УДК 37.01
Ляпина Мария Юрьевна
Lyapina Maria Yuryevna
аспирант кафедры истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета, педагог дополнительного образования кадетской школы-интерната № 9 «Московского пансиона государственных воспитанниц» dom-hors@mail.ru
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
PhD student of the History and Theory of Music and Musical Education Department, Moscow City Teachers’ Training University, Teacher at the cadet boarding school №9 “Moscow state boarding school for girls” dom-hors@mail.ru
STAGES OF CADET EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA
Аннотация:
Статья посвящена основным вехам исторического развития кадетского образования в России, включая современный этап с 1993 г. Автор рассматривает кадетское образование с точки зрения его гражданско-патриотических и военных ресурсов: в продолжение военного образования в последующих звеньях, а также пополнения кадровых резервов государственных служащих.
Ключевые слова:
кадетское образование, патриотическое воспитание, этапы развития, социальные функции и задачи.
Summary:
The article deals with the main stages of the cadet education development in Russia including the current one from 1993. The author considers the cadet education in the context of its civic, patriotic and military resources: as following secondary and higher military education and additional staff of government employees.
Keywords:
cadet education, patriotic education, stages of development, social functions and tasks.
Анализируя историю развития и возникновения феномена кадетского образования, необходимо переосмыслить генезис и диалектику его взаимосвязи с другими образовательными учреждениями. Общественная полезность и необходимость в военном воспитании молодого поколения (рода, племени, народа, нации и государства) всегда понималась нашими предшественниками. Первоначально такое воспитание носило характер подготовки детей непосредственно к войне как одному из главных дел социума.
Еще с древнейших времен, со времен Османской империи, Древнего мира, Шумеры, Афины с раннего детства воспитывали воина и готовили к военной службе. Названные государственные образования и цивилизации имели свои особенности в воинском воспитании детей. Так, воспитание мальчиков как воинов, владеющих боевыми навыками, принадлежит Спарте. Афины и Древний Рим первоначально делали упор на широкое образование, но обязательным было и воинское воспитание. Османская империя стремилась воспитать детей войны - мамелюков, для несения военной службы. Именно к тому времени можно отнести появление специальных учреждений, которые впоследствии стали называться кадетскими корпусами, школами, лицеями, гимназиями, имевших свою собственную специфику воспитания и образования, свою систему взаимоотношений и внутренней этики и подготавливающими детей к войне.
Немало важен тот факт, что вследствие практически беспрерывных войн середины второго тысячелетия перед государствами были выявлены и поставлены проблемы двух направлений: определение сирот войны и необходимость воспитания профессиональных военных. Решить эти проблемы оказалось возможным посредством создания и государственного патронирования специальных образовательных учреждений. И такие учебные заведения были созданы (кадетские корпуса, лицеи и суворовские военные училища) [1]. Родоначальником их был Фридрихом-Вильгельмом I (великий курфюрст Пруссии), который организовал в 1686 г. кадетские роты и три военные кадетские (рыцарские) академии (Брауншвейг, Бранденбург, Коль-берг), В 1717 г. эти три академии были сведены в Берлине в кадетский корпус на 100 человек Фридрихом-Вильгельмом I, который принял меры по организации всеобщего образования.
В 1725 г. в Саксонии был создан свой кадетский корпус по примеру Берлинского корпуса. Параллельно кадетский корпус открылся в России в 1723 г., далее и в других государствах: Австрии - 1751 г., Польше - 1765 г., Баварии - 1790 г. [2].
Великий Князь Константин Романов ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России и являлся Попечителем всех кадетских корпусов в России. В то время их насчитывалось до 32-х. В 1701 г. открывается Навигацкая Школа (Петр I), а в 1732 г. Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна) [3].
Ликвидация всех кадетские корпуса началась после революции 1917 г. и связана с началом Гражданской войны в России. Продолжить работу корпусов удалось в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль).
Существующая система учреждений кадетского образования в России развивается по типу старых кадетских корпусов и систем суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных в Советском Союзе в 1943 г. Образуются десятки новых кадетских корпусов субъектов Российской Федерации, предназначение которых остаются различными, как их программы и сроки обучения [4].
Говоря об основных социальных функциях и задачах в учреждениях кадетского образования можно выделить следующие: решение проблем детской беспризорности и «военного сиротства»; корректировка поведения воспитанников и их судеб; ранняя профессионализация воспитанников (последующая обязательная государственная служба); социализация воспитанников в государственной патриотической направленности. Во все исторические периоды существования кадетского образования эти социальные функции и задачи были характерны для всех типов учреждений, но в зависимости от государства, даже периода его в истории, приоритетность в тех или иных задачах менялась.
Так, в кадетские корпуса во времена Императорской России (государственные учреждения), принимались дети гражданских государственных чиновников, а также погибших на войне офицеров. Принимались и дети, чьи отцы имели заслуги перед Россией, но материальных средств на обучение своих детей у них не было. Воспитанники этих учреждений готовились к обязательной государственной службе как на военном, так и на гражданском поприще. Этот период истории кадетского образования России знаменуется появлением государственных деятелей, писателей и поэтов, ученых, композиторов, инженеров и великих военачальников.
Воспитанников Суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ Советского союза подготавливали для дальнейшей профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса. Названные учреждения входили изначально и до 1991 г. в систему профессионального военного образования и подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР.
В 1943-1963 гг. с момента образования национальной суворовской военной школы в СССР контингент в училищах состоял из детей работников государственной службы и погибших офицеров. Ученики получали государственно-патриотическое воспитание, широкое гуманитарное образование, прекрасную физическую и военно-профессиональную подготовку, После семи-девятилетнего обучения выпускник получал аттестат о среднем общем образовании и что он «прошел производственное обучение по специальности военная подготовка». Так как выпускник имел четко направленное военное предназначение, то он мог занимать должности младшего командного состава - сержантов, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, или поступать в высшие военные учебные заведения, с учетом баллов. Таким образом, сформировывался государственный заказ Вооруженных Сил СССР [5].
Контингент преподавателей и офицеров-воспитателей был специально подобранным и отвечал высоким требованиям (способность и желание работать с детьми, знание иностранного языка, обязательное наличие высшего образования и т.п., а также наличие собственной благополучной семьи и любви к детям). Педагоги периодически усовершенствовали свои в специальных институтах.
Описанная система обучения и воспитания дала наиболее высокие результаты по воспитанию граждан России для страны и армии: огромное количество выдающихся генералов, офицеров, государственных чиновников, ученых и т.д.
В России, начиная с 1993 г. стала формироваться система кадетских корпусов на базе школ-интернатов, общегражданской образовательной и патриотической воспитательной направленности. Строгий отбор в корпуса не производится, специальная подготовка преподавателей и воспитателей не ведется, а качество образования и воспитания учащихся прямо зависит от директоров этих учреждений и их требований. Сюда могут поступать дети разных способностей, вне зависимости от сословия родителей. По окончании этих учреждений, выпускникам выдается аттестат о получении обычного общего среднего образования.
Многочисленное и самодеятельное появление сегодня множества кадетских классов вызывает, с одной стороны, общественную симпатию к кадетскому образованию, а с другой -нивелирует всю систему кадетского образования. А само предназначение кадетов носит хоть и патриотический, но все же декоративный характер.
Сегодня в Российской Федерации у государства и общества существует потребность в кадетском образовании как системе начальной профессиональной подготовки национальных кадров в государственной гражданской и военной службе, при этом ее правовые и организационные основы отсутствуют [6].
Тем не менее, сегодня резко возросла популярность и спрос на учреждения данного типа, т.к. они способны дать своим воспитанникам не только полное среднее образование, но и привить им чувство патриотизма, коллективизма и дружбы, ещё и уберечь детей от соблазнов улицы. Первоначальное предназначение кадетских корпусов Российской Федерации было в коррекции поведения своих воспитанников, и не были призваны готовить учащихся к профессиональной государственной гражданской службе.
В то же время, потребность в государственных служащих гражданской службы настолько велика, что кадетские школы могут и должны стать отправной точкой начальной профессиональной подготовки.
Перед кадетскими корпусами, кадетскими школами-интернатами и другими современными учреждениями кадетского образования стоит основная социальная задача, где недостаточным для современных условий является тот факт, что вкладываемые государством огромные средства не окупаются, так как в основе воспитания и образования лежит только корректировка поведения своих воспитанников. Анализируя всю историю военного образования в России, можно сделать вывод, что при подготовке государственных профессиональных военных служащих и воспитания воинской элиты в системе кадетских корпусов, государство одерживало больше военных побед. Это связано с военными талантами кадет-полководцев (П.А. Румянцева, М.И. Кутузова, А.А. Брусилова, И.С. Дорохова, Л.Г. Корнилова, А.М. Каледина, П.Н. Нестерова; кадет-адмиралов: Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, А.В. Колчака и тысячами других генералов и офицеров России), и с анализом войн XX в. и последнего времени, в победоносности которых огромную роль сыграли выпускники кадетских корпусов и суворовских военных училищ.
Сегодня существует немало военных учебных заведений (военный училища и институты, военные академии), дающие своим выпускникам среднее военное образование и высшее профессиональное военное образование.
В то же время в системе профессионального военного образования нет его начального компонента, в отличие от остальных систем профессионального образования в России. Именно суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации, руководствующиеся в своей образовательной деятельности собственным государственным образовательным стандартом, могут занять эту нишу.
К настоящему времени в суворовских военных училищах выпускники получают аттестаты зрелости, где вообще не указывается их военная подготовка. Государственное распределение стало необязательным. Военная подготовка практически свернута, что ведет к нехватке профессионально подготовленного молодого поколения суворовцев в вооруженные силы для пополнения офицерского корпуса.
Таким образом, сегодня сам замысел, философия, предназначение и организация кадетских школ и школ-интернатов находятся под угрозой и требуют изменений, способных оздоровить систему профессионального военно-патриотического воспитания в России, вырастить новое поколение граждан и военнослужащих, готовых к обороне Родины, ее защите на всех рубежах, образованию военной элиты, возглавляющей вооруженные силы современной России, составляющей ее славу и гордость.
Ссылки:
1. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в // Советская педагогика. 1944. № 1.
2. Редигер А.Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1900.
3. Грабарь В.К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. СПб., 2009.
4. Антонов А.П. Первый кадетский корпус: Краткие исторические сведения. СПб., 1906.
5. Филиппов Э.П. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997.
6. Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах. М., 2003.