Управление социально-экономическими системами
УДК 64.031:330.322 ББК 65.290.-2.65.441
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
М.Е. Гпущенко
В статье разработан методический инструментарий процесса постановки бюджетирования на предприятиях ЖКХ для повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Описана система взаимосвязанных бюджетов, образующих генеральный бюджет предприятия ЖКХ с учетом отраслевых особенностей функционирования и предложена поэтапная процедура организации работ по постановке бюджетирования.
Ключевые слова: бюджетирование, жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиционная привлекательность, управление, финансовое планирование, контроль, генеральный бюджет, бюджет продаж, бюджет доходов и расходов, бюджет денежных потоков, анализ, исполнение бюджета, бюджетный регламент, бюджетный период, резервы.
Одним из важнейших вопросов социальной и экономической политики государства на сегодняшний день остается реформа жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ). Концепция дальнейшего развития и модернизации отрасли ЖКХ основана на изменении системы финансирования этого сектора экономики. Базовым приоритетом в решении этого вопроса является активное привлечение в сферу ЖКХ ресурсов частного бизнеса. Для обеспечения притока инвестиционных средств в жилищно-коммунальный комплекс необходимо обеспечить повышение инвестиционной привлекательности предприятий через создание прозрачной для собственников и инвесторов системы управления и контроля на предприятиях отрасли.
На сегодняшний день можно выделить два возможных пути преодоления кризиса и развития структуры ЖКХ. Первый подразумевает наращивание производственных мощностей, увеличения численности и квалификации рабочего персонала и требует значительных инвестиций в отрасль [7]. В долгосрочной перспективе в рамках реформирования ЖКХ этот подход представляется единственным возможным способом возрождения нормального функционирования предприятий этого сектора. На данном этапе реформ в условиях недостаточности финансовых ресурсов предприятиям
сферы ЖКХ следует максимально использовать имеющиеся внутренние резервы и реализовывать не самые высокие по себестоимости, но эффективные программы.
Высвобождение внутренних резервов финансирования возможно при внедрении и применении в практике функционирования предприятий жилищно-коммунальных услуг инструментов современного финансового менеджмента. Одним из эффективных инструментов мобилизации внутренних резервов предприятия является бюджетирование. Бюджетирование является важным инструментом управленческого учета, включающим разработку и утверждение бюджетов, организацию текущего контроля их соблюдения, учета и анализа отклонений от бюджетных показателей в целях регулирования деятельности центров финансовой ответственности и организации в целом для достижения намеченных результатов [2].
С внедрением системы бюджетирования на предприятиях ЖКХ можно обеспечить решение ряда задач, а именно:
- повышение финансовой устойчивости предприятия;
- повышение эффективности использования активов и обоснованности выделения финансовых ресурсов по видам хозяйственной деятельности;
- создание основы для реструктуризации хозяйственной деятельности предприятия;
- повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений;
- прогнозирование, моделирование, анализ и оценка различных сценариев изменения финансового состояния предприятия для оперативного принятия решений;
- повышение ответственности персонала структурных подразделений за связанные с их деятельностью финансовые результаты [3].
Внедрение и эффективное использование бюджетирования позволит получать наиболее достоверную и полноценную информацию о финансовом и материальном состоянии предприятия в режиме реального времени, в том числе и для «внешнего» пользователя.
При организации работ по постановке бюджетирования необходимо руководствоваться некоторыми сущностными особенностями этого процесса.
1. Основой постановки бюджетирования является структура предприятия, отражающая все направления и виды деятельности, которыми занимается предприятие.
2. Прежде чем строить полноценную систему бюджетного управления, нужно определить достигаемые ею цели. Они формируются на стратегическом уровне управления, следовательно, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия.
3. При разработке бюджетов необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия. Эти показатели должны быть установлены и связаны со стратегическими целями предприятия.
4. Процессу бюджетирования должны быть приданы не только функции планирования, но и другие функции, присущие любому управленческому процессу: контроль, анализ и регулирование. Если бюджет не функционирует как инструмент контроля и анализа достигнутых результатов, его значение обесценивается.
5. Бюджетирование - это коллективное планирование, в котором участвуют специалисты всех уровней управления. Последовательное согласование планов на всех уровнях организации обеспечит снижение сложности процесса бюджетирования путем его децентрализации (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать его исполнение). Вместе с тем, очень важным для бюджетирования яв-
ляется определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб, отсутствие дублирования в полномочиях.
6. Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно. Утвержденный бюджет всегда является основой для продолжения работы по планированию.
К основным проблемам при внедрении бюджетирования на предприятиях ЖКХ можно отнести:
- отсутствие эффективного механизма планирования и бюджетирования деятельности предприятия: принятая ранее система планирования не подразумевала учет времени движения денежных средств, в некотором случае плановый объем денежных средств за период определялся путем простого деления итоговой суммы планируемой выручки на число месяцев [6];
- отсутствие как таковой «прозрачности» учета;
- отсутствие эффективного взаимодействия между подразделениями предприятия, что сказывается на своевременности, достоверности и качестве предоставляемой информации [1].
Методика организации бюджетирования на предприятии включает разработку целого комплекса направлений:
- форм операционных и финансовых бюджетов центров финансовой ответственности (ЦФО) и организации в целом, образующих в совокупности генеральный бюджет организации;
- методики консолидации бюджетов ЦФО;
- форм отчетов об отклонениях,
- методики анализа отклонений.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии жилищно-коммунальных услуг необходимо создание системы бюджетов предприятия. Сводный (генеральный, общий) бюджет предприятия ЖКХ представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и включает два основных блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов. Третий блок бюджетов - бюджеты нефинансовых показателей и специальные бюджеты - хотя и не основной, но необходимый блок, обеспечивающий максимально верное составление операционных и финансовых бюджетов. Схематично схема генерального бюджета для предприятий ЖКХ представлена на рисунке.
Бюджет общеэксплуатационных затрат
ОПЕРАЩОННЫЕБЩЖЕТЫ
ФИНАНСОВЫЕ БЮДЖЕТЫ
Бюджет Бюджет Бюджет Налоговый
показателей 4- показателей по —► запасов сырья бюджет
по персоналу объему услуг и материалов
Бюджет показателей по потребителям
СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ И БЮДЖЕТЫ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Схема генерального бюджета предприятий ЖКХ
Система операционных бюджетов для предприятий ЖКХ может включать: бюджет продаж услуг, бюджет закупок сырья и материалов, бюджеты прямых затрат (материальных, затрат на оплату труда и прочих), бюджет вспомогательного производства (аварийно-ремонтных служб), бюджеты общеэкплуа-
тационных и управленческих расходов, бюджеты затрат (себестоимости).
Подготовка бюджета продаж услуг - самый ответственный момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления бюджетов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей скажется на всех последующих бюджетах. Во-вторых,
как никакой другой, бюджет продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой - потребителями жилищно-коммунальных услуг.
К началу планового периода предприятие должно заключить договоры на оказание жи-лшцно-коммунальных, бытовых и прочих услуг и сформировать реестр договоров. В этом случае для подготовки бюджета продаж достаточно перенести в него данные из договоров.
Операционные бюджеты консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов, традиционно включающую бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.
Основным документом, на основании которого предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны осуществлять свою деятельность и, следовательно, организовать бухгалтерский и налоговый учет, является Бюджет доходов и расходов. Данный документ составляется, исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств. Какой-либо унифицированной формы бюджета доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми предприятиями, не существует. Форма бюджета, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных разрабатывается, исходя из поставленных задач.
Учитывая наличие многоцелевого бюджетного финансирования в сфере ЖКХ, а в настоящее время и приток финансовых ресурсов с рынка капиталов (кредиты, займы, средства акционеров, инвесторов), активное обновление и модернизацию основных фондов данной отрасли, в систему основных (не вспомогательных - как в других отраслях) финансовых бюджетов необходимо включать бюджет целевого финансирования и бюджет капитальных вложений.
При составлении бюджета целевого финансирования необходимо учесть все источники предполагаемого бюджетного финансирования, которые определяются целевым направлением такого финансирования:
- средства на покрытие убытков от предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
- субсидии малообеспеченным гражданам и льготы отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- средства на возмещение расходов на проведение капитального ремонта жилищного фонда;
- средства на реализацию целевых федеральных, региональных и муниципальных адресных программ, принятых законодательными органами власти.
Бюджет движения денежных средств (бюджет денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути, это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.
Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.
Бюджет движения денежных средств создается на основе бюджета доходов и расходов. Это, в определенном смысле, способ исполнения бюджета доходов и расходов, платежный календарь. В бюджете движения денежных средств освещается решение вопросов с приоритетами оплаты, связываются входящие и исходящие платежи. Бюджет включает график движения (поступления и выбытия) денежных средств и процедуру прохождения платежей.
В качестве исходных данных для планирования притока денежных средств используется прогноз поступления денежной выручки от оказания услуг. Кроме этого, необходимо учитывать возможное погашение реальной к получению дебиторской задолженности.
Планирование оттока денежных средств по основной деятельности зависит от прогноза объема поступившей выручки и прогноза погашения кредиторской задолженности предприятия. При планировании выплат необходимо определить приоритеты в последовательности выплат и строго их придерживаться. В первую очередь это касается выплаты заработной платы, отчислений по налоговым платежам и выплатам во внебюджетные фонды, оплаты или предоплаты за энергоресурсы и т. д. Необходимо также учитывать периодичность и сезонность выплат. Так, заработная плата должна выплачиваться ежемесячно, налоговые выплаты - в зависимости от
вида налога и сроков оплаты, значительная часть оплаты за топливо приходится на 2-3 кварталы, оплата ремонтных работ и материалов для проведения работ по подготовке к зиме начинается со 2 квартала и т. д.
Указанные особенности подготовки бюджета движения денежных средств на предприятиях ЖКХ систематизированы в табл. 1.
Перечисленные виды основных бюджетов позволяют управлять соответственно финансовыми результатами, финансовыми потоками и финансовой устойчивостью, т. е. факторами, определяющими финансовое состояние предприятия.
Обеспечивающими (вспомогательными) бюджетами выступают бюджеты нефинансовых показателей: бюджет показателей по потребителям, бюджет показателей по объему производства услуг, бюджет показателей по персоналу, бюджет запасов материалов. К
специальным бюджетам могут относиться налоговый бюджет и другие бюджеты (например, бюджет использования прибыли). Данный блок бюджетов необходим для подготовки исходной информации основных бюджетов, для точного определения их целевых показателей, нормативов финансового планирования, учета особенностей налогообложения.
Все бюджеты составляются на основе прогноза объема оказания жилищно-коммунальных услуг (бюджет показателей по объему производства услуг). Данный прогноз рассчитывается на основании количественных показателей потребителей жилшцно-комму-нальных услуг. Это объясняется тем, что при оказании жилищно-коммунальных услуг не может быть остатков незавершенного производства и запасов готовой продукции. Услуг должно быть оказано столько, сколько это
Таблица 1
Организация учета источников поступления и направления выплат денежных средств
на предприятиях ЖКХ
Источники входящих и исходящих денежных потоков Рекомендации по учету факторов, необходимых для расчета денежных потоков
По поступлениям денежных средств
1. Потребители услуг (население и предприятия) Учитывается динамика собираемости, сезонность, периодичность, регулярность платежей от населения и юридических лиц за предыдущие годы
2. Возмещение убытков из бюджета При заключении договора с администрацией муниципального образования на возмещение убытков от оказания услуг населению разработать и согласовать график выплаты бюджетных ассигнований
3. Возмещение льгот и субсидий Учитываются данные о выплатах за предыдущий год
4. Погашение дебиторской задолженности Учитывается только реальная к взысканию задолженность
5. Полученные авансы Учитываются данные из заключенных договоров
6. Доходы от прочей деятельности Учитываются данные из заключенных договоров либо данные за предыдущий год (платные услуги населению)
7. Бюджетное финансирование Учитываются данные из договоров, заключенных с администрацией муниципального образования и ГУ ЖКК на выполнение работ по благоустройству и по целевьм программам. Учитывается сезонный характер выполнения работ (необходимость авансирования)
8. Штрафы и пени Учитывается реальная к взысканию задолженность
По выплатам денежных средств
1. Расходы по основной деятельности Учитываются расходы с учетом сезонности оказания услуг по теплоснабжению и выполнению ремонтных работ
2. Расчеты с бюджетом и внебюджетным фондом Учитываются суммы предполагаемых налогов и сроки их оплаты в зависимости от организованного на предприятии налогового учета
3. Расходы от прочей деятельности Учитываются суммы и сроки выполнения работ по заключенным договорам и прочие предполагаемые расходы
4. Выплаты по кредитам и займам Учитываются суммы и сроки выплат, предусмотренные кредитными договорами, заключенными предприятием
необходимо потребителям (с учетом количества потребителей и нормативов потребления). При планировании показателей количества потребителей и объема оказываемых им услуг обычно никогда не возникает проблем, так как значительная часть услуг в сфере ЖКХ оказывается на основе договоров, заключенных на длительный период времени (год и более) [4]. Исходя из указанной специфики производственной деятельности предприятий ЖКХ, бюджет показателей по объему производства услуг, составленный в натуральных единицах измерения, является первостепенным, обеспечивающим составление операционных бюджетов.
Сквозная система бюджетов предприятия ЖКХ, включающая весь набор бюджетных форм, может быть различна и зависит от специфики конкретного предприятия (принадлежности к тому или иному сектору бизнеса в отрасли, количества видов оказываемых услуг, уровня развития организационной структуры).
Немаловажная проблема бюджетирования - корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия оказания услуг, снабжения, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают своё значение.
Следующими важными этапами бюджетирования являются сбор фактической информации и контроль за исполнением бюджета. Исходя из этого, можно констатировать, что наряду с бюджетами необходимыми являются Отчеты об исполнении бюджетов. Отчеты по бюджетам сводят воедино информацию по планированию, учету, контролю и анализу производственной и финансовой деятельности. Отчеты по бюджетам целесообразно составлять ежемесячно, а по некоторым данным - еженедельно. При разработке бюджетных форм следует обеспечить сопоставимость показателей, включаемых в бюджеты, с показателями бухгалтерского финансового и управленческого учета, иначе возникнет проблема получения фактических данных для
формирования Отчетов об исполнении бюджетов.
Действенность бюджетирования во многом определяется соблюдением существенного требования - оперативности. Оперативный отчет об исполнении бюджета должен быть предельно простым и быстросоставимым. Если за источник фактической информации принять данные бухгалтерской службы предприятия, то в этом случае будет исключена оперативность контроля за исполнением бюджета, необходимая для принятия управленческих решений. В связи с этим подразделения должны готовить информацию об исполнении бюджета на основе оперативных данных, в дальнейшем сравнивая их с фактическими данными.
Итоговая форма Отчета об исполнении бюджета, которая заполняется по истечении отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год) и используется для анализа возникших отклонений и разработки бюджета следующего периода, должна быть достаточно подробной и аналитичной, с расчетом не только абсолютных, но и относительных величин. Не менее важен и анализ тенденций (трендов) показателей во времени. Таким образом, в Отчете об исполнении бюджета должны сопоставляться отчетные данные с плановыми величинами и с данными за прошлый год по каждому анализируемому периоду (месяц) и нарастающим итогом с начала года. По результатам такого сопоставления проводится анализ план-фактных отклонений, отклонений от результатов прошлого года, который позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемы в области хозяйственной деятельности, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого центра финансовой ответственности и его руководителей. Анализ исполнения бюджетов позволяет применять систему управления по отклонениям, - когда внимание концентрируется на показателях, которые имеют значительные отклонения от плановых. Анализу также подвергаются различия между бюджетными показателями предприятия и данными предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми данными.
Таким образом, бюджеты предприятий ЖКХ обеспечивают информационную базу анализа включенных в них показателей. В процессе бюджетирования определяется прогнозное финансовое состояние предприятия
через расчет результирующих финансовых показателей (ликвидность, прибыль, рентабельность), а также проводится анализ влияния на финансовое состояние предприятия основных параметров бюджетов и заложенных в них нормативов. Кроме того, бюджетный анализ обеспечивает информационную прозрачность хозяйственной деятельности предприятия, являющуюся важным условием для проявления интереса инвесторов и увеличения инвестиционной привлекательности предприятия.
Для постановки системы бюджетирования необходимым элементом является не только разработка методического инструментария, но и наличие на предприятии основных внутренних регламентирующих организационно-распорядительных документов (Положений, инструкций и т. д.) и формализованных процессов управления (правил и порядка организационных процедур, регламентирующих вопросы бюджетного управления).
Бюджетный регламент представляет собой установленный в организации порядок составления, представления, согласования, консолидации, проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов ЦФО. Бюджетный регламент устанавливает:
1) бюджетный период и подпериод;
2) сроки и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения бюджетов различных видов и уровней;
3) процедуру и методику мониторинга исполнения бюджета и проведения план-факт анализа [5].
Процесс постановки бюджетирования на предприятии ЖКХ может быть условно разделен на несколько этапов. Содержание работ на каждом из этапов представлено в табл. 2.
Внедрение системы бюджетирования -достаточно эффективный инструмент для выявления внутренних финансовых резервов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (принимая во внимание конечность, регулируемость и определенность годовой тарифной выручки для предприятий этой отрасли органами государственной власти).
Постановка и применение на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства системы бюджетирования позволят установить жесткий контроль за поступлением и расходованием средств, выявить возможность совершенствования финансовой работы на предприятии, наметить пути улучшения его финансового состояния, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии и, как результат, - перейти в режим безубыточного функционирования предприятий ЖКХ.
Таблица 2
Поэтапная процедура организации работ по постановке бюджетирования на предприятии ЖКХ
Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии ЖКХ Содержание работ на этапе
Подготовка к внедрению бюджетирования Определение и классификация всех возможных статей доходов и расходов; разделение расходов на условнопеременные и условно-постоянные; определение мест и должностных лиц, осуществляющих первичный учет доходов и расходов; разработка системы показателей деятельности ЦФО
Предварительное финансовое планирование Распределение доходов и расходов по статьям затрат и подразделениям; определение направлений движения денежных средств за месяц
Внедрение системы управления по отклонениям Определение нормативных затрат на единицу услуг (на основании нормативных цен основного сырья и материалов, нормативного количества сырья и материалов, нормативного рабочего времени на оказание услуг, нормативных ставок оплаты труда, нормативных коэффициентов постоянных и переменных общепроизводственных расходов); определение нормативно оправданных расходов по калькуляционным статьям затрат; разработка системы управления отклонениями
Определение финансовой структуры предприятия Определение организационно-управленческой структуры предприятия; определение ЦФО
Окончание табл. 2
Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии ЖКХ Содержание работ на этапе
Предварительная постановка бюджетирования Определение видов, содержания, методики определения показателей и порядка составления операционных, финансовых бюджетов, бюджетов нефинансовых показателей, консолидированных бюджетов и генерального бюджета
Регламентирование бюджетирования Определение бюджетного периода, минимальных бюджетных периодов; установка регламента, порядка разработки, представления, консолидации, корректировки бюджетной отчетности
Разработка системы бюджетного контроля Определение форм контроля за составлением бюджетов, форм отчетов о выполнении бюджетов; установка процедур оценки исполнения бюджета и анализа причин план-факт отклонений
Организация бюджетного процесса Определение служб, участвующих в бюджетировании; распределение их функций и полномочий, сфер ответственности; определение порядка взаимодействия между службами; составление документации, регламентирующей процесс бюджетирования; обучение специалистов навыкам по внедрению и эксплуатации системы бюджетирования
Литература
1. Каменева, Е.А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства / Е.А. Каменева, С.В. Барулин. — М.: Ось-89, 2003. - 189 с.
2. Керимов, В.Э. Управленческий учет: учебник /В.Э. Керимов. - М: Дашков и К, 2003. - 412 с.
3. Мазур, ИИ. Реструктуризация предприятий и компаний: учебное пособие / ИИ Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Экономика, 2003. - 456 с.
4. Титяев, В.И Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие / В.И. Титяев, А.Г. Кислощаев. — Харьков: Вища шк.; Изд-во приХарък. ун-те, 1980. -119 с.
5. Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, ТВ. Сизова, В.В. Гамаюнов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.
6. Черняк, В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие/В.З. Черняк. -М.: КНОРУС, 2007.-392 с.
7. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие/ под ред. Ю.Ф. Симионова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 208 с.
Поступила в редакцию 9 сентября 2008 г.
Глущенко Марина Евгеньевна. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Омского государственного института сервиса, г. Омск. Область научных интересов - финансовый и инвестиционный анализ. Контактный телефон:83812533110.
Glushchenko Marina Eugenievna. Senior Teacher of the Accounting, Analysis and Audit Department of the Omsk State Institute of Service, Omsk. Professional interests: financial and investment analysis. Tel.: +73812533110