 208 с.
16. Скворцова В. А. Современные подходы к проблеме вскармливания недоношенных детей / В. А. Скворцова,
Г. В. Яцык, К. С. Ладодо // Российский педиатрический журнал. — 2000. — № 6. — С. 31—33.
17. Соколова Л. А. Гигиеническая оценка загрязнения атмосферного воздуха в городе Архангельске / Л. А. Соколова, Г. В. Хромцова, Е. И. Мерцалова и др. // Здоровье населения Европейского Севера России на рубеже XXI века / Под ред. Р. В. Банниковой, Н. И. Кондаковой, Ю. Р. Теддера. — Архангельск: Изд. центр СГМУ, 2002.
— С. 42—47.
18. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2003 году: Доклад Министерства природных ресурсов РФ, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Архангельской области и комитета по экологии администрации Архангельской области. — Архангельск: ОМ-медиа, 2004.
— 323 с.
19. Теддер Ю. Р. Состояние здоровья и адаптация первоклассников к обучению в школе в условиях Севера / Ю. Р. Теддер, Т. С. Копосова // Экология человека. — 2000. — № 2. — С. 44—46.
20. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. — 2002. — № 1. — С. 61—63.
21. Усынина А. А. Физиологическая характеристика новорожденных детей на Европейском Севере и прогнозирование некоторых состояний периода новорожденности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук / Усынина Анна Александровна. — Архангельск, 1996. — 22 с.
22. Хаснутдинова С. Л. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста / С. Л. Хаснутдинова, С. Л. Совершаева, В. И. Макарова // Экология человека. — 2005. — № 1. — С. 30—35.
23. Чубарь Н. В. Гигиеническая оценка производственных факторов и состояния здоровья работающих ОАО «Соломбальский ЦБК» в городе Архангельске / Н. В. Чубарь // Здоровье населения Европейского Севера России на рубеже XXI века / Под ред. Р. В. Банниковой, Н. И. Кондаковой, Ю. Р. Теддера. — Архангельск: Изд. центр СГМУ, 2002. — С. 404—409.
24. Экологическая ситуация в Архангельской области: Проблемы и перспективы оздоровления. Ч.1. / Под ред. А. Е. Баталова. — Архангельск: Изд. центр АГМА, 2000.
— 58 с.
25. Radford. Successful Application of the Baby-Friendly Hospital Initiative Contains Lessons That Must Be Applied to the Control of FoTmula Feeding in Hospitals in Industrialized Countries / Radforf, A. Southall, P. David // Pediatrics. — 2001. — Vol. 108, N 3. — Р. 766—769.
MAIN RISK FACTORS OF EARLY DYSONTOGENESIS IN FIRST-YEAR SCHOOLCHILDREN FROM ARKHANGELSK SCHOOLS
Е. V. Vasiljeva, 1\ S. Koposova, L. V. Sokolova
Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
Influence of risk factors of early dysontogenesis on formation of psychophysiological functions of first-year schoolchildren in different districts of Arkhangelsk with different levels of technogenic impact has been analyzed. There were given reasons of the necessity to register anamnestic indices in organization of educational process for children that begin system training.
Key words: the North, human ecology, first-year schoolchildren, risk factors of early dysontogenesis, psychophysiological functions.