Научная статья на тему 'Основные этапы развития традиционной шерстеобработки у народов Дагестана и вопросы классификации изделий из шерсти'

Основные этапы развития традиционной шерстеобработки у народов Дагестана и вопросы классификации изделий из шерсти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
902
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ДАГЕСТАНА / ТРАДИЦИОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ШЕРСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов Камиль Магомедович

В статье рассматривается становление и развитие кустарно-ремесленной обработки шерсти у народов Дагестана, а также вопросы классификации традиционных изделий из шерсти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития традиционной шерстеобработки у народов Дагестана и вопросы классификации изделий из шерсти»

М 3 (32), 2009

"Культурная жизнь Юга России "

К. М. ГУСЕЙНОВ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ШЕРСТЕОБРАБОТКИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА И ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ШЕРСТИ

В статье рассматривается становление и развитие кустарно-ремесленной обработки шерсти у народов Дагестана, а также вопросы классификации традиционных изделий из шерсти.

Ключевые слова: народные промыслы Дагестана, традиционные изделия из шерсти.

Животноводство, издревле являвшееся одним из основных традиционных занятий населения Дагестана, исторически развивалось в различных формах и в разной степени симбиозности с плужным земледелием [1]. «Уже во II—I тыс. до н. э. в северных районах (нынешнего. - К. Г.) Дагестана существовали поселения с довольно развитой земледельческой и животноводческой культурой, - отмечает А. П. Круглов. - Естественные условия дали возможность кочевникам, населявшим всю плоскость и предгорья Дагестана, заниматься разведением овец, а излишки шерсти подтолкнули население к занятию войлочным и ткацким ремеслом для удовлетворения собственных потребностей. Им нужно было защищаться от непогоды, изготовлять мешки для перевозки провизии, наконец, одеваться, и на все эти сложные потребности была шерсть, одна шерсть» 121. Отметим, что дальнейшее развитие дагестановедения позволило археологам определить верхние границы становления производящего хозяйства на территории Дагестана - VIII-VII тыс. до н. э. [3]. Одним из основных ремесел населения Кавказской Албании К. В. Тревер называет ткачество [4]. О древности обработки шерсти и шерстоткачества на территории Дагестана говорят находки из древнебронзовых поселений [5]. Здесь ткачество развивалось и в албано-сар-матский период (III в. до н. э. - III в. н. э.). В ран-нежелезном веке (VII-IV вв. до н. э.) происходит специализация ремесел, в том числе и ткачества. Параллельно совершенствуются способы изготовления войлока и бурок [6].

В Дагестане становление и развитие феодальных отношений происходило с середины I тыс. до н. э. Этот процесс способствовал дальнейшему развитию ремесел в регионе. В частности, широкий размах получило ткачество, которое помимо прямого назначения обслуживало внутренние и внешние торгово-обменные операции [7], а узорное ткачество и ковроделие вышли за рамки домашнего производства 18].

Развитию ремесла способствовали также сложившиеся связи населения Дагестана с народами Закавказья и Северного Кавказа, близость основных караванных путей между Востоком и Западом и крупных торговых центров. В первых веках нашей эры Дербент являлся одним из центров транзитной торговли [ 9].

Арабский историк X века Абу-Джафар Мухаммед Табари отмечал, что высококачественные ковры производились на территории Дербента и Ширвана уже в 40-е годы VII века [10]. О значительном распространении в Дагестане ткачества свидетельствует широкое применение ковров и ковровых изделий для украшения мечетей и молитвенных домов [11]. В Х1-ХУ веках, с формированием феодальных отношений, одним из следствий которого было дальнейшее развитие ремесла, происходит специализация последнего по микрорегионам и селениям. Ускоренными темпами развиваются художественные промыслы. Кубачи, Харбук, Микрах, Испик, Кумух, Балхар, Гоцатль, Хунзах превращаются в большие промысловые центры. Одним из факторов дальнейшего развития ремесленного производства послужило его отделение от земледелия.

Распад Кавказской Албании [12] и образование целого ряда раннефеодальных государственных образований [13] способствовали дальнейшему развитию ремесел и промыслов. Характерной особенностью раннесредневекового Дагестана было развитие городов как центров ремесел и торговли. В домонгольский и послемонгольский периоды дагестанские шали, высококачественное добротное сукно появляются на рынках Закавказья, Северного Кавказа, далеко за пределами Кавказа [14]. В ХУ1-ХУ11 веках сложились производственные традиции в ткачестве, художественные и технологические особенности ковроткачества также получили отчетливые очертания, продолжая совершенствоваться [15].

В 1700 году Петр I отдал приказание астраханскому воеводе Мусину-Пушкину укреплять дружественные и торговые отношения с горцами Дагестана [16]. Начиная с XVIII века развитие промыслов и ремесел региона стимулировалось его экономическими связями с Россией, которая играла роль посредника в торговле между Востоком и Европой. Кроме того, росли потребности русской мануфактурной промышленности в сырье [17].

В XVIII - первой половине XIX века отчетливо наблюдается процесс дальнейшей специализации центров шерстоткачества. В частности, к середине XVIII века по всему Кавказу были известны сукна, производимые ткачихами селений Карата, Акуша, Цудахар, Вихли и др. В XIX веке этот перечень расширяется, к нему добавляются Тлондо-

"Культурная жизнь Юга России "

64 —

№ 3 (32), 2009

да, Хаджал-Махи, Цовкра, Арчиб, а также селения Келебского общества [18]. Как центры производства высококачественного сукна, славились многие селения Аварского, Андийского, Кайтаго-Табасаранского, Казикумухского, Даргинского и некоторые селения Гунибского округов [19]. В начале XX века высококачественные тонкие сукна из верблюжьей шерсти, идущие в основном на рынки за пределы Дагестана, вырабатывались в таких населенных пунктах, как Акуша, Кутиша, Мекеги, Улуая, Муги, Усиша, Хаджил-Махи, Цудахар [20]. В селениях аварцев, лакцев, арчинцев изготавливались сукна естественного цвета овечьей шерсти, в том числе и белые.

Производство ворсовых и безворсовых ковров и ковровых изделий в XVIII - первой половине XIX века было характерно для Южного Дагестана (селения Ахтов, Микраха, Аркита, Межгюля, Хучни, Хуриг-Халага, Хива, Рутула, Касумкента, Рукела, г. Дербент). Целый ряд селений Хунзахского плато специализировался на производстве безворсовых ковров и узорных войлоков, в Тлярате и близлежащих селениях развивалось производство ворсовых ковров и узорного вязания, в Гунибе и его округе - узорное ткачество и вышивка [21]. При этом внутри самих центров ковроделия, вырабатывавших несколько типов ковров и ковровых изделий, уже в XVIII веке отчетливо проявлялась специализация по отдельным видам производства. Так, например, в Южном Дагестане табасаранцы и ру-тульцы производили главным образом паласы, а лезгины - сумахи [22].

Ремесленники селений Анди, Ансалта, Рик-вани, Шодрода, Гагатль, Ботлих специализировались на производстве бурок. Со временем стали появляться мануфактуры простейшего типа - небольшие мастерские, в которых представители зажиточной части населения специально заготавливали шерсть, красители и прибегали к применению наемной рабочей силы. В селении Ансалта, как отмечает Х.-М. О. Хашаев, активизировали свою деятельность скупщики, приобретавшие готовые бурки значительными партиями. Они же нередко раздавали шерсть надомницам-мастерицам для чистки и крашения за плату, а в домах своих родственников открывали небольшие мастерские по производству бурок специально для продажи. В конце 1880-х годов в Анди (82 хозяйства) бурочным производством было занято 126 женщин, в Гагатле (59 хозяйств) -73 женщины [23]. В 1890-е годы такие мастерские появились в Ансалте [24].

Таким образом, с древнейших времен обработка шерсти занимала видное место в традиционных занятиях населения Дагестана. Становление и дальнейшее развитие этого ремесла было обусловлено особенностями естественно-географического и природно-климатического характера, спецификой форм традиционного хозяйства, уровнем развития производственных сил общества, внутренними и внешними торгово-экономическими связями, исторически сложившимися в

регионе. Формирование производительных сил постепенно приводило, помимо специализации некоторых микрорегионов и отдельных обществ в видах кустарного ремесла, к повышению товарности вырабатываемой продукции и становлению элементов начальных форм капиталистического производства.

Изделия домашних промыслов и ремесленного производства из шерсти традиционно классифицировались по материалу, способу изготовления и назначению.

По материалу их разделяли на изделия:

- из овечьей шерсти;

- из нитей овечьей шерсти и хлопчатобумажные;

- из верблюжьей шерсти.

По способу изготовления изделий выделяли:

- валяние;

- ткачество на ткацком станке;

- вязание на спицах;

- вязание вручную.

По назначению изделия классифицировали следующим образом:

- материал для строительства жилища (войлочные пологи для жилища кочевников);

- материал для накрытия транспортных средств (войлочные пологи для кибиток);

- материалы для предохранения товаров, продуктов от температурных перепадов и пыли (войлочные пологи);

- мешки, сумы, хурджины для транспортировки и хранения товаров, материалов, продуктов;

- спальные принадлежности;

- материалы для одежды и обуви;

- ковры и ковровые изделия;

- веревки;

- попоны и потники;

- ритуальные маски.

Следует отметить, что приведенная классификация, охватывая собой весь ассортимент изделий из шерсти, дает, тем не менее, самое общее представление о традиционной шерстеобработ-ке в Дагестане. В частности, ряд исследователей строит классификацию на основе технологических особенностей создания ковровой ткани, разделяя, например, ковры ворсовые, безворсовые, ковровые изделия и их видовое разнообразие. А. Дж. Магомедов называет такие разновидности ковров, как безворсовые, ворсовые, махровые, войлочные, вышитые и выполненные в комбинированной технике [25]. А. С. Иванов проводит классификацию по месту изготовления ковров, выделяя группы ковров Центрального, Северного и Южного Дагестана [26]. В основе классификации могут лежать и принципы основных приемов композиционного построения узора, особенности орнаментальных мотивов [27] и ряд других факторов.

Литература

1. ОсмановМ.-З. О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX - начале XX века. М., 1990. С. 41.

M 3 (32), 2009

"Культурная жизнь Юга России "

2. Круглое А. П. Северо-Восточный Кавказ во II—I тыс. до н. э. // Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. М., 1946. Вып. 13. С. 132.

3. ГаджиевМ. Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. Эпоха неолита и ранней бронзы. М., 1991. С. 236.

4. Тревер К. В. Очерки по истории культуры Кавказской Албании. IV в. до н. э. - VII в. н. э. М: Л., 1959. С. 81.

5. Котовнч В. Г., Шейхов Н. Б. Археологическое изучение Дагестана за 40 лет // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР Вып. 8. Махачкала, 1960. С. 338.

6. Давудов О. М. Культура Дагестана эпохи раннего железа. Махачкала, 1974. С. 64.

7. История Дагестана с древнейших времен до XX века. Т. 1. М., 2005. С. 133-141.

8. Ктъчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. М., 1959. С. 70.

9. Кудрявцев А. А. Древний Дербент. М., 1982. С. 176.'

10. Гусейнов К М. Ковровый промысел аварцев (конец XIX - начало XX в.). Махачкала, 2006. С. 19.

11. Исаев М. Д. Ковровое производство Закавказья. Тифлис, 1932. С. 4.

12. Ямполъский 3. И. Из истории древней Кавказской Албании. М., 1949. С. 136.

13. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 82-112; Алиев К. Г Античная Кавказская Албания. Баку, 1992. С. 191-196; Гасанов М. Р. Дагестан в составе Кавказской Албании. Некоторые вопросы

социально-экономической и политической истории. Махачкала, 1998. С. 169-112, Мамедова Ф. Кавказская Албания и албанцы. Баку, 2005. С. 11-114.

14. История Дагестана с древнейших времен до XX века. Т. 1. М., 2005. С. 205.

15. Фатуев А. Дагестанские ковры // Революция и национальность (Махачкала). 1936. № 10 С. 66-70.

16. Кавказ (Тифлис). 1869. № 1.

17. История Дагестана с древнейших времен до XX века ... С. 433.

18. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.,1961. С. 99.

19. Дагестанская область // Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков населения Закавказья. Тифлис, 1890. С. 139.

20. Обзор Дагестанской области за 1902 г. Тимир-Хан-Шура, 1903. С. 30; Обзор Дагестанской области за 1903 г. Темир-Хан-Шура, 1904. С. 72; Обзор Дагестанской области за 1904 г. Темир-Хан-Шура, 1905. С. 31; Обзор Дагестанской области за 1913 г. Темир-Хан-Шура, 1914. С. 21.

21. Гусейнов К. М. Ковровый промысел аварцев ... С. 29."

22. Там же.

23. Дагестанская область ... С. 135-137

24. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке ... С. 99.

25. Магомедов А, Дж. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала, 1999. С. 31.

26. Кгшъчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана ... С. 70.

27. Казтов Г. Н. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала, 1989. С. 53-60.

K. M. GUSEINOV. THE BASIC STAGES OF TRADITIONAL WOOL MANUFACTURING AMONG DAGHESTAN PEOPLE ANDTHE MATTERS OF CLASSIFICATION OF HAND-MADE WOOL ITEMS

The article deals with the reasons of origin and development of hand-made wool manufacturing among Daghestan people as well as the matters of wool-wares classification.

Key words: handicrafts of Daghestan, traditional woolen items.

А. Г. БУРМАГИН

К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В ПЕРВЫХ БОЯХ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ

В ИЮНЕ 1941 ГОДА

Автор освещает историю создания 6-й казачьей Кубано-Терской кавалерийской дивизии, а также ее участие в боях на Западном фронте в первые дни Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, кавалерийская дивизия, дислокация, казаки-кубанцы.

Накануне Великой Отечественной войны на действительной военной службе находились во-еннослужащие-кубанцы 1919-1922 годов рождения. Многие из них служили в 5-й Ставропольской

кавалерийской и 74-й Таманской стрелковой дивизиях - старейших соединениях РККА, которые исторически были связаны с Кубанью и пополнялись призывниками из этого региона. Однако в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.