УДК 821.512.145 ББК 83.3 (2 Рос=Тат)1
Гайфиева Гузель Ришатовна
преподаватель
кафедра татарского языка и межкультурной коммуникации
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Казань Gayfieva Gusel Rishatovna Lecturer
Chair of the Tartar Language and Intercultural Communication Tartarian State Arts and Pedagogical University
Kazan
Основные этапы становления жанра рассказа в татарской литературе Main Stages of the Short Story Genre Formation in the Tatar Literature
Данная работа посвящена изучению развития жанра рассказа в татарской литературе. Корни рассказа уходят в древнюю татарскую литературу, но как отдельный жанр литературы он сформировался лишь в начале ХХ века. В статье исследуется эволюционный путь этого жанра, также определяется место и роль в современной татарской литературе.
This article is devoted to the study of the short stories evaluation in the Tatar literature. The roots of the short stories throw back into the ancient Tatar literature, but as a separate literature genre it arose only at the beginning of the XX century. The article examines the evolutation way of this genre, as well as defines the place and the role of this genre in the modern Tatar literature.
Ключевые слова: рассказ, жанр, хикаят, литературный жанр, символ.
Key words: short story, genre, literature genre, symbol.
Современная татарская литература, в целом более тяготеющее к традиционной жанровой и стилевой дифференциации, тем не менее подчиняется современным художественным тенденциям и переживает различного рода изменения как в идейной, так и в композиционно-структурной, жанрово-стилевой и художественно-эстетических сферах. Система жанров в татарской литературе имеет долгое историческое развитие. В настоящее время она считается уже устоявшейся, сформированной, но это не означает, что процесс художественного совершенствования уже закончился. Ведь, как известно, литературные жанры также подчиняются законам эволюции, они не перестают меняться. Поэтому жанры словесности никогда не будут окончательно завершенными: они находятся в постоянном диалектическом изменении, при этом сохраняя определенный жанровый «консерватизм», обеспечивающий их идейно-эстетическую определенность. При исследовании вопросов генезиса, становления и развития
каждого жанра необходимо учитывать его неизбежные изменения, вызванные многими причинами, - историческими, генетическими, социально-
политическими, художественными и прочими. Одному из самых малых эпических жанров - рассказу также свойственны эти качества.
Этот жанр хотя и считается хорошо изученным, но применительно к национальному, в частности татарскому литературоведению, об этом категорически утверждать, нам кажется, преждевременно. А в современной литературе, где обнаруживается многообразие жанровых форм, среди которых рассказ занимает отнюдь немаловажное место, он малоизучен. В этом и выражается актуальность темы нашего исследования.
Как известно, рассказ - одна из малых форм художественного повествовательного творчества. Литературовед С.П.Антонов дает следующее определение жанру: «рассказ - небольшое эпическое произведение, состоящее из изложения события и типических мотивировок его» [1, 158], И.Н.Крамов добавляет: «Рассказ многолик, и в этом прелесть и обаяние жанра. Нельзя и не нужно ограничивать богатство жанровых возможностей рассказа какой-нибудь одной традицией, художественным направлением или сферой интересов» [4, 30]. Достоинством рассказа как жанра А.А.Нинов считает его необыкновенную подвижность, способность к почти бесконечным видоизменениям элементов «повествовательной формы в зависимости от предмета рассказа и точки зрения рассказчика. <...> Рассказ способен передать подробную многосложность человеческих отношений, их неожиданность, парадоксальность, разнообразие реальных характеров и типов во всех социальных слоях и группах современного общества» [6, 112-113]. Существенно дополнение в определение жанра рассказа, предложенное В.П.Скобелевым: "рассказ как жанр - живое, внутренне подвижное явление, существующее в историко-литературном контексте, устремленное в будущее и вместе с тем постоянно оглядывающееся назад" [8, 177].
Суммируя имеющиеся определения жанра рассказа, можно сделать следующий вывод: рассказ - это небольшое эпическое произведение, для которого характерны малый объем и предельная краткость, обусловленные интенсивной
организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей с уже сложившимися характерами; концентрированность художественных средств изображения, сориентированных на решение одного конфликта. В процессе исторической эволюции рассказ - это жанр вечно видоизменяющийся, модифицирующийся, мобильно и боевито откликающийся на животрепещущие проблемы современности и отражающий их как в зеркале. Рассказ всегда посвящен одному событию. Каждая деталь, слово, фраза многозначны и многофункциональны. За счет сопоставления с жизненным опытом при интерпретации текста читателем происходит углубленное восприятие им идеи, проблемы произведения, достоверности изображения художественной действительности, расширения ее временных границ. Поэтому писатель умеет выразить "в малом - большое".
Этот мобильный и быстро окликающийся на изменения жанр в Х1Х веке занимает значительное место в европейской, русской литературе, а в татарской литературе он окончательно сформировался в ХХ веке.
Известный татарский писатель М.Хузин, автор многочисленных рассказов и хороший знаток данного жанра, относит его к наиболее древнейшим в национальной литературе. Первоначально видно рассказ распространялся в устной форме. Краткий пересказ события - например, про интересный случай на охоте или горячего поединка с врагом и тому подобное фактически уже является рассказом, переданным лишь устно. Расцвеченная домыслом и поэтизированная легенда, сказка, миф, то есть культивированная литература, появляются позднее. Русский писатель и критик М.Веллер, продолжая эту мысль, пишет: “В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка”. [2, 364]
Литература развивается, усложняется, обогащается литературный язык. Эти факторы влияют и на объем. В античной литературе развивается драма, по-
эзия, роман. Рассказ вроде постепенно теряет свою значимость, роль, он становится частью произведений, как бы лишается самостоятельности.
Позднее в мировой литературе появляются его самые различные формы: анекдот, фаблио, фацеция, шванк. Но они все берут начало от рассказа.
Но в XIX веке рассказ вновь начинает восстанавливать свои утраченные позиции. Появляется необходимость передачи глубины мысли в сжатой форме и в малом объеме. С другой стороны, это можно объяснить и ускорением ритмов и темпа жизни, она становится интенсивнее и разнообразнее, увеличивается интерес к злободневности, актуальным событиям, а рассказом писатель мог откликнуться на событие буквально по его следам и очень оперативно.
В татарской литературе корни жанра рассказа идут от «хикаят». Хикаят -один из самых распространенных жанров в древней татарской литературе. Для него характерно эпичность, наличие сюжета, описание. Многие хикаяты написаны в эпической форме, но также встречаются и поэтические. Например, «Гульстан бит-турки» Саиф Сараи написан стихотворными строфами. Многие хикаяты по содержанию, жанровым своеобразиям близки к современному рассказу, новелле, анекдоту.
В татарской литературе известны хикаяты Махмуда Булгари, Саиф Сараи, Мухаммадьяр, К.Насыйри и других. Хикаяты были собраны по содержанию, по тематике или в зависимости от автора в определенные сборники. «Мажмугыл хикаят» - один из таких сборников. Он состоит из 33 хикаят.
Рассказ в татарской литературе как самостоятельный жанр формируется в ХХ веке. Развитие этого жанра связано с именами Ш.Камала, Ф.Амирхана, Г.Исхакый, Г.Ибрагимова, К.Назми, М.Гали, Г.Толымбай, Ф.Сайфи-Казанлы, А.Шамова, М. Амира, И.Гази, Г.Кутуй, Ф.Хусни, А.Еники, Г.Баширова, Р.Тухфатуллина, Ф.Шафигуллина, М.Хузина. Их произведения отличаются многообразием и остротой постановки нравственных проблем, богатством художественных средств изображения и способов обобщения. Многие из этих мастеров стояли у истоков становления и развития жанра рассказа. Они во мно-
гом определяли художественный уровень малой прозы, особое внимание обращали ей как жанру наиболее оперативному, мобильному, востребованному.
Среди этих писталей творчество М.Хузина своеобразно тем, что этот пистатель один из немногих, который сохранил верность этому простому и в то же время сложному жанру - рассказу. Он написал произведения только в жанре рассказа. Продолжая традиции таких крупных пистелей как И.Гази, А.Еники, Ф.Хусни, М.Хузин в рамках рассказа показывает разнообразные стороны жизни и раскрывает разнообразность человеческого характера. Писатель создал свой стиль. Его произведениям характерны краткость, но глубокий смысл. Прозаик длинные описания, разъяснения раскрывает через одну деталь. С этой стороны он основывается на традициях всемирной и русской литературы. Изучает мастерство русских рассказчиков А.Чехова, И.Бунина, А.Платонова.
Впервые произведения М.Хузина появляются в конце 50-х годов ХХ века. Его первый сборник рассказов “Ручеек берет путь” издается в 1961 году. Позже появляются 14 книг, посвященных деревни, изображающих его жителей, природу. М.Хузин впервые в татарской литературе составляет “Антологию татарских рассказов”, которая состоит из 118 лучших рассказов. По этой работе можно ярко проследить за развитием и эволюцией жанра рассказа в татарской литературе.
Рассказ, формировавшийся как самостоятельный жанр в начале ХХ века, 1940-е годы во время войны развивается наряду с поэзией. Этому способствует участие многих писателей на войне, отсутствие условий для творения объемных жанров в поле битвы. Если многие писатели изображают борьбу с врагом, любовь к родине и самоотверженность, то А.Еники в своих рассказах в основном освещает психологию человека.
В 1950-70 годы писатели в основном пишут о послевоенной мирной жизни, о рацветании страны, о гигантских заводах, фабриках, о рабочих. Основными жанрами литературы становятся романы, эпопеи, трилогии.
В конце ХХ века в татарской литературе наблюдается настоящий расцвет жанра рассказа. Татарские писатели осознанно обращаются к этому жанру, раз-
вивая необходимое для него особое видение мира, умение в "малом отразить большое". Действительно, это один из самых боевых и мобильных жанров художественной прозы, его не случайно называют то "разведчиком" новых тем, то "первопроходчиком" нетронутых, жизненных пластов.
Слава татарского рассказа приумножена в конце ХХ в начале ХХ1 века целой плеядой талантливых прозаиков. Фонд рассказа пополнили - вслед за Ф.Шафигуллиным, Ф.Хусни, А.Еники Ф.Байрамовой - такие писатели как З.Хуснияр, Р.Зайдулла, М.Каримов, М.Закир, Н.Нутфуллина, Р.Габдельхакова, Р.Рахман и др.
Литература конца ХХ века примечательно и тем, что появляются писательницы. Р.Рахман, Р.Габдельхакова, Ф.Замалетдинова в основном акцентрируют свое внимание на чувства, душевные переживания героинь. Их рассказы лирические, о переживаниях, о душевных исканиях.
Рассказ последних десятилетий отмечен активным внутрижанровым поиском. Создаются различные виды жанра: фантастический, лирический, романтический, реалистический и т.д..
Рассказ в конце ХХ века в татарской литературе играет роль площади эксперементов. Именно в этом жанре проходят испытания новые темы, новые методы, только потом находят отражение в более объемных жанрах. Например, в современной литературе символизм проходит испытание в рамках жанра рассказа. Это очень ярко выражается в творчестве Р.Зайдуллы, который в своих рассказах “Сапог”, “Ребенок”, “Лекарство” и др. через символы-детали раскрывает глубокую мысль и показывает многогранность сегодняшней жизни.
Таким образом, рассказ, появляясь вместе с речью, проходит долгий и сложный путь, и сегодня не останавливается усовершенствование этого жанра, формируются различные его виды.
Библиографический сптсок
1. Антонов, С.П. Я читаю рассказ [Текст]/ С.П.Антонов - М.: Молодая гвардия, 1973. - 256 с.
2. Веллер, М.Ю. Песнь торжествующего плебея [Текст]/ М.Ю.Веллер - М.: Издательство АСТ - 2006. - 364 с.
3. Гете И. Разговоры с Эккерманом. 25 января 1827 г.
4. Крамов, И.С. В зеркале рассказа [Текст] / И.С.Крамов - М.: Сов.писатель, 1986. -
271 с.
5. Методы и стили литературы - Москва: ИМЛИ РАН, 2008
6. Нинов, А.И. Современный рассказ [Текст] / А.И.Нинов - Л. Наука: 1969. - 295 с.
7. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики [Текст]/ Г.Н.Поспелов. - М.: Наука, 1983. - 120 с.
8. Скобелев, В.П. Поэтика рассказа [Текст]/ В.П.Скобелев - В.: Издательство Воронеж. Университета, 1982. - 155 с.
9. Хатипов, Ф.М. Теория литературы [Текст]/ Ф.М. Хатипов. - К.: Магариф, 2000. -
351 с.
10. Хузин, М.Х. Угасшая луна [Текст] / М.Х.Хузин. - К.: Татарской книжное издательство, 2004. - 384 с.
Bibliography
1. Antonov, S.P. I Read a Story [Text] / S.P.Antonov. - M.: Junior Guard, 1973. - 256 p.
2. Gete, I. Talks with Ekkermanom. - January, 25, 1827.
3. Khatipov, F.M. The Literature Theory [Text] / F.M. Khatipov. - K.: Magarif, 2000. -
351 p.
4. Khuzin, M.Kh. The Extinguished Moon [Text] / M.H. Khuzin. - K.: Tatar Book Publishing House, 2004. - 384 p.
5. Kramov, I.S. In the Mirror of Story [Text] / I.S.Kramov. - M.: Sovet Writer, 1986. -
271 p.
6. Methods and Styles of Lterature - M.: IMLI of RSA, 2008.
7. Ninov, A.I. The Modern Short Story [Text] / A.I.Ninov. - L.: Science, 1969. - 295 p.
8. Pospelov, G.N. Questions of Methodology and Poetics [Text] / G.N. Pospelov. - M.: Science, 1983. - 120 p.
9. Skobelev, V.P. Story Poetics [Text] / V.P. Skobelev - V.: Publishing House of Vo-ronezsh University, 1982. - 155 p.
10. Veller, M.Yu. The Song of Triumphing Plebeian [Text] / M.Yu.Veller. - M.: AST Publishing House, 2006. - 364 p.