УДК 343.102"19" DOI: 10.24420/KUI.2018.77.53.002
А.И. Музеев
основные этапы организационно-структурного обеспечения опЕРАтивно-розыскной деятельности органов внутренних ДЕЛ по борьбе с бандитизмом (1918-1991 гг.)
basic steps of organizational and structural assurance of investigative activity of police on fight against banditry (1918-1991)
введение: в целях объективности исследования предпосылок современного организационно-структурного построения специализированных подразделений органов внутренних дел (ОВД) России, осуществляющих борьбу с бандитизмом, проведен краткий ретроспективный анализ их создания, становления и развития, а также изменения, развития и конкретизации их функций в советский период существования нашей страны. На актуальное организационно-структурное построение подразделений по борьбе с организованной преступностью оказала влияние предшествующая история развития подразделений органов внутренних дел, в компетенцию которых входило указанное направление работы.
Материалы и методы: результаты исследования базируются на изучении ведомственных нормативных правовых актов органов внутренних дел, изданных в период с 1918 по 1991 годы, архивных документов, касающихся структуры подразделений и служб ОВД, в чьи функции входила борьба с бандитизмом.
В ходе исследования применялись диалектический, сравнительно-исторический и формально-юридический методы.
Результаты исследования: на различных этапах развития страны в условиях осложнения оперативной обстановки, связанной с деятельностью банд, целью организационно-структурного обеспечения борьбы с ними со стороны органов внутренних дел являлось создание специализированных подразделений. Их деятельность обеспечивала противодействие организованным преступным структурам бандитской направленности и контроль над ними в республиках, краях и областях страны.
обсуждение и заключения: оптимизация организационно-структурного обеспечения должна учитывать местные условия и особенности субъекта Российской Федерации, характер бандитских проявлений. В связи с этим структура подразделений по борьбе с бандитизмом и их штатная численность должны разрабатываться с учетом оперативной обстановки, применительно к территориальным особенностям.
Ключевые слова: организация оперативно-розыскной деятельности, борьба с бандитизмом, структура оперативных подразделений, организационно-структурное обеспечение ОРД
Для цитирования: Музеев А.И. Основные этапы организационно-структурного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом (1918-1991 гг.) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, N° 3. С. 314-320. DOI: 10.24420/ KUI.2018.77.53.002
Introduction: for the purpose of objective investigation of origins of modern organizational and structural construction of specialized units within the police of Russia, engaged in the fight against banditry, the author made a brief analysis of the specialized units creation, formation and development, as well as changes, development and specification of their functions in the Soviet period of our country. The previous history of the development of the units of police, whose fields of competence included the mentioned work area, influenced the actual organizational and structural state of the units to combat organized crime.
Materials and Methods: the results of the research are based on the study of departmental acts of the internal affairs agency, published from 1918 to 1991, archival documents relating to the structure of departments and services of the police, whose functions included the fight against banditry.
Dialectical, comparative and historical, formal and legal methods were used in the study.
Results: organizational and structural support of the fight against crime of the internal affairs bodies was focused on the creation of specialized units at various stages of the development of the country in the context
of the complication of the operational situation associated with the activities of gangs. Their activities resisted organized crime and kept control of criminal syndicates in the republics and regions of the country.
Discussion and Conclusions: optimization of organizational and structural support should include the local conditions and characteristics of the subject of the Russian Federation, the nature of gang manifestations. In this regard, the structure of anti-banditry units and their staff should be developed taking into account the scene in relation to the territorial characteristics.
Key words: organization of operational-investigative activities, counteraction to banditry, the structure of operational units, organizational and structural support of operational-investigative activities
For citation: Muzeev A.I. Basic steps of organizational and structural assurance of investigative activity of police on fight against banditry (1918-1991) // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. V. 9, N 3. P. 314-320. DOI: 10.24420/KUI.2018.77.53.002
Введение
Текущий год богат на знаменательные даты, отражающие весомые вехи становления системы правоохранительных органов России, осуществляющих борьбу с преступностью. К ним, прежде всего, следует отнести 300-летие создания полиции России, отмечавшееся в июне 2018 года, 100-летие ведущего оперативного подразделения органов внутренних дел - уголовного розыска, образованного 5 октября 1918 года. К сожалению, из торжественных дат выпадает еще одна.
15 ноября 2018 года исполнилось бы 30 лет специализированным оперативным подразделениям ОВД по борьбе с организованной преступностью, упраздненным в сентябре 2008 года. Тогда в рамках выполнения основных положений, объявленных указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», был упразднен Департамент борьбы с организованной преступностью (БОП) и терроризмом МВД России1. В соответствии с указом в регионах были ликвидированы и территориальные подразделения, в структуре которых функционировали подразделения по борьбе с бандитизмом.
В большинстве аналитических материалов и научных публикаций о современной организованной преступности в России отмечается, что характерной ее чертой стало стирание граней между общеуголовной, экономической и коррупционной составляющей [1, с. 350-351; 2, с. 301, 312; 3, с. 53; 4, с. 6]. Это же нашло отражение и в ведомственных нормативных правовых актах МВД России2. Проведенное нами исследование также показало, что зачастую бандитские проявления организованных преступных структур выступали в качестве обеспечения их криминального бизнеса, а иногда и достижения политических целей [5, с. 93-94]. По мнению
специалистов, подразделения БОП, специально созданные для борьбы с наиболее высокоорганизованными формами преступного мира, показали свою способность к эффективной борьбе с организованными преступными структурами (ОПС). Для этих специализированных подразделений ОВД была характерна специфика оперативно-розыскной деятельности (ОРД), выражающаяся в глубоком анализе поступающей информации, особых приоритетах в агентурной работе. Данные подразделения отличало умение проводить оперативную разработку лидеров преступных организаций, коррупционеров высокого уровня, а также осуществлять силовое сопровождение операций по задержанию уголовных авторитетов [6, с. 147; 7, с. 44.]
Анализ общих положений теории оперативно-розыскной деятельности позволяет сделать вывод, что среди целей ее организации ключевое место занимает создание наиболее оптимальных условий функционирования оперативных подразделений для рациональной расстановки имеющихся сил и средств в решении задач борьбы с преступностью [8, с. 112]. В связи с этим одной из основных функций организации ОРД в сфере борьбы с бандитизмом является организационно-структурное обеспечение подразделений ОВД, в чьи полномочия входит борьба с данным криминальным явлением. Анализ нормативных правовых актов МВД России и специальной литературы показал, что вопросы оптимизации организационно-штатных структур подразделений по борьбе с организованной преступностью по-прежнему остаются весьма актуальными.
В целях объективности исследования предпосылок современного организационно-структурного построения специализированных подразделений, подвергшихся в последние годы существенной реорганизации, проведем краткий ретроспективный анализ их истории.
1 О мерах по реализации указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ»: приказ МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795 (ред. от 01.12.2011) // СТРАС «Юрист».
2 Об утверждении Концепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с организованной преступностью: приказ МВД России от 1 августа 2005 г № 625дсп // СТРАС «Юрист».
обзор литературы
Вопросам организационно-структурного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в разное время уделяли внимание в своих исследованиях различные авторы. Как одну из ключевых функций ОРД ОВД его выделяют в своих работах А.Г. Лекарь [8], Д.В. Гребельский [9], В.М. Атмажитов [10]. Особенностям структурного построения специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью посвящены исследования М.В. Климова [6] и А.Н. Елина [7]. Систематизация нормативных правовых актов, связанных с организацией построения в советский период подразделений органов внутренних дел, в том числе осуществляющих борьбу с бандитизмом, проведена Н.И. Владимирце-вым, А.И. Кокуриным, Н.В. Петровым [10; 11; 12]. Указанные работы и собственные исследования автора позволили исследовать генезис организационно-структурного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом в 1918-1991 гг.
Результаты исследования
С учетом повышенной общественной опасности бандитизма борьба с ним в советской России проводилась целенаправленно, на государственном уровне и была тесно связана с деятельностью специализированных подразделений органов внутренних дел.
Первым подразделением советской милиции, осуществлявшим борьбу с бандитизмом, стал уголовный розыск. В соответствии с Положением об организации отделов уголовного розыска, изданным НКВД РСФСР 5 октября 1918 г., аппараты уголовного розыска учреждались для охраны революционного порядка «путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом»1.
В начале 20-х годов прошлого столетия в составе уголовно-розыскных подразделений были созданы бригады оперативных сотрудников, специализирующихся на борьбе с определенными видами тяжких преступлений. С этого времени борьба с «уголовным» бандитизмом стала прерогативой образованных в системе уголовного розыска линейных формирований активного розыска2. Фактически функция борьбы с «политическим» бандитизмом возлагалась на восьмое отделение секретного отдела (СО) при Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК).
Согласно приказу по управлению делами (УД) ВЧК от 30 марта 1921 г. № 77 восьмое отделение
СО было передано в организуемое Управление войск ВЧК с подчинением этого отделения в оперативном порядке Секретно-оперативному управлению (СОУ) ВЧК. А уже 11 августа 1921 г. приказом по УД ВЧК № 183 был объявлен штат нового 18-го спецотделения (по борьбе с бандитизмом), которое вошло в особый отдел ВЧК [11, с. 9-11].
23 января 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение об упразднении ВЧК и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ) в составе НКВД РСФСР. Декрет «Об упразднении ВЧК и о правилах производства обысков, выемок и арестов» был принят 6 февраля 1922 г. Президиумом ВЦИК. На основании этого декрета ВЧК была реорганизована в ГПУ при НКВД РСФСР. Политбюро ЦК РКП(б) 9 февраля 1922 г. утвердило Положение о ГПУ, и в этот же день был выпущен приказ ВЧК № 64, объявивший об упразднении ВЧК [11, с. 11]. В результате прошедших преобразований в штате ГПУ с 1 декабря 1922 г. в СОУ образовано седьмое отделение (по борьбе с бандитизмом) [11, с. 12].
Согласно постановлению ЦИК СССР от 9 мая 1924 г. «О борьбе с бандитизмом» с этого времени руководство борьбы с бандитизмом возлагается на Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). Местные органы милиции и уголовного розыска в оперативном отношении подчинялись ОГПУ и его местным органам [11, с. 14].
Приказом административно-организационного управления ОГПУ от 1 декабря 1929 г. № 282 был введен новый штат центрального аппарата ОГПУ, в соответствии с которым в оперативный отдел была включена ударная группа по борьбе с бандитизмом, просуществовавшая до 10 июня 1931 г. С учетом новых задач, возложенных на особый отдел (ОО), с 1 июня 1931 г. была пересмотрена его структура (объявлена приказом ОГПУ № 308/183 от 10 июня 1931 г.).
До 1941 г. борьба с бандитизмом не выделялась в качестве самостоятельного направления в структурных подразделениях НКВД - эта функция выполнялась подразделениями уголовного розыска и ОО ГПУ. Приказом НКВД СССР № 00349 от 4 апреля 1941 г. были организованы отдел по борьбе с бандитизмом (ОББ) ГУМ НКВД СССР и отделы (отделения) по борьбе с бандитизмом управлений милиции НКВД-УНКВД республик, краев и областей.
Начало боевых действий на территории СССР оказало влияние на дальнейшее реформирование ОББ [13, с. 134-178]. «Подрывная деятельность антисоветских элементов значительно усиливалась с
1 Вестник НКВД. 1918. № 24. С. 9.
2 Милиция России: документы и материалы, 1917-1999: сборник. Саратов: СЮИ МВД России, 2001. Т. 1 (1917-1934). С. 33-35; Декреты Советской власти. Т. 4. (10 ноября 1918 г. - 31 марта 1919 г.). М.: Политиздат, 1968. С. 400-402.
продвижением немецких войск в глубь страны. К октябрю 1941 г. в ряде тыловых районов Советского Союза возникло большое количество бандитских групп. Существовавшие при органах милиции отделы-отделения по борьбе с бандитизмом не обеспечивали успешную ликвидацию действующих банд и предупреждение возникновения новых»1.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что 30 сентября 1941 г. НКВД СССР был издан приказ за № 001414 об организации в органах НКВД отделов и отделений по борьбе с бандитизмом. Согласно этому приказу в составе НКВД Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Узбекской, Казахской, Таджикской, Туркменской, Киргизской ССР, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР, в составе Управлений НКВД Ставропольского, Краснодарского, Хабаровского, Приморского краев и Сталинградской области были созданы Отделы по борьбе с бандитизмом со штатом от 14 до 67 чел. В составе НКВД Украинской и Карело-Финской ССР, Северо-Осетинской, Абхазской, Аджарской, Бурят-Монгольской, Кабардино-Балкарской и Калмыцкой АССР, Управлений НКВД Красноярского и Алтайского краев, Ростовской, Тамбовской, Новосибирской, Омской и Читинской областей были созданы отделения по борьбе с бандитизмом со штатом от 7 до 20 чел. При НКВД СССР был организован Отдел по борьбе с бандитизмом со штатом 22 человека.
Приказами НКВД/НКГБ СССР от 9 октября 1944 г. № 001240/00380 и от 12 октября 1944 г. № 001258/00389 ОББ НКВД Украинской ССР и ОББ НКВД Белорусской ССР были реорганизованы в Управления по борьбе с бандитизмом, а приказом НКВД СССР № 001447 от 1 декабря 1944 г. ОББ НКВД СССР был реорганизован в Главное управление НКВД СССР по борьбе с бандитизмом (ГУББ) с включением в его состав Штаба истребительных батальонов НКВД СССР. Этим же приказом была утверждена структура ГУББ НКВД СССР - самого крупного за все время существования органов внутренних дел специализированного подразделения по борьбе с бандитизмом, просуществовавшего до 4 февраля 1950 г., когда приказом МВД СССР «Об усилении работы по розыску бежавших из мест заключения и спецпоселенцев-выселенцев, бежавших с мест обязательного поселения» ГУББ МВД СССР было реорганизовано в Главное управление МВД СССР по оперативному розыску (борьба с бандитизмом) (ГУОР МВД СССР). Во исполнение постановле-
ния Совмина СССР от 14 июля 1950 г. № 3077-1286сс совместным приказом МВД/МГБ СССР от 21 июля 1950 г. № 00464/00392 ГУББ (ГУОР) было передано из ведения МВД в ведение МГБ СССР.
Уголовная политика, проводимая с начала 50-х годов, сформировала в обществе мнение, что с профессиональной преступностью и бандитизмом в СССР было покончено. Такое идеологическое давление привело к тому, что в последующие десятилетия статья «бандитизм» в судебной практике практически не применялась. В это же время ликвидированы специализированные подразделения по борьбе с бандитизмом, в которых была налажена система мер по его выявлению, пресечению и раскрытию. Существование в стране бандитизма как социального явления отрицалось на государственном уровне. В 60-80-е гг. прошлого века в СССР официально регистрируются единичные факты бандитизма.
Вместе с тем к середине 80-х годов сложились социальные и экономические предпосылки активизации организованных преступных структур бандитской направленности, что повлекло принятие организационных мер, в числе которых образование подразделений уголовного розыска по борьбе с групповой преступностью. Возрождение специализации по борьбе с бандитизмом тесным образом связано с развитием в системе МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью (ПБОП).
С 1985 года в МВД республик, УВД краев и областей начали создаваться немногочисленные отделы (отделения) по борьбе с организованными проявлениями групповой преступности, структурно подчиненные подразделениям уголовного розыска (УР)2. Работа в этом направлении шла медленно, поскольку такие подразделения создавались за счет перераспределения штатов подразделений УР. Всего к концу 1988 года в системе МВД СССР функционировали лишь 16 специализированных отделов, 6 отделений и 20 групп в МВД союзных республик и УВД ряда областей [6, с. 132].
Ситуация с организованной преступностью в стране требовала адекватной реакции государства - на основании приказа МВД СССР от 15 ноября 1988 г. «О мерах по усилению борьбы с организованной преступностью» в центральном аппарате министерства было создано Управление по борьбе с организованной преступностью (шестое управление), а в МВД, УВД - отделы (отделения). Вскоре в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 86-26 от 20 января 1989 г. на основании приказа МВД СССР были приняты дополнитель-
1 Из доклада начальника ОББ НКВД СССР A.M. Леонтьева о результатах борьбы с бандитизмом, дезертирством и уклонением от службы в Красной Армии за три года Отечественной войны (с 1.07.41 по 1.07.44). [12, с. 504].
2 Об объявлении решения коллегии МВД СССР от 30 сентября 1985 г «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности»: приказ МВД СССР № 0033-1985 г. (архив Академии управления МВД России).
ные меры по увеличению штатной численности вновь созданных подразделений.
С момента создания и существования подразделений по борьбе с организованной преступностью Министерством внутренних дел проводилась последовательная работа по уточнению в нормативных актах задач и функций данных подразделений. Решение поставленных задач (в соответствии с Временным положением о шестом управлении МВД СССР, введенным приказом МВД СССР) шестое управление должно было обеспечить путем выполнения следующих функций: раскрытия отдельных наиболее опасных преступлений, совершенных вооруженными организованными преступными структурами (ОПС) с признаками коррумпированных связей; взаимодействия с другими оперативно-розыскными аппаратами системы МВД; создания автоматизированной системы учета в интересах борьбы с организованной преступностью в социалистических и других странах.
С созданием в конце 1989 года Министерства внутренних дел РСФСР был предпринят ряд управленческих решений по совершенствованию организационных структур по борьбе с организованной преступностью1. Немногочисленные шестые отделы (отделения) уже в начале 1990 года стали преобразовываться в структуре МВД, УВД в оперативно-розыскные бюро (ОРБ) с увеличением штатной численности до нескольких десятков оперативных работников. Появились резонансные дела по организованным криминальным структурам. В это же время в связи с дестабилизацией политической, экономической и социальной жизни криминальные проявления организованной преступной деятельности, особенно ее вооруженные формы, в стране становились все более ощутимыми. Потребовалась более четкая ориентация вновь созданных специализированных подразделений на выявление и разобщение преступных групп (в том числе бандитской направленности), имеющих коррумпированные и межрегиональные связи.
В 1990 году проведена очередная реорганизация подразделений по организованной преступности: подразделения на местах, входящие в структуру МВД, УВД субъектов федерации, были объединены с учетом экономических регионов в группы, которым под методическим руководством и с помощью региональных управлений (РУОП) предстояло решать проблемы борьбы с организованными преступными структурами межрегионального значения2.
В дальнейшем стали еще более отчетливо вырисовываться контуры специализированных подраз-
делений по борьбе с организованной преступностью - приказом МВД РСФСР от 9 апреля 1991 г. «Об организации деятельности оперативно-розыскных бюро органов внутренних дел РСФСР» утверждена оргштатная структура, единое положение об ОРБ МВД, УВД России. В данном положении были обозначены направления деятельности подразделений, входящих в состав ОРБ. Была разработана и направлена на места Концепция борьбы с организованной преступностью.
Исследуя задачи и функции ПБОП в ретроспективе их развития и изменения, Н.П. Водько отмечал, что за годы их существования «задачи и функции таких подразделений подвергались нормативной регламентации не менее 10 раз, они неоднократно уточнялись, многие повторялись из приказа в приказ, декларировались новые, дополнительные. Надо признать, что такая высокая нормотворческая активность в определенной мере объясняется быстрыми темпами происходивших тогда социально-политических изменений в стране, реформированием МВД СССР и МВД России, а также интенсивностью поиска оптимального регулирования борьбы с организованной преступностью» [14, с. 53].
Таким образом, была выстроена трехуровневая система организации ОРД по борьбе с бандитизмом:
- на федеральном уровне - в ГУОП МВД России;
- на межрегиональном уровне - в РУОП МВД России;
- на региональном уровне в субъектах РФ -У(О)ОП при МВД, УвД по субъектам РФ.
обсуждение и заключения
Приведенный ретроспективный анализ создания, становления и развития подразделений по борьбе с бандитизмом, организационного построения и конкретизации их функций позволяет сделать вывод, что:
1) на различных этапах развития страны в условиях осложнения оперативной обстановки, связанной с деятельностью банд, организационно-структурное обеспечение борьбы с ними в ОВД было ориентировано на создание специализированных подразделений (ОББ, ГУББ, ПБОП);
2) деятельность специализированных подразделений ОВД по борьбе с бандитизмом стала реальным фактором в сдерживании и контроле над ОПС бандитской направленности в республиках, краях и областях страны;
3) к концу XX столетия:
- определились конкретные направления деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью по решению соответствующих задач, среди которых была и борьба с бандитизмом;
1 Во многом это было обусловлено принятием постановления Съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 г. «Об усилении борьбы с организованной преступностью».
2 О создании межрегиональных управлений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью: приказ МВД СССР от 28 июля 1990 г. № 047 (архив Академии управления МВД России).
- осуществляемые функции ГУБОП и его территориальных подразделений в основном выражались в конкретной, целенаправленной, концентрированной форме;
- структура ПБОП, имевшая трехуровневую систему (на федеральном, межрегиональном и региональном уровне), приобрела ярко выраженный функциональный характер.
Дальнейшее реформирование ОВД, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обострило проблемы организационно-структурного обеспечения ОРД по борьбе с бандитизмом. Анализ принятых в соответствии с указанным законом подзаконных нормативных правовых актов по вопросам организационно-структурного построения ОВД показал, что в настоящее время сохранилась существующая тенденция, при которой в структуре территориальных органов Министерства внутренних Российской Федерации специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью не выделяются.
Резюмируя, отметим, что оптимизация организационно-структурного обеспечения должна учи-
тывать местные условия и особенности того или иного субъекта РФ, характер бандитских проявлений. В связи с этим структура подразделений по борьбе с бандитизмом и их штатная численность должны разрабатываться и утверждаться применительно к местным особенностям субъекта РФ, на территории которого они дислоцируются.
Следует также сделать вывод, что с учетом динамично изменяющейся оперативной обстановки в стране и субъектах РФ, меняющегося характера проявлений организованной преступности необходимо вести постоянный поиск оптимального организационно-структурного построения ПБОП на различных территориальных уровнях. Гибкость структуры, по нашему мнению, необходимо обеспечить как за счет научно обоснованных рекомендаций, так и путем наделения руководителя территориального органа МВД России на окружном и региональном уровнях правами совершенствовать внутреннюю организационную структуру в пределах лимита штатной численности для рационального решения поставленных задач и возложенных функций по борьбе с организованной преступностью.
список литературы
1. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 572 с.
2. Мухин А.А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. М.: ЦПИ, 2003. 384 с.
3. Репецкая А.Л. Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия // Сборник научных трудов под ред. д. ю. н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции «Сателлит», 2005. С. 48-61.
4. Шульга В.И. Системный подход к оценке организованной преступности в России // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. Сборник статей. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 5-10.
5. Музеев А.И. Организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 475 с.
6. Климов М.В. Организация оперативно-розыскной деятельности подразделений БОП МВД России в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 337 с.
7. Елин А.Н. Место и роль специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе правоохранительных органов: российский опыт // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 2.
8. Лекарь А.Г. Предотвращение преступлений органами охраны общественного порядка (исследование правовых, организационных и тактических основ деятельности органов охраны общественного порядка по предотвращение преступлений): дис. ... докт. юрид. наук.. М.: ВШ МООП СССР, 1967. 355 с.
9. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. С. 38.
10. Атмажитов В.М. О направлении развития теории оперативно-розыскной деятельности //Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сб. статей. М.: Издательский дом «Инфра-М», 2017. С. 107-129.
11. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991: справочник / авт.-сост.: А.И. Кокурин, Н.В. Петров; под. ред. акад. А.Н. Яковлева. М., 2003. 768 с.
12. НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956): сборник документов / сост. Н.И. Влади-мирцев, А.И. Кокурин. М.: Объединенная редакция МВД России, 2008. 640 с.
13. Гусак В.А. Борьба с преступностью в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.: дис. ... канд. юрид. М.: Академия МВД СССР, 1991. 192 с.
14. Водько Н.П. Структурно-функциональное обеспечение деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью. M.: МИ МВД России, 1999. 113 с.
references
1. Dolgova A.I. Prestupnost', ee organizovannost' i kriminal'noe obshchestvo. M.: Rossijskaya kriminologich-eskaya associaciya, 2003. 572 s.
2. Muhin A.A. Rossijskaya organizovannaya prestupnost' i vlast'. Istoriya vzaimootnoshenij. M.: CPI, 2003. 384 s.
3. Repeckaya A.L. Sovremennye raznovidnosti rossijskoj i mirovoj prestupnosti: sostoyanie, tendencii, voz-mozhnosti i perspektivy protivodejstviya // Sbornik nauchnyh trudov pod red. d. yu. n., prof. N.A. Lopashenko. Saratov: Saratovskij Centr po issledovaniyu problem organizovannoj prestupnosti i korrupcii «Satellit», 2005. S. 48-61.
4. SHul'ga V.I. Sistemnyj podhod k ocenke organizovannoj prestupnosti v Rossii // Problemy prestupnosti: tradi-cionnye i netradicionnye podhody. Sbornik statej. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya, 2003. S. 5-10.
5. Muzeev A.I. Organizaciya operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del po bor'be s banditiz-mom: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011. 475 s.
6. Klimov M.V. Organizaciya operativno-rozysknoj deyatel'nosti podrazdelenij BOP MVD Rossii v sub"ektah Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001. 337 s.
7. Elin A.N. Mesto i rol' specializirovannyh podrazdelenij po bor'be s organizovannoj prestupnost'yu v sisteme pravoohranitel'nyh organov: rossijskij opyt // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2007. № 2.
8. Lekar' A.G. Predotvrashchenie prestuplenij organami ohrany obshchestvennogo poryadka (issledovanie pravo-vyh, organizacionnyh i takticheskih osnov deyatel'nosti organov ohrany obshchestvennogo poryadka po predotvrashchenie prestuplenij): dis. ... dokt. yurid. nauk.. M.: VSH MOOP SSSR, 1967. 355 s.
9. Grebel'skij D.V. Teoreticheskie osnovy i organizacionno-pravovye problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. M., 1977. S. 38.
10. Atmazhitov V.M. O napravlenii razvitiya teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti //Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknoj deyatel'nosti: sb. statej. M.: Izdatel'skij dom «Infra-M», 2017. S. 107-129.
11. Lubyanka: Organy VCHK-OGPU-NKVD-NKGB-MGB-MVD-KGB. 1917-1991: spravochnik / avt.-sost.: A.I. Kokurin, N.V. Petrov; pod. red. akad. A.N. YAkovleva. M., 2003. 768 s.
12. NKVD-MVD SSSR v bor'be s banditizmom i vooruzhennym nacionalisticheskim podpol'em na Zapadnoj Ukraine, v Zapadnoj Belorussii i Pribaltike (1939-1956): sbornik dokumentov / sost. N.I. Vladimircev, A.I. Kokurin. M.: Ob"edinennaya redakciya MVD Rossii, 2008. 640 s.
13. Gusak V.A. Bor'ba s prestupnost'yu v SSSR nakanune i v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: dis. ... kand. yurid. M.: Akademiya MVD SSSR, 1991. 192 s.
14. Vod'ko N.P. Strukturno-funkcional'noe obespechenie deyatel'nosti podrazdelenij po bor'be s organizovannoj prestupnost'yu. M.: MI MVD Rossii, 1999. 113 s.
об авторе: Музеев Айдар Иршатович, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Музеев А.И., 2018
Статья получена: 30.05.2018. Статья принята к публикации: 19.09.2018. Статья опубликована онлайн: 26.09.2018.
About the author: Muzeev Aidar I., Candidate of Law Sciences (Research Doctorate), Associate Professor of the Department of Investigative Activity of the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.