что величина ЄНБ передается на при- АдГ = 0 описывает автоколебания в
вод в точке, отстоящей от точки набегания на длину:
А/ = Яб 1а
- - Аа 3
где Яб - радиус барабана. Тогда в уравнении (5)
дАи (1 - т)
АЗнб = Е
дх
где т =
А/ Яб
1 А5н
(6)
Таким образом, система дифференциальных уравнений (4) и (5) при
системе «привод - лента», так как в ней имеется запаздывающее усилие, описываемое выражением (6). Причем время запаздывания сравнимо с периодом собственных колебаний механической системы. Автоколебания устойчивы, так как время запаздывания уменьшается с увеличением динамического приращения натяжения (происходит автоматическая установка устойчивой амплитуды колебаний). Наличие случайных колебаний грузопотока АqГ (1, х) вызывает дополнительное параметрическое возбуждение колебаний натяжения ленты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко В.П. Структурный метод исследования эксплуатационных режимов ленточных конвейеров. - ГИАБ, 2004, № 12, с. 238.
2. Бутковский А. Г. Структурная теория распределенных систем. - М.: Наука, 1977, 320 с.
3. Ним А.Д. Динамические воздействия ленточных конвейеров на несущие строительные конструкции. - Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. техн наук. - М.: ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, 2002, 20 с.
— Коротко об авторах ------------------------------------------------------
Дьяченко В.П. - кандидат технических наук, доцент, кафедра «Горная механика и транспорт» Московский государственный горный университет.
------------------------------------------------ © Б.В. Воронин, 2006
УДК 621.867.133 Б.В. Воронин
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ
Семинар № 15
1ГЛ онструктор придает конструкции ва, которые предопределяют уровень за-
конвейера необходимые свойст- трат ресурсов на создание, изготовление,
техническое обслуживание и ремонт изделия. Эти свойства и определяют основные этапы создания технологичных конструкций конвейеров и обуславливают виды противодействий самого изделия элементам процессов их изготовления, эксплуатации и ремонта.
Обеспечение ТК заключается в таком воздействии на множество параметров конструкции, которое приводит к достижению технологической рациональности и преемственности, а так же к снижению трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости.
Технологичность конструкции (ТК) в общем случае характеризуется его функциональностью - способностью конвейера реализовать основную функцию для достижения заданного технического эффекта. Для скребковых конвейеров основной функцией является перемещение угля, горных пород и других грузов на определенное расстояние. Эта функция (транспортная мощность) описывается функциональным критерием:
Я = Оу„ L ,
т.е. транспортной мощностью, где Я -теоретический функциональный критерий конвейера; Q -теоретическая производительность конвейера, уи -насыпной вес
груза, Ь -расстояние, на которое транспортируется груз.
Эксплуатационная (ЭТК) и ремонтная технологичность (РТК), характеризуют только приспособленность конструкции изделия к выполнению на нем определенных операций технологического обслуживания (ТЛО) и технического обслуживания (ТО). Функциональный критерий (Я э) в этом случае должен учитывать коэффициент реализации теоретической про-изводи-тельности скребкового конвейера (кэ) в детерминированных условиях эксплуатации:
Яэ = Як3 = Оун Iкэ.
При обеспечении технологичности конструкций (ТК) конвейеров следует
учитывать основные направления технологического уровня производства, выраженные через лучшие частные показатели производственной технологичности. Эти показатели в значительной мере зависят от организационно-технологического уровня производства и изменяются по мере его повышения. Лучшие частные показатели технологичности входят в состав базовой модели, которая служит основой для оценки уровня технологичности по частным и, в конечном итоге, для определения комплексного показателя технологичности.
Важным этапом создания технологичных конструкций является установление номенклатуры и величины частных показателей технологичности на всех стадиях жизненного цикла конвейера. Так при проектировании важным этапом является технологический контроль конструкторской документации и установление комплекса свойств в конструкции, при котором достигаются оптимальные значения затрат всех видов ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонте конвейера.
В качестве частных показателей технологичности целесообразно использовать трудоемкость изготовления детали (ТД), сборочной единицы (ТСЕ), комплекса (ТКС), комплекта (ТКТ), трудоемкость монтажа сборочной единицы (ТМСЕ), трудоемкость технического обслуживания и ремонта (ТТО, ТР ), себестоимость конвейера при изготовлении (Си), при техническом обслуживании (СТО) и при его ремонте (СР). Эти частные показатели оцениваются выборочно на различных стадиях разработки конструкции от технического предложения до рабочей документации.
Особый интерес представляет этап оценки ТК по удельным показателям технологичности и составление базовой модели технологичной конструкции конвейера. Удельные показатели вычисляются по формулам:
Х= Ттп у = ТД1 (3)
тп = 0 , -*11 = 0 , (3)
Ят Ят
где Ттп - частные показатели технологичности конструкции (например Тд, Тсе,..., Си, СР); п - порядковый номер частного показателя технологичности; т - порядковый номер конвейера из числа выбранных для оценки; Я т -функциональный критерий оцениваемого конвейера.
Для определения базовых показателей технологичности составляется таблица из удельных значений частных показателей всех рассматриваемых конвейеров. Наилучшие значения среди одинаковых удельных показателей принимаются за базовые (ХБ1; ХБ2...ХБп). В итоге получается совокупность базовых показателей, которые рекомендуется считать моделью технологичной конструкции:
*Б; = Кб 1, *Б2 ■■■Xб„\ . (4)
Отличительной особенностью этой модели является то, что ХБ1; ХБ2...ХБп уже достигнуты в отдельных конструкциях и смело могут быть использованы в технической документации на стадии про-
ектирования новой технологичной на данный момент конструкции. Реализация данного уровня технологичности потребует технологического развития производства, т.е. разработки и освоения перспективных технологических процессов. Следствием всего этого является уменьшение трудоемкости, материалоемкости и изменение других параметров на единицу функционального критерия.
Уровень технологичности по каждому частному показателю определяется:
х" (5)
Т, =
Хт1
Для базовой - технологичной конструкции ТБІ = 1.
Анализ показывает, что при оценке технологичности конструкции скребковых конвейеров значения являются достаточно стабильными и позволяют установить наилучшие конструктивные решения.
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------
Воронин Б.В. - кандидат технических наук, доцент, кафедра «Теоретическая и прикладная механика», Московский государственный горный университет.