Научная статья на тему 'Основные аспекты развития туристско-рекреационных кластеров на юге России'

Основные аспекты развития туристско-рекреационных кластеров на юге России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КУРОРТЫ / RESORTS / СФЕРА ТУРИЗМА / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM CLUSTER / ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / THE POTENTIAL TOURIST REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведерников Валерий Павлович

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие туристического кластера, отвечающего мировому уровню приводит к качественному изменению сферы туризма в регионах России. В статье рассмотрены основные предпосылки, приводящие к усилению инновационной роли туризма, отмечена необходимость качественного преобразования экономики России, в части повышения инвестиционной привлекательности, увеличения доходов населения, повышения его жизненного уровня, позволяющего активно использовать социально-культурный потенциал Южного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ведерников Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS OF TOURISM AND RECREATION CLUSTER IN SOUTHERN RUSSIA

The relevance of this study is due to the fact that the dynamic development of the tourism cluster, corresponding to world level leads to a qualitative change in the sphere of tourism in the regions of Russia. The article describes the basic premises that lead to the strengthening of the role of tourism innovation, noted the need for a qualitative transformation of the Russian economy, in terms of increasing the investment attractiveness, increase incomes, improve its standard of living, allows you to actively use the social and cultural potential of the Southern region.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты развития туристско-рекреационных кластеров на юге России»

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

УДК 379.85 ББК 75.81 В 26

основные аспекты развития туристско-рекреационных кластеров на юге России

(Рецензирована)

Ведерников Валерий Павлович,

кандидат исторических наук, профессор кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 845 10 01, е-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что динамичное развитие туристического кластера, отвечающего мировому уровню приводит к качественному изменению сферы туризма в регионах России. В статье рассмотрены основные предпосылки, приводящие к усилению инновационной роли туризма, отмечена необходимость качественного преобразования экономики России, в части повышения инвестиционной привлекательности, увеличения доходов населения, повышения его жизненного уровня, позволяющего активно использовать социально-культурный потенциал Южного региона.

Ключевые слова: внутренний туризм, конкуренция, курорты, сфера туризма, туристический кластер, потенциал, туристический регион.

key aspects of tourism and recreation cluster in southern Russia

Vedernikov Valery Pavlovich,

candidate of historical sciences, Professor of the Department of hotel and tourism business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 845 10 01, е-mail: [email protected]

Summary. The relevance of this study is due to the fact that the dynamic development of the tourism cluster, corresponding to world level leads to a qualitative change in the sphere of tourism in the regions of Russia. The article describes the basic premises that lead to the strengthening of the role of tourism innovation, noted the need for a qualitative transformation of the Russian economy, in terms of increasing the investment attractiveness, increase incomes, improve its standard of living, allows you to actively use the social and cultural potential of the Southern region.

Keywords: domestic tourism, competition, resorts, tourism, tourism cluster, the potential tourist region.

Если обратиться к истории, то первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский. Популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

Помимо традиционных факторов - конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств - на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Созда-

ние этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

Следовательно, по М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой произ-

4

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Горизонты новой экономики

водительности, развития инноваций и новых видов бизнеса. Классическими примерами считаются кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия)».

Своим опытом создания туристического кластера делится известный в мире эксперт Торстен Киршнер, директор Карпатского туристического кластера, что находится в Румынии. Он отмечает, что тема создания кластеров - не очень новая: еще лет 10-20 назад подобные объединения появились в США. Правда, это была не туристическая, а производственная кооперация. Кластеры в туризме имеют ряд особенностей. Прежде всего, это связано с тем, что турист должен получить все услуги в одном регионе, где на него «работает» множество разнообразных бизнесов. Гость размещается, питается, посещает магазины, кафе, театры и пр. Все эти кусочки мозаики складываются в единое целое. По мнению эксперта, главное предназначение кластера: получение всеми его участниками дополнительной прибыли. А главная ошибка организаторов туризма в стране - построить дороги и отели и ждать, когда хлынут туристы. Но в случае, если туристы приехали, необходимо их задержать. Условие получения повышенной прибыли - это высокое качество: если турпродукт или его составляющие высокого качества, то можно повышать на них цену. Разумеется, существуют различные кластеры - формальные и неформальные, большие (целая страна) или маленькие (одна деревня). Но существуют и общие черты, позволяющие дать такое определение: кластер - это объединение всех участников туристической цепочки, географически сконцентрированные. Это ассоциация, куда участники привносят только лучшее, что у них есть.

Торстен Киршнер говорит, что когда он пять лет назад приехал в Румынию, то туристический слоган страны звучал так: «Просто удивляет». В это время власти начали разрабатывать новую туристическую стратегию, причем было выбрано три основных приоритета: нетронутая природа, историческая аутентичность и уникальное историческое наследие (не правда ли, очень похоже и на наши «фишки»?). Долго шла разработка нового слогана, и наконец он стал звучать так: «Следуйте в Карпатский сад!». И тогда появилась идея создать в Карпатах крупный межрегиональный туристический кластер. Теперь он успешно работает, и в его состав входят представители 25 различных туристических и околотуристических направлений. Созданы рабочие группы по велотуризму, кулинарному турпродукту, историческим событиям и фестивалям и пр. И каждая из групп разрабатывает всю тури-

стическую цепочку по своему направлению от начала до конца. Членство в Карпатском кластере платное - около 80 евро в год. В качестве примера успешной идеи, которая работает уже не первый год, эксперт назвал проект «Мобильная кулинария». В основе проекта лежит передвижная кухня, которая странствует по всей стране и посещает, к примеру, старинные замки, где проходят различные мероприятия, готовит блюда средневековой кухни, поднимается на вершины гор, спускается в дельту Дуная, принимала участие в «колбасном», «сосисочном» фестивалях и «Охоте за трюфелями». Представители деревни Мотоль немедленно пригласили мобильную румынскую кухню на свой кулинарный фестиваль, и получили предварительное согласие. Продвигают и продают этот турпродукт туристические компании, которые платят кластеру небольшой процент. Второй популярный проект -исторические фестивали, на которые приглашаются клубы из многих стран мира.

Для России создание туристско-рекреационных кластеров является одной из актуальных задач. Наша страна занимает в мировом рейтинге привлекательности туристических стран 59-е место. При этом по природным богатствам наша страна находится на 9-м месте, и представители Всемирной Туристической Организации прямо заявляют, что если бы Россия захотела, то могла бы принимать до 40 млн туристов в год. В Италии, например, ежегодное количество туристов в два раза превышает население страны. В Россию, по последним данным, сегодня приезжает не более 2 млн. человек, главным образом из Европы.

После создания на юге России туристско-рекреационного кластера, отвечающего мировому уровню развития, отечественные курорты, которые не всегда рассматриваются туристами в качестве приоритетного места для отдыха, могут приобрести высокий рейтинг. Майкл Портер, эксперт в области экономической конкуренции, определяет кластер как группу предприятий, которые находятся на смежной территории и взаимодополняют друг друга.

Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда заработала Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018 гг.», на реализацию которой выделено 332 млрд рублей, включая 100 млрд - средства федерального бюджета. Серьезный недостаток этой программы заключается в том, что она не подразумевает развитие транспортной индустрии[3]. В связи с запуском федеральной программы чиновники ринулись создавать туристические кластеры.

В южно-российский туристско-рекреационный кластер, развитием которого занимается

5

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

управляющая компания ОАО «Курорты Северного Кавказа», вошли деcять площадок. Это горные курорты «Лагонаки», «Архыз», «Эльбрус-Безенги», «Мамисон», «Матлас», «Цори», «Армхи», «Ведучи», Каспийский прибрежный кластер и бальнеологические курорты в Ставропольском крае.

Необходимо отметить, что в настоящее время продолжается обсуждение проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Закон проблемный и неоднозначный. Поправки планируются кардинальные, мнение участников рынка крайне необходимо. В пояснительной записке авторы проекта объясняют смысл или причину появления предложенных изменений. Вероятно, кому-то это поможет выработать собственное мнение.

В России общий показатель выездного туристического потока составляет 18 млн. человек в год. При этом региональные туроператоры отправляют на отдых в среднем всего от 1 тысячи до 3 тысяч туристов в год. В 2013 и 2014 годах малые туроператоры из разных регионов РФ ежегодно оплачивали по 100 000 рублей в фонд «Турпомощь».

Климатические условия каждого курорта обладают существенными отличительными особенностями. Неодинаковое высотное положение, разная степень расчлененности рельефа местности, на которой расположены города-курорты, особые сочетания открытых и закрытых участков, характер растительного покрова - вес это порождает заметные различия климатических характеристик для отдельных частей сравнительно небольшой территории юга России.

Например, в Министерстве экономического развития Ставропольского края подведены итоги работы санаторно-курортного и туристского комплексов за 2013 год, после чего было принято решение провести ревизию санаториев Ставрополья.

Также же, отмечено, что в 2013 году туристический поток в Ставропольский край продемонстрировал положительную динамику и составил 1 млн 145 тыс. человек, в том числе 99,6 тыс. человек или 8,7 % от общего турпотока - иностранные туристы.

Стоимость объема услуг, оказанных санаторно-курортными учреждениями, гостиничными предприятиями и туристскими компаниями Ставропольского края, в 2013 году составила около 23,5 млрд рублей (рост - более 12,4 % к 2012 году).

Ставропольский край является лидером в Российской Федерации по объему оказанных санаторно-оздоровительных услуг, доля которого состав-

ляет 17% в объеме санаторно-оздоровительных услуг [4] страны. В 2013 году регион Кавказских Минеральных Вод с целью оздоровления и отдыха посетило 838 тыс. человек.

Услуги по оздоровлению и лечению получили более 60 тыс. человек льготной категории граждан, в том числе 9 тыс. человек - жители Ставропольского края. Кроме того, на курортах Ставрополья оздоровились порядка 60 тыс. детей. В 2013 году в крае введено в эксплуатацию 22 новых курортных объекта на 1742 места размещения, из них два объекта санаторно-курортной направленности.

В настоящее время в крае ведется строительство 32 объектов санаторно-курортного и туристского комплексов, в том числе 24 - на территории Кавказских Минеральных Вод. Общая стоимость проектов в сфере туризма составляет около 15 млрд рублей. Их реализация позволит в ближайшее время. ввести в эксплуатацию около 2000 новых мест размещения на Кавказских Минеральных Водах и создать порядка 1500 новых рабочих мест.

Туристический кластер «Эко-курорт Кавмин-воды» состоит из проекта реконструкции и расширения санатория «Машук Аква-Терм» и проекта создания туристско-рекреационного комплекса «Новопятигорское озеро». Всего на территории региона на постоянной основе действует более 100 маршрутов, список которых ежегодно пополняется.

В настоящий момент также ведется работа по организации экологических троп на территории восьми заказников. Основными проблемами развития санаторно-курортной и туристической отрасли [1] являются ненадлежащее состояние инфраструктуры городов-курортов, износ помещений и оборудования более половины здравниц региона, недостаточный уровень культуры сервиса и гостеприимства, а также отсутствие централизованного продвижения курортов.

Безусловно, необходимо качественное преобразование экономики России, активное повышение инвестиционной активности, увеличение доходов населения и его жизненного уровня, позволяющего многогранно использовать социально-культурный потенциал Кавказских Минеральных Вод. Осуществлению комплексных мероприятий по коренной реорганизации хозяйства городов будет способствовать привлечение средств государственных и общественных организаций, банковских структур, частных инвесторов и иностранных фирм.

В результате принятых на федеральном уровне законодательных актов будет обеспечен благоприятный режим социально-культурного потенциала Кавказские Минеральные Воды, предусматривающий налоговые и таможенные льготы поступление

6

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Горизонты новой экономики

федеральных налогов в бюджет города, льготное кредитование и прочее.

Новая кредитно-финансовая политика позволит привлекать в экономику региона средства от отечественных и зарубежных инвесторов. Инвестиции из федерального бюджета будут направляться на развитие приоритетных направлений комплексов городов (здравоохранение, социальную поддержку, инфраструктуру).

Реализация данного варианта видится весьма перспективной, так как позволит удовлетворить основные жизненные потребности значительной части населения, в том числе в отдыхе и лечении, расширить сферу малого и среднего бизнеса, активизировать предпринимательскую деятельность, создать условия для привлечения инвестиций, позволяющих осуществить частичную реконструкцию социально-культурного потенциала.

В этом варианте развитие социально-культурного потенциала в регионе Кавказских Минеральных Вод будет осуществляться в новых экономических условиях, предопределяющих расширение диапазона курортных услуг и их дифференциации по стоимости, создание сети малых гостиниц, пансионатов, домов отдыха.

Сами учреждения и система обслуживания будут формироваться как цельные архитектурнопространственные системы, имеющие на каждом этапе реализации законченный градостроительный облик, не требующие больших капиталовложений и дающие поэтапно гарантированный экономический и социальный эффект. Проведенные мероприятия предусматривают умеренный рост экономики региона, предполагающий увеличение численности отдыхающих.

На данный момент у России создан имидж сырьевой страны, и необходимо менять представление у иностранцев о наших регионах. Для привлечения туристов нужно развивать транспортную инфраструктуру. Кроме того, нужна экономика событий, то есть организация мероприятий, форумов, съездов, конкурсов, то есть всего того, что может привлечь туристический поток, кроме самой природы и памятников. Приоритетным направление в российском туризме можно назвать развитие информационно-коммуникационных отраслей. Еще одной актуальной темой для российского туризма является развитие систем безопасности, начиная от контроля возникновения техногенных катастроф и заканчивая проработкой безопасности маршрутов туриста.

Следует учитывать такие понятия, как бренд, репутация и имидж [2]. В российских условиях должны присутствовать все три составляющих, если мы уберем хотя бы одну, то эта хрупкая конструкция может рухнуть, и тогда не произойдет тот качественный рывок, на который так рассчитывают чиновники и эксперты в сфере туризма.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ведерников В.П. Деловой туризм как сегмент рынка гостеприимства // Курорты. Сервис. Туризм. - 2014. -№1(22). - С. 30-34.

2. Никитина И.А. Роль социального фактора в увеличении производительности труда// Экономика и предпринимательство. - 2014. - №11-3. - С. 574-576.

3. Кучеренко И.М. Стратегия обучения и развития персонала в сфере гостеприимства // Социально-экономический ежегодник-2014. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - С.164-168.

4. Лазовский В.Ф., Маймула Г.В. Перспективы развития туристического комплекса // Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - С. 48-51.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.