Научная статья на тему 'Основные этапы создания законодательной базы реформирования системы образования РФ'

Основные этапы создания законодательной базы реформирования системы образования РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бызова О. М.

В статье рассматриваются основные этапы создания законодательной базы реформирования системы образования РФ на рубеже XXXXI вв. Выделены важнейшие вехи в формировании законодательства этой сферы общественной жизни. Задача создания законодательной базы реформирования сферы образования рассматривается как неотъемлемая составляющая комплекса мер по обеспечению нормального функционирования и устойчивого развития системы образования и особенно актуальна в условиях реализации приоритетного национального проекта «Качественное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic stages of the creation of the legislative base of the reformation of the system of formation RF

In the article are examined the basic stages of the creation of the legislative base of the reformation of the system of formation RF on the boundary XX XXI centuries. Are isolated watersheds in the formation of the legislation of this sphere of the public life. The problem of developing of the legislative base of the reformation of the sphere of formation is considered as inherent component of package of measures for the guarantee of normal functioning and steady development of formation system and it is especially urgent under the conditions of the realization of priority national project «qualitative formation».

Текст научной работы на тему «Основные этапы создания законодательной базы реформирования системы образования РФ»

15 См.: Авиаторы - кавалеры ордена Св. Гергия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1 914 - 1918 гг.: Биографический справочник / Сост. М. С. Нешкин, В .М. Шабанов. М., 2006. С. 36 - 38.

16 См.: Маниуров Ю.А. Указ. соч. С.53

17 Васильев-Соколов А.В. Материал по истории Качинского училища. Сталинград, 1960. С.24.

18 Орлиное племя качинцев. Волгоград, 1985. С. 30.

19 Пунтус В .Г Указ. соч. С. 16.

20 Васильев-Соколов А.В. Указ. соч. С. 18.

УДК 94:37(470)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

СОЗДАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

С начала 1990-х гг. наша страна вступила в период перехода к рыночной экономике, резких изменений в политической системе государства, идеологической переориентации. Настоятельно встала задача реформирования системы образования, для решения которой необходимо было создать правовое поле, законодательную базу.

Развитие системы образования как приоритетное направление государственной политики России было обозначено еще в июле 1991 г, когда недавно избранным первым Президентом России Б.Н. Ельциным был издан указ №1 «О первоочередных мерах по развитию образования». В марте 1992 г. в соответствии с постановлением Государственного комитета по высшему образованию Минобразования России «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» в стране была начата реформа высшего образования, направленная на гуманитаризацию и фундаментализацию обучения, на повышение способности системы высшего образования гибко реагировать на запросы рыночной экономики, на обеспечение ее сравнимости с зарубежными образовательными системами, на расширение возможностей граждан на индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования.

Начало глубокому реформированию системы образования было положено 10 июня 1992 г в связи с принятием закона РФ «Об образовании», ставшего центральным в законодательстве этой сферы общественной жизни. Закон был направлен в первую очередь на обеспечение права гражданина на образование. Он установил общие принципы и правила, регламентирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. Важной задачей закона явилось определение объема прав гражданина на образование и порядка реализации этих прав. Закон утвердил основные принципы органи-зации системы образования: деидеологизированность, гуманистическую направленность, приоритет потребностей личности в образовании перед другими образовательными задачами. Закон «Об образовании» явился связующим звеном между Конституцией РФ и остальным массивом законодательства, касающимся системы образования.

В соответствии со ст. 1 закона РФ «Об образовании» государственная политика Российской Федерации в сфере образования определяется Федеральной программой развития образования, которая утверждается Федеральным законом. Решение о разработке программы было принято в октябре 1992 г и утверждено постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования».

Всего на конкурс поступило свыше 140 коллективных работ, из них шесть были признаны победителями первого тура. Во втором туре рассматривались проекты, ставшие победителями первого тура. Лучшим был признан комплексный проект, посвященный всем уровням образования, разработанный под руководством Н.Н. Пахомова в научно-производственном объединении «Наука». Решение созданной Правительством Российской Федерации Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса было принято 10 марта 1993 г

О.М. Бызова,

аспирантка кафедры истории, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеха-но ва

Проект Федеральной программы развития образования, отобранный по результатам проведенного конкурса, был доработан Министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ. В конце марта 1994 г было принято решение Правительства России об одобрении доработанного проекта Однако, несмотря на то, что этот документ ока -зал существенное влияние на реформирование системы образования страны в 1990-е гг., Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» вступил в силу только в апреле 2000 г1.

Следующий этап реформирования страны в целом и системы образования в частности начался с принятием новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г В ст. 43 зафиксировано право каждого гражданина на образование, при этом основное общее образование признано обязательным; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Согласно Конституции Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования2.

В 1994 г постановлением Правительства РФ был утвержден государственный образовательный стандарт (ГОС) высшего профессионального образования, в котором определялась структура высшего образования, основные требования к образовательным программам и условиям их реализации. В стандартах первого поколения давались требования к минимуму содержания и уров -ню подготовки инженеров по специальностям без указания требований к условиям их реализации. ГОС второго поколения по направлению подготовки бакалавров и магистров и по направлению подготовки дипломированных специалистов был введен в действие в марте 2000 г

Важный этап реформирования экономики и социальной сферы связан в сфере образования с принятием в августе 1996 г Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который имел основополагающее значение для реформирования высшей школы, являлся по существу базовым, определил наиболее общие правовые нормы в сфере высшего образовани я.

Новый импульс реформированию системы образования был дан в 1997 г, когда Правительство РФ подго -товило проект «Концепции очередного этапа реформирования системы образования». Реформа образования рассматривалась в ней как комплекс мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, организационными, административными и иными методами, ее осуществление планировалось в три этапа. Первый этап - экспериментальный, рассчитанный на год и нацеленный на отбор перспективных нововведений; второй этап - краткосрочный - до 2001 г, нацеленный на реализацию неотложных мер по стабилизации социально-экономической ситуации в сфере образования и созданию предпосылок для ее реформирова-

ния; третий этап - среднесрочный - до 2005 г., с ним связывалась реализация основных реформ. Предполагалось, что важную роль в реформировании сыграют частные и общественные инициативы, поддержка семей, работодателей, заинтересованных деловых, государственно-политических и других общественных кругов. Концепция была подвергнута принципиальной критике представителей научно-педагогической общественности на парламентских слушаниях в Государственной Думе в январе 1998 г Среди недостатков Концепции были названы отсутствие четко сформулированных целей реформирования системы образования, объективного анализа результатов предыдущих этапов реформирования сферы образования и причин невыполнения действующего законодательства об образовании. Положения Концепции были ориентированы только на одну из составляющих образования - обучение - и практически не включали развернутые представления о социализации и воспитании.

На данном этапе реформирование системы образования осуществлялось в рамках действия «Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг», принятой постановлением Правительства РФ в начале 1997 г3. В программе было отме -чено, что состояние системы образования характеризовалось противоречивыми тенденциями. С одной стороны, образование в основном сохранило свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития страны, с другой - реформа образования и его развитие сдерживались из-за сокращения финансирования отрасли. Заметной вехой в реформировании системы образования стало создание и принятие «Доктрины развития образования в России» в январе 2000 г на VI съезде работников системы образования. В ней были определены стратегия развития системы образования, способы и формы коллективных действий по ее реализации всеми ветвями власти и всеми субъектами образовательного процесса. Указанный этап завершился принятием в апреле 2000 г Федеральной программы развития образования.

В Федеральной программе, принятой Федеральным законом в 2000 г, рассматривалось состояние системы образования и были сформулированы основные проблемы ее развития. Указывался целый ряд факторов, которые оказывали дестабилизурующее воздействие на деятельность образовательных учреждений. Среди них основными являлись социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике, неполнота нормативной правовой базы в области обра -зования, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Законом было установлено, что Федеральная программа развития образования реализуется в 2000 - 2005 гг и предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования. Программа включала следующие мероприятия: в 2000 - 2001 гг. - осуществление комплекса мер по сохранению и поддержанию системы образования и подготовку условий для ее последующего развития; в 2002 - 2005 гг. - осуществле -ние перехода к устойчивому эволюционному развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства. К чис-

лу документов, призванных определить государственную политику Российской Федерации в сфере образования на более длительную перспективу - до 2010 г, относятся принятые в 2000 - 2004 гг. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования».

Планируется усовершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования, поэтапный переход на нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов и научных школ, развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, усиление роли работодателей в образовании, введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (целевой госзаказ, целевые возвратные субсидии), реализация мероприятий по повышению социального статуса и материального обеспечения работников образования.

Реформирование системы высшего образования на современном этапе связано с присоединением Российской Федерации в 2003 г к Болонской декларации и имеет целью интеграцию отечественного образования в ев -ропейское образовательное сообщество.

Новый импульс модернизации системы образования страны был дан в ноябре 2005 г, когда Президент России В.В. Путин выступил с инициативой осуществления четырех приоритетных национальных проектов: «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство».

«Образование» является одним из четырех приоритетных национальных проектов, первый этап реализации которого был рассчитан на 2006 - 2007 гг Первоначально приоритетный национальный проект «Образование» включал пять основных направлений:

1. Поддержка и развитие лучших образцов отече -ственного образования.

2. Внедрение современных образовательных технологи й.

3. Создание национальных университетов и бизнес -школ мирового уровня.

4. Повышение уровня воспитательной работы в школах.

5. Развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Кроме пяти основных направлений, была предусмотрена реализация проекта «Сельский школьный автобус».

В 2007 г в нацпроект «Образование» дополнительно ввели два новых направления:

6. Поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования.

7. Поддержка систем образования регионов.

В 2007 г на реализацию нацпроекта «Образование» выделено 48,89 млрд руб., что на 19,6 млрд руб. больше, чем в 2006 г С учетом затрат из местных бюджетов и остатка бюджетных средств 2006 г. расходы на нацпроект «Образование» в 2007 г. составят более 98 млрд руб., а бюджет всего отечественного образования - 277,9 млрд руб.

1 См.: Парламентская газета.2001. 10 апр.

2 См.: Конституция Российской Федерации. М., 2003. С.17 -18.

3 См.: СЗ РФ. 1997. №10. Ст.1173.

УДК 94(470)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1958 - 2006 годы)

Привлечение общественности к процессу гражданского образования населения можно рассматривать как универсальный принцип государственной политики, реализующийся на протяжении второй половины ХХ - начала XXI вв. Различия составляют формы, масштабы его реализации и характер взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций.

Известно, что система гражданского образования (как механизм воспроизводства определенного типа социальности в конкретный исторический период) в российских условиях традиционно функционирует только при активной поддержке государства. В то же время в 1950-х - первой половине 1980-х гг общественные организации осуществляли дополнительное воздействие на формирование данной системы, выполняя функции по ретрансляции общественно-политической информации и частично по включению населения в активную социальную деятельность. Очевидно, что взаимодействие данных организаций с органами государственного управ -ления касалось прежде всего политической (идейно-политической) составляющей гражданского образования.

Н.А. Григорьева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России, Волгоградский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.