Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 796.83 DOI 10.14526/01_1111_80
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕМОТИВАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ВИДОВ СПОРТА
Мнацаканян Б.Х. - аспирант кафедры психологии Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 105122, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4 e-mail: l. s. stepanyan@gmail. com Хачатурова Э.В. - кандидат психологических наук, доцент, отдел медико-
психологического обеспечения спортивных сборных команд России Федеральное государственное бюджетное учреждение Федерального научно -клинического центра спортивной медицины и реабилитации Федерального
медико-биологического агентства России, 141402, Российская Федерация, Московская обл., г. Химки, ш. Вашутинское,
д.11
e-mail: b-mnacakanyan@mail.ru Степанян Л.С. - кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной психологии Ереванский государственный университет (ЕГУ), 0025,Армения, Ереван, Алек Манукян ул., 1 дом e-mail: insait.ps@yandex.ru
THE MAIN FACTORS OF DEMOTIVATION AMONG SPORTSMEN OF DIFFERENT GROUPS OF KINDS OF SPORT
Mnatsakanyan B.K. — graduate student of psychology department Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCLOPCI),
105122, Moscow, lilac Boulevard, Building 4 e-mail: l.s. stepanyan@gmail.com Khachaturova E.V. - candidate of psychology, associate professor
Medical-psychological support for sport teams of Russia department Federal State Budgetary Establishment of Federal Scientific-Clinical Center of Sports Medicine and Rehabilitation of Federal Medical-Biological Agency of Russia, 141402, Russian Federation, Moscow Region., Khimki, w. Vashutinskoe, 11
e-mail: b-mnacakanyan@mail.ru Stepanyan L.S. - candidate of biological sciences, associate professor of general psychology department, leading researcher of experimental psychology laboratory
Yerevan State University (YSU), 0025, Armenia, Yerevan, Alex Manoogian st., 1 Building e-mail: insait.ps@yandex.ru
Аннотация. Анализ современных англоязычных исследований, а также работ отечественных психологов в области элитарного и молодежного спорта показал, что
проблема воздействия на мотивацию спортсменов в период подготовки и непосредственно перед стартом остается по-прежнему актуальной. Авторы выделяют особенности спортивной подготовки, которые могут иметь нежелательное влияние на формирование соревновательной мотивации атлетов. Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, психодиагностика, методы математико-статистической обработки данных. Материалы. Исследование проводилось на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма в 2011-2014 гг. Испытуемыми выступили 507 человек различной спортивной квалификации, прекративших активные занятия спортом, из которых 268 мужчин и 239 женщин, а также 84 тренера с различным стажем работы. Для большинства спортсменов демотивирующими причинами явились: спортивные травмы (9,3%), финансовые проблемы (6,3%), предпочтение учебе (5,9%), отсутствие перспектив в дальнейшем развитии (5,3%), нехватка времени, загруженность в работе (4,7%) и др. Наиболее весомые факторы, влияющие на демотивацию спортивной деятельности, были проранжированы по убыванию, что позволило выявить 15 демотиваторов, которые достоверно наиболее часто оказывали влияние на изменение мотивации спортсменов. Результаты. Проведенное исследование показало, что независимо от вида спортивной деятельности, доминирующими являются, в основном, одинаковые факторы. К ним относятся дефицит финансовых средств; травмы, полученные во время занятий; смена деятельности; отсутствие дальнейших перспектив; недостаток времени; загруженность в работе; потеря интереса к спортивной деятельности; негативные отношения с коллегами и тренером; отрицательные эмоции и т.д. Исключением стали спортсмены, занимающиеся сложно-координационными видами спорта, у которых превалировали в основном психологические причины демотивации, где субъект и объект деятельности совпадают. Заключение. Работа со спортивной мотивацией не может быть эффективной без учета особенностей доминирующих демотиваторов в различных группах видов спорта.
Ключевые слова: спортивная мотивация, доминирующие демотиваторы в спортивно-тренировочной деятельности.
Annotation. Modern English research works and native psychologists' works analysis in the sphere of elitist and youth sport showed that the problem of influence on sportsmen's motivation during training and before the start is still very urgent. The authors determine the peculiarities of sport training, which can have undesirable influence on competitive motivation formation among athletes. Research methods: theoretical analysis, observation, conversation, survey, questionnaire, psychodiagnostics, methods of mathematical-statistical data handling. Materials. The research work was held on the basis of The Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism in 2011-2014. 507people of different sport qualification (268 men and 239 women and 84 trainers with different experience), who stopped going in for active sport, took part in the experiment. For most sportsmen demotivating reasons were the following: sport injuries (9,3%), financial problems (6,3%), preference for education (5,9%), absence of the prospects in further development (5,3%), lack of time, great loads at work (4,7%) and others. The most important factors, which influence the demotivation of sport activity, were ranged according to diminution and it helped to reveal 15 demotivators, which more often influenced motivation change among sportsmen. Results. The held research works showed, that regardless of the kind of sport activity, mainly, the similar factors are dominating. These factors include deficiency of financial resources; injuries, got during training; change of activity; absence of further prospects; lack of time; great loads at work; lack of interest in sport activity; negative relations with colleagues and a trainer; negative emotions and others. The sportsmen, who went in for difficult for coordination kinds of sportwere an exception, among them dominated mainly psychological reasons of demotivation, where the subject and the object of activity coincided. Conclusion. The work with sport motivation can't be effective without taking into consideration dominating demotivators in different groups of kinds of sport.
Keywords: sport motivation, dominating demotivators in sport-training activity.
В спортивной психологии большое значение придается вопросам мотивации на разных этапах становления спортивного мастерства. Анализ современных англоязычных исследований в области элитарного и молодежного спорта показал, что проблема воздействия на мотивацию спортсменов в период подготовки и непосредственно перед стартом остается по-прежнему актуальной. Авторы выделяют особенности спортивной подготовки, которые могут иметь нежелательное влияние на формирование соревновательной мотивации атлетов [7; 8; 9; 10].
Отечественные ученые [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.] сходятся во мнении, что мотивация в спорте зависит от взаимосвязи внутренних (темперамент, черты характера) и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров) детерминант. При этом мотивация спортсмена является составной частью характера, она формируется в течение всей жизни и имеет большое значение для успеха в спорте и в обеспечении спортивного долголетия.
Поведение человека, управляемое различными мотивами, изучено
достаточно хорошо. Однако есть очевидная проблема, которая всё еще остаётся вне поля должного внимания учёных, - снижение (потеря) мотивации на пути к достижению цели, т.е. проблема демотивации спортивной деятельности.
Демотивация, как и мотивация, питается своими внутренними и внешними источниками, снижая интерес человека к профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, мы задались целью изучить и выявить комплекс факторов - причин, являющихся демотиваторами спортивной деятельности в различных группах видов спорта, а также выявить специфические факторы демотивации.
Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, наблюдения, бесед, анкетирования, опроса,
психодиагностики, а также методы математико-статистической обработки
результатов исследования. Процесс психодиагностики включал следующие методики: авторские анкеты опроса спортсменов и тренеров для выявления демотиваторов в спорте, состоящие из 22 и 56 вопросов, охватывающих
психологическую, социально-
психологическую, спортивную и социальную сферу спортивной
деятельности.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе Российского государственного
университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма в 2011-2014 гг. Испытуемыми были 507 человек различной спортивной квалификации, прекративших активные занятия спортом, из которых 268 мужчин и 239 женщин, а также 84 тренера с различным стажем работы.
Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что 265 человек (52% от общей выборки), из них 142 мужчины и 123 женщины (соответственно 28% и 24%), жалеют о том, что бросили спорт; 242 спортсмена (48% от общей выборки), из которых 125 мужчин и 117 женщин (соответственно 25% и 23%), не жалеют.
В проведенном исследовании было выявлено 56 основных причин демотивации в спортивной деятельности. Исходя из содержания, они были объединены в 5 групп факторов демотиваторов: спортивные (А), психологические (В), социально-экономические (С), физические (Б) и общие факторы демотивации (Е).
Для большинства спортсменов демотивирующими причинами явились: спортивные травмы (9,3%), финансовые проблемы (6,3%), предпочтение учебе (5,9%), отсутствие перспектив в дальнейшем развитии (5,3%), нехватка времени, загруженность в работе (4,7%) и др. Наиболее весомые факторы, влияющие на демотивацию спортивной деятельности, были проранжированы по убыванию. В результате этого были выявлены 15 демотиваторов, которые достоверно
наиболее часто оказывали влияние на изменение мотивации спортсменов.
Для более детального анализа были исследованы причины демотивации в четырех группах видов спорта. Это позволило выявить основные факторы демотивации, результатом чего для спортсменов стало прекращение спортивной деятельности.
Для спортсменов, занимающихся единоборствами, доминирующими стали следующие факторы демотивации: недостаток финансовых средств; нехватка времени, обусловленная, как правило, загруженностью вработе; травмы, полученные во время занятий спортом. В меньшей степени демотивируют такие факторы, как необходимость больше времени уделять учебе, а не спорту; личная жизнь мешает спорту; отсутствие дальнейших спортивных перспектив. Слабо выражено влияние таких факторов, как изменение жизненных приоритетов не в пользу спорта; желание сменить вид спорта и др.
Для спортсменов, занимающихся спортивными играми, доминирующими факторами демотивации спортивной деятельности являются: травмы, полученные во время занятий спортом; отсутствие дальнейших перспектив; нехватка времени в силу необходимости учиться и/или работать; семейные обстоятельства; негативное отношение родителей к занятиям спортом (для детей и подростков). Сравнительно меньшим ранговым весом обладают следующие факторы: смена места жительства; потеря интереса к спортивной деятельности; напряженные отношения с коллегами по команде; смена тренера или недоброжелательные отношения с ним. Слабое влияние имеют факторы нехватки финансовых средств; изменения приоритетов не в пользу спорта и др.
Для спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, демотивирующими доминантными
причинами являются факторы: травмы, полученные во время занятий спортом; необходимость больше времени уделять учебе, а не спорту; нехватка финансовых
средств; потеря интереса к спортивной деятельности. Сравнительно меньше влияют такие факторы, как разочарование, которое стали вызывать занятия спортом; страх поражения на соревнованиях; личная жизнь (например,
влюбленность);отсутствие дальнейших перспектив. Слабое демотивирующее влияние имеют следующие факторы: нехватка времени; загруженность в работе; семейные обстоятельства; негативное отношение родителей к занятиям спортом (для детей и подростков).
Для спортсменов, занимающихся сложно-координационными видами спорта, доминирующими
демотивирующими являются следующие факторы: напряженные отношения с коллегами по команде; травмы, полученные во время занятий спортом; разочарование, которое стали вызывать занятия спортом; страх поражения на соревнованиях. Сравнительно меньше влияли факторы: нехватка времени; загруженность в работе; семейные обстоятельства; негативное отношение родителей к занятиям спортом (для детей и подростков); стремление сменить вид спорта и др.
Выводы. Таким образом, проведенное ранжирование демотиваторов спортивной деятельности показало, что независимо от вида спортивной деятельности доминирующими являются, в основном, одинаковые факторы. К ним относятся нехватка финансовых средств; травмы, полученные во время занятий; смена деятельности; отсутствие
дальнейших перспектив; недостаток времени; загруженность в работе; потеря интереса к спортивной деятельности; негативные отношения с коллегами и тренером; отрицательные эмоции и т.д. Исключением стали спортсмены, занимающиеся сложно-
координационными видами спорта, у которых превалировали в основном психологические причины демотивации, где субъект и объект деятельности совпадают.
Заключение. Работа со спортивной мотивацией не может быть эффективной
без учета особенностей доминирующих демотиваторов в различных группах видов спорта.
Литература
1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. 508 с.
2. Орлов, А. Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом /А. Б. Орлов // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 14. - Психология. -1979. - № 2. - С. 43.
3. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : ФиС, 1984. -104 с.
4. Пуни, А. Ц. О состоянии психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А. Ц. Пуни // Теория и практика физ. культуры. - 1975. - № 4. - С. 27-30.
5. Родионов, В. А. Профессиональное становление студентов вузов физической культуры и их готовность к будущей профессиональной деятельности / В. А. Родионов, Н. И. Николаева // Юридическая психология. - № 1. - 2014. - С. 3336.
6. Сопов, В. Ф. Мировоззренческие проблемы ментальности и взаимодействия психолога-консультанта с клиентом в современном спорте / В.Ф. Сопов // Спортивный психолог. -2011. - № 1 (22). - С. 5-10.
7. Dugdale, J. R. Expected and unexpected stressors in major international competition / Dugdale J. R, Eklund R." C., Gordon S. // Sport Psychol. 2002. N 16. P. 20-33.
8. Feigley D. A. The Role of Winning in Youth Sports. / David A. Feigley// Youth Sports Research Council. 1984. N 10 (12). P. 109-119.
9. Fletcher D. An organizational stress review: Conceptual and theoretical issues in
competitive sport / D. Fletcher, S. Hanton, SD. Mellalieu // Reviews in sport psychology. New York,2006. P. 321-373
10. Herausgegeben von Markus Antonius Wirtz. UnterMitarbeit von Janina Strohmer. 17.,überarb. Aufl. 2014. 2'060 S., Gb
References
1. Ilin E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives], Saint Petersburg : Piter, 2006, 508 p.
2. Orlov A. B. Psikhologiya, 1979,
No.2, 43 p.
3. Piloyan R. A. Motivatsiya sportivnoi deyatel'nosti [Sport activity motivation], Moscow : FIS, 1984, 104 p.
4. Puni A. T. Teoriya i praktika fiz. kul'tury, 1975, No. 4, pp. 27-30.
5. Rodionov V. A. Yuridicheskaya psikhologiya, 2014, No.1, pp. 33-36.
6. Sopov V. F. Sportivnyi psikholog, 2011, No.1 (22), pp. 5-10.
7. Dugdale, J. R. Expected and unexpected stressors in major international competition / J. R. Dugdale, R. C. Eklund, S. Gordon // Sport Psychologist. - 2002. - № 16. - P. 20-33.
8. Feigley, D. A. The role of victory in youth sports / D. A. Feigley // Youth Sports Research Council. - 1984. - N 10 (12). - P. 109-119.
9. Fletcher D. An organizational stress review: Conceptual and theoretical issues in competitive sport / D. Fletcher, S. Hanton, SD. Mellalieu // Reviews in sport psychology. - New York, 2006. - P. 321-373.
10. Herausgegeben von Markus Antonius Wirtz. Unter Mitarbeit von Janina Strohmer. 17., überarb. Aufl. 2014. 2'060 S., Gb.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.
Мнацаканян Б.Х. — аспирант кафедры психологии Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 105122, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4. e-mail: l.s.stepanyan@gmail.com Хачатурова Э.В. — кандидат психологических наук, доцент, отдел медико-психологического обеспечения спортивных сборных команд России Федеральное государственное бюджетное учреждение Федерального научно-клинического центра спортивной медицины и реабилитации Федерального медико-биологического агентства России, 141402, Российская Федерация, Московская обл., г. Химки, ш. Вашутинское, д.11. e-mail: b-mnacakanyan@mail.ru Степанян Л.С. — кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной психологии Ереванский государственный университет (ЕГУ), 0025,Армения, Ереван, АлекМанукянул., 1 дом. e-mail: insait.ps@yandex.ru