Научная статья на тему 'Основные этапы формирования рациональной производственной программы предприятия'

Основные этапы формирования рациональной производственной программы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СБЫТ / ДОЛЯ И ЕМКОСТЬ РЫНКА / PRODUCTION PROGRAM / CAPACITY / PLANNING / SELLING / A SHARE AND A MARKET CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлынин Эдуард Валентинович

Рассмотрен современный подход формирования рациональной производственной программы предприятия, основанный на изучении рынков сбыта продукции и его конкурентов, а также исследовании производственной мощности предприятия. Предложена методика планирования объемов выпуска продукции, обеспечивающего повышение эффективности осуществляемой хозяйственной деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC STAGES OF FORMATION OF THE RATIONAL PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISE

The modern approach of formation of the rational production program of the enterprise, based on studying of commodity markets of production and his competitors, and also research of capacity of the enterprise is considered. The technique of planning of volumes of the output providing increase of efficiency of carried out economic activities of the enterprise is offered.

Текст научной работы на тему «Основные этапы формирования рациональной производственной программы предприятия»

УДК 338.24

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Э.В. Хлынин

Рассмотрен современный подход формирования рациональной производственной программы предприятия, основанный на изучении рынков сбыта продукции и его конкурентов, а также исследовании производственной мощности предприятия. Предложена методика планирования объемов выпуска продукции, обеспечивающего повышение эффективности осуществляемой хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: производственная программа, производственная мощность, планирование, сбыт, доля и емкость рынка.

Одной из важнейших задач планирования производства является формирование производственной программы предприятия. Планирование производственной программы предприятия предусматривает определение ассортимента и объема продукции, которая должна быть произведена. В рамках планирования производственной программы также устанавливается качество продукции. Задачей планирования качества является выяснение, позволят ли имеющиеся факторы производства (экономические ресурсы) обеспечить изготовление продукции с требуемым качеством. Если это невозможно, то необходимо либо закупить недостающие экономические ресурсы, либо изменить свойства выпускаемой продукции. Задачей планирования ассортимента является обеспечение компромиссов между сбытом, который заинтересован в изготовлении по возможности широкого ассортимента, и производством, которое не заинтересовано в широком ассортименте, так как он требует специального оборудования, частой его переналадки, что ведет к росту затрат. Компромиссом является упрощение ассортимента с помощью агрегирования, так как при известной степени многообразия унифицируются многочисленные компоненты типов изделий. Выходом также является и уменьшение собственной доли в стоимости конечного продукта.

Задачами планирования объема выпуска является согласование объема производства и объема сбыта продукции. Сложность планирования объема производства в значительной степени зависит от того, идет ли речь о предприятии, выпускающем один вид продукции или несколько.

При первом варианте объем выпускаемой продукции должен приспосабливаться к сбыту. Необходим лишь страховой запас готовой продукции на случай остановки производства.

При втором варианте согласование объема производства и сбыта необходимо учитывать, что отдельные изделия могут выпускаться различными партиями, почти все оборудование может быть задействовано на из-

готовление всех видов продукции, могут быть значительными различия во времени изготовления разных видов изделий на различном оборудовании. Это значительно усложняет реализацию согласования производства и спроса. Если предприятие в такой ситуации стремится получить максимальную прибыль, то оно должно выпускать больше таких видов продукции, которые:

- загружают меньшее количество различного оборудования;

- требуют меньшего времени обработки;

- приносят большую прибыль на одно изделие.

В каждом конкретном случае формирование производственной программы предприятия индивидуально, так как зачастую продукция, приносящая максимальную прибыль, требует более интенсивного использования оборудования. Однако, в любом случае, в условиях рыночной экономики план производства предприятия должен быть ориентирован на рынок, то есть учитывать спрос на продукцию.

Для любого коммерческого предприятия основной цель деятельности является получение прибыли в процессе удовлетворения потребностей населения в своей продукции. При этом для успешного проведения производственной деятельности предприятие должно ориентироваться на рынки сбыта и учитывать спрос на свою продукцию. При этом обязательно необходимо учитывать особенности выпускаемой продукции. Например, предприятия, функционирующие на рынке товаров пищевой промышленности, должны предусматривать тот факт, что выпускаемая продукция относится к скоропортящимся товарам, поэтому создание страхового запаса готовой продукции на случай остановки производства не предусматривается. Более того, несвоевременная отгрузка может привести к порче готовой продукции и появлению производственных потерь. Большие различия в технологии изготовления отдельных ассортиментных групп приводит к необходимости создания отдельных самостоятельных и обособленных цехов и участков по выпуску продукции. Это приводит к тому, что производственные факторы, такие как загруженность различного оборудования и время производства, в меньшей степени влияют на формирование производственной программы, уступая свой приоритет рыночному фактору [1].

Учитывая все это, можно предложить следующие четыре основные этапа формирования рациональной производственной программы предприятия:

1.Изучение рынка сбыта продукции предприятия и его конкурентов;

2. Исследование производственной мощности предприятия;

3.Разработка и реализация критерия рациональности производственной программы предприятия;

4.Оценка улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия в результате формирования рациональной производственной программы.

Первый этап формирования производственной программы предусматривает изучение рынка сбыта продукции предприятия и его конкурентов. Комплексное исследование рынка предусматривает изучение конъюнктуры товарного рынка, включающее определение емкости товарного рынка, доли рынка сбыта предприятия по каждой ассортиментной группе в процентах и натуральном выражении, а также позволяющее выявить зависимость доли товарного рынка, принадлежащего предприятию, от цены реализации выпускаемой продукции.

Емкость рынка характеризуется объемом реализованных на нем товаров обычно в течение года в натуральном выражении или в стоимостном выражении, то есть, в конечном счете, - объемом потребления товаров. Емкость рынка тесно связана со спросом. Чем больше спрос на данный товар, тем больше емкость рынка и, наоборот, чем меньше спрос, тем меньше емкость рынка [2]. Принимая во внимание особенности производимой предприятием продукции, емкость рынка в натуральном выражении можно определить исходя из среднегодовой численности населения, среднестатистической величины суточного потребления продукции на душу населения, количества календарных дней в году и поправочного коэффициента, учитывающего потребление продукции домашними животными, рабочим и продуктивным скотом:

_ Ен = Ч • П • Ткл • кж, _

где Ч - среднегодовая численность населения, тыс.чел.; П - среднестатистическая величина суточного потребления продукции на душу населения зависит от вида выпускаемой продукции; Ткл - количество календарных дней в году; к ж - поправочный коэффициент, учитывающий потребление продукции домашними животными, рабочим и продуктивным скотом.

Емкость рынка в стоимостном выражении определяется как произведение емкости рынка в натуральном выражении на рыночную цену продаж единицы товара:

Ес = Ен • Р Е = Е р пр ,

где р пр - рыночная цена продаж единицы товара, численно равная плановой цене реализации продукции по соответствующей ассортиментной группе.

Значения емкости рынка и объема реализации продукции по соответствующей ассортиментной позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию, по формулам:

ён =А_. 100% или ёс = ^ • 100%.

Ен Ес

Использование этих формул может привести к получению одного и того же результата, однако нередки ситуации, когда эти формулы дают различные значения. Это связано с тем, что предприятие, стремясь увеличить долю рынка сбыта своих товаров, реализует выпускаемую продукцию по ценам ниже рыночных.

Между долей рынка и ценой реализации продукции существует взаимосвязь, которая носит линейный характер, и определена на относительно небольшом интервале цен, так как при существенном отклонении цен на тот или иной вид продукции предприятия линейная зависимость обычно искажается. В общем виде, взаимосвязь между этими показателями можно представить следующими аналитическими зависимостями:

ё =

'н ёс - ён 1 ёс - ён

а---р

Р пр - Р

Б = — • Ен = 0,01 • Е 100

+--р р или

Р пр - Р

/ Л

ён -

ё ^н ^И ,Ы ёс - ён . ^н ёс - ён

• Р

+ 0,01 • Ен •--— • рр

Р пр - Р 1

Р пр - Р

где ё - доля рынка сбыта продукции предприятия в процентах, являющаяся функцией цены реализации; Б - доля рынка сбыта продукции предприятия в натуральном выражении, являющаяся функцией цены реализации; Р р - изменяющаяся цена реализации продукции предприятия, являющаяся

аргументом функции, описывающей долю рынка.

Изучение рынка сбыта продукции дает возможность определить верхнюю границу выпуска продукции по формуле:

Я пл * Б.

и рыночную цену по каждой ассортиментной группе, позволяющих предприятию обеспечить своевременную реализацию своей продукции, без ее залеживания на складах, а, следовательно, приведет к снижению убытков от порчи и потерь и повышению прибыли от реализации выпускаемой продукции.

Второй этап составления производственного плана предприятия предусматривает проведение исследований производственной мощности предприятия. Целью этого этапа является оценка производственного потенциала предприятия и решение вопроса о минимально возможном уровне производства, позволяющем наилучшим образом использовать находящиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы.

Производственная мощность характеризует максимальный объем продукции, которую может произвести предприятие, или отдельные его структурные подразделения (цеха, участки), или конкретная группа оборудования за определенный период времени. Следовательно, это предельный

результирующий показатель функционирования предприятия (цеха, участка, оборудования), поэтому он непосредственно характеризует производственный потенциал предприятия (цеха, участка, оборудования).

Если продукция пользуется спросом и имеет большую емкость рынка, то ограничителем ее объема выпуска и реализации может стать производственная мощность производителя [3].

Производственная мощность имущества предприятия - это максимально возможный выпуск продукции определенной номенклатуры за планируемый период времени при наилучшем использовании всех имеющихся на предприятии ресурсов.

Среди компонентов имущества наибольшую роль в формировании производственной мощности играет движимое имущество: машины, оборудование, приборы и различные установки. Производственная мощность в первую очередь зависит от производительности и работоспособности этих объектов. Недвижимое имущество также оказывает влияние на производственную мощность с точки зрения достаточности площадей для нормального расположения машин и оборудования и создания благоприятного микроклимата и безопасных условий труда.

Производственная мощность совокупного имущественного комплекса предприятия зависит от многих факторов, среди которых главными являются производительность оборудования, четкая организация труда и производства, соответствие между технологическими возможностями парка оборудования и характером производимой продукции, эффективная работа системы управления и др. В связи с этим изменения в ассортименте, освоение новой продукции, как правило, приводят к изменению производственной мощности.

Производственная мощность может оцениваться как по отдельным видам и ассортиментным группам продукции, так и в целом по всей номенклатуре. Однако большее значение для планирования производства имеет оценка мощности по ассортиментным группам продукции, выпускаемой предприятием.

Мощность по ассортиментным группам продукции может измеряться в натуральных, условно-натуральных и денежных единицах. Мощность по всей продукции измеряется в денежных единицах и представляет собой максимально возможную выручку (валовой доход) в условиях рационального режима работы с учетом применения современных технологий и нормальной организации производства и управления.

В однономенклатурном производстве имеет смысл оценивать производственную мощность в натуральных единицах (штуках, комплектах, тоннах и т.д.).

Если производство многономенклатурное, а изделия технологически однородные, то производственную мощность выражают в условно-натуральных измерителях, то есть в количестве производимых изделий-представителей (или приведенных изделий).

Стоимостная оценка производственной мощности применяется в крайних случаях при очень разнородной продукции, выпускаемой предприятием. Денежное выражение производственной мощности имеет тот недостаток, что в сильной степени зависит от динамики цен на выпускаемую продукцию. Поэтому для мощности, выраженной в рублях, нужно оговаривать момент времени, на который она определена, а сравнения выполнять в постоянных ценах.

Производственная мощность имущества предприятия, отдельных его цехов и участков зависит, с одной стороны, от состава, объемности и производительности имеющегося оборудования, с другой стороны, от технологической сложности и трудоемкости производимых изделий.

В условиях рыночной экономики предприятию необходимо иметь стратегический резерв по мощности. Этот резерв включает в себя те мощности, которые можно использовать для реализации стратегических планов по изменению ассортимента, внедрению новых технологий и других инноваций, для осуществления некоторого маневра в ходе реконструкции и технического перевооружения. В стратегическом резерве может быть как действующее, так и временно законсервированное оборудование.

Размер стратегического резерва зависит от проводимой стратегии развития предприятия, он может колебаться от 3 до 10 % [4].

Режимная производственная мощность равна проектной мощности за вычетом стратегического резерва. Она определяется в первую очередь режимом функционирования имущественного комплекса (сменностью работы, продолжительностью рабочей смены, плановыми остановками на обслуживание, переналадку и ремонт, количеством нерабочих дней в плановом периоде).

Расчет режимной производственной мощности ведется по основному технологическому оборудованию, установленному на участках и принятому в эксплуатацию. Режимная производственная мощность операционного имущественного комплекса (цеха или участка) зависит от мощности первичных производственных ячеек, из которых этот комплекс состоит. Под первичной производственной ячейкой понимается группа однотипного оборудования, которая выполняет какую-либо операцию в производственном процессе. Режимная мощность такой производственной ячейки определяется в общем случае как отношение суммарного фонда рабочего времени единиц оборудования, входящих в данную группу, к норме времени изготовления или обработки одного изделия. Отсюда понятно, что результат расчета в значительной степени зависит от правильного выбора полезного фонда рабочего времени.

Планируемый объем выпуска продукции назначается в пределах оперативно используемой мощности. Оперативно используемая мощность равна режимной производственной мощности за вычетом планового (страхового) резерва. Плановый (страховой) резерв предназначен для того, что-

бы защититься от рисков, связанных с отказами оборудования и организационными сбоями в работе. При 100 %-й загрузке оборудования резко возрастают риски сбоев и отказов. Восстановление работоспособности оборудования и всей производственной системы после произошедшего отказа сопряжено с простоями оборудования и затратами средств. С ростом частоты отказов и сбоев снижается производительность оборудования, и возрастают эксплуатационные затраты. Практически плановый (страховой) резерв мощности назначается в виде планового допустимого коэффициента загрузки оборудования во времени. Для различных видов оборудования данный коэффициент загрузки лежит в пределах от 70 до 90 % [5].

Объем выпуска продукции, обеспечивающий минимально допустимое использование производственной мощности рассчитывается по формуле:

В = кИсп •М,

где к исп - планируемое значение коэффициента минимально допустимого использования производственной мощности по рассматриваемой ассортиментной группе; М - производственная мощность предприятия по рассматриваемой ассортиментной группе.

Применение этой формулы дает возможность определить нижнюю границу выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, который обеспечит наиболее полную загрузку производственного оборудования и более эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов.

Значения объема выпуска, обеспечивающего минимально допустимое использование производственной мощности, и производственной мощности предприятия по той или иной ассортиментной группе характеризуют соответственно нижнюю и верхнюю границы, в которых варьируется производственная программа предприятия по рассматриваемой продукции. Это условие формирования плана производства можно представить следующим выражением:

в < а пл * М .

План, предусматривающий выпуск продукции в объеме меньшем рассчитанного, приведет к тому, что предприятие будет располагать мощностями с низкой степенью использования, так как коэффициент использования производственной мощности будет меньше запланированного. Наоборот, формирование производственной программы выше уровня производственной мощности повлечет за собой увеличение риска отказов в работе оборудования предприятия, к росту эксплуатационных затрат и возникновением организационных сбоев. Таким образом, рациональное значение производственной программы с позиций производственного потенциала предприятия лежит в вышеприведенных границах.

Разработка и реализация критерия рациональности производственной программы предприятия является результатом проведения третьего

этапа формирования плана производства. Учитывая основную цель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно предположить, что критерий должен позволять достигать максимально возможного размера конечных финансовых результатов.

В условиях рыночной экономики любое предприятие должно стремится к осуществлению эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Существуют различные критерии определения экономической эффективности проводимых мероприятий и осуществляемых работ. Одним из самых надежных и часто используемых является оценка экономической эффективности через сравнение изменения прибыли предприятия до и после проведения мероприятия. Популярность использования прибыли в качестве критерия оценки экономической эффективности объясняется в первую очередь тем, что прибыль, как часть дохода предприятия, характеризует объем собственных средств, наращенных на вложенный капитал. Являясь основным собственным источником финансирования деятельности, любое предприятие заинтересовано в его увеличении. В этом кроется объяснение того, почему так часто добиваются максимизации прибыли.

Так как прибыль предприятия является одним из основных критериев эффективности осуществляемой хозяйственной деятельности, будем считать, что производственная программа сформирована рационально, если размер конечных финансовых результатов при этом достигает своего максимума. Критерий формирования рациональной производственной программы предприятия может быть представлен в виде:

Пр" =Е(Рпл - с)' Чпл ^ max •

Суммирование ведется по всем ассортиментным группам продукции, выпускаемой предприятием. В случае достаточно высокого уровня замкнутости, обособленности и самостоятельности производственных циклов изготовления продукции, что обеспечивает слабую зависимость объемов выпуска по различным ассортиментным группам между собой, каждая составляющая критерия формирования рациональной производственной программы вносит свой вклад в максимизацию прибыли предприятия. Планируя по каждой ассортиментной группе такой выпуск продукции, который позволяет достичь наибольшего размера прибыли, в результате получим максимальную общую величину конечного финансового результата.

Анализируя предложенный критерий формирования рациональной производственной программы, заметим, что планируемый объем выпуска продукции и цена ее реализации тесно связаны. Зависимость между ними характеризуется уравнением связи доли рынка и цены реализации, полученным по каждой ассортиментной группе в результате изучение рынка сбыта продукции предприятия. Каждое из этих уравнений, в общем виде, можно записать как:

Чпл = а0 - а1 • Р

пл •

Тогда плановая цена реализации определяется по формуле:

Р пл =

а1 а1

• а

пл

Подставляя полученное выражение в критерий формирования рациональной производственной программы предприятия, получим:

Пр" =Е

Г \

ао - с

V а1 У

• а

пл

1 2 — • а пл а1

^ тах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввод в критерий формирования рациональной производственной программы уравнения связи между долей рынка и ценой реализации позволяет обеспечить учет требований рынка сбыта продукции предприятия.

Каждая составляющая общей прибыли от реализации продукции пред-приятия (каждое слагаемое критерия рациональности) является функцией, носящей название параболы. Так как коэффициент при величине а 2л отрицательный, то ветви параболы опущены вниз. Это означает, что существует такой объем выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, при котором достигается максимум прибыли от реализации. Для его определения необходимо первую производную каждого слагаемого критерия рациональности производственной программы приравнять к нулю. Тогда получим:

ё

пл

ао а1

• а пл

1 2 — • а пл а1

а пл

а! 2

= 0

ао а1

ао а1

2

— а пл а1

■ о

Полученное соотношение позволяет определить рациональный план выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, приводящий к максимуму прибыли от ее реализации.

На критерий формирования рациональной производственной программы предприятия накладывается ограничение, связанное с соблюдением производственных возможностей предприятия. Это ограничение было получено в результате исследования производственной мощности предприятия:

в < а пл < М .

Таким образом, рациональный план выпуска продукции по каждой ассортиментной группе должен не только приводить к максимуму прибыли от ее реализации, но и находится в пределах значений, указанного выше ограничения. В случае выхода рационального плана выпуска продукции за эти пределы производственная программа принимается равной значению, соответствующему ближайшей границе.

Заключительным этапом формирования рационального плана производства является оценка улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Основными индикаторами рациональности разработанной производственной программы предприятия могут быть:

- увеличение прибыли от реализации и общей рентабельности продукции;

- рост товарной и реализованной продукции;

- уменьшение остатка готовой продукции на складах предприятия;

- снижение издержек производства и реализации продукции;

- увеличение коэффициента использования производственной мощности;

- увеличение рынков сбыта выпускаемой продукции;

- повышение платежеспособности и финансовой стабильности предприятия;

- ряд других экономическо-финансовых показателей, производных от вышеперечисленных.

Улучшение хотя бы одного из вышеперечисленных финансово -экономических показателей, без снижения оставшихся, свидетельствует о рациональности разработанной предприятием производственной программы. Особого внимания заслуживает ситуация когда значения одних показателей улучшаются, а других ухудшаются. При этом невозможно констатировать о разработке рационального плана производства. В такой ситуации необходимо пересмотреть критерий рациональности и попытаться переформировать производственную программу.

Список литературы

1. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой. 2001. 432 с.

2. Морозова Т.Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов. 1999. 318 с.

3. Юрьев В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий. 1998.

4. Хлынин Э.В. Критерии и факторы формирования рациональной производственной программы предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 2-1. С. 233-242.

5. Хлынин Э.В., Сорвина О.В. Организация эффективной снаб-женческо-сбытовой деятельности предприятия на основе построения логистической системы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С. 424-431.

Хлынин Эдуард Валентинович, д-р экон. наук, проф. Ик1упт@,уапёех.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE BASIC STAGES OF FORMATION OF THE RATIONAL PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISE

E.V. Khlynin

The modern approach of formation of the rational production program of the enterprise, based on studying of commodity markets of production and his competitors, and also research of capacity of the enterprise is considered. The technique of planning of volumes of the output providing increase of efficiency of carried out economic activities of the enterprise is offered.

Key words: production program, capacity, planning, selling, a share and a market

capacity.

Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 330.313

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ТРУДА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Г.Р. Папян

Рассмотрены основные подходы и методы обоснования необходимости обновления средств труда, эксплуатируемых на предприятии. Представлены методики и приведены аналитические соотношения, предназначенные для определения величины и сроков обновления средств труда. В зависимости от особенностей функционирования хозяйствующего субъекта рекомендовано использовать соответствующий подход для обоснования необходимости обновления средств труда.

Ключевые слова: средства труда, производительность, обновление, срок полезного использования, амортизация.

Определение обеспеченности предприятия средствами труда, выявление существующей потребности обновления машин и оборудования и обоснование целесообразности их замены является важной проблемой эффективного управления основными средствами. Анализ многочисленных источников позволяет констатировать о существовании достаточного количества подходов и методов решения этой проблемы. Главное отличие между различными методами обоснования целесообразности обновления средств труда заключается в принципах их построения и реализации.

В первую очередь, следует обратить внимание на использование в практике управления основными средствами предприятия эвристических, экспертных и аналитических методов обоснования целесообразности об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.