40
Аграрный вестник Урала
№ 11 (65), 2009 г.
Экономика
РрР
JF.k
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫБОРА РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
А.В. СЫСОЛЯТИН,
ассистент кафедры маркетинга и стратегического планирования, Вятская ГСХА Ключевые слова: методика, стратегия, мясная промышленность, мясная продукция, риски.
В современных условиях большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа (планирования), когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов на основе минимизации уровня риска. АПК Кировской области сегодня адаптируется к рыночным отношениям, когда планирование переходит от директивной к строго экономической основе и становится инструментом рынка, так как формируется снизу вверх под воздействием экономических интересов производителей и потребителей. Слабая материально-техническая база, снижение кадрового потенциала, неустойчивое финансовое положение сельхозпроизводителей требуют выработки новых
подходов к формированию стратегии развития мясного подкомплекса АПК и отдельных субъектов рынка с привлечением современного методического инструментария стратегического планирования, в связи с чем данная тема представляется актуальной для операторов рынка мяса и мясопродуктов. В данной статье мы рассмотрим методику стратегического выбора на примере мясоперерабатывающих предприятий Кировской области.
Цель и методика исследования Задача стратегического планирования развития предприятия состоит в том, чтобы нацелить предприятие на привлекательные экономические возможности. Целью исследования является разработка комплекса инструментов и технологий, позволяющих повы-
610017, г. Киров,
Октябрьский проспект, 133; тел.: 8 (8332) 57-43-74, 8-912-732-34-02; e-mail: [email protected]
сить адекватность механизма стратегического планирования и увеличить стратегический потенциал мясоперерабатывающих предприятий.
Результаты исследования
На основе комплексного анализа теоретической базы и проблем совершенствования системы стратегического планирования на отечественных предприятиях нами сформирована технология выбора рыночной стратегии развития предприятия, представленная на рисунке.
Отличительной чертой предложенной схемы является конкретизация критериев и инструментов этапа выбора стратегии как наиболее сложного и ответственного в системе стратегического планирования.
Представленная технология реализована применительно к предприятию рынка мясной продукции Кировской области ЗАО «Заречье». Предприятие находится в пригородной зоне г. Кирова и занимается воспроизводством и выращиванием свиней и крупного рогатого скота, а также их переработкой, то есть забоем, производством и реализацией колбас и других продуктов мясоперера-ботки. С 1995 года в хозяйстве работает цех переработки мяса, который производит 3-5 т в смену колбас и продуктов из свинины более 90 наименований.
При расширении объёмов производства продукции АПК Кировской области сельские товаропроизводители, предприятия переработки и оптовой торговли будут вынуждены выходить на рынки других регионов, вступая на них в конкуренцию с представителями других регионов. Исследования потенциала новых рынков сбыта позволили выявить направления расширения границ рынка. Расширению сбыта за пределы области способствует ряд условий. Прежде всего область благоприятно расположена относительно ёмких продовольственных рынков Европейского Севера и индустриального Урала, а также крупного мегаполиса - Нижнего Новгорода, - где уровень самообеспеченности продуктами питания остается низким, а объёмы потребления овощей, мясных и молочных продуктов существенно пре-
Рисунок. Основные этапы выбора рыночной стратегии развития предприятия на региональном рынке
Technique, strategy, meat indusry, meat products, risks.
№ 11 (65), 2009 г.
Аграрный вестник Урала
41
Экономика
Основные этапы выбора рыночной стратегии ЗАО «Заречье»
Таблица
Основ ны е этапы
Мероприятие
Результат
1. Определение перспективных стратегических гон хозяйствования
1.1. Определение перспектив ных СЗХ
Анализ производится по ключевым характеристикам: спрос, инфраструктура, доля в в озимой продукции, уровень развития внутреннего производств а. емкость рынка, конъюнктура, социально-культурные компоненты, политико-правовые факторы
СЗХ 1 - Северный Урал СЗХ 2 - республика Коми СЗХ 3 - Н иж егородская область
1.2. Оценка привлекательности
СЗХ
На основ е оценки кач ественных и количественных парам етров 24.'№, где Ке — коэффициент в ыгодности сегмента;
ры нка £
Эм-значение показателя; и^-значение в еса показателей
Ксіхі = °.™ Ксэхг = 0.80 Ксэхэ = 0,77
1.3. Ранж ирование СЗХ по степени привлекательности
Ранжирование производится на основе значений коэффициентов привлекательности сегментов
1 ранг - СЗХ2
2 ранг - СЗХЗ
3 ранг - СЗХ 1
2. Формирование альтернативных стратегий развития предприятия
2.1. Выработка альтернатив
На основ е анализа конкурентоспособности предприятий отрасли, оценки конкурентных преимуществ, анализа применяемых стратегий конкурентов выбираются возможные стратегические альтернатив ы с уч ётом в е ро я тно стн о го харакгерапротоза ситуации в стратегических зонах хозяйств ования
С | - не предпринимать никаких дополнительных мер;
Сг - м одификация существующих п р о ду кто в;
Си - сниж ение цены;
С *-интеграция и выход на новые ры нки__________________________
2.2. Рекомбинация в м атр и це « стр ате ги я
- прогноз» по СЗХ
Рассматрив аются восемь в озмож ных ситу аций для каждой СЗХ, описыв ающих в се комбинации из ч еты рёх стратегий предприятия и двух вариантов стратегического прогноза относительно рынков СП1 - оптимистичный, П2 - пессим истич ны й). В яч ейках матрицы отражаются платеж и Сзаграты)______________________________________
Каль кул я ци я з атр ат п о в се м альтернатив ны м стратегиям
3. Анализ комбинации стратегии с учетом вариантов стратегических прогнозов
3.2. Определение затрат пев а ри антам стратегий, тыс. руб.
Стратегии
С,-
С,
С.
СЗХ 1
-3172
-2797
-2552
Пз
-1272
-1467
-1127
СЗХ 2
-1005
-1441,5
-1040
-715
-729
-381
СЗХ 1
-2103
-1039,5
-940
-738
-939,5
-370
А. Определение оптимальном стратегии развития на основе платёж ной матрицы
4.1.
О пределение координат графиков ож и даемых затрат
Стратегии
С,
С..
СЗХ 1
-1272-1900У-
-1330-V-1407
-1425-V-—1127
У-=0,34
3 аграты
СЗХ 2
-950 V-=715
-712,5-V.=729
-005 V-=381
У-=0,00
СЗХЗ
-1425-У-=738
-950 V. =939,5
-570 V-=370
У-=0,42
СЗХ1
(1; -3172) СО; -12721
-2797)
1407)
-2552)
-1127)
Координаты
СЗХ 2
(1; -1065) [О; -715)
С1; -1441,5) [О; -729)
(1; -1040) [10; -381)
СЗХЗ
(1; - 2163) СО;-738)
01; -1889,5) СО; -939,5)
(1;-94В) СО; -376)
5. Вьібор стратегии развития предприятия
5.1. Из основе критериев: теории игр Стратегии Критерий Вальда Максим аксны й критерий Критерий Сэвиджа Число принятых решении
СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХЗ СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХЗ СЗХ 1 СЗХ 2 СЗХЗ
С, -3172 -1665 -2163 -1272 -715 -738 020 019 1217 0
с, -2797 -1442 -1889 -1407 -729 -940 340 348 944 0
с, -2552 -1040 -940 -1127 -381 -370 0 0 0 3
5.2. На основе э кспертных оценок С. = №.. А + \Л/..В. + 1Л/..К.+ №. М., где А. - о це н ка фа кто ров в н еш не й ср е ды; В. - о це н ка фа кто р о в в нутр е н не й ср е ды; К — оценка конкурентоспособности предприятия; М, — оценка факторов риска инв естиций; IV.. — весовые коэффициенты С =4,460
С;=5,029
С ,=4,850
С,=5,027
6. Оценка риска стратегии на основе инвестиционного подхода
6.1. Анализ чувстї ительност и проектов страте пій
Стратегии
С-
С,-
С..
Чисты и дисконтиров анныи доход, тыс. руб.
п е оси м и сти ч е ск и и
20441
78503
120012
82723
среднеожидаемыи
-05322
-23062
-337280
-60350
о гтти м и сти ч е ск и и
09413
155175
218008
123605
. К ■
0.2. Расчёт интегрального показателя уровня риска
где
&-■
1 + —^ІііСІ-а) а
' МРУ ' 3" Ш'У. -Лі?*; .
^.п
МРУ -МРУ
МРУ — значения чистого дисконтированного дохода: максимальное (т эх), минимальное (/ят), средней): и даем ое Сел°)
Гс ■ =0,48
г, ..,=0,13
Гс: ,=0.15
г.-..=0,33
7. Выбор рыночной стратегии - интеграция для выхода на региональные рынки
вышают объёмы их производства.
Используя метод платёжной матрицы, проводится анализ затрат стратегии делового сотрудничества предпри-
ятия с региональными потребителями на потенциальных стратегических зонах хозяйствования [1, 2]. Задача определения оптимальной стратегии сводится
к определению минимума ожидаемых убытков в условиях неопределённости относительно поведения рынка.
Выбор стратегии поведения пред-
42
Аграрный вестник Урала
№ 11 (65), 2009 г.
приятия зависит от поведения покупателя, выраженной количественно в терминах теории вероятности: VI - перспективность покупателя (измеряется в диапазоне от 0 до 1), V2=1-V1 - степень неперспективности стратегических зон хозяйствования. Числа V1 и V2, равные в сумме единице, показывают, с какой вероятностью применяются покупателем чистые стратегии П1 и П2 в каждой партии поставок. Совокупность стратегий П1 и П2, имеющих оценку в виде вероятностей V1 и V2 их осуществления, называется смешанной стратегией. Точки V1=1 и V2=0 соответствуют первой чистой стратегии (когда потребители абсолютно лояльны) - П1. Точки V1=0 и V2=1 соответствуют второй чистой стратегии (СЗХ абсолютно неперспективна) - П2. Все точки 0^1 <1 внутри отрезка соответствуют смешанным стратегиям.
Если степень оптимизма по второму СЗХ V1<0,06, выгоднее применять вторую стратегию, при 0,06^1<1 -третью. Если степень оптимизма по второму рынку V1<0,42, выгоднее применять вторую стратегию, при
0,42^1 <1 - третью.
Для оценки надежности и достоверности расчётов используются критерии теории игр. Выбор критерия в этом случае должен быть в максимальной степени согласован со спецификой задачи и целями исследований.
В частности, если принимается очень ответственное решение и даже минимальный риск недопустим, то следует применять критерий Вальда (критерий острожного наблюдателя). Если определенный риск приемлем, и руководитель намерен вложить в намечаемую операцию столько средств, чтобы потом не было обидно, что вложено слишком мало, то выбирают критерий Сэвиджа (критерий минимизации сожалений). Другими известными моделями выбора являются критерий Лапласа, Гурвица (метод субъективного взвешивания оптимистического и пессимистического вариантов) [3].
Модель расчёта интегрированного показателя оценки альтернативных стратегий развития предприятия на основе экспертной оценки коэффициентов важности факторов с учётом специфики конкретного рынка показывает, что оптимальной является вторая альтернативная стратегия - модификация существующих продуктов, - а затем выход на новые рынки сбыта. Таким образом,
подтверждается вывод о необходимости расширения деловой активности за пределами регионального рынка мясных изделий, сделанный ранее на основе калькуляции затрат по стратегиям.
Стратегический выбор должен пройти экспертизу на предмет оценки риска на основе инвестиционного подхода. Задача выбора есть процесс принятия решения в расплывчатых условиях, когда решение достигается слиянием целей и ограничений. Для выбора наиболее выгодных стратегий развития предприятия в качестве промежуточного критерия эффективности используется показатель чистого дисконтированного дохода [4]. Значение чистого дисконтированного дохода можно привести к треугольному виду, ограничиваясь расчётами по значимым точкам нечётких чисел исходных данных, то есть это позволяет лицу, принимающему решение, взять интервалы значений основных исходных факторов при анализе чувствительности (атах, ат|п) и наиболее ожидаемое значение , то есть использовать соответствующее треугольное число А = (а ■ , а, а ) .Часто
V тт ’ ’ тах /
этим точкам сопоставляются субъективные возможности реализации соответствующих (пессимистического, нормального и оптимистического) сценариев исходных данных. Такой подход позволяет рассчитать уровень риска стратегической альтернативы на основе формулы, предложенной А.О. Недо-секиным [5, 6]. В результате расчётов получили, что наиболее перспективной является стратегия интеграции для выхода на региональные рынки.
Выводы. Рекомендации
Рынок мяса и мясопродуктов является важнейшим сегментом продовольственного рынка страны. Исходя из особенности реализации рыночных отношений в мясной промышленности и опыта зарубежных стран общая стратегия формирования рыночной экономики в мясной промышленности должна определяться сочетанием саморегулирования рынка, в основе которого лежит спрос, предложение, свободная конкуренция, и регулирующих экономических рычагов: бюджетных субсидий, дотаций, льготного кредитования, щадящего налогообложения.
Использование экономических рычагов предполагает восстановление
Экономика
основ планового начала в экономике. Речь идёт не об установлении планов сверху, а о системе индикативного планирования с определением целевых ориентиров развития мясной промышленности.
По нашему мнению, эта задача должна решаться в процессе формирования новых экономических отношений на основе оптимального сочетания интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий.
Техника стратегического анализа представлена достаточно большим количеством инструментов, которые требуют адаптации и конкретизации. Проведённый нами факторный анализ экспертных оценок показал, что этап выбора стратегии является наиболее ответственным и сложным в системе стратегического планирования.
Для более полного охвата факторов стратегического выбора целесообразно использовать несколько критериев, так как это позволяет нивелировать недостатки отдельного способа.
Стратегическое планирование должно основываться на перспективном анализе стратегических зон хозяйствования. Критерием принятия решения служит затратный подход на основе анализа смешанных стратегий и выбора при помощи критериев теории игр. Количественный анализ дополнен экспертными оценками, что позволяет повысить надежность выбора. Для учёта неопределенности предлагается использовать достижения теории нечётких множеств для оценки риска стратегии. При этом, во-первых, формируется полный спектр возможных сценариев развития событий, во-вторых, решение принимается не на основе двух оценок эффективности стратегии, а по всей совокупности оценок, в-третьих, ожидаемая эффективность проекта не является точечным показателем, а представляет поле интервальных значений со своим распределением ожиданий, характеризующимся функцией принадлежности соответствующего нечёткого числа.
В заключение необходимо отметить, что предложенная технология выбора рыночной стратегии позволит мясоперерабатывающим предприятиям на основе использования различных методов и инструментариев стратегического планирования укрепить свою конкурентную позицию на региональных продовольственных рынках.
Литература
1. Орлов А. И. Теория принятия решений : уч. пособие. М. : Экзамен, 2007.
2. Розен В. В. Математические модели принятия решений в экономике : уч. пособие. М. : Книжный дом «Университет»,
2002. 288 с.
3. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе : уч. пособие / под ред. Б. А. Лагоши. М. : Финансы и статистика, 2000. 176 с.
4. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М. : Финансы и статистика, 2001.
5. Недосекин А. О., Воронов К. И. Анализ риска инвестиций с применением нечётких множеств // Управление риском.
2000. № 1.
6. Zadeh L. A. Fuzzy sets // Inf. ап<^ Control. 1965. № 8. Р 338-353.