Д.В.Шамсутдинова, Р.И. Турханова
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ
В статье анализируется внутривузовские факторы профориентационной и профадаптационной деятельности. Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, трудоустройство, социальное партнерство. Shamsutdinova D.V., Turhanova R.I. Basic aspects of the collaboration between the instate of higher education and employer.
The article is about of the factors in the institute of higher education of the guidance and adaptation activity. Keywords: high education, labor market, placing in a job, social collaboration.
В настоящее время, финансируя высшие учебные заведения, государство вправе рассчитывать на то, что выпускник должен отрабатывать затраченные на его обучение средства. Таким образом, студент бюджетной формы обучения рассчитывает на свое трудоустройство согласно полученной специаль-ности. Студент, получающий образование на коммерческой основе, реализуя свое личное желание получить ту или иную специальность, должен позаботиться о своем трудоустройстве сам. Согласно проведенному исследованию, на факультете социально-куль-турной
деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств на вопрос «должно ли государство заниматься трудоустройством выпускников из 77 выпускников 2011 года 69 считают, что государство должно взять заботу об их трудоустройстве на себя. Поэтому одним из положительных показателей для
абитуриентов является трудоустройство ВУЗом своих выпускников, их востребованность на рынке труда.
На рынке труда наличие устойчивого спроса на выпускников вузов культуры и искусств положительный показатель, но он не стабилен по всем выпускаемым специальностям факультета. В настоящее время трудовой потенциал выпускников используется работодателем не только по профилю полученного образования, но и по смежным направлениям, подчас вовсе не соответствующим формально
зафиксированной в дипломе «профессии» молодого человека. К этому феномену можно относиться по-разному. Следует, однако, помнить, что главная функция высшей школы
имеет универсальный смысл и, в первую очередь, состоит в обеспечении воспроизводства достаточного количества граждан, обладающих высшим
профессиональным образованием и способных решать универсальные социальноэкономические задачи. Благодаря
полученному образованию молодые люди могут успешно адаптироваться к тем или иным видам профессиональной деятельности, продавать (обменивать) свой труд и, как следствие, финансово обеспечивать создание и существование собственной семьи, продвигаться по карьерной лестнице, полноценно участвовать в гражданской жизни.
Осознав всю глубину и масштабность данной проблемы, магистральной линией для нашего вуза стало формирование конструктивного равноправного партнерства работодателей с КГУКИ, что абсолютно рационально по ряду позиций. Практика подтверждает, что деятельность профессорско-преподавательского состава действительно оказывает решающее влияние не только на выбор выпускниками места работы после обучения, но и на формирование начальных этапов его карьеры.
Современные молодые люди - это уже не та группа людей, нуждающихся в помощи со стороны общества, родителей. Сегодняшние студенты вполне гармонично сочетают в ценностном ядре своей личности элементы рыночной культуры (стремление к успеху, деловую хватку, предприимчивость и др.) и, вновь приобретающие значимость, традиционные ценности (уважение к семье, своей стране, стремление делать добро, чувство долга и т.д.). Это говорит, о
нарастании степени адаптированности молодежи к существующим условиям жизнедеятельности.
Поэтому, «окончательный» выбор старшекурсником своего профессионального пути уже на завершающей фазе обучения в вузе, а также выбор выпускником того или иного предприятия, организации, конкретной
должности предопределяется сегодня, не только крайне значимым в рыночной экономике финансовым фактором, но и общественной престижностью избираемого вида деятельности, перспективами карьерного
роста, условиями труда, характеристиками коллектива, в котором ему придется работать, наличием и содержанием «социального
пакета», предлагаемого работодателем, и др. И здесь особый вес приобретают советы преподавателей, наставников, рекомендации сотрудников специализированных вузовских подразделений по трудоустройству молодежи, максимально сказывается опосредованное влияние корпоративной культуры родного университета и других факторов вузовской среды.
Выбор молодым человеком своей профессии, места работы, должности, конечно,
детерминирован целым спектром факторов. Однако «внутривузовский» фактор имеет решающее значение.
Отсутствие у выпускников
юридических обязательств по
трудоустройству на конкретное предприятие вызывает необходимость активизации деятельности кадровых служб работодателей, нацеленной на формирование системы каналов поиска и привлечения профессиональной молодежи. Среди них одним из основных является организация взаимовыгодного продуктивного партнерства с вузами.
Анализ имеющегося опыта позволяет сделать вывод о том, что оптимальным представляется именно социальное партнерство студентов, вуза и работодателя.
Наиболее оптимальными формами партнерства для нашего вуза являются:
- долгосрочные ознакомительные
программы студентов с отраслью культуры и
другими ведомственными учреждениями нашего профиля;
- научно-исследовательская деятельность по заказу базы практики и работодателей в рамках курсовых и дипломных проектов студентов;
- привлечение ведущих специалистов учреждений-партнеров для чтения лекций, руководства курсовыми и дипломными проектами;
- контрактно-целевая подготовка
специалистов;
- использование производственной,
материально-технической базы партнеров для проведения практических занятий;
- организация временной занятости студентов;
- традиционные формы сотрудничества вуза факультета СКД с работодателями: «День карьеры», круглые столы, конференции, семинары, мастер-классы и др.;
- социологические исследования по закрепляемости выпускников факультета;
- мониторинг востребованности
специалистов отрасли;
- мониторинг карьерного роста выпускников;
- контакты с выпускниками (обратная связь);
- установление личных связей, контактов;
- участие в подготовке и проведении совместных мероприятий с выпускниками;
- научно-исследовательская, учебнотворческая, методическая деятельность по заказу сторон;
Социальное партнерство такого рода, спроектированное для содействия «адресному » трудоустройству молодых специалистов, позволяет: студенту:
• заблаговременно ознакомиться с работой отрасли культуры, условиями труда персонала, спецификой организации деятельности учреждений СКС;
• проходить различные виды учебных практик в профильных учреждениях и в их составе действующих подразделений;
• принимать участие в целевой контрактной подготовке специалистов нужного профиля;
• трудоустроиться еще в период обучения
в вузе (временная занятость) при поддержке выпускающих кафедр вуза и соответствующих подразделений отрасли; вузу:
• гарантированно обеспечить
трудоустройство своих выпускников, чем существенно повысить свой имидж в профессиональной и социальной среде;
• использовать производственную,
материально-техническую базу предприятий-партнеров для прохождения студентами различного вида практик, предусмотренных учебными планами подготовки специалистов, а также для проведения семинарских, лабораторных и других видов занятий;
• привлекать ведущих специалистов предприятий-партнеров для чтения лекций, руководства курсовыми работами, и дипломными проектами, выполняемыми студентами;
• обеспечить внедрение в учебный процесс современных достижений науки, методики, технологий;
• получить дополнительное
финансирование от предприятий-партнеров на нужды реа-лизации целевой контрактной подготовки и развитие собственной материально-техничес-кой базы и т.д.;
учреждения отрасли культуры:
• осуществлять свою деятельность по поиску, привлечению и трудоустройству молодых специалистов на плановой основе, снижая зависимость от изменения ситуации на рынке труда;
• обеспечить формирование сети устойчивых многоуровневых и разноплановых взаимоотношений с подразделениями вузов, а также с потенциальными кандидатами для трудоустройства;
• производить с помощью вуза профильный отбор кандидатов из числа старшекурсников и выпускников вуза для их трудоустройства;
• разрабатывать и реализовывать совместно с вузом программы целевой контрактной подготовки;
• ощутимо уменьшить
продолжительность профессиональной и социально-психологической адаптации
молодых специалистов к условиям труда;
• осуществить с помощью
специализированных молодежных и других средств массовой информации, в том числе финансируемых органами власти
презентацию деятельности отрасли, с целью улучшения её имиджа в глазах общественности.
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой
ответственности. Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанной с основными сферами социума. В условиях современного российского общества, базовым продуктом образования является подготовленность выпускника к реальной проектной деятельности в условиях инновационной экономики. То есть современное высшее профессиональное образования должно быть ориентированно на овладение способами действия
(компетенциями). Именно такое видение легло в основу разработки стандартов третьего поколения. Принципиальными требованиями новых стандартов являются усиления взаимодействия высшей школы с рынком труда, с многообразными социальными партнерами. Предстоит последовательная, систематическая работа по трудоустройству выпускников.
Эти требования актуализируют необходимость стимулирования
существующих пар-тнеров (прежде всего в лице работодателей) и включения их в диалог. В настоящее время важно не только удержание в поле зрения отмеченных форм партнерства, но и создание системы социального партнерства студента, вуза и работодателя.
Литература
1. Хабибуллина Л.К. Содержание деятельности вузы и школы по педагогической профориентации учащихся / Хабибуллина Л.К. - Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров. Вып.5 - Казань, 2005. - С. 217-219.
2. Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность / Терехов П.П. - Казань, 2002. - 144 с.
3. Столяров А. Модели социального партнерства в сфере образования // Человек и труд, 2007. - N°
3.
4. Ганиев Э Р. Социальное партнерство в высшем профессиональном образовании: модели и формы реализации. // Социально-гуманитарные знания, № 6, 2010.