УДК 159.9 Шипова Лариса Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии Саратовский государственного университета имени Н.Г. Чернышевского [email protected]
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРАВОНАРУШАЮЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ И СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Shipova Larisa Valentinovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of the Special Psychology Subdepartment, Saratov State University [email protected]
MAIN FACTORS OF THE INFRINGING TENDENCIES AND OFFENCES COMMITTED BY JUVENILES WITH MENTAL RETARDATION
Аннотация:
В статье анализируются основные факторы правонарушающих тенденций и совершения правонарушений несовершеннолетними с диагнозом «умственная отсталость». Рассматривается влияние органического поражения мозга и действие социальных факторов на совершение правонарушений у лиц с умственной отсталостью. Исследования показали, что они обусловлены сочетанием действия биологических и социальных факторов.
Ключевые слова:
правонарушения, правонарушающие тенденции, несовершеннолетние, умственная отсталость, органическое поражение головного мозга.
Summary:
The article deals with the main factors of the infringing tendencies and offences committed by juveniles with mental retardation diagnosis. The author considers impact of the idiophrenic psychosis and social factors on the commitment of the offences by the persons with intellectual retardation. The researches have shown, that the offences committed by the juveniles with mental retardation are determined by combination of biological and social factors.
Keywords:
offenses, infringing tendencies, juveniles, mental retardation, idiophrenic psychosis.
Специальные исследования в области психологии, психиатрии и криминологии свидетельствуют о том, что любое нарушение психической деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы, в том числе и при олигофрении, способствует более легкому усвоению антиобщественных воздействий, повышает вероятность совершения правонарушения, хотя далеко и не обусловливает его неизбежности. Отклонения в психическом развитии, не исключающие вменяемость, в определенных условиях социальной среды снижают сопротивление к воздействию неблагоприятных ситуаций, ослабляют контрольные механизмы поведения, ограничивают альтернативные возможности принятия решений и выбора действий в зависимости от ситуаций, создают препятствия для развития социально значимых качеств личности [1]. Социальная незрелость умственно отсталых учащихся, склонность их к имитации и усвоению неправильных форм поведения, импульсивность, несдержанность и другие особенности психической деятельности создают условия для возникновения отклонений в поведении и могут способствовать правонарушающему поведению.
Васильева Н.Д. [2] отмечает, что в экспертной практике бытует мнение, что органическая отягощенность в любой ее форме способствует проявлениям агрессивности и даже жестокости. Однако некоторые авторы считают, что для олигофренов, в частности, характерно делинквентное, но не жестокое поведение. Такой вывод подтверждается данными по стране - среди олигофренов тяжкие преступления против личности совершили только 8,9 %, в то время как легкие - 74,8 %.
Касаясь характера правонарушений, совершаемых умственно отсталыми лицами, исследователи отмечают преобладание корыстных правонарушений. Однако достаточно часто отмечаются хулиганские действия, нанесение телесных повреждений окружающим. Установлено, что какой-либо специфичности общественно опасных действий психически больных нет, как не выявлено и их отличий по последствиям уголовно наказуемых деликтов, совершенных психически здоровыми преступниками. Это говорит о том, что, несмотря на изменчивость личности лиц с умственной отсталостью, сами по себе потребности и мотивы их поступков являются отражением патологического состояния, следствием биологической и социальной дезадаптации. Тот факт, что лица с умственной отсталостью редко становятся инициаторами и организаторами групповых правонарушений, можно объяснить их внушаемостью и подчиняемостью. Но если все же умственно отсталые совершают тяжкие преступления против личности, то обычно это происходит без заранее обдуманного намерения и продуманного плана действий [3].
Риск совершения общественно опасных деяний умственно отсталыми лицами носит динамический характер, обусловлен многими факторами. Само общественно опасное деяние является результатом сложных сочетаний и взаимовлияния патологических характеристик, ситуационных воздействий и личностных установок.
К неблагоприятным факторам, способствующим проявлению преступного поведения умственно отсталых, относится алкоголизация одного или обоих родителей, большинство из которых привлекались к уголовной ответственности; неполные семьи; гипоопека и безнадзорность, асоциальный образ жизни лиц с умственной отсталостью с ранних лет, в связи с чем они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; злоупотребление спиртными напитками, приводящее к усугублению свойственной им внушаемости, усилению эксплозивности, возникновению дисфорических состояний, снижению интеллектуального контроля, особенно при наличии эмоционально-волевых нарушений по дисфорическому типу.
Результаты исследования Е.А. Гордиенко и Г.Г. Запрягаева [4] показали, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних олигофренов, проявивших криминогенное поведение, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности: неполный состав семьи (отсутствие одного из родителей); неупорядоченность семейно-брачных отношений родителей; наличие у родителей (родителя) психических аномалий; бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей (или одного из них); невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций по надзору за умственно отсталыми подростками; негативное влияние ближайших родственников; отрицательное влияние микросреды (соседи, друзья и т.д.); наличие в ее составе лиц, совершающих преступления; контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения.
По мнению О.Е. Фрейерова [5], общественно опасные действия умственно отсталых лиц могут быть обусловлены импульсивностью, которая отражает как недостаточность волевой сферы, так и неспособность адекватного осмысления ситуации. Большое значение исследователи придают повышенной внушаемости, пассивной подчиняемости, недостаточной функции прогнозирования и оценки своих поступков. Практически у всех лиц с умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые нарушения, выраженные в разной степени. Наиболее «криминогенными» из них являются психопатоподобные, дисфорические, мориоподобные, вялоапатические. Нарушения эмоционально-волевой сферы связывают с органической неполноценностью нервной системы, то есть это осложненные формы умственной отсталости, при которых резидуально-органический радикал особенно нарушает адаптивное поведение и способствует совершению правонарушений.
Другим немаловажным фактором, способствующим противоправному поведению лиц с умственной отсталостью, является злоупотребление спиртными напитками. Указанное обстоятельство обусловливает как совершение лицами с умственной отсталостью противоправных деяний, так и увеличение риска совершения или повторных правонарушений. Установлено, что ранний алкоголизм встречается у 30 % учащихся вспомогательных школ. У лиц с умственной отсталостью, находящихся на принудительном лечении, злоупотребление спиртными напитками отмечается в 70 % случаев. Особую роль в формировании механизмов общественно опасных действий у умственно отсталых играет микросреда как основа, предопределяющая социально-личностные ориентации в становлении модуса социального поведения. Умственно отсталые люди в любом возрасте зачастую оказываются в жесткой зависимости от отрицательной микросреды, где господствуют асоциальные установки, аморальная атмосфера и где нормой считаются нарушения моральных и правовых требований, потребительское отношение к обществу, формирование групповой криминальной направленности.
В работе Г.Г. Запрягаева [6] выявлена роль личностных и социально-психологических факторов в поведении умственно отсталых подростков, показано значение семьи, школы, ближайшего окружения для формирования отклоняющегося поведения, сделан вывод о том, что дефект выполняет сопутствующую, но не основную роль в принятии и реализации негативных намерений при совершении правонарушения, а поведение подростка зависит от его социальнопсихологических отношений и предшествующих условий развития, сформированности нравственного сознания, уровня развития эмоционально-волевой сферы и конкретной жизненной ситуации.
Изучение нравственного отношения умственно отсталых учащихся к окружающим, проведенное в исследовании О.Е. Фоменко [7], показало, что наименее сформированными у умственно отсталых школьников являются отношения к хулиганам и нарушителям правил поведения. При этом нравственное отношение к ним понималось как осуждение их действий, как умение и желание противопоставить им собственное мнение. Негативное отношение рассматривалось как желание подражать хулиганским поступкам, стремление помочь таким личностям избежать заслуженного наказания, отношение к нарушению правил поведения как к проявлению смелости.
Низкий уровень сформированности нравственного отношения умственно отсталых школьников к хулиганам и нарушителям правил поведения подтверждает факт сильной вну-
шаемости учащихся вспомогательной школы, их подверженность негативным воздействиям и говорят о необходимости особого внимания к формированию у них нравственного отношения к данной группе окружающих.
В силу интеллектуальной неполноценности учащиеся с умственной отсталостью не всегда в полной мере критически оценивают свои действия и их последствия. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы приводят к неадекватным поступкам и действиям в различных ситуациях. Внушаемость, подражательность, нарушения подконтрольности и критичности поведения прослеживаются в характере и мотивах правонарушающих действий.
Кроме того, все правонарушители с умственной отсталостью, по данным исследования Г.Г. Запрягаеева [8], находились в условиях неблагоприятного воздействия среды. В данном случае подростки приобретали неправильные нравственно-правовые установки. Такие особенности их психической деятельности, как преобладание конкретного мышления, эмоциональноволевая неустойчивость, внушаемость, некритичность поведения и т.д., приводят к тому, что учащиеся попадают под негативное влияние, оценивают события, факты и свое поведение с позиций антиобщественных взглядов и норм поведения в семье и ближайшем окружении.
Исследования показали, что признаки, качественно отличающие умственно отсталых подростков с социально нормальным поведением от умственно отсталых, совершающих правонарушения, характеризуются в основном наличием у последних негативных нравственных черт и свойств личности, отражающих в той или иной мере степень деформации их моральных и социальных позиций (отношение к учебе, родителям, педагогам, нормам поведения в общественных местах, общественно-полезной работе в школе, моральные и нравственные принципы, уровень правосознания и готовности к выполнению правовых норм и т.д.).
В исследовании Е.Г. Дозорцевой [9] была показана личностная незрелость несовершеннолетних правонарушителей с признаками психического недоразвития.
При оценке общественно опасного поведения умственно отсталых исследователи большое значение придают вопросам мотивации. Реально-бытовые мотивы противоправного поведения больных с расстройствами непсихотического регистра и без признаков выраженного слабоумия, к каковым относятся и лица с умственной отсталостью, объясняется материальной заинтересованностью, затруднениями межличностного общения, личной неприязнью, самоутверждением, эгоцентризмом, пренебрежением к общественным нормам поведения, эгоцентрическими установками. При анализе мотивации преступного поведения лиц с умственной отсталостью необходимо отметить бессодержательный характер его мотивов [10].
Таким образом, правонарушения несовершеннолетних с умственной отсталостью обусловлены сочетанием действия биологических и социальных факторов. Наличие отклонений в нервно-психической сфере не означает неизбежности формирования правонарушающих тенденций и совершения ими правонарушений. Следует отметить, что интеллектуальная недостаточность, особенно при наличии выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, может создать почву для возникновения социальной дезадаптации и совершения правонарушений умственно отсталыми подростками. Особую же роль в формировании механизмов общественно опасных действий играют неблагоприятные микросоциальные условия, а именно: аморальный образ жизни, злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей, привлечение их к уголовной ответственности, гипоопека и безнадзорность, злоупотребление подростка спиртными напитками.
В условиях неблагоприятного воздействия среды у подростков с интеллектуальной недостаточностью быстрее и легче формируются негативные правонарушающие тенденции в поведении, повышается вероятность совершения преступных действий.
Ссылки:
1. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.
2. Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
3. Горшков В.В., Николаева Т.А. Преступное поведение лиц с умственной отсталостью // Механизмы человеческой агрессии: сб. науч. тр. / под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2000.
4. Гордиенко Е.А., Запрягаев Г.Г. Особенности предупреждения правонарушений подростков-олигофренов // Дефектология. 1984. № 3.
5. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении (дебильность): клиника и экспертиза. М., 1964.
6. Горшков В.В., Николаева Т.А. Указ. соч.
7. Запрягаев Г.Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
8. Фоменко О.Е. Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991.
9. Запрягаев Г.Г. Трудновоспитуемые учащиеся вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвуз. сб. науч. тр. М., 1985.
10. Дозорцева Е.Г. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (психологический аспект): дис. ... канд. психол. наук. М., 1989.