Научная статья на тему 'Основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях'

Основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРИНЦИПЫ / ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ФАКТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURAL POTENTIAL / ORGANIZATION / FOOD MARKET / PRINCIPLES / PRODUCTION / DEVELOPMENT / REGION / AGRICULTURE / AGRICULTURAL PRODUCTION / FACTORS / FORMATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Вартанова Марина Львовна

Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует качественно новой организации продовольственного рынка региона. Организация региональных продовольственных рынков должна базироваться на совокупности принципов, отражающих разносторонние аспекты рациональной организации этих рынков и управления процессами их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Вартанова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main factors of creation and development of the food market of the region in modern conditions

Modern state of agrarian economy and food market requires a new organization of the food market of the region. Organization of regional food markets must be based on a set of principles, which reflect diverse aspects of the rational organization of these markets and the process management of their functioning.

Текст научной работы на тему «Основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях

Дохолян С.В. \ Вартанова М.Л.2

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия

2 Московский психолого-социальный университет

аннотация:_

Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует качественно новой организации продовольственного рынка региона. Организация региональных продовольственных рынков должна базироваться на совокупности принципов, отражающих разносторонние аспекты рациональной организации этих рынков и управления процессами их функционирования.

ключевые слова: агропромышленный комплекс, агропромышленный потенциал, организация, продовольственный рынок, принципы, производство, развитие, регион, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, факторы, формирование, эффективность.

Main factors of creation and development

of the food market of the region in modern conditions

Dokholyan S.V. 1, Vartanova M.L. 2

1 Federal State Budgetary Institution of Science «Institute of Social and Economic Research» of the. Dagestan Scientific Center, Makhachkala, Russia

2 Moscow psycho-social university

введение

Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует качественно новой организации продовольственного рынка региона. С переходом на рыночные отношения отечественное сельское хозяйство испытывает значительные производственно-экономические трудности: «существенно сократились площади используемых сельскохозяйственных угодий, уменьшилось поголовье животных, ухудшилась техническая оснащенность производства, что привело к снижению объемов» [8] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Организация регионального продовольственного рынка должна предусматривать его органическую взаимосвязь с продо-

вольственными рынками других регионов и интеграцию в мировой продовольственный рынок.

Оовременное состояние организации управления развитием регионального продовольственного рынка

Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что «с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей» [8] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016). Решение вопроса зависит не только от производственных возможностей и биоклиматических условий функционирования агропромышленного комплекса, но также и от организации и развития продовольственного рынка региона.

Бесперебойное продовольственное обеспечение населения страны является важнейшей ее обязанностью. В нашей стране данная проблема наиболее актуальна в силу того, что в агропромышленном комплексе произошло резкое снижение его продуктивности в процессе трансформационных процессов.

Важнейшей задачей развития регионального рынка продовольствия является обеспечение сбалансированного развития его структурных элементов. Так, без развития транспортной и складской инфраструктуры наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции приведет к росту потерь продукции и ее потребительских свойств, а рост производственных мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности без роста производства сырья может привести к их недозагрузке и росту себестоимости продовольственных товаров.

Разработка и обоснование положений по развитию региональных продовольственных рынков должны базироваться на совокупности принципов, отражающих разно-

abstract:_

Modern state of agrarian economy and food market requires a new organization of the food market of the region. Organization of regional food markets must be based on a set of principles, which reflect diverse aspects of the rational organization of these markets and the process management of their functioning.

keywords: agro-industrial complex, agricultural potential, organization, food market, principles, production, development, region, agriculture, agricultural production, factors, formation, efficiency.

Received: 27.03.2017 / Published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mai[.ru)

citation:_

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2017) Osnovnye faktory organizatsii i razvitiya prodovolstvennogo rynka regiona v sovremennyh usloviyakh [Main factors of creation and development of the food market of the region in modern conditions]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (6). - 971-982. doi: 10.18334/rp.18.6.37702

сторонние аспекты рациональной организации этих рынков и управления процессами их функционирования.

Систематизацию этих принципов целесообразно проводить по следующим группам [11] (Ulezko A.V., Pashina L.L., 2014):

• теоретико-методологические принципы;

• принципы, отражающие региональные особенности формирования продовольственных рынков;

• принципы, обеспечивающие реализацию межрегиональных связей и внешнеэкономическое взаимодействие;

• принципы, регламентирующие формирование рыночной инфраструктуры;

• принципы интеграции субъектов рынка различных уровней, форм собственности и организационно-правовых форм.

Анализ динамики развития различных элементов рыночной инфраструктуры показывает, что оно происходило крайне неравномерно и негативно сказалось на производстве и жизненном уровне населения региона.

В связи с дальнейшим углублением кризиса в экономике, резким сокращением капитальных вложений новое строительство практически прекратилось, а с приватизацией предприятий оптовой и розничной торговли и изменением профиля работы вообще наметилась тенденция к сокращению складских помещений и торговых площадей как в городских, так и сельских районах региона.

В настоящее время отставание обеспеченности рыночной инфраструктуры материально-технической базой по сравнению с технико-экономическими нормативами продолжается.

Уменьшение агропромышленного потенциала, резкий спад производства продукции сельского хозяйства привели к увеличению импорта продовольственной продукции. В свою очередь, высокая доля импорта способствовала постепенному вытеснению аборигенных (местных) товаропроизводителей с местных рынков. Натиск зарубежной продукции привел к повышению цен, появлению некачественных товаров, дефициту по основным продуктам питания, особенно мясу. Негативность создавшегося положения заключается в том, что оно привело к запаздыванию формирования продовольственного рынка во всех регионах страны.

об авторах:_

Дохолян Сергей Владимирович, директор, профессор, доктор экономических наук

Вартанова Марина Львовна, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального

университета, кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ (11marina110mai1.ru)

цитировать статью:_

Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - С. 971982. doi: 10.18334/rp.18.6.37702

Наибольшее отрицательное влияние было оказано на регионы Северо-Кавказской экономической зоны, так как они в большей степени связаны с сельскохозяйственным и агропромышленным производством, а материально-финансовое состояние населения зависит от эффективности функционирования отраслей АПК.

Отмеченные выше отрицательные моменты способствовали тому, что трудоспособное население потеряло работу, упал платежеспособный спрос, резко увеличилась доля населения, находящаяся за чертой бедности. Выходом из создавшегося положение является формирование продовольственного рынка, функционирующего по законам рыночной экономики, учитывающего специфику каждого региона. Для разрешения обозначенных проблем необходимо решение ряда теоретических и практических задач.

Как известно, продовольственный рынок является одним из важнейших в системе локальных рынков, поскольку он во многом формирует уровень удовлетворения самых необходимых жизненных (физиологических) потребностей населения, которые, в свою очередь, в значительной степени предопределяют социальное настроение и мотивационное начало многогранной человеческой деятельности.

Продовольственный рынок - это система экономических отношений, складывающихся между людьми в сфере обмена по поводу реализации и потребления продовольствия. Это саморегулирующаяся система, которая находится в состоянии непрерывного движения, причем не только в сфере обмена, но и в сфере производства.

Но наиболее важными в системе становления продовольственного рынка являются те экономические отношения, которые складываются между участниками. Эти отношения складываются прямо или опосредованно под влиянием специфических особенностей региона, спроса и предложения на товарные группы, доходности и платежеспособного спроса, процессов принятия управленческих решений хозяйствующими субъектами и методами регулирования этих отношений.

Что касается сугубо экономических отношений на продовольственном рынке, то они характеризуются тем, что происходит взаимодействие двух комплексных блоков, включающих: производителей (сюда включаются вся цепочка - от производства продукции до торговли), основной целью которых является возмещение затрат и получение прибыли, и потребителей, для которых наиболее важным является удовлетворение своих потребностей в продуктах питания.

Экономические отношения между покупателями и продавцами детерминируются взаимосвязями между спросом и предложением. Особенность продовольственного рынка заключается в том, что он оказывает прямое или косвенное влияние на все сферы, которые участвуют в производстве продуктов питания. Это влияние является обратным, и оно содержит сигналы и информацию о том, что производить, какой объем и ассортимент продуктов необходим рынку.

Продовольственный рынок создается и функционирует не только потому, что существуют производители, поставщики, потребители, а потому что между ними

устанавливаются производственные, экономические, социальные и пространственные отношения.

Исходя из последнего, можно утверждать, что продовольственный рынок является пространственным образованием, которое имеет рубежи, обозначенные логистическими центрами, субъектами, которые производят и доводят продукты питания до потребителей. По сути, продовольственный рынок - это форма экономического пространства, внутри которого находятся субъекты, обеспечивающие население продуктами питания.

И в пространстве, где функционирует продовольственный рынок необязательно, чтобы все хозяйствующие субъекты, гарантирующие возможную деятельность продовольственного рынка, имели определенное месторасположение, но обязательным является взаимоувязанная комплементарная работа.

Исследование форм и способов формирования и функционирования продовольственного рынка в различных странах показывает, что он обладает свойствами самоорганизации, под которой понимается его способность без специфического воздействия извне обретать некоторую пространственную структуру и функционирование.

Данное свойство для продовольственного рынка становится возможным из-за того, что он (продовольственный рынок) приобретает черты специфической формы экономического пространства, способного в определенной степени нейтрализовать последствия внешних и внутренних негативных процессов, что повышает устойчивость экономической деятельности субъектов хозяйствования и уровень организованности их экономических процессов.

А опыт функционирования продовольственных рынков развитых стран показывает, что его эффективной деятельности способствует создание единого экономического пространства.

В этой связи для реализации вопросов формирования эффективного продовольственного рынка необходимо решить задачу создания такого пространства, которое будет способствовать налаживанию межрегиональных связей, быстрому продвижению сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, уменьшению посреднического звена, что, в конечном счете, будет способствовать сбалансированному развитию участников региональных продовольственных рынков и достижению социальной стабильности.

Создание единого рыночного пространства подразумевает отсутствие барьеров на пути межрегионального продуктообмена, т.е. интегрированность продовольственного рынка.

основные факторы формирования продовольственного регионального рынка

Процесс обеспечения населения продовольствием содержит в себе множество факторов. Важную роль в этом процессе играют «межрегиональные и межотраслевые

продовольственные связи» [1] (Vartanova M.L., 2016), которые выступают объективно «необходимыми средствами надежного обеспечения страны продовольствием, а предприятия переработки - сельскохозяйственным сырьем» [1] (Vartanova M.L., 2016).

В целом продовольственный рынок как форма экономического пространства характеризуется наличием совокупности признаков, имеющих внутреннюю иерархию, которая может взаимодействовать друг с другом, а также с внешней средой, и требует системного подхода при его изучении. Так как продовольственный рынок представляет собой сложную структуру, естественно, механизм его формирования имеет свои особенности.

В основе его (формирования) лежат факторы и процессы в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров, которые определяются разными прерогативами, в том числе внутренними производственными возможностями, соотношением социальных групп населения и их потребностями, развитостью межтерриториальных связей и т.д. Комплекс этих факторов необходимо учитывать при изучении и решении данной проблемы.

Перечень предполагаемых факторов по формированию продовольственного рынка можно распределить на несколько групп.

К первой группе относятся факторы, которые обуславливают экономический рост. Источниками экономического роста могут быть: наличие финансовых средств, обеспечивающих возможности расширенного воспроизводства; количество и качество природных и трудовых ресурсов; наличие высоких технологий, уровень технологичного состояния производства.

Ко второй группе относятся факторы, которые оказывают влияние на спрос. На спрос воздействуют комплекс ценовых и неценовых факторов, в состав которых могут входить стоимость товара или его цена, количество потребителей, уровень дохода потребителей, структура потребностей, рекламно-маркетинговые факторы.

Необходимо иметь в виду, что производственный потенциал товарного предложения зависит от потребительского потенциала, и это зависимость прямая, но не беспредельная. Первый проявляется в возможности предложить товар, второй - употребить или удовлетворить свои потребности. Потребительский потенциал характеризуется показателями емкости рынка.

К третьей группе относятся факторы, которые обусловливают взаимодействие спроса и предложения. Для осуществления управления спросом необходим комплекс мер, которые обеспечивали бы производство или изготовление различных товаров с заданными свойствами, которые могли бы удовлетворить разных потребителей, помогли бы сформировать оптовые и розничные цены реализации, разработать методы стимулирования как товаропроизводителей, так и потребителей товара, использовать различные методы распространения информации об объемах и ассортимент продукции и товарах, предлагаемых потребителям.

К четвертой группой относятся факторы, которые связаны с методами прямого регулирования формирования продовольственного рынка органами федерального и

территориального управления. В эту же группу включаются признаки, которые определяют состояния уровня конкуренции среди производителей, с одной стороны, и среди потребителей, с другой. Параметры этого уровня определяют концентрацию производителей и потребителей, то есть не только их количество, но и рыночную долю каждого участника.

К пятой группе относятся факторы, которые обеспечивают распределение ресурсов и их вовлечение в экономический оборот.

К шестой группе относятся факторы непрямого воздействия. Таковыми являются проводимая социальная и культурная политика, социально- психологическая атмосфера в стране и регионах, уровень общественного сознания и его соответствие рыночным принципам.

Важными участниками формирования продовольственных рынков, оказывающими косвенное, но существенное влияние, являются институты. Так, по мнению А. Сидорович, под институциональным влиянием следует понимать совокупность институтов или институциональных форм продовольственного рынка, деятельность которых направлена на эффективную организацию его функционирования, снижение транзакционных издержек, повышение конкурентоспособности участников рынка.

К седьмой группе факторов относится информация. Информационное пространство региональных предприятий определяется как совокупность потоков информации, возникающих в процессе функционирования предприятий на региональном рынке; факторов внешней среды; информации о рынке товаров; информации, характеризующей деятельность региональных предприятий - участников продовольственного рынка;

Формирование продовольственного рынка, естественно, этими факторами не ограничиваются и в экономической литературе они подразделяется на природно-климатические, социальные, экономические и научно-технические.

К природно-климатическим факторам относится территориальная организация развития региональных рынков пищевых товаров. Формирование продовольственных рынков возможно в конкретных географических условиях.

Такие условия определяют характер зон рынков, способы хранения, формы емкостей и упаковки, какие транспортные средства можно использовать. Природно-климатические условия ставят определенные требования к инфраструктуре рынка и влияют на трансакционные издержки.

К социальным факторам относятся численность населения, его социально-демографический состав и размещение по территории, количественный и качественный уровень обеспечения трудовыми ресурсами хозяйствующих субъектов.

К экономическим факторам относятся сельскохозяйственное производство и его месторасположение, уровень развития перерабатывающей промышленности, хозяйственные связи между пищевыми организациями и поставщиками сырья, уровень межрегиональных связей, обеспечивающих товарообмен, уровень и состав цен продовольственных товаров.

К научно техническим факторам относятся уровень развития материально-технической базы, механизация и автоматизация процессов производства, внедрение в практику достижений науки и техники.

Процессы формирования и развития региональных рынков имеют особенности, обусловленные спецификой воспроизводства сложившихся хозяйственно развитых районов региона, которые проявляются при формировании всей системы региональных пропорций сферы обращения. При этом «в процессе анализа и прогнозирования развития рыночных отношений следует учитывать и тот факт, что накопленный экономический потенциал рассматриваемого региона и перспективы его развития определяют сущностные черты процесса формирования региональных рынков» [11] (Ulezko A.V., Pashina L.L., 2014).

Непрерывность функционирования производителей продовольственных товаров и субъектов рыночной инфраструктуры в условиях сезонности сельскохозяйственного производства и существующих разрывов в платежах призвана «обеспечить система финансового обслуживания субъектов рынка, ключевым звеном которой являются коммерческие банки, в которых сосредотачиваются денежные ресурсы региона» [11] (Ulezko A.V., Pashina L.L., 2014).

Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует «качественно нового развития межрегиональных и межотраслевых связей между регионами» [1] (Vartanova M.L., 2016), основанных на взаимной заинтересованности и способности стать приоритетным направлением по увеличению производства дефицитных видов продукции и рациональному использованию продовольственных ресурсов, а формирование и развитию существующих межрегиональных и межотраслевых продовольственных связей, создание новых становятся императивом социально-экономического развития продовольственного рынка страны.

Заключение

В целом, можно сделать вывод, что «прогнозы развития российского сельского хозяйства на современный период скорее позитивные, чем отрицательные и по наличию природного потенциала» [8] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016) и по изменению (хоть и очень медленному) отношения государства в лучшую сторону, и по наличию интереса у инвесторов к вложениям в это производство. С глобальной точки зрения «сельское хозяйство в России не может не развиваться, потому что только оно на сегодня способно дать существенный прирост производства продовольствия» [8] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Ситуация с продовольственной безопасностью в России хотя очень далека от идеальной, но вместе с тем внушает сдержанный оптимизм. Поводом для этого оптимизма является тот факт, что «для решения основных проблем и дальнейшего развития существуют те или иные инструменты. И здесь важно отметить, что применение

этих инструментов запускается и по большей части осуществляется через государственное регулирование» [6] (Dokholyan S.V., 2016).

Важна не только необходимость «усиления контроля со стороны государства» [6], причем за счет карательных мер, их уровень далеко не достаточный, а «за счет развития экспертной, проверяющей системы» [6] (Dokholyan S.V., 2016), чтобы на стол гражданам не могли попасть продукты, отравленные запрещенными ядохимикатами, произведенными неизвестно где. Для этого необходим гораздо более масштабный охват контроля, и нужно не только серьезное усиление этой системы, но и усиление системы подготовки грамотных специалистов, поскольку первое без второго невозможно и наоборот. Устойчивое функционирование продовольственных рынков определяется действиями законодательных и организационно-правовых факторов. Законодательные положения и нормативно-правовые акты регламентируют деятельность внешних и внутренних участников рынков, являются базой для организационно-правовых норм и правил функционирования рынка.

Правовые нормы определяют статус предприятий, отношения собственности, механизм взаимоотношений партнеров, форму торговли, законодательные принципы управления рынком.

Для создания и организации продовольственного рынка необходимо разработать такой механизм его регулирования, который способствовал бы созданию конкурентной среды, гибкой системы кредитования, а также организации единой системы продовольственного обеспечения.

На последней фазе формирования продовольственного рынка уже полноценно должны функционировать организационная структура рыночного оборота, представляющая собой совокупность взаимосвязанных товарных рынков. Состав организационных структур не ограничивается рыночным оборотом, сюда входят также такие мероприятия, как: внедрение прогрессивной техники и новейших технологий, рационализация управления и освоение научно обоснованных форм организации производства, обеспечение предпринимательской инициативы, экологизация производства, использование маркетинговых методов исследования рынка.

Однако, как показывает мониторинг инфраструктуры продовольственного рынка, повсеместно наблюдаются модернизация материально-технической базы оптовой и розничной торговли, обновление торговых площадей и оборудования, холодильников, тарно-контейнерного хозяйства. Регулярное проведение мониторинга, на наш взгляд, позволит отслеживать тенденции развития регионального и местных рынков продовольствия, агропромышленных товаров, эффективности использования ресурсного потенциала сельского хозяйства, своевременно определять потребности и перспективы развития потребительской среды [5] (Vartanova M.L., 2016).

Возможности кардинального улучшения сельского хозяйства обусловлены необходимостью модернизации отрасли, ускоренного развития технико-технологических условий ведения производства [8] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Инструментарий программно-целевой поддержки агропродовольственных рынков не должен носить сплошной характер, когда ресурсное обеспечение направляется на поддержку тех или иных рынков, без учета их текущего состояния и наиболее приоритетных задач их развития. Следовательно, часть мероприятий носит общий характер, то есть они будут актуальны для любого из типов образований по уровню комплексной защиты агропродовольственных рынков, другие же будут достаточно специфичными, и могут применяться только на конкретной территории в зависимости от уровня ее продовольственной обеспеченности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переходный период с целью обеспечения условий постепенной адаптации отечественных предприятий к законам мирового рынка и их выживания в условиях международной конкуренции могут действовать также и экспортные пошлины на вывоз отдельных товаров, что необходимо в условиях существующей разницы внутренних и мировых цен. Что же касается экспорта продукции обрабатывающей промышленности, то он должен полностью освобождаться от всех нетарифных и тарифных ограничений, в том числе и от экспортных пошлин. Это создает условия для стимулирования экспорта продукции всех субъектов региона.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вартанова М.Л. Совершенствование межрегиональных и межотраслевых связей как основа социально-экономического развития продовольственного рынка страны // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 11.

2. Вартанова М.Л. Меры по развитию сельскохозяйственной кооперации в АПК России // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. / Вартанова М.Л. //. Уфа, 2017. - с. 74-79.

3. Вартанова М.Л. Механизм взаимодействия и взаимозависимость приоритетов продовольственного обеспечения и стратегий развития агропромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 9.

4. Вартанова М.Л. Проблемы достижения устойчивого продовольственного обеспечения и пути их решения //: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2016. - с. 223-227.

5. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного рынка региона // Российское предпринимательство. - 2016. - № 24.6. - с. 3487-3504.

6. Дохолян С.В. Инструменты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - № 4.

7. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на осно-

ве новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8. - с. 130-134.

8. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъек-

тах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство. - 2016. - № 22. - ао1: 10.18334/гр.17.22.36986.

9. Дохолян С.В., Ибрагимов М.-Т.А Методические подходы к оценке состояния ПБ

региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4.

10. Пашина Л.Л. Продовольственный рынок как фактор обеспечения продовольственной безопасности. / монография / Л.Л.Пашина. - Благовещенск: ДальГАУ, 2013. - 322 с.

11. Улезько А.В., Пашина Л.Л. Рынок продовольственных ресурсов в системе обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока. / монография / А.В. Улезько, Л.Л. Пашина. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. - 291 с.

12. Ушачев И.Г. Обеспечить продовольственную безопасность Российской федерации // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 9. - с. 3-16.

13. Ушачев И.Г. Направления развития сельского хозяйства России на долгосрочный период // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2007. - № 12. - с. 7-12.

14. Юнусова П.С., Дохолян С.В., Родионова Е.В. Проблемы и инструменты актуализации региональной политики импортозамещения продовольственной продукции в Северо-Кавказском федеральном округе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - № 8. - с. 302-313.

REFERENCES:

Dokholyan S.V. (2008). Povyshenie konkurentosposobnosti ekonomiki regiona na osnove novyh podkhodov k formirovaniyu otraslevoy struktury promyshlennosti [Increase in competitiveness of the region's economy on the basis of new approaches to the formation of the sectoral structure of industry].Rossiyskoe predprinimatelstvo. (8). 130-134. (in Russian). Dokholyan S.V. (2016). Instrumenty gosudarstvennogo regulirovaniya v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti strany [State regulation tools for ensuring the food security of the country].Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 3 (4). (in Russian).

Dokholyan S.V., Ibragimov M.-T.A (2010). Metodicheskie podkhody k otsenke sostoyaniya PB regiona [Methodological approaches to assessing the state of the region's food security]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. (4). (in Russian).

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016). Perspektivy razvitiya selskogo khozyaystva v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Prospects of agriculture development in federal subjects of North Caucasian Federal District]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 17 (22). (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.22.36986. Pashina L.L. (2013). Prodovolstvennyy rynok kak faktor obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti [Food market as a factor in ensuring the food security] Blagoveshchensk: DalGAU. (in Russian).

Ulezko A.V., Pashina L.L. (2014). Rynok prodovolstvennyh resursov v sisteme obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Dalnego Vostoka [Food market in the system of ensuring food security of the Far East]Voronezh: FGBOU VPO Voronezhskiy GAU. (in Russian).

Ushachev I.G. (2007). Hapravleniya razvitiya selskogo khozyaystva Rossii na dolgosrochnyy period [Directions in the development of agriculture in Russia for the long term]. Ekonomika selskokhozyaystvennyh i pererabatyvayuschikh predpriyatiy. (12). 7-12. (in Russian).

Ushachev I.G. (2010). Obespechit prodovolstvennuyu bezopasnost Rossiyskoy federatsii [Ensure food security of the Russian Federation]. APK: ekonomika, upravlenie. (9). 3-16. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Mekhanizm vzaimodeystviya i vzaimozavisimost prioritetov prodovolstvennogo obespecheniya i strategiy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Mechanism of interaction and interdependence between food supply priorities and strategies for the development of the agro-industrial complex]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. (9). (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Sovershenstvovanie mezhregionalnyh i mezhotraslevyh svyazey kak osnova sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya prodovolstvennogo rynka strany [Development of interregional and interbranch relations as a basis of socio-economic development of the country's food market].Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. (11). (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Teoreticheskie osnovy formirovaniya agroprodovolstvennogo rynka regiona [Theoretical basics of formation of agrifood market of the region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 17(24.6). 3487-3504. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Problemy dostizheniya ustoychivogo prodovolstvennogo obespecheniya i puti ikh resheniya [Problems in achieving sustainable food security and ways to solve them] []. 223-227. (in Russian).

Vartanova M.L. (2017). Mery po razvitiyu selskokhozyaystvennoy kooperatsii v APK Rossii [Measures for development of agricultural cooperation in the agro-industrial complex of Russia] Concepts of fundamental and applied scientific research. 74-79. (in Russian).

Yunusova P.S., Dokholyan S.V., Rodionova E.V. (2016). Problemy i instrumenty aktualizatsii regionalnoy politiki importozamescheniya prodovolstvennoy produktsii v Severo-Kavkazskom federalnom okruge [Problems and tools of updating the regional policy of import substitution of food products in the North Caucasian Federal District]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. (8). 302-313. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.